Изучение педагогического опыта по использованию активных методов обучения на уроках в начальной школе

Юлия Алексеевна Шевченко
На данный момент, в современном обществе значительно и динамично меняется характер взаимодействия между участниками образовательного процесса, в данном случае – учителя и обучающегося, где учитель является организатором учебно-воспитательного процесса, а обучающийся его субъектом. Происходит переход от обучения фактическим и общеизвестным знаниям к самостоятельному осмыслению событий, а также, приобретению жизненноважных навыков. У обучающегося формируется познавательная деятельность. Он учится и, самое главное, хочет учиться чему-то новому, используя ранее накопленные знания и опыт: свой или чужой. Педагог вполне способен раскрыть внутренние резервы обучающегося, используя в своей профессиональной деятельности активные методы обучения, что должно помочь ребенку самостоятельно оценивать свои способности и возможности. Использование активных методов обучения дает возможность к активному самопознанию, самовыражению, и, что не менее важно, формирует коммуникативные навыки еще с раннего детства, тем более, давно известно, что до 70% личностных качеств складывается в начальной школе. Это особенно важно, поскольку такие навыки подразумевают под собой желание не только лишь обмена информацией, но и социального общения. Развитые коммуникативные навыки путем использования активных методов обучения на уроках в начальной школе обеспечивают внутреннюю уверенность, способность самостоятельно найти один или несколько путей решения в любой жизненной ситуации, а также, они способствуют успешному межличностному взаимодействию. Учителю необходимо не только донести материал, но и научить ребенка учиться и самостоятельно мыслить. Этому могут способствовать активные методы обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство просвещения  Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»

Анапский филиал

Регистрационный №________________________________________________

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

                           (шифр)                         (название)

Студент       Шевченко Юлия Алексеевна                Курс         2  

        КУРСОВАЯ РАБОТА

ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Дата выполнения «         »                                 2020 г

Преподаватель – рецензент           Гомзякова Наталья Николаевна

Результат выполнения (оценка)

Подпись преподавателя – рецензента        

Анапа

2020


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

6

1.1.

Понятие активных методов обучения

6

1.2.

Характеристика основных активных методов обучения

11

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

15

2.1.

Характеристика базы изучения педагогического опыта

15

2.2.

Основные направления работы учителя по использованию активных методов обучения на уроках в начальной школе (на примере МОАУ СОШ № 13 г. Нефтекамска, Республики Башкортостан)

18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

26


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. На данный момент, в современном обществе значительно и динамично меняется характер взаимодействия между участниками образовательного процесса, в данном случае – учителя и обучающегося, где учитель является организатором учебно-воспитательного процесса, а обучающийся его субъектом.

Происходит переход от обучения фактическим и общеизвестным знаниям к самостоятельному осмыслению событий, а также, приобретению жизненноважных навыков.

У обучающегося формируется познавательная деятельность. Он учится и, самое главное, хочет учиться чему-то новому, используя ранее накопленные знания и опыт: свой или чужой.

Педагог вполне способен раскрыть внутренние резервы обучающегося, используя в своей профессиональной деятельности активные методы обучения, что должно помочь ребенку самостоятельно оценивать свои способности и возможности.

Использование активных методов обучения дает возможность к активному самопознанию, самовыражению, и, что не менее важно, формирует коммуникативные навыки еще с раннего детства, тем более, давно известно, что до 70% личностных качеств складывается в начальной школе.

Это особенно важно, поскольку такие навыки подразумевают под собой желание не только лишь обмена информацией, но и социального общения. Развитые коммуникативные навыки путем использования активных методов обучения на уроках в начальной школе обеспечивают внутреннюю уверенность, способность самостоятельно найти один или несколько путей решения в любой жизненной ситуации, а также, они способствуют успешному межличностному взаимодействию.

Учителю необходимо не только донести материал, но и научить ребенка учиться и самостоятельно мыслить. Этому могут способствовать активные методы обучения.

Степень разработанности темы исследования. Разработкой путей развития познавательной деятельности занимались такие выдающиеся ученые как А.В. Занков, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский.

Больший вклад в проблему использования активизации познавательной деятельности обучающихся внесли ученые: О.А. Нильсон, А.М. Смолкин, К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев.

