Разработка программы внеурочной деятельности по формированию умения у младших школьников работать с книгой с использованием активных методов обучения

Юлия Алексеевна Шевченко

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, способные мыслить творчески. К сожалению, современная школа до сих пор сохраняет консервативный подход к усвоению знаний. Монотонное, стереотипное повторение одних и тех же действий напрочь убивает интерес к обучению. Обучающиеся лишены радости открытия и могут постепенно утратить способность к творчеству.За последнее десятилетие резко возрос интерес к литературному образованию младших школьников. В силу психологического характера человеку свойственно не пассивное (репродуктивное) восприятие, а активное (творческое) восприятие текста. Поэтому активизация психической деятельности, стимулирование процесса творчества детей, включение в сознательное творчество является одной из главных задач учителя начальных классов. С этой целью в современной практике используют и активные методы обучения. Внедрение в образовательных процесс активных форм и методов показало, что разумное и правильное применение этих методов значительно повышает интерес учащихся к предмету, усиливает эффект развития обучения. Активные методы играют руководящую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний, при этом развивается речь учеников, формируется опыт взаимодействия в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство просвещения  Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»

Анапский филиал

Регистрационный №________________________________________________

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

                           (шифр)                         (название)

Студент       Шевченко Юлия Алексеевна                Курс         3  

        КУРСОВАЯ РАБОТА

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАБОТАТЬ С КНИГОЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Дата выполнения «         »                                 2021 г

Преподаватель – рецензент           Гомзякова Наталья Николаевна

Результат выполнения (оценка)

Подпись преподавателя – рецензента        

Анапа

2021


Оглавление

Введение

3

Глава 1. Теоретические основы разработки программы внеурочной деятельности по формированию умения у младших школьников работать с книгой с использованием активных методов обучения

7

1.1.

Работа с книгой как метод обучения

7

1.2.

Характеристика основных активных методов обучения

11

Глава 2. Практическая работа по разработке программы внеурочной деятельности по формированию умения у младших школьников работать с книгой с использованием активных методов обучения

15

2.1.

Цель, задачи и этапы разработки программы внеурочной деятельности по формированию умения у младших школьников работать с книгой с использованием активных методов обучения

15

2.2.

Основные характеристики программы внеурочной деятельности по формированию умения у младших школьников работать с книгой с использованием активных методов обучения

17

Заключение

37

Библиографический список

39


Введение

Актуальность. В современном обществе значительно и динамично меняется характер взаимодействия между участниками образовательного процесса, в данном случае – учителя и обучающегося, где учитель является организатором учебно-воспитательного процесса, а обучающийся его субъектом.

Целью образования становится развитие личности человека, которая непосредственно должна быть готова к саморазвитию, самообразованию и желанию познавать что-то новое. Когда у обучающегося формируется познавательная деятельность, он учится и, самое главное, хочет учиться чему-то новому, используя ранее накопленные знания и опыт: свой или чужой.

Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность.

Педагог вполне способен раскрыть внутренние резервы обучающегося, способствовать формированию читательской компетентности, используя в своей профессиональной деятельности активные методы обучения, что должно помочь ребенку самостоятельно оценивать свои способности и возможности.

Использование активных методов обучения в работе с книгой дает возможность к активному самопознанию, самовыражению, и, что не менее важно, формирует читательскую самостоятельность, а также, коммуникативные навыки еще в начальной школе.

Это особенно важно, поскольку младшие школьники овладевают техникой чтения, все без исключения способны прочитать предложенный им текст, а детских книг без побуждения со стороны не читают.

На уроках литературного чтения необходимо обеспечить овладение типом правильной читательской деятельности с целью:

  • повышения интереса детей к чтению художественных произведений не только на уроках, но и во внеурочное время;
  • повышения уровня техники чтения вслух и про себя;
  • формирования способности и желания детей свободно рассуждать о прочитанном, самостоятельно оценивать события, действия, поступки героев;
  • готовности и желания детей вступать в общение по поводу прочитанного с одноклассниками, учителем, родителями;
  • осуществление самоконтроля и самооценки.

Все вышеперечисленные навыки можно сформировать при внедрении активных методов обучения во внеурочную деятельность обучающихся.

Также, обучающиеся могут получать положительные эмоции от собственного исполнения произведения, от процесса собственного творчества (чтения наизусть, пересказ, изготовление кроссвордов, рисунков, книжек-малышек и т. д.). Этому может способствовать внедрение активных методов обучения во внеурочную деятельность.

Степень разработанности темы исследования. Разработкой путей внедрения активных методов обучения в работу с книгой занимались такие выдающиеся ученые как И.П. Федоренко, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский.

Больший вклад в проблему формирования активной читательской деятельности внесли ученые: О.А. Нильсон, А.М. Смолкин, И.Н. Кузнецов, А.Н. Леонтьев.

Объект исследования – формирование умения у младших школьников работать с книгой.

Предмет исследования – программа внеурочной деятельности по формированию умения у младших школьников работать с книгой с использованием активных методов обучения.

Целью работы является разработка программы внеурочной деятельности по формированию умения у младших школьников работать с книгой с использованием активных методов обучения.

В соответствии с этим задачами, стоящими перед нами в процессе выполнения работы являются следующие:

  1. Проанализировать понятие работы с книгой, как метода обучения.
  2. Рассмотреть характеристики основных активных методов обучения.
  3. Описать цель, задачи и этапы разработки программы внеурочной деятельности по формированию умения у младших школьников работать с книгой с использованием активных методов обучения.
  4. Описать характеристики программы внеурочной деятельности по формированию умения у младших школьников работать с книгой с использованием активных методов обучения.

Практическая значимость проведенной работы состоит в том, что разработанная программа может быть использована учителем при работе с обучающимися младшего школьного возраста по формированию у них умения работать с книгой с использованием активных методов обучения.

