Логопедия.

Морозова Ольга Вячеславовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Содержание работы над интонацией на разных этапах коррекционного воздействия при дизартрии. Морозова О.В.

Слайд 2

У детей с дизартрией интонационные возможности характеризуются рядом особенностей: нечётким и воспроизведением мелодических рисунков фраз, логического ударения, ритмических и слогоритмических структур, ошибочным употреблением словесного ударения , ограниченными возможностями голоса, а также некоторыми изменениями темпо-ритмической организации речи. В процессе логопедического воздействия работа по формированию интонационной выразительности проводится в несколько этапов .

Слайд 3

I этап -- формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи. Задачи : познакомить детей с разнообразием интонаций человеческой речи, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляции голоса; показать, что интонация придаёт речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства; познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения; научить различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи. Реализация этих задач осуществляется по пяти направлениям. Первое направление - формирование общих представлений об интонационной выразительности речи . Логопед дважды читает один и тот же рассказ: первый раз - без интонационного оформления текста, второй - выразительно, с интонационным оформлением. Выясняется, какое чтение больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и другие чувства.

Слайд 4

Второе направление - знакомство с повествовательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения. Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение). Уточняются звуковые средства выражения повествовательной интонации (спокойное произнесение). Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается горизонтальным движением руки и обозначается графически горизонтальной стрелкой. Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса. После знакомства со знаком «точка в конце предложения» дети заучивают стихотворение. Затем при прочтении текста выделяют повествовательные предложения из текста и поднимают карточки с точкой.

Слайд 5

Третье направление - знакомство с вопросительной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения . Логопед обращает внимание детей на то, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос можно о чём-то спросить. При этом в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически. Дети знакомятся со знаком «?» и заучивают стихотворение. Затем предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.

Слайд 6

Четвёртое направление - знакомство с восклицательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения . Пятое направление - дифференциация различных видов интонации. Логопед повторяет с детьми, какие виды интонаций они знают, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопрос, восклицание, предлагает повторить стихотворения о знаках. Затем даётся задание определить интонацию предложений в тексте, на каждый интонационный тип предложения, поднимая карточку с соответствующим знаком.

Слайд 7

II этап работы - формирование интонационных структур в экспрессивной речи . Работу над голосом начинаем с произношения на выдохе гласных и согласных звуков. Можно включить в упражнения музыкальное сопровождение. Сила голоса развивается путём произнесения гласных громко или более тихо в соответствии с усилением или ослаблением звучания музыкального сопровождения. Изменение тональности музыки способствует развитию высотных характеристик голоса. Полезно проводить мелодекламацию: чтение стихотворений с вопросительной, восклицательной, побудительной интонацией под соответствующую музыку .

Слайд 8

Развитие силы голоса Все упражнения выполняются с соблюдением правильной техники дыхания и с использованием сохранных звуков 1. Длительное произнесение голосом средней громкости отдельных гласных и согласных звуков: а-а-а-а-а, у-у-у-у-у, з-з-з-з-з 2. Длительное произнесение голосом средней громкости сочетаний из двух- трёх звуков: ау, ои , ауи , аза, усо 3. Усиление и ослабление голоса (от беззвучной артикуляции до громкого произнесения и наоборот 4. Увеличение силы голоса ( аааААА ). 5. Уменьшение силы голоса ( АААааа ). 6. Упражнение «От тихого к громкому» и «От громкого к тихому»:

Слайд 9

Развитие диапазона голоса: Все упражнения выполняются с соблюдением правильной техники дыхания. 1. Подражание голосам взрослых животных, птиц и их детёнышей, имитация их движений. Упражнение «Имитация». 2. Повышение и понижение голоса по схеме, в соответствии с движением руки логопеда (гласные, слоги). 3. Понижение и повышение голоса при произнесении гласных звуков, сочетаний из двух-трёх гласных звуков, слогов. Упражнение «Маляр» (имитация движений маляра рукой вверх-вниз). 4. Разыгрывание сказок по ролям («Три медведя», «Маша и медведь» и др.). Во всех видах этой работы нужно учить ребёнка слышать изменения силы, тембра, высоты, улавливать нюансы эмоциональной окраски голоса.