Объект исследования – использованию активных методов обучения в школе.

Предмет исследования – педагогический опыт по использованию активных методов обучения на уроках в начальной школе.

Целью работы является изучение педагогического опыта работы учителя по использованию активных методов обучения на уроках в начальной школе.

В соответствии с этим задачами, стоящими перед нами в процессе выполнения работы являются следующие:

  1. Проанализировать понятие активных методов обучения.
  2. Рассмотреть характеристики основных активных методов обучения.
  3. Ознакомиться с характеристикой базы изучения педагогического опыта.
  4. Проанализировать основные направления работы учителя по использованию активных методов обучения на уроках в начальной школе (на примере МОАУ СОШ № 13 г. Нефтекамска, Республики Башкортостан).

Методы исследования: анализ документов, методических материалов, научных работ педагогов, психолого-педагогической литературы, синтез (логическое соединение выдержек из разных источников), обобщение и конкретизация анализируемого материала.

База исследования: средняя общеобразовательная школа № 13 г. Нефтекамска, Республики Башкортостан.

Исследование проведено в период с февраля по май 2020 года.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в деятельности учителя начальных классов.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения и списка литературы.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  1. Понятие активных методов обучения

Важнейшей целью начального образования является приобщение детей к познанию. Наша задача состоит непосредственно в необходимости научить детей учиться. Но главная проблема заключается в том, что не все преподаватели ознакомлены с понятием активных методов обучения, ведь именно их правильное использование лежит в реализации целей развивающего обучения младших школьников.

Методом в педагогике называют упорядоченную деятельность педагога и обучающихся, направленную на достижение заданной цели обучения [14]. Иными словами, методами можно назвать совокупность различных способов и путей для достижения целей и решения образовательных задач, которые, в свою очередь, направлены на усвоение учителем компетенций для умения направить мысли обучающихся в нужное русло, при том, следуя алгоритму, для достижения необходимого результата.

Активность в обучении – это принцип, который требует от преподавателя таких методов и форм организации учебно-воспитательного процесса, которые формируют такие личностные качества, как самостоятельность и инициативность, именно в образовательном аспекте. То есть они способствуют прочному и глубокому усвоению знаний, как методических, так и практических, а также, выработке соответствующих умений и навыков.

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского и других. Из числа отечественных психологов к идее активности в разное время обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и другие.

Активные методы обучения (АМО) стали широко распространяться еще в 60-х годах XX века знаменитыми российскими учеными А.М. Смолкиным, А.А. Вербицким, В.И. Рабальским, Л.С. Выготским и т.д. Даже по сей день ведутся разработки для совершенствования этих методов.

По мнению А.М. Смолкина, активными методами обучения называются различные способы активизации научной и познавательной деятельности обучающихся. Именно благодаря этим способам у обучающихся резко усиливается побуждение к активной мыслительной и учебно-познавательной деятельности в процессе овладения материалом, при котором активны такие участники образовательного процесса, как учитель и обучающиеся путем их взаимодействия [17].

Ю.Н. Емельянов использует такой термин как «активные методы обучения» для характеристики особой группы методов, которые используются в системе социально-психологического обучения. Они построены на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других) [7].

Стоит заметить, что активными являются не методы, а активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную, закономерную деятельность обучающихся по наработке и совершенствованию собственного опыта, в том числе и компетентности.

При использовании активных методов обучения меняется роль обучающегося, то есть из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Новая роль и свойственные ей характеристики позволяют формировать активную личность, которая обладает всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека, который хочет и может совершенствоваться.

Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая непосредственно направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством комплексного и структурированного использования как организационно-управленческих средств, так и дидактических.

Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления учебным процессом в целом.

Обучение с применением активных методов обучения не выступает как исключительная обязанность и право педагога (обучающего). Здесь обучение - результат встречной активности группы обучающихся.

Именно в группе возникают эффекты взаимостимулирования, соревнования и поддержки. Здесь участники образовательного процесса, а именно, обучающиеся, сопереживают успехам и неудачам друг друга, осуществляют анализ и оценку действий сверстников, делятся с ними наработанным опытом, а также, выступают в роли и обучающих и обучаемых попеременно. Как раз в этом и проявляется групповой эффект [13].