        В работе использовалась следующая совокупность методов исследования: изучение и анализ методической, психолого-педагогической литературы по теме, анализ методических материалов, педагогическое проектирование.

В качестве базы проведения работы по составлению программы внеурочной деятельности по формированию умения у младших школьников работать с книгой с использованием активных методов обучения было выбрано МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 7 город-курорт Анапа

Работа по теме курсовой работы проводилась в период с февраля по май 2021 года.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.


Глава 1. Теоретические основы разработки программы внеурочной деятельности по формированию умения у младших школьников работать с книгой с использованием активных методов обучения

  1. Работа с книгой как метод обучения

В.А. Сухомлинский отмечал: «Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира»[1].

Это возможно только при условии овладения синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. За годы обучения в начальной школе ученики осваивают изучающее чтение, т. е. равномерно-внимательное.

Изучающее чтение существует в двух формах: чтение вслух и чтение молча (про себя). Изучающее чтение вслух предназначено для слушателей. Оно должно быть четким, внятным; целыми словами, без неоправданных пауз; безошибочным; осуществляющимся в нормальном для восприятия темпе и достаточно выразительным.

Чтение молча (про себя) – это чтение «глазами» без внешних речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно еще не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик еще не овладел навыком чтения про себя, но он находится на переходном этапе.

Две эти формы изучающего чтения взаимно дополняют и обогащают друг друга, поэтому надо обучать детей и чтению вслух и чтению про себя.

Механизм чтения вслух более сложный. В этом процессе принимают участие мышление, память, речь восприятия, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации, воспринятой читателем. На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, образ слова (шрифт, четкость печати), развитость антиципации (умение предвидеть следующую часть слова или последующее слово). Если уделять внимание всем этим факторам, то, по мнению ученых, темп чтения увеличивается на 50-100 %. Однако не следует забывать, что быстроту темпа обеспечивает прежде всего развитость речедвигательного аппарата и его возможности[2].

Согласно словам И.Н. Kyзнeцoва, умение работать с книгой – это умение правильно оценить произведение, быстро разобраться в его структуре, взять и зафиксировать в удобной форме все, что в нем оказалось ценным и необходимым[3].

Работа с книгой является одним из основных методов обучения в ходе занятий по внеурочной деятельности. Это понятие подразумевает под собой многофункциональный метод, обеспечивающий обучение, развитие, воспитание; побуждающий к учению и самосовершенствованию, выполняющий контрольно-коррективную функцию[4]. Работа с книгой – дело достаточно сложное. И для этого обучающимся необходимы соответствующие знания, умения и навыки. В своей учебной работе детям приходится постоянно и много работать с разнообразной по назначению литературой (словари, справочники, энциклопедии, программированные учебные книги, таблицы, схемы, географические атласы, различные пособия по учебным дисциплинам, литературные художественные произведения и т.д.)[5].  Обучающимся необходимо овладеть этим методом с целью понимания смысла прочитанного, а также, для:

  • ознакомления со структурой книги;
  • беглого просмотра предлагаемой книги;
  • чтения отдельных глав;
  • поиска ответов на поставленные вопросы;
  • изучения материала книги и постановки к нему вопросов;
  • реферирования отдельных отрывков текста или всей книги;
  • заучивания материала на память.

Работа с книгой – весьма трудный метод обучения школьников. Многие обучающиеся никогда не осваивают его полностью: умея читать, они не понимают всего смысла прочитанного. Поэтому этому методу следует уделить особое внимание. С этой целью организована обширная программа внеурочных занятий, помогающая подготовить младших школьников к самостоятельной работе с книгой[6].

Среди факторов, определяющих эффективность метода работы с книгой, наиболее важными являются:

  • умение свободно читать и понимать прочитанное;
  • умение выделить главное в предложенном литературном материале;
  • возможность выбора литературы по рассматриваемой теме.

Все эти навыки формируются у младших школьников постепенно и целенаправленно с первого дня пребывания в школе.

Наиболее распространены два типа работы с учебной литературой: на уроках под руководством учителя и дома самостоятельно для закрепления и расширения знаний, полученных на уроке.

Внеурочные занятия способствуют полноценному пониманию процесса чтения и многогранной работе с книгой. Преподаватель подготавливает обучающихся к работе с педагогическими, научно-популярными и художественными темами. Он объясняет, с каким ранее изученным материалом необходимо сравнить или объединить новый учебный материал. После прочтения отрывка из текста обучающиеся делают перерыв в обучении учителя и проводят необходимые мероприятия: понимание, запоминание, сравнение, сопоставление. Работа учащихся над учебными текстами в домашних условиях начинается с воспроизведения на уроке знаний, полученных по памяти. Синтез учебного материала, усвоенного на уроке, с учебниками и справочниками - важнейшее условие рациональной работы с книгой.

При чтении книги необходимо развивать установку на запоминание. Поэтому в самом раннем школьном возрасте необходимо научиться улавливать порядок изложения и мысленно составлять план чтения во время чтения. очень помогает письменная фиксация плана и основных положений книги в виде структурной логической схемы, иными словами – опорного конспекта.

Работа с книгой очень эффективна, поскольку включает в себя различные методы обучения и воспитания в одном комплексе: беседа о прочитанном, рассказ как словесный метод устного изложения и т.д.

Современные учебные книги становятся более компактными, они содержат большое количество учебного материала в виде сводных таблиц, диаграмм, графиков.

Поэтому в настоящий момент роль учителя особенно велика в анализе информации, помогая тренировать способность обучающихся принимать и анализировать материал, предлагаемый в учебниках и справочниках. Обучение работе с книгой предполагает формирование у младших школьников навыков самоконтроля и способствует развитию дисциплинированности.