Слайд 10

Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой , включающими упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей с дизартрией, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т.е. основных средств интонирования речи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы логопедической работы по развитию лексики у детей с речевыми нарушениями младшего дошкольного возраста. Морозова О.В.

Слайд 2

Мышление детей младшего дошкольного возраста конкретно, образно. Характерной чертой является высокая эмоциональность восприятия. Внимание ребенка прежде всего привлекают предметы с ярко выделяющимися внешними признаками. Все ярко окрашенное, звучащее, двигающееся, необычное по форме, размерам особо интересует детей, оставляет наиболее глубокий след в их сознании. Но за этими бросающимися в глаза признаками ребенок часто не видит главное.

Слайд 3

Эти особенности развития детей и определяют содержание и методику проведения логопедической работы по развитию лексики : 1. Обогащение словаря новыми словами 2. Закрепление и уточнение словаря. 3. Активизация словаря 4. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях ( Например, дети свободно говорят строфы К. Чуковского: «Да здравствует мыло душистое!» – но редкий ребенок, нюхая розу, скажет: «Какой душистый цветок» или, трогая пушистую шапочку: «Какая пушистая шапочка!» В первом случае он скажет, что цветок хорошо пахнет, во втором – что шапочка мягкая.)

Слайд 4

На данном этапе активный словарь детей рекомендуется обогащать: существительными – названиями предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, растений (дерево, трава, цветы), овощей (морковь, капуста, репа, помидор, огурец), фруктов (яблоко, груша, апельсин, лимон), домашних животных (петух, курица, лошадь, корова, собака, кошка), их детенышей (цыпленок, жеребенок, теленок, щенок, котенок) и др.; глаголами , обозначающими некоторые действия (мыть, вытирать, варить, готовить, гладить, стирать, лечить, ставить, сажать и др.); прилагательными (большой, белый, маленький, красный, желтый, зеленый, синий, черный, горячий, холодный, сладкий, кислый, круглый); наречиями (вчера, сегодня, завтра, близко, далеко, низко, высоко). На основе расширения знаний и представлений необходимо увеличивать запас слов, постепенно формировать понимание и употребление обобщающих слов (игрушки, одежда, посуда, мебель).

Слайд 5

В логопедической работе по развитию лексики с малышами огромное значение имеет наглядность. Она всегда активизирует речь детей, побуждает к речевым высказываниям. Поэтому широко используется непосредственное наблюдение предметов и явлений, а также изобразительная наглядность – игрушки и картины . Используются предметные и сюжетные картины на разнообразные лексические темы : « Семья», «Игрушки», «Части тела», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные и их детёныши», «Дикие животные и их детёныши», Птицы», «Профессии», «Транспорт», «Времена года», «Явления природы», «Деревья и кустарники», «Цветы», «Новогодние праздники» и т.д . Широко используются различные дидактические игры и задания. В обогащении словаря малышей очень велика роль художественной литературы. Для введения эмоциональной лексики особенно ценны сказки, стихи, потешки , прибаутки. Произведения художественной литературы используются и на прогулке, и в повседневном общении, и на других занятиях. Педагог читает детям стихи, загадывает загадки.

Слайд 6

Тактильные ощущения также играют немаловажную роль в стимулировании речевой деятельности. Услышав слово «шершавый» ребенок не всегда поймет его смысл, а если его пальчик в этот момент ощутит шероховатую поверхность, то лексическая картина станет более полной. Большая роль в активизации словаря принадлежит игре . В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика; в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы . Таким образом, в работе по развитию лексики используется совокупность разных методов и приемов в зависимости от степени овладения детьми слова.

Слайд 7

Литература: Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя ). — СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш . и сред, пед . учеб. Заведений. -- 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопедическая работа с детьми при детском церебральном параличе . Выполнила: Морозова О.В.

Слайд 2

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с церебральным параличом. Детский церебральный паралич — заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга . При детском церебральном параличе имеет место раннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга . Причины этих нарушений могут быть разные: инфекционные заболевания, особенно вирусной этиологии, различные интоксикации и травмы во время беременности, хронические заболевания, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови др. Предрасполагающими условиями могут быть недоношенность и переношенность , а также генетические факторы . В более редких случаях причинами детского церебрального паралича может быть акушерский травматизм в результате нарушений родовой деятельности у матери, затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки, что приводит к недостатку кислорода в центральной нервной системе ребенка и повреждению в связи с этим нервных клеток головного мозга . Детский церебральный паралич может возникать и после рождения в результате перенесенных нейроинфекций, тяжелых ушибов головы.