Организация учебного процесса, использующего активные методы обучения, опирается на ряд некоторых принципов, таких как:

  1. Принцип индивидуализации предполагает под собой создание системы многоуровневой подготовки специалистов, которая учитывает индивидуальные особенности обучающихся и позволяет избежать уравниловки. Этот принцип помогает предоставлять каждому ребенку возможность максимального раскрытия способностей. Индивидуализация обучения может осуществляться, во-первых, по содержанию. Тогда обучающийся имеет возможность корректировки направленности получаемого образования, по объему, что, собственно, позволяет заинтересованным слушателям более глубоко изучать дисциплину. Для этого также могут использоваться индивидуальные планы работы, договора о целевой подготовке, элективы.
  2. Принцип гибкости требует сочетания вариативной подготовки, основанной на учете пожеланий обучающихся, с возможностью оперативного, реализуемого непосредственно в процессе обучения, изменения её направленности.
  3. Принцип элективности – это предоставление слушателям максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов. Они могут быть элективными (краткие. узкоспециализированные), полученными на этой основе уникального набора знаний или нескольких смежных специальностей, отвечающих индивидуальным склонностям обучающихся, в том числе, его познавательным интересам.
  4. Принцип контекстности требует подчинения содержания обучения содержанию и, тем не менее, условиям реализации будущей профессиональной деятельности. В результате, обучение приобретает контекстный характер, что, в свою очередь, способствует ускорению последующей профессиональной адаптации.
  5. Принцип сотрудничества предполагает развитие доверительных отношений, в том числе и взаимопомощи обучающихся и преподавателей, а также развитие уважения, доверия к личности обучающегося, с предоставлением ему возможности для проявления инициативности и индивидуальной ответственности за свой результат.

Активные методы обучения обладают наибольшим преимуществом перед традиционными, поскольку они, в основном, направлены на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями в процессе активной деятельности: практической и мыслительной.

То есть, это совсем не простое изложение уже сформированных и готовых знаний, данных преподавателем. В основе активных методов обучения лежит побуждение к мыслительной и практической деятельности, что очень важно для обучающихся, ведь именно побуждение дает дорогу к дальнейшему познанию.

Как известно из курса психологии и педагогики, личность всегда развивается в процессе деятельности. Если обратиться к публикациям Л.С. Выготского, можно заметить, что он сформулировал закон, согласно которому обучение влечет за собой процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, нежели то, что было [2]. Из этого следует, что нам необходимо формировать активную личность еще с начальной школы, с целью выявления каких-либо индивидуальных способностей обучающегося, на основе чего обеспечивается развитие и саморазвитие его личности.

Это является важнейшим аспектом образовательного процесса хотя бы потому что активное обучение это и есть обучение в процессе освоения учебного материала, которое мы можем охарактеризовать как обучение в деятельности.

Таким образом, использование активных методов обучения содействует педагогам не только в формировании личности обучающегося на первых этапах обучения, но и помогает ему активизироваться в образовательном процессе и сотрудничать со всеми его участниками.  


  1. Характеристика основных активных методов обучения

Активные методы обучения, в отличие от традиционных, предполагают непосредственное участие обучаемых в формировании необходимых знаний, навыков и умений.

Активные методы обучения в настоящее время заслуженно получили большое развитие и широко внедряются в учебный процесс, так как способствуют выявлению и развитию таких качеств личности, как дисциплинированность, ответственность, чувство долга, умение взаимодействовать с коллективом, и направлены на формирование необходимых для конкурентоспособного специалиста профессиональных и личностных качеств.

Активные методы обучения основаны на принципах проблемного обучения. 

Проблемное обучение – это особая форма познания обучающихся, где процесс познания приближается к исследовательской деятельности, к открытию для себя нового знания.

Основная задача учителя заключается в том, чтобы приобщить обучающихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разр6ешения, нежели просто выдать им информацию.

В информационном обучении содержание вносится как уже давно известный и подтвержденный материал, а в проблемном обучении как раз само знание вносится как неизвестное для детей. А задача обучающегося заключается в том, чтобы не просто запоминать и перерабатывать полученную информацию, а вникать и активно включаться в процесс познания и открытие нового и неизвестного для себя.

