Методическая разработка "Практикум для старшеклассников "Цените жизнь"

Профилактика асоциального поведения детей и подростков. Цель практикума: формирование жизнеустойчивых позиций подростков, побуждение к размышлениям о ценности человеческой жизни, выработка умения планировать позитивный образ своего будущего.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

г. Ярцево Смоленской области

Номинация: методические разработки

по профилактике асоциального поведения

детей и подростков

        

Тематическое направление:

профилактика суицидального поведения

Практикум,

направленный на профилактику суицидального поведения

«Просто жить»

Подготовила: Малина Марина Валерьевна

педагог-психолог

2021 г.

Пояснительная записка

Актуальность

        По данным Всемирной организации здравоохранения, нанесение себе травм, включая самоубийства, привело в 2020 году к более 800 тыс. смертельных исходов, из них около 20% пришлось на подростковый и юношеский возраст. Ежегодно около 1000 молодых людей пытаются совершить суицид. По данным регионального бюро ВОЗ, количество самоубийств среди лиц в возрасте в 15-24 лет в последние 15 лет увеличилось в 2 раза; в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах суициды стоят на 2-3 месте.

        В связи с актуально стоящей проблемой подросткового суицида, правительства создают и реализуют нормативно-правовые акты, регулирующие работу различных структур по предотвращению саморазрушающего поведения подростков.

        В достижение цели сохранения жизни детей входит реализация задачи сохранения и укрепления их здоровья. Состояние психофизического здоровья детей зависит от множества факторов, в том числе и не систематической работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

        Комплексное определение здоровья: это относительно устойчивое состояние, в котором личность хорошо адаптирована, сохраняет интерес к жизни и достигает самореализации. Степень адаптированности может быть соотнесена с диапозоном адаптационных стратегий, позволяющих личности успешно решать актуальные задачи, которые ставит перед ней социальное окружение. Они проявляются в 2-х основных сферах:

- адаптированность в сфере «внеличностной» социально- экономической активности, где индивид приобретает знания, умения, навыки, добивается компетентности и мастерства;

- адаптированность в сфере межличностных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально- насыщенные связи с другими людьми и требуется социально- психологическая компетентность, эмпатия, способность к пониманию и сотрудничеству.

        Если в процессе социализации подростка удовлетворяются его потребности, то он адаптируется в социальной среде. Создание условий для максимального удовлетворения потребностей предполагает ориентир на основные принципы аксиологического подхода к социально-педагогической деятельности.

        Аксиологический подход связан с категорией «ценность». В принятых ребенком ценностях одновременно отражаются содержательных характеристики его позиции и поведения, а также его личностные характеристики, связанные с определенными представлениями о себе и возможностях собственного активного проявления в социуме. Ценности не передаются тем же путем, что и знания. «Ценностям нельзя научиться, их нужно переживать» (В. Франкл). Путем принятия конкретных ценностей, их «переживания» определяются выбор личностью социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора. К предлагаемым формам профилактики суицидального поведения подростков относят формирование у обучающихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также формирование индивидуальных приёмов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях.

        Ценностные ориентации имеют особое значение, т. к. они выполняют роль внутренних стимулов и одновременно являются критериями, по которым личность сверяет свое поведение и деятельность.

        Сформированные жизненные цели обучающихся и черты совершенствующейся социально адаптированной личности способствуют усилению защитных механизмов и ослабляют механизмы, провоцирующие суицидальное поведение. Напротив, дефицит высших смыслообразующих и жизнеутверждающих ценностей, духовный кризис личности может быть причиной отклоняющегося поведения. По некоторым данным, формирование мировоззрения завершается к 24-30 годам, поэтому целенаправленная работа в форме занятий с элементами тренинга поможет в формировании возрастных психологических новообразований старшего подросткового и юношеского возраста.

        До 13-летнего возраста суицидальные попытки практически не встречаются. Начиная с 14-15 лет эта активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19 годам. Исходя из вышесказанного, можно определить возрастную группу, с которой проводится занятие-практикум по профилактике суицидального поведения – обучающиеся  14- 17 лет.