Слайд 3

У детей, страдающих ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием может формироваться функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы , манипулятивной деятельности . Двигательные нарушения оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи. Поражение двигательной сферы при детском церебральном параличе может быть выражено в разной степени: двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения. Независимо от степени двигательных расстройств у детей могут быть нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, наблюдается снижение интеллекта, судорожный сидром и нарушения зрения, снижение слуха. Для большинства детей с церебральным параличом характерны нарушения умственной работоспособности в виде повышенной утомляемости. В процессе целенаправленной деятельности они быстро становятся вялыми или раздражительными, с трудом сосредоточиваются на задании. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство, ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулировать, гримасничать, у него усиливаются насильственные движения, появляется слюнотечение. Организованность произвольной деятельности у детей формируется с большим трудом. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, болезненно реагируют на тон голоса, замечания, чутко подмечают изменения в настроении окружающих, у них возникают страхи, недержание мочи, рвота и другие нарушения.

Слайд 4

Особенности речевого развития детей с церебральным параличом. Особое место в клинике детского церебрального паралича занимают расстройства речи. Частота нарушений речи при детском церебральном параличе составляет 80 %. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга . В основе нарушений речи при ДЦП лежит не только повреждение определенных структур мозга , но и более позднее формирование или недоразвитие отделов коры головного мозга, которые имеют важное значение в речевой и психической деятельности. Отставание в развитии речи также связано: с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, отсутствием социальных контактов; с допускаемыми родителями ошибками воспитания, чрезмерная опека, у ребенка не формируется потребность в речевом общении; с длительным пребыванием ребенка в различных лечебных учреждениях.

Слайд 5

Важное значение в механизме речевых нарушений при ДЦП имеет сама двигательная патология, ограничивающая возможности передвижения и познания окружающего мира. Отмечается клиническая и патогенетическая связь между речевыми и двигательными нарушениями. Длительное сохранение патологических тонических рефлексов оказывает отрицательное влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата, мышц языка, затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, движения языка вперед и вверх. Задерживается формирование голосовой активности и нарушается звукопроизносительная сторона речи. Различные нарушения двигательной сферы обуславливают разнообразие речевых расстройств. Доречевое и раннее речевое развитие детей с ДЦП идет в замедленном темпе. Индивидуальные сроки появления речи у детей с детским церебральным параличом значительно колеблются , что зависит от локализации и тяжести поражения мозга, состояни я интеллекта, времени начала и адекватности коррекционно-логопедической работы.

Слайд 6

При нормальном развитии все стороны речи внутренне взаимосвязаны и взаимозависимы. При ДЦП отмечается задержка и нарушение формирования лексической, грамматической и фонетико-фонематической сторон речи. Крайне медленно увеличивается активный словарь, длина предложений, улучшается разборчивость речи. Задерживается развитие мелодико-интонационной стороны речи, восприятие и воспроизведение ритма. Возрастная динамика речевого развития детей с ДЦП во многом зависит от состояния интеллекта . Чем выше интеллект ребенка, тем успешнее динамика развития речи, лучше результаты логопедической работы.

Слайд 7

Характеристика речевых нарушений при ДЦП. У детей с ДЦП наблюдаются различные формы речевых нарушений . Они редко встречаются в изолированном виде. Наиболее часто встречающаяся форма речевой патологии – дизартрия (нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью инервации речевой мускулатуры). Ведущими дефектами являются нарушение звукопроизносительной стороны речи и просодики, а также нарушение речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи нарушена, речь смазанная, нечеткая. Степень выраженности зависит от тяжести и характера поражения нервной системы.

Слайд 8

Помимо дизартрии у детей с ДЦП встречается алалия (отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. При ДЦП алалия чаще всего сочетается с дизартрией. Дети с церебральным параличом с трудом овладевают навыками чтения и письма. Нарушения письменной речи – дислексия и дисграфия – обычно сочетаются с недоразвитием устной речи. У некоторых детей с церебральным параличом может отмечаться заикание. В возникновении заикания при ДЦП играют роль психические травмы, ошибки воспитания, органические нарушения речедвигательной функции.