При этом происходит активное взаимодействие преподавателя и обучающегося. Тем самым учитель побуждает обучающихся к совместному размышлению и анализированию. В этом и кроется необходимость и успешность проблемного обучения.

Анализ конкретных ситуаций считается одним из наиболее распространенных методов активного обучения. Он заключается в том, что, в любом случае, когда обучающийся сталкивается с той или иной ситуацией, у него должна возникнуть масса вопросов: есть ли тут проблема, в чем она заключается, какое отношение я к ней имею, как я смогу ее решить и что мне для этого необходимо использовать. Преимущество этого метода состоит в формировании способности анализировать жизненные и производственные задачи и продумывать последующие алгоритмы для решения проблем, с которыми столкнулся обучающийся.

Разыгрывание ролей – это игровой метод активного обучения, в котором задача и проблемы распределены между участниками образовательного процесса, а в данном случае - обучающимися, а также, педагогом. С помощью данного метода может произойти импровизация совещания по поводу поставленной проблемы. Участники этого занятия дискутируют, высказывают свое мнение. Это обсуждение учитель может прервать или же направить общение в другое русло, внедряя какую-то новую информацию, «пищу» для размышлений. В конце учитель, как эталон, подводит итоги дискуссии. Вышеизложенный метод эффективен при решении довольно сложных, организационных, управленческих задач, а решение здесь как раз является результатом компромисса между обучающимися.

Игровое производственное проектирование – метод активного обучения, где учитель осведомляет обучающихся о наличии какой-то методической, исследовательской проблемы. Далее происходит разделение участников на небольшие группы, в которой может быть выбран лидер. После чего обучающиеся начинают работать в группах, то есть разрабатывают различные пути решения поставленной изначально проблемы. В итоге происходит публичная защита своего ответа перед остальными слушателями. Данный метод в значительной мере активизирует изучение учебных дисциплин, делая его более интересным и результативным, а также в какой-то мере сплочает классный коллектив между собой.

Семинар-дискуссия. Также, этот метод называют групповой дискуссией, где у обучающихся формируются умения более точного выражения и изложения своих мыслей в докладах и выступлениях, отстаивания своей точки зрения, опровержения мнений других слушателей, если они являются ошибочными, а также приводить весомые аргументы в свою защиту. При использовании данного метода обучающийся получает прекрасную возможность построения собственной деятельности, что и доказывает его активное участие в познавательном процессе. Роль учителя в таком семинаре заключается, в основном, в организации подготовительной работы, чтобы каждый обучающийся имел возможность и желание приять участие в данном обсуждении. Во время прохождения семинара учитель имеет право задавать наводящие вопросы, делать какие-то замечания, уточнять и корректировать основные положения в докладе выступающего обучающегося.

Круглый стол – это такой метод активного обучения, который позволяет обучающимся актуализировать и закрепить полученные ранее знания, а также заполнить пробелы, то есть недостающую информацию, а также помогает научить их культуре проведения и участия в дискуссии. Наряду с активным обменом знаний и накопленным опытом между обучающимися, у них еще формируются такие умения как: четкое отстаивание своей позиции, приведение весомых аргументов и контраргументов, ясное объяснение своего мнения. Тем самым происходит закрепление информации, а также, выявление различных тем для новых обсуждений.

Мозговой штурм – это распространенный способ продуцирование новых идей для решения поставленных проблем. Целью данного метода является организация коллективной мыслительной деятельности по поиску различных, несхожих, нетрадиционных путей решения научных и практических проблем. Реализация этого метода в учебной деятельности помогает обучающимся активизировать учебно-познавательную деятельность, связать теоретические знания с практическими, формировать опыт мыслительной деятельности, формировать креативное мышление. Проблема, поднимаемая на данном занятии учителем, должна быть свежей и актуальной, дабы вызвать интерес у обучающихся.

Деловая игра – это метод имитации ситуаций путем игры, моделирующий профессиональную или иную деятельность. Правила деловой игры могут быть определены выбранной ими деятельностью, включая различного рода ролевые игры, исходя из различных социально-бытовых, жизненных условий. Причем при использовании такого метода может быть освоена новая профессиональная терминология.