        К сожалению, в современных школьных программах практически нет специальных занятий, посвященных формированию жизни как основной ценности. Вместе с тем направленное повышение социальной адаптированности школьников, их обучение способам успешной социализации позволили бы избежать многих проблем девиантного поведения. Проведение подобных занятий-практикумов входит в первичную профилактику, т. е. предполагает работу со всеми подростками, вне зависимости от того есть у них признаки суицидального поведения или нет.

Цели:

  • профилактика подросткового суицида;
  • формирование жизнеустойчивых позиций у подростков;
  • побуждение к размышлениям о ценности человеческой жизни и неповторимости своей собственной;
  • выработка умения планировать позитивный образ своего будущего.

Задачи:

  • сформировать отношение к жизни как к ценности;
  • научить обучающихся воспринимать жизненные трудности, сопровождающиеся различными эмоциями и переживаниями; 
  • ориентировать обучающихся на позитивные стороны жизни, успех и доброе отношение к окружающим; 
  • активизировать подростков к продуктивному мышлению, анализу;
  • воспитывать чувство толерантности и ответственности за свои поступки.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся овладеют следующими компетенциями:

- знания о ценности здоровья, жизни человека;

- знания об эффективных способах поведения, решения проблем;

- умение принять себя и жизнь;

- навыки рефлексии, осознания себя;

- социальные навыки, способствующие эффективному взаимодействию с окружающими;

- навык решения собственных проблем.

Используемые технологии

  • информационно-коммуникативные технологии: технология эффективных коммуникаций (сторителлинг); компьютерная презентация;
  • здоровьесберегающие технологии (арт-терапия)
  • развивающего обучения (Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.З. Зака)
  • знаково – символических средств (Венгера, Суворова);
  • технологии деятельностного метода (технология сотрудничества);
  • технология коучинга (стратегия «мозговой штурм», визуализация будущего);
  • технология развития критического и творческого мышления.
  • модель GROW (создание доверительной атмосферы: методика сильных и открытых вопросов, активное слушание, обратная связь).

Форма работы: групповая (практикум с элементами тренинга).

Методы, используемые на занятии:

притчи,

проективные методики,

тренинговые упражнения,

составление рекомендаций,

дискуссия;

рефлексия.

Сведения о практической реализации практикума в образовательной организации:                практикум проводился 13.05.2021 года, с обучающимися (7- 10 классов) творческих объединений Центра детского творчества.

Необходимые технические средства и наглядность:

презентация; музыкальное сопровождение;

ноутбук, проектор, мульдимедийная доска;

мел, бумага А4, ватман;

два письма в конвертах (одно письмо написано мальчиком, второе письмо написала девочка);

листочки, ручки по числу участников;

видеоролик «Просто жить» (Игоря Матвиенко);

бланки для упражнения «Мой личный герб»;

плакат «Дерево жизни»;

клейкие листья для дерева.

Содержание

Вступительная беседа.

 - Добрый день! Сегодня мы с вами поговорим о том, что является ценным и дорогим для человека, для каждого из вас. Я думаю, что нет на планете человека, который не хотел бы быть счастливым и успешным.

- Интересное существо — человек: вместо того, чтобы радоваться и быть благодарным за то, что у него есть, он считает это само собой разумеющимся и грустит о том, чего у него пока нет. Получив это, он, не успев поблагодарить, сразу начинает грустить о следующем. Нам всегда кажется, что наша жизнь – там, где нас ещё нет, наша жизнь в том, чего мы ещё не можем себе позволить.

         

Давайте задумаемся: МЫ ДОЛЖНЫ ЦЕНИТЬ ЖИЗНЬ!

  -Как вы думаете, что является ценным для человека? (ответы обучающихся) 

  - Предлагаю вам выполнить упражнение  «Хлопните в ладоши те, кто ценит…»

Хлопните в ладоши те, кто ценит … (дружбу, деньги, жизнь, любовь, семью, свободу, власть и т.д.).

-Ребята, а что же мы вкладываем в само понятие жизнь? (ответы обучающихся)

 – Спасибо за ваши ответы, а сейчас я вам предлагаю раскрыть понятие жизни таким образом: на доске вертикально написано слово «ЖИЗНЬ», напротив каждой буквы вам необходимо добавить термины и значения, которые характеризуют жизнь во всех ее оттенках. 