Слайд 9

Задачи логопедической работы. Основная задача логопедической работы с детьми с ДЦП – развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребенку большее понимание его речи окружающими. Для реализации этой цели необходимо: Уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата, нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; Развитие речевого дыхания и голоса; Нормализация просодической системы речи; Формирование артикуляционного праксиса ; Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук; Развитие фонематического восприятия и звукового анализа; Нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи.

Слайд 10

При проведении коррекционно-логопедической работы с детьми, страдающими церебральным параличом, целесообразно использовать следующие методы логопедического воздействия: Дифференцированный логопедический массаж; Пассивная и активная артикуляционная гимнастика; Дыхательные голосовые упражнения; Искусственная локальная контрастотермия ( криомассаж и термомассаж ).

Слайд 11

Литература. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно –методическое пособие для логопедов и дефектологов. – 2-е изд ., перераб . И доп. - СПб.:»Детство-Пресс », 2020, -320с.,ил. Логопедия. Теория и практика/ (под ред.д.п.н.профессора Т.Б.Филичевой ). – Изд.2-е, тспр.и доп. – Москва: Эксмо , 2020. – 608с. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб . и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Брадилалия . Морозова Ольга

Слайд 2

Брадилалия Брадилалия это патологически замедленный темп речи . Термин произошёл (от греч. bradys медленный , lalia речь ). Синонимы: Bradyphrasia ( брадифразия ), Bradyarthria ( брадиартрия ), Bradylogia ( брадилогия ). Описывается в синдроме соматических, неврологических и психических заболеваний . При брадилалии речь чрезмерно замедленная, с растягиванием гласных звуков, с вялой нечеткой артикуляцией. Часто отмечается замедленный темп не только внешней, но и внутренней речи.

Слайд 3

М.Е.Хватцев отмечал, что патологически замедленный темп речи нередко встречается у умственно отсталых детей. Брадилалии у детей часто сопутствует монотонность голоса, недостаточно модулированная речь. Причины брадилалии разнообразны. М.Е.Хватцев считал одной из главных причин патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения. Брадилалия может передаваться и по наследству вместе с нарушением внутренней речи. Так же как и тахилалия , брадилалия может возникать и в результате подражания или неправильного воспитания.

Слайд 4

Причины нарушения : • В нутриутробная (перинатальная) патология, обусловлена заболеваниями матери во время беременности, резус­ или иммуно конфликтом , прием лекарственных препаратов, алкоголя, курением, действием ионизирующей радиации, а также рядом производственных факторов (вибрация, СВЧ ); П овреждения при родах (натальная патология ); Натальная патология возникает при затяжных или стремительных родах, тугом обвитии пуповиной, кесаревом сечении, неправильном положении плода. В оздействие вредных факторов после рождения (постнатальная патология). В процессе развития речи быстрый темп мешает формированию речевых дифференцировок и может привести к закреплению детского неправильного звукопроизношения и общей неряшливости в речи.

Слайд 5

Речевая симптоматика брадилалии : замедленность темпа внешней и внутренней речи; замедленность процессов чтения и письма Изменяется и тональность голоса — у таких людей он становится монотонным, утрачивает выразительность. Интересно, что слоговая структура слов при этом не страдает — все слова выговариваются правильно, хотя и очень медленно. Замедление отмечается в любом типе речи: хоть в монологе, хоть в диалоге. Неречевая симптоматика брадилалии : •нарушения общей моторики, тонкой моторики, нарушение артикулирования звуков; рук, пальцев, мимических мышц лица • Если рассматривать патогенетический механизм, все эти причины обусловлены доминацией процессов торможения в головном мозге над процессами возбуждения в речевом центре.

Слайд 6

Методы диагностики и необходимые обследования Брадилалия , как и любая патология требуют в диагностике комплексного подхода, подразумевающего медико-психологическое обследование. В нем участвую несколько специалистов: врачи невролог и психиатр, а также психологи и логопед. Начинается обследование со сбора анамнеза — выясняются все обстоятельства, которые могли стать причиной. При обследовании детей обязательно деятельное участие родителей, так как именно они знают нюансы касательно перенесенных заболеваний. Необходимо выяснить, не было ли среди родственников людей с любым речевым расстройством. При расспросе необходимо обратить внимание на возможные травмы головы. Чтобы исключить соматические причины брадилалии врачи могут назначить: электроэнцефалографию; КТ или МРТ головного мозга; люмбальную пункцию. Логопедическое обследование заключается в оценке состояния артикуляционных органов. Изучается экспрессивная речь (особенности голоса, звукопроизношение, ее ритмика).