Недостатки метода работы с книгой предполагают значительное количество затраченного времени, поэтому этот метод относится к малоэкономичным методам обучения[7]. Кроме того, не учитываются индивидуальные особенности каждого ученика. В плохо написанных книгах не хватает материала для самоконтроля и обучения управления образовательным процессом. Именно поэтому роль учителя особенно велика в выборе хороших книг и постоянном сочетании этого метода обучения с другими методами обучения.

1.2 Характеристика основных активных методов обучения

Активные методы обучения, в отличие от традиционных, предполагают непосредственное участие обучаемых в формировании необходимых знаний, навыков и умений.

Активные методы обучения в настоящее время заслуженно получили большое развитие и широко внедряются в учебный процесс, так как способствуют выявлению и развитию таких качеств личности, как дисциплинированность, ответственность, чувство долга, умение взаимодействовать с коллективом, и направлены на формирование необходимых для конкурентоспособного специалиста профессиональных и личностных качеств.

Активные методы обучения основаны на принципах проблемного обучения. 

Проблемное обучение – это особая форма познания обучающихся, где процесс познания приближается к исследовательской деятельности, к открытию для себя нового знания.

Основная задача учителя заключается в том, чтобы приобщить обучающихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения, нежели просто выдать им информацию.

В информационном обучении содержание вносится как уже давно известный и подтвержденный материал, а в проблемном обучении как раз само знание вносится как неизвестное для детей. А задача обучающегося заключается в том, чтобы не просто запоминать и перерабатывать полученную информацию, а вникать и активно включаться в процесс познания и открытие нового и неизвестного для себя.

При этом происходит активное взаимодействие преподавателя и обучающегося. Тем самым учитель побуждает обучающихся к совместному размышлению и анализированию. В этом и кроется необходимость и успешность проблемного обучения.

Анализ конкретных ситуаций считается одним из наиболее распространенных методов активного обучения. Он заключается в том, что, в любом случае, когда обучающийся сталкивается с той или иной ситуацией, у него должна возникнуть масса вопросов: есть ли тут проблема, в чем она заключается, какое отношение я к ней имею, как я смогу ее решить и что мне для этого необходимо использовать. Преимущество этого метода состоит в формировании способности анализировать жизненные и производственные задачи и продумывать последующие алгоритмы для решения проблем, с которыми столкнулся обучающийся.

Разыгрывание ролей – это игровой метод активного обучения, в котором задача и проблемы распределены между участниками образовательного процесса, а в данном случае - обучающимися, а также, педагогом. С помощью данного метода может произойти импровизация совещания по поводу поставленной проблемы. Участники этого занятия дискутируют, высказывают свое мнение. Это обсуждение учитель может прервать или же направить общение в другое русло, внедряя какую-то новую информацию, «пищу» для размышлений. В конце учитель, как эталон, подводит итоги дискуссии. Вышеизложенный метод эффективен при решении довольно сложных, организационных, управленческих задач, а решение здесь как раз является результатом компромисса между обучающимися.

Игровое производственное проектирование – метод активного обучения, где учитель осведомляет обучающихся о наличии какой-то методической, исследовательской проблемы. Далее происходит разделение участников на небольшие группы, в которой может быть выбран лидер. После чего обучающиеся начинают работать в группах, то есть разрабатывают различные пути решения поставленной изначально проблемы. В итоге происходит публичная защита своего ответа перед остальными слушателями. Данный метод в значительной мере активизирует изучение учебных дисциплин, делая его более интересным и результативным, а также в какой-то мере сплочает классный коллектив между собой.

Семинар-дискуссия. Также, этот метод называют групповой дискуссией, где у обучающихся формируются умения более точного выражения и изложения своих мыслей в докладах и выступлениях, отстаивания своей точки зрения, опровержения мнений других слушателей, если они являются ошибочными, а также приводить весомые аргументы в свою защиту. При использовании данного метода обучающийся получает прекрасную возможность построения собственной деятельности, что и доказывает его активное участие в познавательном процессе. Роль учителя в таком семинаре заключается, в основном, в организации подготовительной работы, чтобы каждый обучающийся имел возможность и желание приять участие в данном обсуждении. Во время прохождения семинара учитель имеет право задавать наводящие вопросы, делать какие-то замечания, уточнять и корректировать основные положения в докладе выступающего обучающегося.

Круглый стол – это такой метод активного обучения, который позволяет обучающимся актуализировать и закрепить полученные ранее знания, а также заполнить пробелы, то есть недостающую информацию, а также помогает научить их культуре проведения и участия в дискуссии. Наряду с активным обменом знаний и накопленным опытом между обучающимися, у них еще формируются такие умения как: четкое отстаивание своей позиции, приведение весомых аргументов и контраргументов, ясное объяснение своего мнения. Тем самым происходит закрепление информации, а также, выявление различных тем для новых обсуждений.

Мозговой штурм – это распространенный способ продуцирование новых идей для решения поставленных проблем. Целью данного метода является организация коллективной мыслительной деятельности по поиску различных, несхожих, нетрадиционных путей решения научных и практических проблем. Реализация этого метода в учебной деятельности помогает обучающимся активизировать учебно-познавательную деятельность, связать теоретические знания с практическими, формировать опыт мыслительной деятельности, формировать креативное мышление. Проблема, поднимаемая на данном занятии учителем, должна быть свежей и актуальной, дабы вызвать интерес у обучающихся.

Деловая игра – это метод имитации ситуаций путем игры, моделирующий профессиональную или иную деятельность. Правила деловой игры могут быть определены выбранной ими деятельностью, включая различного рода ролевые игры, исходя из различных социально-бытовых, жизненных условий. Причем при использовании такого метода может быть освоена новая профессиональная терминология.

Таким образом, активные методы обучения дают возможность учителю эффективно вести урок, в значительной мере помогают в организации сообщения нового материала, а также в проведении рефлексии и подведении итогов урока при участии всех, имеющих отношение к образовательному процессу.


