Использование приемов мнемо-, рацио- и эйдотехники при обучении написанию непроверяемых (словарных) слов

Наумова Юлия Александровна

В данной работе представлены новые подходы к работе над словарными словами с непроверяемыми написаниями на основе знаний психологических особенностей развития памяти у детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soderzhanie.doc211.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             План работы

СОДЕРЖАНИЕ                                                   Стр.

        Введение                                                                                                               3

     Глава 1.  Методика работы со словарными словами.                                                              6                                                                                                                                                        

1.1        Работа над словарными словами в процессе изучения русского языка

в начальной школе (теоретические положения и описание методики)      

1.2         Новые   подходы   к   работе   над   словами   с   непроверяемыми
написаниями.         10

        

     Глава 2.    Техники запоминания и приемы переработки информации         16                                  

2.1. Психологические особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста                            

2.2. Техники запоминания ( мнемо-, рацио- и эйдотехника).                               17  

  Глава 3. Из опыта работы.                                                                                      19

  Заключение.                                                                                                              24            

 Список литературы          25

 Приложения

                Введение

Неотъемлемой частью культуры каждого человека, является общая языковая культура и орфографическая грамотность, как залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Уровень образованности человека определяют по культуре его речи. Основы правописания закладываются в классах. Здесь есть своя специфика, которая определяется возрастом детей и почти полным отсутствием теоретических знаний по языку.

Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения правописанию, нашедший отражение в трудах С.Д. Успенского, Н.А. Корфа, Д.И. Тихомирова, Я.К. Грота, Н.С. Рождественского, психологов Н.Д. Богоявленского, С.Ф. Жуйкова. В последние десятилетия получили широкую известность труды методистов Т. Г. Рамзаевой, М.М. Разумовской, представителя научной школы дидакта Л. В. Занкова – А. В. Поляковой. последователей психолога Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, В.В. Репкина, П.С. Жедек.

В центр обучения правописания поставлено правило, его применение (алгоритм), т.е. решение орфографической (или грамматико-орфографической) задачи. Такой метод логичен, требует точного знания правил и грамматических условий их применения. Но для начальных классов это только одна из трех линий овладения правописанием. А как быть с необходимостью обучения написанию словарных слов? Здесь выступает на первое место умение именно запоминать (на слух, зрительно), а изначальный уровень развития способности к запоминанию у всех разный. Как же достичь положительного результата?

Только при взаимодействии готовности к развитию тех или иных сторон интеллекта с благоприятными педагогическими условиями достигается результат обучения. Дидактические средства должны стимулировать развитие умственной деятельности учащихся, а не ее развитие - обеспечивать успешное усвоение запрограммированных знаний,  умений и навыков.  Следовательно, задача учителя состоит в таком осуществлении учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока одновременно бы формировался и совершенствовался целый ряд интеллектуальных качеств личности. Это достигается при наличии знаний о психологических и физиологических особенностях младшего школьника возрастных особенностях развития детского интеллекта, результатов новейших исследований в области психологии и педагогики, опыте практической педагогической работы. Это и дает возможность внесения определенных изменений в организацию процесса обучения на основе традиционной системы, использование именно тех методов и приемов, которые помогут каждому из учеников оптимально использовать свои возможности и способности для достижения результата, на основе развития этих способностей успешно усваивать программный материал. Но изначально разный уровень развития потенциальных возможностей людей, их интеллекта, делает неоспоримой актуальность рассмотрения проблемы использования специальных приемов запоминания в изучении слов с непроверяемыми написаниями.

Несмотря на разностороннюю разработку вопросов методики обучения орфографии, проблема обучения написанию весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами остается актуальной и по сей день.

Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Уже на страницах «Азбуки» и «Букваря» дети сталкиваются со словами - абажур, арбуз, библиотека, конура, мавзолей и многими другими. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, чтению, математики, природоведению и другим дисциплинам все больше возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительной цифры - более 500 единиц. (См. приложение № 1)

Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов. Чем больше учащийся усваивает слов, чем больше станет речь, тем легче ребенку будет учиться, тем глубже и прочнее будут его знания, навыки по всем предметам. Путь к знаниям лежит и через усвоение слов.

К сожалению, наблюдения кандидата педагогических наук В. В. Ераткиной /г. Рязань/ показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании словарных слов в 42%, а в написании слов с удвоенной согласной в 47%. /2/ А ведь почти все эти слова включены в учебник по русскому языку.

Одна из причин такого положения в том, что работа ориентирована только на механическое запоминание слов. И, несмотря на попытки рационализировать    работу     над     словарными     словами     оно     остается малоэффективной до тех пор, пока учителя не поймут и не примут как факт необходимость и возможность плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития речевых способностей учащихся и в частности для усвоения слов с непроверяемыми написаниями.