Ж - желания, жалость,

И - интересы, искусство, игра, идеал, извинения, изменения,

З - знания, здоровье, завороженный, заинтересованный,

Н - надежда, нужда, напоминание, народ,

Ь – любовь, любить, страдать, жить.

        (Ребята называют значения, педагог дописывает напротив каждой буквы. Например: Ж – желания, жалость; И –  интересы, искусство, игра, идеал, извинения, изменения; З –  знания, здоровье, завороженный, заинтересованный; Н –  надежда, нужда, напоминание, народ; Ь – любовь.)

 — Посмотрите, что у нас получилось, мы можем сделать вывод, что жизнь очень разнообразна и многогранна, она включает в себя различные ситуации и оттенки. Как положительные, так и отрицательные. Все вы, наверное, слышали фразу «Жизнь полосатая, как зебра». Что значит эта фраза? Назовите, пожалуйста, светлые и темные оттенки жизни. 

         (Обучающиеся называют ситуации и их оттенки)

(Во время ответов ребят на слайдах демонстрируются люди в различных жизненных ситуациях: веселые, грустные, удивленные и т.д.)

 -Очень важно каждому из нас научиться превращать темные оттенки в светлые и выделять те моменты, благодаря которым мы становимся интереснее, сильней, успешней.

Основная часть

«Как преодолеть жизненные трудности»

 —  У меня в руках два письма, одно письмо написано мальчиком 14 лет, у которого полноценная семья, хорошее здоровье и неплохие успехи в школе.

А второе письмо написала девочка того же возраста, только врачи поставили ей страшный диагноз – РАК.

Я вам хочу зачитать их.

 

Письмо мальчика: «Мне кажется, что меня вообще никто не понимает, не любит. Я никому не нужен. Дома родители только и говорят: «Ты должен»: должен хорошо учиться, помогать по дому, хорошо себя вести, вырасти хорошим человеком, а сами, чуть что: «Не лезь, ты ничего не понимаешь, это тебе еще рано», а то кричат и ругаются. Есть у меня друг, но он теперь не друг, а предатель: я ему рассказал, что мне нравится одна девушка, а он рассказал всем, теперь все надо мной издеваются, и эта девчонка тоже издевается. Я вообще не хочу жить, лучше умру. Тогда все они узнают, все они пожалеют, только будет уже поздно».

 

Письмо девочки: «Меня зовут Юлия. Три года я больна раком. С того момента, когда медицина отобрала у меня последнюю надежду, я жду смерти. Часто, когда уже нет сил, сквозь слезы я разговариваю с Богом. Только ему я могу выразить все, что чувствую. Сейчас сижу возле компьютера, и я просто ВНЕ СЕБЯ ОТ ЯРОСТИ! Хожу по этим разным блогам и читаю, как они не хотят жить!! Люди!!! Хотите я с вами поменяюсь!??? Сегодня ко мне приходил мой классный руководитель. Рассказывал о друзьях, подругах, о школе. Лучше бы он совсем не приходил. Как я им завидую. Завидую, что они могут ходить в школу, на танцы, кататься на велике, а больше всего, того, что они могут жить. Сегодня хочу попробовать улыбнуться маме. Так мало улыбок я ей дарю. Знаю, что это приносит ей огромную радость. Мне так трудно принять факт, что скоро меня не будет. Что не посмотрю уже в окно. Не посижу  на балконе. Не обниму маму, не увижу это ясное солнышко, не услышу пение птиц. Я просто хочу жить».

 — Как вы думаете, кто из ребят выстроил неправильное отношение к жизни, к ее проблемам и ценностям? (ответы)

 — Я предлагаю вам, ребята, разбиться на 2 группы, и обсудить, как помочь нашим ребятам в сложившейся ситуации, как поддержать их. Первая группа анализирует письмо мальчика, вторая группа – письмо девочки. Пока будет звучать музыка, вы в течение 5-7 минут изложите на бумаге свои обращения (можно с советами, рекомендациями, видением ситуации).