Глава 2. Практическая работа по разработке программы внеурочной деятельности по формированию умения у младших школьников работать с книгой с использованием активных методов обучения

2.1 Цель, задачи и этапы разработки программы внеурочной деятельности по формированию умения у младших школьников работать с книгой с использованием активных методов обучения (на примере 4 класса)

Работа по разработке программы внеурочной деятельности, направленной на формирование у младших школьников навыков работы с книгой проходила в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 7 муниципального образования город-курорт Анапа имени Героя Советского Союза Леонида Ивановича Севрюкова.

В последнее время мы наблюдаем, что дети читают, но не всегда понимают смысл прочитанного.

«Перечитай еще раз, но с большим вниманием» это стандартная фраза, которую взрослые говорят, когда хвалят. Услышав замечание, ребенок начинает нервничать и перечитывать текст еще более сбивчиво. Большинство детей сосредотачиваются (спонтанно) на правильном и быстром чтении, чтобы не попасться. Отсюда возникают трудности при попытке связать чтение воедино и пересказать содержание. Они не улавливают смысл предложений. Чтобы научиться понимать текст, им нужно перейти от автоматического к осмысленному чтению. Для этого им нужно побуждение, а суть активных методов обучения как раз заключается в том, что эти методы основаны на побуждении к практической и умственной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Цель данной программы – формировать у младших школьников навыки работать с книгой.

Задачи программы:

  1. Помощь учителю в формировании у младших школьников навыков работы с книгой.
  2. Формирование читательской самостоятельности обучающихся в области работы с книгой.
  3. Обучение осмысленному чтению в процессе работы с книгой.

Нами выделены следующие этапы проекта:

  1. Сбор информации. Диагностика. Беседы с обучающимися.
  2. Формулировка проблемы.
  3. Разработка программы внеурочной деятельности, направленной на формирование у младших школьников навыков по формированию умения у младших школьников работать с книгой с использованием активных методов обучения (на примере 4 класса)

Ниже представлена общая характеристика проекта по разработке программы внеурочной деятельности, направленной на формирование у младших школьников навыков работы с книгой (на примере 4 класса)

Таблица 1.

Тип проекта

практико-ориентированный

Виды деятельности

информационный, игровой

База выполнения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 муниципального образования город-курорт Анапа имени Героя Советского Союза Леонида Ивановича Севрюкова

Формы работы

индивидуальная, групповая

Продолжительность выполнения

средняя

Продукт деятельности

программа внеурочной деятельности

Структура проекта программы внеурочной деятельности, направленной на формирование у младших школьников навыков умения работать с книгой (на примере 4 класса) включает:

  1. Титульный лист. Информация, представленная на титульном листе, содержит: название образовательной организации, название кружка, год создания, перечень авторов-разработчиков программы.
  2. Пояснительная записка (основные цели и задачи программы).
  3. Средства и методы обучения, формы занятий.
  4. Планируемые результаты.
  5. Особенности организации учебного процесса (в неделю проводится 1 занятие, каждое занятие длится 40 минут).
  6. Содержание.
  7. Календарно-тематическое планирование.

Практическая значимость продукта состоит в том, что разработанная программа может быть использована учителем во внеурочной деятельности с младшими школьниками в области развития читательской грамотности обучающихся.

2.2. Основные характеристики программы внеурочной деятельности по формированию умения у младших школьников работать с книгой с использованием активных методов обучения

Педагогическое проектирование программы внеурочной деятельности, направленной на формирование у младших школьников навыков работы с книгой с использованием активных методов обучения проходила на базе МБОУ СОШ № 7 МО город-курорт Анапа им. Героя Советского Союза Леонида Ивановича Севрюкова.

В проекте приняли участие обучающиеся 4 «В» класса в количестве 34 человека.

На первом этапе нашего исследования мы проанализировали ряд источников по проблеме исследования и выяснили, что большинство детей не понимают смысл прочитанного. Предлагаем ознакомиться с рядом основных причин, влияющих на это:

  1. Нагрузка и усталость. Современные школьники живут в мире колоссальных нагрузок, высокого темпа обучения. Часто ребенок читает фразу и прокалывает ее смысл, так как стремится как можно быстрее выполнить задание, чтобы перейти к следующему. Ребенок пытается оправдать ожидания взрослого, он испытывает огромный стресс, что приводит к хронической усталости и снижению успеваемости.
  2. Автоматическое чтение – ребенок тараторит текст, не вдаваясь в его смысл. К сожалению, очень часто взрослые в основном сосредоточены на скорости чтения, а не на ее качестве. Пока ребенок учится читать, не гонитесь за скоростью – лучше читать медленнее, но вдумчиво.
  3. Небольшой словарный запас. Ребенок может читать одно слово, но не знать его значения и утрачивать смысл всего предложения или даже текста. Объясните ребенку, что он может спрашивать непонятные или незнакомые взрослым слова.

На основании проведенного анализа было осуществлено педагогическое проектирование программы внеурочной деятельности, направленной на формирование у младших школьников навыков работы с книгой с использование активных методов обучения.

Разработанная нами программа внеурочной деятельности рассчитана на один учебный год. При условии проведения занятий 1 раз в неделю, в год выходит 34 часа.

Нами была определена продолжительность занятий в кружке, которая равнялась 40 минут.

Рабочая программа внеурочной деятельности, направленной на формирование у младших школьников навыков работы с книгой с использование активных методов обучения разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. «Об образовании в Российской Федерации», Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
  2. «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10.
  3. Инструктивное письмо от 21.05.2015 г. «Об организации внеурочной деятельности № 03-20-2057/15-00;
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373)»
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

Далее мы прилагаем спроектированную Программу.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Актуальность нашей Программы состоит в том, что применение активных методов обучения в начальных классах при работе с книгой позволяет активизировать процесс развития у обучающихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. Проблема активности личности в обучении младших школьников на уроках литературного чтения – одна из наиболее актуальных как в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.