Слайд 7

Коррекция После всестороннего обследования начинается скрупулезная коррекционно-педагогическая деятельность. Схемы терапевтического воздействия подбираются индивидуально, они обычно включают: Фармакотерапия. Лекарства как такового от брадилалии нет, медикаментозное вмешательство заключается в применении общетонизирующих (витамины. микроэлементы) средств и успокаивающих препаратов (предпочтение отдается препаратам на растительной основе). Массаж — снимает мышечное напряжение, обладает некоторым седативным воздействием. Лечебная физкультура. Способствует нормализации общего мышечного тонуса, что опосредованно благотворно сказывается и на мышцах артикуляционного аппарата.

Слайд 8

Коррекция Логопедические занятия, основной целью которых является выработка четких и быстрых речевых движений. • Логопедическая ритмика (нормализация темпа и ритма общих движений, развитие речевой и общей моторики, внимания, памяти). Большой эффект дают занятия с быстрой маршировкой и бегом под музыку, частые переключения движений в зависимости от изменения характера музыки, разнообразные подвижные игры, сопровождаемые речью.

Слайд 9

Коррекция Все виды коррекционной работы основываются на различных речевых упражнениях. Основные упражнения: произношение речевого материала различной сложности( слогов, слов, коротких фраз, скороговорок и т.д.), чтение (сопряжённое с логопедом, затем самостоятельное) под отбиваемый рукой такт. Под метроном, с постепенным ускорением темпа говорения и чтения; слушание и воспроизведение речевого материала, записанного на диктофон, в ускоренном темпе, запись слогов, слов с предварительным чётким проговариванием под такт, подаваемый логопедом, затем самим ребёнком, заучивание и воспроизведение диалогов с акцентом на речевые с особенностях разных персонажей самим ребёнком в паре с логопедом, выработка сценического поведения в соответствии с содержанием .

Слайд 10

Коррекция Для стабилизации общей и артикуляционной моторики полезны спортивные игры с речевыми и соревновательными элементами. Логоритмика и логопедический массаж, а также игра на музыкальных инструментах и пение присутствуют в арсенале коррекционных методик. Подвижные игры: несюжетные и сюжетные. Несюжетные типа: перебежек, ловушек, пятнашек, игр – эстафет, игр с предметами, с элементами спортивных соревнований и т.п. Сюжетные подвижные игры должны отражать жизненные или сказочные эпизоды и способствовать отработке речи в диалогах и драматизациях .

Слайд 11

Коррекция В запущенных случаях помогает психотерапия, которая направлена на изменение психологического восприятия дефекта ребенком, на нормализацию микросоциального климата . Улучшить прогноз в плане полного избавления от брадилалии помогает ранняя диагностика этого состояния и как можно более раннее начало коррекционных мероприятий. В этом случае получается ограничиться минимумом процедур, так как еще не развилось сложных психологических нарушений.

Слайд 12

Рекомендуемые упражнения при брадилалии . Счет в быстром темпе. В быстром темпе посчитать до 10 (если ребенок не умеет считать до 10, то счет ведется до 5). Произнесение слогов со стечением согласных. Четко произносить слоги, например: тра-дра тро-дро тру- дру пра -бра про- бро тры-дры кра-гра кро-гро тро-дре фра- вра фро-вро тру- дру тры-дры пру- бру пры-бры кру-гру кры-гры фру-вру фры-вры сби-зпи … Пение быстрых, ритмичных песен для тренировки темпа речи .

Слайд 13

Рекомендуемые упражнения при брадилалии . Чтение текста (лучше использовать стихи) в сопровождении быстрого ритма. Это может быть отстукивание, отхлопывание или удары метронома. Ходьба и маршировка в различных направлениях под бодрую музыку (марш, галоп), перемежающаяся поскоками, прыжками, приседаниями, остановками под меняющийся характер музыки .