         После этого одному или нескольким членам каждой команды предлагается зачитать свои способы поддержки.

(Ответы детей)

Просмотр видеоролика «Просто жить»

         На Первом канале несколько лет назад стартовал проект Игоря Матвиенко «ЖИТЬ» Известные музыканты призывают не отчаиваться тех, кто оказался в беде. Всегда рядом есть, кому подставить плечо, помочь взглянуть на мир по-новому. Истории людей, которые, несмотря ни на что, нашли в себе силы радоваться жизни. Превозмочь, преодолеть, перебороть, чтобы жить. 

        - Ребята, какие чувства и эмоции вызвало у вас это видео? (обсуждение видео)

 Упражнение «Мой личный герб»

        - На сегодняшнем занятии нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, — создать для себя герб. Герб – это эмблема, наследственный опознавательный знак государства, города, сословия, сочетание фигур и предметов, которым придается символическое значение, выражающее отличительные традиции и особенности владельца. Основой герба служит щит. И не зря: щит — это защита, помощник в трудную минуту. Сегодня каждый из вас сделает для себя герб.

        Для этого вы получите листы с основой герба. Он разделен на пять частей. В первой вам надо изобразить то, что вы умеете делать лучше всего.

Во второй — место, где вы чувствуете себя хорошо: уютно и безопасно.

В третьей — самое большое свое достижение.

В четвертой — трех человек, которым вы можете доверять.

Все это вы можете изобразить с помощью слов, картин, символов, рисунков.

А в пятой напишите три слова, которые хотели бы услышать о себе.

        Участникам раздаются бланки с заготовками гербов или они рисуют свой вариант. Внутри герба ребятам предлагается попытаться изобразить свои важные жизненные ценности (внутреннее содержание жизненных сфер). Внизу под гербом предлагается подобрать надпись (это может быть слово или фраза), отражающую в очень короткой форме ценности, принципы, жизненную позицию подростка.

        По окончании упражнения, участникам предлагается рассказать о своем гербе и ответить на вопросы: что он изобразил на своем гербе и почему именно эти ценности для него важны.

        Обсуждение:

        - Какие впечатления?

        - Что больше всего запомнилось? Что нашло отклик в душе и показалось значимым? (именно для Вас)

        - Что помогало при выполнении задания?

        - Как можно использовать это в нашей жизни?

         - Никому не помешает иметь свой личный герб, пусть даже он известен лишь одному его владельцу. В трудные жизненные моменты, вспомнив про герб, можно вспомнить про всё самое важное, всё самое ценное, что есть в вашей жизни. Это поможет сделать выбор в критическую минуту, собрать всю свою волю в кулак.

Упражнение «Дерево жизни»

 —  Ребята, вы наверно заметили, что у нас в кабинете стоит интересное дерево, но оно пока безжизненно, без лепестков. Дерево оживет тогда, когда каждый из вас напишет на своем листочке, слова благодарности жизни, т.е. за что вы любите эту жизнь, какие ценности есть у вас (друзья, семья, любимые занятия и т.д.).

 —  Сейчас у нас получилось пышное, нарядное, полное жизни дерево. Еще издавна люди предавали деревьям большое значение, повязывая на него ленточки, в надежде, что их желание непременно сбудется. Я вам желаю, чтобы ваши мечты непременно сбылись, но помните, что ваш успех и ваше счастье непременно находится в ваших руках.

Притча «Всё в наших руках».

        Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Итог занятия

Рефлексия

- Наше занятие подошло к концу. Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов:

 -  Что вызвало у вас восхищение, грусть, взаимопонимание, раздражение?

- Что нового вы открыли для себя в окружающих людях, родителях, окружающей жизни благодаря занятию?

- Что полезного узнали?

- Цените и любите свою жизнь, не забывайте благодарить её и своих родителей за каждый прожитый день!

Учебно-методическое обеспечение методической разработки

Опросник суицидального риска (ОСР)

(модификация Т.Н. Разуваевой)

Цель:  диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса.

Методика применяется в случае, если на основе предшествующего наблюдения (исследования) была выявлена высокая вероятность суицидального поведения. Тестированию должна предшествовать беседа, в ходе которой взрослый должен проявить максимум внимания и сочувствия.