Целью данной Программы является формирование у младших школьников навыков работы с книгой с использованием активных методов обучения.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с понятием «работа с книгой».
  2. Создавать условия для развития познавательных потребностей обучающихся.
  3. Воспитывать у обучающихся культуру поведения и общения.
  4. Совершенствовать у обучающихся умения слушать и говорить.
  5. Отразить особенности внедрения активных методов обучения в образовательный процесс.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Задействованные материалы и специалисты

Количество часов в неделю

Дата проведения ___________________

По плану

По факту

1

Введение и инструктаж по технике безопасности

1

Неделя первая

2

Вводный классный час «Путешествие по дорогам книг»

Мультимедийная доска, проектор, презентация, текст

1

Неделя вторая

3

Встреча с учителем литературного чтения, беседа о пользе осмысленного чтения

1

Неделя третья

4

Классный час «Умение работать с книгой. Осмысленное чтение.»

Мультимедийная доска, проектор, презентация

1

Неделя четвертая

5

Встреча с библиотекарем школы и беседа «Литературоведчесткая пропедевтика»

1

Неделя пятая

6

Игры на свежем воздухе «Резиновый мяч»

1

Неделя шестая

7

Просмотр и обсуждение мультсериала «Пчелография: о пользе чтения»

Мультимедийная доска, проектор, видеоролики

1

Неделя седьмая

8

Составление и разыгрывание диалогов

Доска, мел

1

Неделя восьмая

9

Чтение. «Все мы родом из детства…!»

Карточки с заданиями, мультимедийная доска, проектор, презентация, текст

1

Неделя девятая

10

Игры на свежем воздухе

Мяч

1

Неделя десятая

11

Чтение. «Думают ли звери?..»

Мультимедийная доска, проектор, презентация

1

Неделя одиннадцатая

12

Чтение. «Книгочей-любитель чтения.»

Альбомный лист, ручка, карандаши, текст

1

Неделя двенадцатая

13

Составление и разыгрывание сценок «Сложный договор»

Карточки с заданиями

1

Неделя тринадцатая

14

Составление стенгазеты «Русские писатели»

Ватман, клей, ножницы, цветная бумага, карандаши, фломастеры

1

Неделя четырнадцатая

15

Чтение. «Фразеологизмы и образные выражения»

Альбомный лист, ручка, текст

1

Неделя пятнадцатая

16

Игры на свежем воздухе

Мяч

1

Неделя шестнадцатая

17

Чтение. «Знаки препинания и их роль»

Доска, мел, карточки с заданиями, текст

1

Неделя семнадцатая

18

Практическое задание «Письмо другу от сказочного героя»

Альбомный лист, ручка, фломастеры, карандаши

1

Неделя восемнадцатая

19

Игра «Найди речевую ошибку»

Мультимедийная доска, проектор, презентация

1

Неделя девятнадцатая

20

Игры на свежем воздухе

Мяч

1

Неделя двадцатая

21

Чтение. «Почему у насекомых шесть ног и для чего они могут их использовать?»

Тексты

1

Неделя двадцать первая

22

Занятие на тему «Зачем нам два уха и два глаза?»

Тетрадный лист, ручка, карандаш

1

Неделя двадцать вторая

23

Практическое задание «Пишем письмо другу»

Мультимедийная доска, проектор, презентация

1

Неделя двадцать третья

24

Письменный пересказ по ключевым словам «Умелый пекарь»

Бумага, ручка

1

Неделя двадцать четвертая

25

Игры на свежем воздухе

Веревка, мел

1

Неделя двадцать пятая

26

Разъяснительная беседа

1

Неделя двадцать шестая

27

Сочинение по картинке «Древняя Эллада»

Бумага, ручка

1

Неделя двадцать седьмая

28

Творческий конкурс «Скрытый смысл»

Альбомный лист, карандаши, фломастеры

1

Неделя двадцать восьмая

29

Практическое задание на сопоставление ключевых слов текста «Одно время года»

1

Неделя двадцать девятая

30

Игры на свежем воздухе

1

Неделя тридцатая

31

Практическое задание «Самые высокие горы»

Мультимедийная доска, проектор, презентация

1

Неделя тридцать первая

32

Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам. «Торнадо. Ветер»

Текст

1

Неделя тридцать вторая

33

Чтение. «Не елка, а ель»

Текст

Неделя тридцать третья

34

Классный час «Подводим итоги»

Мультимедийная доска, проектор, презентация

1

Неделя тридцать четвертая

Контроль исполнения программы будет осуществляться с помощью следующих видов работы:

  1. Контроль техники и навыка смыслового чтения.

Диагностика сформированности навыка смыслового чтения в начальной школе

Фамилия, имя ______________________

1класс

2класс

3класс

4 класс

Планировать работу

Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы

Работа со словарем, энциклопедией

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема)

Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала

Отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников

  1. Анкетирование по выявлению мотивации чтения.

Анкетирование используется с целью получения информации. Анкетирование проводится, когда необходимо выяснить мнение людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Анкета мотивация чтения  (ФИО)______________________________________

  1. Отметь галочкой свои любимые занятия. Их может быть несколько.
  • смотреть телевизор
  • играть на компьютере
  • читать книги
  • гулять
  • люблю слушать, как мне читают
  • общаться с друзьями
  • другое (напиши, что именно)________________________________

  1. Как часто ты читаешь книги по собственному желанию?
  • каждый день                                      
  • два-три раза в неделю  
  • один раз в неделю                            
  • один-два раза в месяц    
  • очень редко

               

  1. Назови своих любимых писателей и поэтов, и их книги_______________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Закончи предложения:

А) Я читаю книги, потому что

__________________________________________________________________

Б) Быть хорошим читателем- это значит

 __________________________________________________________________

  1. Интересуются ли твои родители тем, что ты читаешь?__________________

Спецификация (для учителя). Оцениванию подлежат ответы на вопросы 1-4. Ответы на 5 вопрос не оцениваются (это материал для беседы с родителями).