А ведь именно детям дошкольного и младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают лингвистическими конструкциями. У них без особого труда формируется речевой слух и артикуляция. Однако, предрасположенность к языку, сочетание благоприятных внутренних условий для полноценного становления речи явление временное. С годами оно затрудняется, а если вовремя не осуществляется, то ее развитие в последующем крайне затруднительно. Аналогично развивается память, внимание и мышление. /2/

    А если время упущено или по каким-либо причинам не осуществляется то на ребенка «обрушивается» целый поток разных сведений через средства теле- и радиовещания, а школа «обрушивает» поток слов, написание которых надо «просто запомнить». Именно это и послужило толчком к систематизации приемов запоминания, обучению детей этим приемам для того, чтобы создать основу для упорядочивания получаемой хаотичной информации, обеспечит каждому ученику возможность усвоить написание большего количества словарных слов наиболее удобным и эффективным для него способом, что способствует сохранению его психического и соматического здоровья.

    Цель работы - выявить эффективность использования приемов мнемо- , рацио- и эйдотехники при обучении детей написанию слов, на основе знания особенностей психологического развития.

Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:

- изучить,  проанализировать  и   осветить теоретические аспекты методики работы над словарными словами, новые подходы к словарно-орфографической работе,

-    описать психологические особенности детей младшего школьного возраста,

-    осветить  основные  приемы и   техники,   используемые  для  повышения эффективности обучения написания непроверяемых слов,

-    выявить, насколько эффективна предложенная методика работы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы теоретического и практического исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической, лингвометодической литературы по данному вопросу,

-   тестирование (на выявление главного вида памяти контрольного класса),

-   педагогическое исследование (обучение учащихся приемам запоминания).

Было проведено исследование в виде контрольного словарного диктанта, проверенного в двух классах детей  (контрольного и обычного).

Предмет исследования: процесс формирования навыка правописания словарных слов. Объект исследования - учащиеся 2 «в» класса средней  общеобразовательной школы №1 г. Великие Луки.

Исследования были направлены на проверку гипотезы обучения детей приемам запоминания, и их использование в работе над словарными словами приводит к снижению количества ошибок написания.

Данная работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1. Методика работы со словарными словами

1.1 Работа над словарными словами в процессе

изучения русского языка в начальной школе

(теоретические положения и описание традиционных методик)

Данный вопрос получил детальную разработку в работах Рождественского Н.С, Шашковой ЕГ. /15/, Рушникова П.А, Новикова Ю.В, Костромской Н.В., Козловой В.П /18/.

В этой главе сделана попытка обобщить и доступно изложить основы теории и методики проведения словарной работы в начальной школе.

В начальных классах закладываются основы грамотного письма. В это понятие входит усвоение алфавита, каллиграфии, графики, орфографии и пунктуации.

Объектом словарной работы является слово, и именно орфография помогает выбрать его обоснованное и целесообразное написание.

В орфографической системе русского языка нас интересует то, что на первый взгляд, нарушает систему. Ведь не все случаи написания регулируются правилами. Насчитывается огромное количество непроверяемых слов. Поэтому при образовании орфографического навыка «следует учитывать не только психологические закономерности образования навыка, но и природные особенности орфограмм» /Д.И. Богоявленский/.

Орфограмма — то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из которых только один принят за правильный.

/МТ. Баранов/

Орфограмма- часть слова, где возникает опасность ошибки./26/

Установившимся считается орфографический навык тогда, когда ученик не делает ошибок в творческих работах.

Орфографический навык — совокупность автоматизированных компонентов орфографических действий, относится к числу интеллектуальных навыков.

Написание словарных слов диктуется традиционным принципом русской орфографии. Слова пишутся либо в соответствии с традицией родного языка - калач, собака, корова, либо сохраняют написание по языку - источнику — касса, магазин. Эти слова усваиваются в основном запоминанием, а проверяются с помощью орфографического словаря. По преимуществу такие слова - это заимствованные из других языков, /см. Приложение № 2.

Традиционные написания не противоречат ни морфологическому, ни фонематическому принципам орфографии, ни правилам русской графики (кроме написания слов с жи-ши, ча-ща, чу-щу) калач — колач.

Есть слова, в которых традиция написания подкрепляется пониманием морфологического состава слова и даже способа словообразования (сложные числительные).

Основной орфографической единицей служит орфограмма, т.е. написание, требующее проверки. Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том случае, если школьник ее замечает. Обнаружению орфограмм надо обучать с первого класса

Является ли написание словарных слов орфограммой'? Я поддерживаю тех авторов, которые отвечают утвердительно. «Ведь у каждой орфограммы есть свои опознавательные признаки:

-    несовпадение буквы и звука, написания и произношения,

-    звуки и буквы, которые создают опасность ошибок,  давая наибольшее количество несовпадений,

-    морфемы в словах./ 14/

Создается устойчивая последовательность действий, основа орфографического действия.