Инструкция: Я буду зачитывать утверждения, а Вы в бланке для ответов ставить в случае согласия с утверждением «+», в случае несогласия с утверждением «-».

Текст опросника

  1. Вы все чувствуете острее, чем большинство людей.
  2. Вас часто одолевают мрачные мысли.
  3. Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.
  4. В случае неудачи Вам трудно начать новое дело.
  5. Вам определенно не везет в жизни.
  6. Учиться Вам стало труднее, чем раньше.
  7. Большинство людей довольны жизнью больше, чем Вы.
  8. Вы считаете, что смерть является искуплением грехов.
  9. Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни.
  10. Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.
  11. Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам дружелюбнее, чем Вы ожидали.
  12. Вы считаете себя обреченным человеком.
  13. Мало кто искренне пытается помочь другим, если это связано с неудобствами.
  14. У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.
  15. Человек, который вводит других в соблазн, оставляя без присмотра ценное имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество похищает.
  16. В Вашей жизни не было таких неудач, когда казалось, что все кончено.
  17. Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.
  18. Вы считаете, что всегда нужно вовремя поставить точку.
  19. В Вашей жизни есть люди, привязанность к которым может очень повлиять на Ваши решения и даже изменить их.
  20. Когда Вас обижают, Вы стремитесь во что бы то ни стало доказать обидчику, что он поступил несправедливо.
  21. Часто Вы так переживаете, что это мешает Вам говорить.
  22. Вам часто кажется, что обстоятельства, в которых Вы оказались, отличаются особой несправедливостью.
  23. Иногда Вам кажется, что Вы вдруг сделали что-то скверное или даже хуже.
  24. Будущее представляется Вам довольно беспросветным.
  25. Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным путем.
  26. Будущее слишком расплывчато, чтобы строить серьезные планы.
  27. Мало кому в жизни пришлось испытать то, что пережили недавно Вы.
  28. Вы склонны так остро переживать неприятности, что не можете выкинуть мысли об этом из головы.
  29. Часто Вы действуете необдуманно, повинуясь первому порыву.

Обработка результатов. 

По каждому субшкальному диагностическому концепту подсчитывается сумма положительных ответов. Ответу «да» начисляется 1 балл. Количество утверждений по каждому фактору принимается за 100%. Количеств баллов переводится в проценты. Делается вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и конкретных факторах суицидального риска.

 Субшкальный диагностический коэффициент

Номера суждений

Демонстративность

12, 14, 20, 22, 27

Аффективность

1, 10, 20, 23, 28, 29

Уникальность

1, 12, 14, 22, 27

Несостоятельность

2, 3, 6, 7, 17

Социальный пессимизм

5, 11, 13, 15, 17, 22, 25

Слом культурных барьеров

8, 9, 18

Максимализм

4, 16

Временная перспектива

2, 3, 12, 24, 26, 27

Антисуицидальный фактор

19, 21

Содержание субшкальных диагностических концептов

Демонстративность. Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как «шантаж», «истероидное выпячивание трудностей», демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как «крик о помощи». Наиболее суицидоопасно сочетание с эмоциональной регидностью, когда «диалог с миром» может зайти слишком далеко.

Аффективность. Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте - аффективная блокада интеллекта.

Уникальность. Восприятие себя, ситуации, и, возможно, собственной жизни в целом как явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности, суицид. Тесно связана с феноменом «непроницаемости» для опыта, т.е. с недостаточным умением использовать свой и чужой жизненный опыт.

Несостоятельность. Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, «выключенности» из мира. Данная субшкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность выражает интрапунитивный радикал. Формула внешнего монолога – «Я плох».

Социальный пессимизм. Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. В отсутствие Я наблюдается экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога «Вы все недостойны меня».

Слом культурных барьеров. Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. В крайнем варианте - инверсия ценности смерти и жизни. В отсутствие выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об «экзистенции смерти». Одна из возможных внутренних причин культа смерти - доведенная до патологического максимализма смысловая установка на самодеятельность: «Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования».

Максимализм. Инфантильный максимализм ценностных установок. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.