Номер задания

Баллы

1

При выборе ответа «читать» – 2 балла

  «слушать, как мне читают» – 1 балл

                                    другое – 0 баллов

2

При выборе ответа «каждый день» – 2 балла

                        «2-3 раза в неделю» – 1 балл

                         «1 раз в неделю»     – 1 балл

                                  Остальное       – 0 баллов

3

Написал фамилию автора и название книги (2 и более книг) – 2 балла

 Пишет только названия книг или указал 1 книгу и ее автора– 1 балл

Дает описательные ответы («про Буратино»), не указывая автора- 0 баллов

4.1

Мотив «люблю читать», «мне интересно» – 2 балла

Хочу быть умным, хочу быстро читать, хорошо учиться – 1 балл

Заставляют (и подобные мотивы)– 0 баллов

4.2

Хороший читатель разбирается в литературе, много читает, красиво говорит (т.е. высокие мотивы) – 2 балла

Тот, кто быстро читает, кто ходит в биб-ку –1 балл

Нет ответа или ответ формальный (отписка) – 0 баллов

Мотивация чтения (уровни)

Уровень мотивации

Количество набранных баллов

Высокий

8-10 баллов

Средний

5-7 баллов

Низкий

0-4 балла

  1. Проверка читательского кругозора (анкета).

1. Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите фамилии отечественных поэтов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие басни вы знаете?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Кто из писателей пишет о природе?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Назовите авторов зарубежной литературы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Назовите известные вам жанры произведений.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Назовите любимые темы чтения.

__________________________________________________________________

  1. Участие в конкурсах по данному предмету.

Также, хотелось бы отметить, что организация учебных занятий должна быть реализована не только в одном учебном году, но и на протяжении всего образовательного процесса в начальной школе.

Далее, для лучшего понимания, как будет происходить работа по данной программе, мы прикладываем краткое содержание первого и пятого занятия.

№1.

Вводный классный час «Путешествие по дорогам книг»

Ход мероприятия

Учитель: Добрый день, дорогие мои друзья! Здравствуйте, уважаемые взрослые!

Кто на все вопросы мне ответит? Кто расскажет про дела вокруг? Да, такой волшебник есть на свете: Книга – лучший спутник мой и друг. Наш праздничный конкурс сегодня мы посвящаем ей – книге!

 Нет такой семьи, где не было бы книг. Знакомство с книгой происходит еще в самом раннем детстве (учитель демонстрирует книжки-малышки), ребенок растет, взрослеет, растут вместе с ним и его верные друзья – книги (учитель демонстрирует книги для более старшего возраста).

Послушайте отрывок из стихотворения С.Михалкова «Как бы жили мы без книг?»

(Заранее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения С.Михалкова «Как бы жили мы без книг?»)

-Мы дружны с печатным словом.

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы б не знали ничего.

Ты представь себе на миг,

 Как  бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если б все исчезло разом,

Что писалось для детей, -

От волшебных добрых сказок

До веселых повестей?..

Учитель: Давайте поразмышляем о том, действительно, какова бы была наша жизнь без книг.

(Выслушиваются мнения детей и родителей).

Существует великое разнообразие книг на все случаи жизни (учитель демонстрирует подборку книг). И в наш технический век книга остается верным другом, помощником и лучшим подарком.

Сегодня вы все – и дети, и родители, побываете в чудесной стране Литературе, встретитесь с любимыми героями книг. В сегодняшнем конкурсе принимают участие две команды – команда детей и команда родителей. Итак, посмотрите на доску. Перед вами Цветик - семицветик и две вазы. Цветик - семицветик непростой, он волшебный, каждый его лепесток содержит определенное задание. За каждое правильно выполненное задание команда будет получать цветочек. Эти цветочки вы будете помещать в вазы. Победит та команда, у которой будет самый пышный букет.

(Один из участников выходит к доске и берет любой лепесток, на обратной стороне лепестка написано название конкурса).

                                 Конкурсные задания на лепестках:

1.Красный лепесток – Куча мала

Каждая команда получает конверт, в котором находятся карточки с разрезанными на две части пословицами. Надо правильно собрать пословицы и объяснить их смысл.

Пословицы для детей:

Кто много читает, тот много знает.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

Пословицы для родителей:

В доме ни одной книжки – плохи у хозяина делишки.

Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают.

Выбирай книгу так, как выбираешь друга.

2.Желтый лепесток – Вспомни

а) Командам надо вспомнить сказку Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» и назвать имена коротышек-жителей Цветочного города;

б) надо вспомнить и назвать сказку, где есть действующее лицо – медведь;

в) надо вспомнить и назвать сказку, где есть действующее лицо – кот;

д) вспомнить сказочные заклинания.

3.Синий лепесток – Бюро находок

Назвать, герои каких сказок забыли предметы, изображенные на картинках.

Предметы для команды родителей:

Горшочек, увешанный бубенчиками;

зонтик;

большие ножницы и игла без нитки;

тыква;

термометр;

лук и стрелы.

Предметы для команды детей:

Скорлупа грецкого ореха;

сапоги;

печка;

горошина;

корзинка с пирожками;

осколок зеркала.

4.Оранжевый лепесток – Кто я?

Назовите героев литературных произведений (учитель по очереди каждой команде читает задания).

Задания  для команды детей:

- Мальчик, у которого самый лучший в мире друг.

- Главной героине Г.Х. Андерсена в столице Дании – Копенгагене поставлен памятник у самого берега моря. Кто она?

- Как звали корову, которую купил кот Матроскин?

- Кто летал на орле в Африку?

- Как звали девочку, которая путешествовала по стране Чудес и Зазеркалью?

- Как назывались жители Фиолетовой страны?