Таким образом, активные методы обучения дают возможность учителю эффективно начать урок и в значительной мере помогают в организации сообщения нового материала, а также в проведении рефлексии и подведении итогов урока при участии всех, имеющих отношение к образовательному процессу.


ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Характеристика базы изучения педагогического опыта

В качестве базы исследования нами была выбрана образовательная организация МОАУ СОШ № 13 города Нефтекамск, Республики Башкортостан.

Полное юридическое наименование организации: Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан».

Рассматриваемая нами образовательная организация расположена по адресу: 452680, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, пр. Комсомольский, 25, ул. Социалистическая, 74

Год создания школы: 1990 год.

Учредитель: Учредителем МОАУ СОШ № 13 и собственником ее имущества является муниципальное образование городской округ город Нефтекамск в лице администрации городского округа город Нефтекамск. Функции и полномочия учредителя МОАУ СОШ № 13 от имени городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан исполняет администрация городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан. Официальный сайт учредителя образовательной организации www.neftcity.ru

E-mail образовательной организации: soch13-neft@mail.ru

Школа находится под руководством директора – Ирдугановой Надежды Салековны.

Заместители директора по УВР: Яценко Елена Юрьевна, Ямаева Рита Тагировна, Калимуллина Ляйля Финусовна, Лешин Виктор Васильевич.

Педагогический коллектив насчитывает 83 человек, из которых 21 учитель начальных классов, 5 социальных педагога-психолога, 1 дефектолог, 1 логопед.

В данной школе обучение производится по трем ступеням. Общее количество обучающихся составляет 1216 человек.

Обучение детей в МОАУ СОШ № 13 проводится по программе «Школа России».

Поскольку в данной образовательной организации многонациональный состав обучающихся с русским языком обучения образовательная область «Филология» для всех ступеней образования реализуется предметами: русский язык, литература, родной язык и литература, башкирский язык как государственный, иностранный язык.

Изучаются:

  1. «Родной (башкирский) язык и литература».
  2. «Родной (татарский) язык и литература».
  3. «Родной (русский) язык».

Здание школы отвечает всем техническим и санитарным требованиям эксплуатации.

 В школе имеется 56 учебных кабинетов, а также, есть кабинет психологической разгрузки для обучающихся разных возрастных категорий, где находится: аквариум, музыкальный центр, стол, диван и шкаф. Кабинет информатики укомплектован компьютерной техникой. Создано автоматизированное рабочее место учителя, имеется выход в интернет. Классные кабинеты оснащены таким техническим оборудованием как: проекторы, видео-аудио аппаратурой, компьютерами, ноутбуками, а также, учебными пособиями.

На базе школы действуют 2 спортивных зала и 3 спортивных площадки.

Все обучающиеся охвачены медицинским обслуживанием. Ежегодно проводится медицинский осмотр по всем возрастным группам. Оборудован медицинский кабинет согласно требованиям СанПин.

Таким образом, образовательная среда МОАУ СОШ № 13 г. Нефтекамска Республики Башкортостан является благоприятной средой для изучения педагогического опыта работы учителя по использованию активных методов обучения на уроках в начальной школе.

2.2. Основные направления работы учителя по использованию активных методов обучения на уроках в начальной школе (на примере МОАУ СОШ № 13 г. Нефтекамска, Республики Башкортостан)

Учитель начальных классов, МОАУ СОШ № 13 города Нефтекамск, Республики Башкортостан, Гарипова Резеда Ильдусовна в работе «Применение активных методов обучения в начальной школе» рассказывает о своем опыте работы использования активных методов обучения на уроках в начальной школе.

Резеда Ильдусовна считает, что внедрение активных методов обучения в образовательный процесс необходимо, поскольку именно они стимулируют познавательную деятельность обучающихся. Автор статьи напоминает, что главная задача педагога – научить детей учиться. По ее словам, без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий и этому как раз могут способствовать активные формы и методы обучения.

В данном случае, Резеда Ильдусовна использует такие приемы, как:

  1. Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.
  2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
  3. Организации релаксации и подведения итогов.
  4. Презентации учебного материала – использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.
  5. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».
  6. Элементы – «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, эпиграммы).
  7. Реализация личностно ориентированного и индивидуально – дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.
  8. Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.
  9. Игровые моменты: ролевые или дидактические.