Временная перспектива. Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем.

Атисуицидальный фактор. Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снимает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.

Список источников

  1. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
  2. Борщевицкая Л. Психологический час «Как научиться жить без драки» // Школьный психолог, 2006, №10.
  3. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков «В чем смысл жизни» // Школьный психолог, 2005, №5.
  4. Евграфова Т. У нас новенький!// Школьный психолог, 2005, №20.
  5. Иванова В. Сердце// Школьный психолог, 2004, №17.
  6. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2.
  7. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
  8. Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 2018. - 797 с.
  9. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 2019.
  10. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С - П , 2018. - 176 с.
  11. Стишенок И. Друзья // Школьный психолог, 2010, №19
  12. Стишенок И. Две планеты // Школьный психолог, 2010, №20
  13. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
  14. Стебенева Н, Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ «Путь к успеху»// Школьный психолог , 2008, №14
  15. Тимашова Л. Открытка от одиночества // Школьный психолог, 2003, №39
  16. Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
  17. Фесенко Н, Олейко Н. Акция «Письмо матери»// Школьный психолог, 2008, №16
  18. Фалькович Т. А., Высоцкая Н. В., Толстоухова Н. С. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. - М.: ВАКО, 2019. - 256 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  19. Шашкова З. Ты и я - такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет // Школьный психолог, 2002, №11.

Приложения

Упражнение «Мой герб»

        Во второй половине XV века крестоносцы в Европе стали использовать специальные эмблемы для обозначения своего положения в обществе. Люди знатного происхождения гордились своими гербами. Гербы не только обозначали индивидуальность того или иного человека, качества его характера, его успехи и привилегии его семьи, но и говорили о его происхождении. Для распознавания воина щиты покрывали яркими красками (эмалями), украшали деталями. Основой герба служит щит. И не зря: щит — это защита, помощник в трудную минуту. Сегодня каждый из вас сделает для себя герб.

        Для этого вы получите листы с основой герба. Он разделен на пять частей. В первой вам надо изобразить то, что вы умеете делать лучше всего.

Во второй — место, где вы чувствуете себя хорошо: уютно и безопасно.

В третьей — самое большое свое достижение.

В четвертой — трех человек, которым вы можете доверять.

Все это вы можете изобразить с помощью слов, картин, символов, рисунков.

А в пятой напишите три слова, которые хотели бы услышать о себе.

Время на работу — 15 минут.

Участникам дается время на создание собственного герба. По желанию участники рассказывают о том, что у них получилось. Обсуждение.

Психолог:

Каждому из нас надо помнить, что, герб, который вы изготовили, поможет вам:

— когда вам скучно, вспомнить те дела, которыми можно заняться;

— когда одиноко, подумать о тех людях, к которым вы можете прийти и поделиться своими мыслями;

— стать более уверенными, вспомнив свои достижения, и задуматься о том, чего еще вы можете достигнуть;

— мысленно представив то место, в котором вам уютно и хорошо, отдохнуть и успокоиться;

— когда же бывает горько, обидно, страшно, тревожно, для поддержания духа вспомнить и произнести вслух три слова, которые вам хотелось бы слышать о себе.