- Кто на тракторе поехал в деревню Простоквашино?

- Кто работать не хотел,

  А играл и песни пел?

  К братцу третьему потом

  Прибежали в новый дом.

  От хитрого волка спаслись,

  Но долго хвостики тряслись.

- Девочка спит и пока что не знает,

  Что в этой сказке ее ожидает.

  Жаба под утро ее украдет,

  В нору упрячет бессовестный крот.

Задания  для команды родителей:

- В Шотландии есть памятник знаменитому литературному герою. В квартиру по адресу «Лондон, Бейкер – стрит» не раз приходили письма о помощи. Кому?

- Этот герой оказался самым большим в одной сказке и самым маленьким в другой.

- Старик из сказки Д .Родари, который строил себе домик.

- Она – обладательница чудесного саквояжа, умеющая летать на зонтике и въезжать по лестничным перилам вверх.

- Кто улетел из норы крота на ласточке в теплые края?

- Кто летал на ядре в лагерь турецкого войска?

- Назовите имя самой сильной девочки на свете, которая плавала на корабле  «Попрыгунья» в Веселию.

5.Фиолетовый лепесток – Волшебные краски

Для каждой команды на доске прикреплены разноцветные «пятнышки» из цветной бумаги. Объясняется задание:

- Художник-иллюстратор забыл свои палитры. Каждая команда по  очереди будет  брать  по одной  «краске»  со своей « палитры». Ваша задача - вспомнить произведения, в названиях которых  упоминается доставшийся  цвет.

 «Палитра» для команды детей:

Красная («Красная шапочка»);

Желтая («Желтый туман»);

Синяя («Синие листья»);

Серая («Серая шейка»).

 «Палитра» для команды родителей:

Синяя («Синяя птица»);

Белая («Белый Бим, Черное ухо»);

Черная  («Черная курица»);

Голубая («Голубая чашка»).

6.Зеленый лепесток – Стихоплеты

Конкурс состоит из двух частей.

Первая – учитель каждой команде по очереди читает с ошибками двустишья из стихотворений А.Барто. Задание: исправить ошибки.

- Уронили зайку на пол,

  Оторвали зайке лапу.

- Идет медведь, качается,

   Вздыхает на ходу.

- Наша Таня громко плачет,

   Уронила в печку мячик.

- Вертолет построим сами,

   Пронесемся над лесами.

- Зайку бросила лентяйка,

  Под дождем остался зайка.

- Нет, напрасно мы решили

  Прокатить слона в машине.

Вторая часть конкурса – продолжить стихотворение.

Задания для детей:

 - По небу голубому…

- Черемуха душистая…

- Крошка сын к отцу пришел…

Задания для взрослых:

- Зима! Крестьянин торжествуя…

- Белая береза под моим окном…

- Буря мглою…

7.Голубой  лепесток – Литературная викторина

Каждой команде по очереди зачитываются отрывки из литературных произведений, задание – отгадать сказку или рассказ.

Задания для детей:

«Дочка, дочка, - говорит мать. – Мы пойдем на работу, купим тебе платочек; будь умницей, береги братца, не ходи со двора».

 «Начали закусывать; царевна обгложет косточку, да в рукав; выпьет чего – остатки в другой рукав. Те снохи видят, чего она делает, и они тоже кости кладут себе в рукава; пьют чего – остатки в рукава».

«Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку – отвоевал свое, а теперь держал путь к дому. Как вдруг навстречу ему старая ведьма, уродина   уродиной: нижняя губа чуть ли не до самой груди висит».

«Маленькие дети! Никогда на свете! Не ходите в Африку, в Африку гулять!»

««Жил-был принц, он хотел взять себе в жены принцессу, да только настоящую принцессу».

В какой сказке одна дочь лесничего отрезала большой палец на ноге, чтобы туфелька была впору; другая –  пятки; а третьей туфелька пришлась впору.

Задания для родителей:

 «Были у старухи три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а младшая – Трехглазка».

 «Вези, вези, старик, ее куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видели, чтобы мои уши об ней не слыхали, да не вози ее к родным в теплую хату, а в чисто поле на трескун-мороз».

 «Шляпа лежала на комоде…»

- «Мамы разные нужны.

    Мамы всякие важны!»

- «Жил-был бедный принц. Королевство было у него совсем маленькое, но все-таки не столь уж ничтожное, чтобы принцу нельзя было жениться, а жениться ему хотелось».- Эта сказка шведской писательницы была изначально написана как учебник географии для младших школьников. В этой книге мальчик путешествует по Швеции с дикими птицами.

8.Сердцевинка – Соберитесь в книжку

Участники подходят к столу ведущего (учителя) и из  «волшебного сундучка» вытягивают карточки с именем литературного героя. Надо определить, в каком произведении он живет,  и собраться в группы. Карточки с названиями литературных произведений вывешиваются на доску:

 «Бременские музыканты». Кот, Пес, Петух, Принцесса, Трубадур.

 «Красная шапочка». Волк, Бабушка, Мама, Охотники, Красная Шапочка.

 «Снежная Королева». Кай, Герда, Разбойница, Снежная Королева, Олень.

 «Квартет». Проказница-Мартышка, Осел, Козел, Косолапый Мишка, Соловей.

 «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди». Царь, царица, князь Гвидон, баба-Бабариха, Царевна-Лебедь.

Подведение итогов.

Посмотрите на доску – вместо одного Цветика – семицветика у нас два прекрасных, шикарных букета цветов. Букеты такие пышные, что сразу видно, что и дети, и родители любят читать книги, знают героев книг, всегда радуются встрече с ними.

Встреча с книгой, что с другом,

Для всех словно праздник,

А для детской души

Это нить Ариадны,

Что ведет их от сказок,

Былин и преданий

В мир жизни реальной.

Книги учат детей

Всем премудростям жизни –

Как быть Человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.