Резеда Ильдусовна в своей работе предлагает ознакомиться с некоторыми из них подробнее.

Учителю помогают начать урок такие методы, как «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, а еще, что не менее важно, способствуют установлению контакта между обучающимися.

По словам Резеды Ильдусовны, очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Ковер идей» позволяют учителю лучше понять не только классный коллектив в целом, но и каждого ученика по отдельности, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Вышеизложенные методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать   более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. А после этого учителем систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

В процессе урока учителю начальных классов регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. На данном этапе Резеда Ильдусовна предлагает такие методы презентации учебного материала, как «Кластер» или «Инфо-угадайка», где учителем дается ряд вопросов. Здесь идет работа в группах. Учитель контролирует процесс. Обучающиеся должны угадать тему урока, с помощью изображенных на доске слов: 1 столбик – мышь, дочь, ложь; 2 столбик – шалаш, грач, малыш. Обучающимся требуется сравнить все слова каждого столбика между собой. В итоге, вместе с обучающимися, учитель формулирует тему.

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно проработать новый материал. Резеда Ильдусовна утверждает, что это можно сделать при помощи активных методов обучения. Для работы над темой урока учителем используются методы:

  1. «Ульи» для обсуждения в группах.
  2. «Светофор» для проведения дискуссии и принятия решений (во время дискуссии поднимаются карточки согласия/несогласия по цветам светофора).
  3. «На линии огня» для защиты и приведения аргументов в пользу позиции каждой команды.
  4.  «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская» для представления материала самостоятельной работы.

Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется Резедой Ильдусовной на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится около двадцати пяти минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности обучающихся учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально и выразительно. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов – главная цель проведения такого занятия.

  1. «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг» для завершения урока или внеклассного мероприятия. Хотелось бы подробнее остановиться на них:
  • метод «Ромашка» заключается в том, что обучающиеся, отрывая и передавая друг другу разноцветные лепестки по кругу, отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока или мероприятия, записанные на обратной стороне. Другая вариация такого метода заключается в том, что каждый обучающийся из одной группы берет чистый лепесток и пишет вопрос другой группе, а они группа, в свою очередь, выделяют одного обучающегося из команды, очередь которого отвечать на вопрос. Позже он берет лист, читает задание вслух и выполняет его, а другие участники группы имеют право ему помочь и наоборот;
  • метод «Мудрый совет» заключается в том, что победившая группа пишет в конце урока «совет» обучающимся, которые, видимо, еще не совсем поняли тему урока, а также, каждый совет анализируется учителем и обучающимися;
  • метод «Итоговый круг» заключается в том, что подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы по изученной теме детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу), а на ответ выделяется всего одна минута;

По словам Резеды Ильдусовны, эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что обучающиеся усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от обучающихся позволяет ей скорректировать урок на будущее.

Гарипова Резеда Ильдусовна утверждает, что у активных методов обучения, как и у каждой методики, есть свои достоинства и недостатки. Предлагаем снова обратиться к ее статье.

Она утверждает, что достоинством использования активных методов обучения на уроках в начальной школе является то, что оно способствует развитию мотивации к обучению и помогает обучающимся захотеть самостоятельно добывать знания, то есть, стимулирует познавательную деятельность. Также, активные методы обучения помогают развивать интерес к предмету, активизировать процесс развития у обучающихся коммуникативных навыков и учебно-информационных и учебно-организационных умений.

А недостаток заключается в том, что младшие школьники имеют свои особенности. Далеко не каждый ребенок может совладать своими эмоциями и на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем. Методы лучше вводить постепенно, включая ранее изложенные. Это необходимо для воспитания у обучающихся культуры дискуссии и сотрудничества. И тем более, применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

Таким образом, проанализировав деятельность учителя начальных классов в МОАУ СОШ № 13 г. Нефтекамска, Республики Башкортостан Гариповой Резеды Ильдусовны можем сделать вывод, что использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и здесь, как и в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества, особенно, учитывая тот аспект, что уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для обучающихся, но и для учителей, становится намного легче организовать усвоения программного материала.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во время работы над темой нами был проведен анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, а также, проанализирована работа учителя начальных классов по использованию активных методов обучения на уроках в начальной школе.