Рекомендации мальчику

  1. На самом деле, ты можешь справиться с этим состоянием. Если ты задумываешься над своей проблемой, значит, и можешь ее решить.
  2. Тебе нужен разговор со взрослым авторитетным для тебя человеком, к мнению которого ты прислушаешься. И ты поймёшь, что, другие люди тоже были в аналогичной ситуации.
  3. Ты должен знать, что почти у каждого подростка наступает период сомнений в себе, даже если он старается этого не показывать. Если ты сам себе по какой-то причине не нравишься, то сразу делаешь вывод: «Я себя не одобряю, значит, и другие тоже. Меня никто не любит...» Получается, что ты забросил свои увлечения, от всех отдалился. Родители кажутся тебе назойливыми, недоброжелательными, а их забота только мешает или даже раздражает. Поэтому ты и чувствуешь себя ненужным и винишь в этом окружающих. Особенно если твои друзья испытывают тоже самое!
  4. Пойми, что тебя любят! Однако возможно, что ты сам неосознанно отвергаешь любые проявления заботы и внимания от близких людей. 
  5. Но чтобы ситуация твоя исправилась, а твои переживания не были столь горькими, ты должен поработать и над собой.
  6. Перестань быть нелюдимым и отгораживаться от других людей, от друзей. Если ты хочешь нравиться людям, нужно быть любезным и доброжелательным! Даже если тебе не очень хочется. Это необходимо при любом общении и в любом возрасте. Заставь себя, например, здороваться с соседями по утрам или говорить комплименты знакомым.  Тем самым ты даришь человеческое тепло, в котором нуждается каждый. Сделай что-то приятное для родителей. Например, помоги им чем-нибудь. И они тебе тоже будут благодарны. Таким образом, ты сможешь почувствовать их заботу и любовь.
  7. Перестань постоянно жалеть себя. Даже если есть повод для этого, помни, что вечное нытье вызывает у людей желание держаться от тебя подальше.
  8. Прояви силу воли. Заставляй себя говорить «да», если предложение тебе нравится, но требует от тебя усилий... Не бойся открыть свой внутренний мир, оказаться на что-то способным, сделать шаг навстречу людям. Но без колебаний отвечай «нет», если ты действительно не хочешь что-либо делать. 
  9. А если ты хочешь с кем-нибудь поговорить о трудностях, которые ты испытываешь, нужно правильно построить беседу. Вместо того чтобы обвинять: «Вы меня не любите! Вы меня не понимаете!», можно сказать: «Я чувствую себя отчужденно» или «Я не могу подобрать нужные слова». Вполне вероятно, что окружающие чувствуют то же самое и так же боятся в этом признаться. А услышав это от тебя, вы сможете найти общий язык и поговорить о том, что тебя волнует.
  10. Обязательно займись для себя каким-то интересным тебе делом. Подумай, что может тебя увлечь так, что ты забудешь вовремя пообедать? Что тебе больше всего нравится делать? Может быть, это конструирование чего-то из множества деталей? А может быть, тебя интересуют автомобили? Или ты давно мечтаешь стать футболистом? Если дело по душе ты уже нашел, смело погружайся в него, изучай, создавай. В любом таком занятии найдутся единомышленники, которым ты будешь интересен, а им будет приятно общаться с тобой.
  11. И, конечно, не забывай, что самые близкие для тебя люди - это твои родители. Они тебя любят и всегда готовы поддержать в трудную минуту, если даже тебе и кажется, что сейчас они тебя не понимают. Попробуй сам проявлять любовь к ним, и ты сразу почувствуешь ответное чувство.
  12. Удачи тебе, настойчивости и хорошего настроения! У тебя обязательно все получится!

Рекомендации девочке

  1. Психологический настрой: верить в чудо, в выздоровление, всегда помнить, что болезнь – это не только физический, но и психологический процесс.
  2. Поговорить о своих страхах с Богом, прийти к вере.
  3. Стараться общаться с позитивными людьми, избегать пессимистичных людей.
  4. Поговорить с Батюшкой из церкви по поводу своих страхов.
  5. Написать письмо самому себе, письмо родителям, друзьям.
  6. Вести дневник, куда записывать свои переживания, мысли, чувства, эмоции.
  7. Рисовать…, заниматься своим любимым делом.
  8. Пересмотреть свои любимые фильмы.
  9. Читать побольше позитивной литературы со случаями исцеления.
  10. Смотреть любимые фильмы, видеоролики.
  11. Сделать то, о чём давно мечтала, но не решалась (признаться в любви, осуществить своё желание…).
  12. Попросить прощения у близких и друзей.
  13. Побольше общаться с домашними животными (они дают положительную энергетику).
  14. Общаться на форуме единомышленников; найти «соратников», с кем можно обсудить свои чувства, боль.
  15. Быть смелее…
  16. Поработать с психологом.
  17. Обратиться за поддержкой в реабилитационный центр, в организацию типа «Вместе ради жизни» (за социальной и психологической помощью).
  18. Помочь ещё кому-то: самой ухаживать за кем-то, например, взять шефство над котами, которые живут во дворе дома…