До новых встреч!

№2. Классный час «Умение работать с книгой. Осмысленное чтение.»

I.Организационный момент.

Приветствие учителя.

II.Мотивация.

Учитель читает стихотворение «Праздник книжки» (З. Бычков)

Тает снег, клокочут воды,

Звонко птицы гомонят.

По-весеннему сегодня

Расцвели глаза ребят.

Очень любят праздник книжки

И девчонки, и мальчишки.

Книга – верный,

Книга – первый,

Книга – лучший друг ребят.

Нам никак нельзя без книжки,

Нам никак нельзя без книжки! –

Все ребята говорят.

III.Просмотр видеоролика «Осмысленное чтение»

Обсуждение видеоролика.

IV.Беседа.

Учитель рассказывает обучающимся о сути осмысленного чтения и об умении работать с книгой, и обсуждает это вместе с младшими школьниками.

V.Викторина.

  • А теперь проверим, насколько хорошо Вы усвоили материал занятия. Попробуйте сформулировать своими словами, что означает «осмысленное чтение», и для чего нам необходимо правильно работать с книгой, используя хорошо известные сказки. Учитель демонстрирует картинки из сказок, учащиеся формулируют предложения.

VI. Рефлексия. Итоги занятия.


Заключение

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, способные мыслить творчески. К сожалению, современная школа до сих пор сохраняет консервативный подход к усвоению знаний. Монотонное, стереотипное повторение одних и тех же действий напрочь убивает интерес к обучению. Обучающиеся лишены радости открытия и могут постепенно утратить способность к творчеству.

За последнее десятилетие резко возрос интерес к литературному образованию младших школьников. В силу психологического характера человеку свойственно не пассивное (репродуктивное) восприятие, а активное (творческое) восприятие текста. Поэтому активизация психической деятельности, стимулирование процесса творчества детей, включение в сознательное творчество является одной из главных задач учителя начальных классов. С этой целью в современной практике используют и активные методы обучения.

Внедрение в образовательных процесс активных форм и методов показало, что разумное и правильное применение этих методов значительно повышает интерес учащихся к предмету, усиливает эффект развития обучения.

Активные методы играют руководящую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний, при этом развивается речь учеников, формируется опыт взаимодействия в коллективе.

В ходе данного исследования мы пришли к выводу, что у большинства обучающихся активные методы, вызывают интерес не только к предмету рассматриваемого нами курса, но и к любой литературе.

Таким образом, можно считать, что цель данного исследования достигнута, все задачи решены.


Библиографический список

  1. Вернер, Л.Г. Применение активных методов работы на уроках в начальной школе / Л.Г. Вернер // Начальная школа. – 2007. – №5. – С.43– 45.
  2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2007. – 332 с. ISBN 5-09-003428-1
  3. Карелина, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Карелина. – М., 2003. – 347 с. ISBN 5-07-000132-9
  4. Кислинская С.А., Лебедева Е.В., Николаева И.Р.; Педагогические технологии под ред. М.П. Воюшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с. ISBN 978-5-7695-5944-0
  5. Красновский, Э.А. Активизация учебного познания / Э.А. Красновский. Сов. Педагогика, – 2009. – №5. – С. 12-15.
  6. Кукушин, В.С. Педагогические технологии / В.С. Кукушин. - Ростов-на-Дону. – 2002. – 231 с. ISBN 5-241-00543-9
  7. Морозова, О.П. Педагогические ситуации в художественной литературе / О.П. Морозова. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 320 с. ISBN 5-7695-0803-5
  8. Новик, М.А. О активных методах обучения в начальной школе / М.А. Новик // Литература в школе – 2004. – №8. – С. 23-26.
  9. Подласый, И.П. Педагогика 100 вопросов и ответов. Учебник для пед. вузов / И.П. Подласый. – М.ВЛАДОС, 2004. – 325 с. ISBN 5-305-00038-6.
  10. Рабзина, А.Л. Активизация познавательной деятельности ребёнка на уроке в школе / А.Л. Рабзина. – М.: Учебный Центр Перспектива, 2003. - 237 с.
  11. Романовская, З. И. Чтение и развитие младших школьников / З.И. Романовская. – М.: – «Педагогика». – 2002. – 343 с.
  12. Смолкин А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. – М.: Высшая школа, 1991. – 213 с.
  13. Шлаков, С.А. Игры учащихся / С.А. Шлаков, О.В Шлакова. – М. Юрайт – Издат, 2004. – 660 с.
  14. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина, А.А. Спирин; Под ред. Г.И. Щукина. – М., Просвещение. – 2005. – 234 с.
  15. Яковлев, И.М. Методика и техника урока / И.М. Яковлев // Начальная школа: плюс до и после. – 2006. – №8. – С. 30– 32.


[1]Карелина, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Карелина. – М., 2003. – 347 с. ISBN 5-07-000132-9

[2] Романовская, З. И. Чтение и развитие младших школьников / З.И. Романовская. – М.: – «Педагогика». – 2002. – 343 с.

[3] Кукушин, В.С., Кузнецов В.Н. Педагогические технологии / В.С. Кукушин. - Ростов-на-Дону. – 2002. – 231 с. ISBN 5-241-00543-9

[4] Рабзина, А.Л. Активизация познавательной деятельности ребёнка на уроке в школе / А.Л. Рабзина. – М.: Учебный Центр Перспектива, 2003. - 237 с.

[5] Яковлев, И.М. Методика и техника урока / И.М. Яковлев // Начальная школа: плюс до и после. – 2006. – №8. – С. 30– 32.

[6] Шлаков, С.А. Игры учащихся / С.А. Шлаков, О.В Шлакова. – М. Юрайт – Издат, 2004. – 660 с.

[7] Новик, М.А. О активных методах обучения в начальной школе / М.А. Новик // Литература в школе – 2004. – №8. – С. 23-26.