Изучение научной литературы позволило нам сделать вывод, что реализация методов активного обучения на уроках стимулирует и активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Преимущества всех рассмотренных нами методов очевидны, но стоило бы отметить, что добиться хорошего результата можно лишь при разумном и целесообразном использовании их.

Проведенное нами исследование подтвердило, что учителям необходимо использовать активные методы обучения на своих уроках с целью повысить развивающий эффект обучения, тем более, что они дают возможность учителю эффективно начать урок и в значительной мере помогают в организации сообщения нового материала, а также в проведении рефлексии и подведении итогов урока при участии всех, имеющих отношение к образовательному процессу.

Также, мы можем сделать вывод, что активные методы обучения способствуют развитию у обучающихся таких качеств, как:

  • ответственность;
  • коллективное взаимодействие;
  • единство;
  • согласованность;
  • взаимопомощь.

Хотелось бы добавить, что использование активных методов обучения вовлекает обучающихся в познавательную деятельность, способствуя формированию в них таких умений как:

  • умение оценивать;
  • умение анализировать;
  • умение находить причинно-следственную связь;
  • умение выделять главное;
  • умение слушать и учитывать чужое мнение;
  • умение отстаивать и защищать свою позицию.

С развитием этих качеств младшие школьники дополнительно взаимообучаются, обмениваясь своими знаниями, умениями и навыками, и непосредственно учатся находить наиболее эффективные пути решения поставленной перед ними задачи. Эти качества должны пригодиться каждому во взрослой жизни.

Как показывает рассмотренный нами практический опыт учителя начальных классов, применение активных методов обучения позволяет не только повысить уровень профессиональной подготовки обучающихся, но и сделать этот процесс намного интереснее и продуктивнее.

Таким образом, задачи, поставленные в курсовой работе, выполнены, цель достигнута.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Балаев А.А. Активные методы обучения. М.: Профиздат, 1986. 94 с.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с. (Психология: Классические труды)
  3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. М.: Издательство Московского университета, 1985. 45 с.
  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  5. Дакупин В. А. Использование активных методов обучения // «Вестник высшей школы» № 8, 1993. с. 23-24.
  6. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985. 166 с.
  7. Зарукина Е.В., Логинова Н.А., Новик М.М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учебно-методическое пособие.СПб.: СПбГИЭУ, 2010. 59 с.
  8. Зельдович Б. З., Сперанская Н. М. Активные методы обучения: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 201 с.
  9.  Коменский Я.А. Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). М.: Карапуз, 2009. 288 с.
  10. Котикова Д.С. Методы активного социально-психологического обучения. Методические рекомендации для студентов 3 курса специальности 030301.65 «Психология» Н.Новгород, ННГАСУ, 2009. 42 с.
  11. Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения: учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2017. 248 с. Серия: Образовательный процесс.
  12. Оганесян, Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М.: Ось-89, 2002. 134 с.
  13. Панкратова Е.В. Технология активных методов обучения как способ организации образовательного процесса. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2019/12/09/tehnologiya-aktivnyh-metodov-obucheniya-kak-sposob (дата обращения: 28.03.2020)
  14. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2011. 502 с.
  15. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 368 с.
  16. Сардарова Э.П. Технология активных методов обучения как способ организации образовательного процесса: научная статья. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/nauchnaia-statia-tekhnologiia-aktivnykh-metodov-ob.html (дата обращения: 08.05.2020).
  17. Смолкин А.М. Методы активного обучения: науч. метод. пособие. М.: Высшая школа, 1991. 176 с.
  18. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2003. 519 с.
  19. Чечет В.В., Захарова С.Н. Активные методы обучения в педагогическом образовании: учебно-методическое пособие. Минск: БГУ, 2015. 127 с.
  20. Штроо В.А. Методы активного социально-психологического обучения: Учебно-методическое пособие для студентов 4 курса д/о и 5 курса в/о факультета философии и психологии (отделения психологии). Воронеж, 2003. 55 с.
  21. Эльконин Д.Б. Детская психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.