Выделение непроверяемого слова школьник решает одним из способов:

-    способом проб, т.е. он делает попытку подобрать проверочное слово, и если ему не удается, он делает вывод о том, что слово непроверяемое,

-    на  основе  памяти,   т.к.   в  памяти  учащегося  уже   есть   определенное количество непроверяемых слов, специально заученных,

-    с помощью орфографического словаря, таблиц или списков слов в учебнике, на стенных таблицах

Для успешного решения орфографических задач ученику необходимо уметь не только выделять признаки орфограммы, но и владеть умениями, необходимыми для успешной проверки написания слова

В обучении письму непроверяемых слов применяются /используются/ следующие методы и приемы:

-    метод     языкового     анализа    -     приемы     звукобуквенного     анализа, фонетического   разбора,    орфографического   комментирования,    устного проговаривания.

-    зрительное запоминание - вместе с кинестезическим (речедвигательным, рукодвигательным)    приемы    зрительного    диктанта,     списывания     с различными заданиями, проверки слов по словарю, использование плакатов и таблиц, выделение орфограмм цветным методом, подчеркивание их в тетрадях, повторного письма слов.

-    Сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов /например,     сопоставление     животных:      корова,     лошадь,      собака/, однокоренных слов /рабочий, работа, работать/,, форм слова /стакан - стаканы, учитель -  учителя, сравнение по значению /машина - машинка — машинища, деревня - город, мороз - жара!, пример противопоставления (учебник, ученик - учитель! и т. д.,

-    сопоставление зрительного и слухового образов (составов) слов: различные виды диктантов. В слуховых диктантах пишущий воспринимает звучащее слово,   его  звуковой  состав  он  переводит   в   буквенный,   графический комплекс и записывает.

-    составление  словосочетаний  (синтез)  с   трудными   словами,   выработка словесных ассоциаций /пальто - осеннее пальто,  надел пальто,  пальто велико; сорока сорока— болтунья, белобокая сорока, заметили сороку/.

-    составление предложений с трудными словами, включение их в сочинения и изложение, устные рассказы, другие формы естественной речи.

-    занимательные формы работы: включение трудных слов в словесные игры, кроссворды,   ребусы,    составление   стихотворений   с   этими    словами, юморесок, загадок, отгадывание загадок, проведение викторин, конкурсов.

 Экспериментально установлено, что для успешного запоминания слов они должны повторяться после первого изучения через две недели, еще через месяц два раза, затем через два месяца с целью контроля. Целесообразно использовать устные словарные диктанты, которые проводятся в начале каждого урока. Такие диктанты занимают две-три минуты, позволяют постоянно держать в памяти детей трудные слова и проверять их усвоение и работать над индивидуальными ошибками учащихся. Такие мини-диктанты могут варьироваться частично с записью слов, использование карточек, хоровым произношением.

Словарная работа в школе охватывает усвоение учащимися новых слов, их значений, сферы их употребления, многозначности и переносных значений, усвоение антонимов, синонимов, но основной задачей является активизация и очищение словаря учащихся.

В   зависимости   от   того,   какие   именно   стороны   слова   являются затруднительными   для   учащихся,   словарная   работа   будет   преследовать различные цели и иметь разное содержание.

1. Словарная работа может быть направлена на ознакомление лексических значений новых слов.

 2 Словарная работа может преследовать цели  грамматические  /усвоение

грамматических   форм   глаголов,   падежные   формы   существительных:

стереть, пахать, бежать/.

 3. Словарные   упражнения   могут   проводиться   с   целью   обучения   детей правильному     орфоэпическому     произношению     отдельных     слов     и соблюдению в словах нормативного ударения: гусеница, щавель, ракушка,

портфель. 

4.  Для   усвоения   написания   слов   проводится   планомерная   словарно      - орфографическая работа

Словарная работа - один из важнейших этапов урока.

Словарные слова изучаются в индивидуальном порядке, т.к. в отношении их не может быть никаких обобщений. Поэтому методика обучения их написанию опирается на очень простое положение: «написание каждого словарного слова надо запомнить. Однако, не следует запоминать, как пишутся слова производные от словарного непроизводного /сапоги - сапожник, сапожный!. Они пишутся согласно морфологическому признаку» /18/

Работа со словами с непроверяемыми написаниями традиционно складывается из следующих компонентов:/18/

1.    Первоначальное знакомство со словами, имеющими в своем составе непроверяемые безударные гласные.

-   записанное   слово    прочитывается,    выясняется    его    значение, желательно использовать картинную или предметную наглядность.

-   слово записывается в тетрадь, подбираются однокоренные слова, используются смысловые ассоциации,

-   получена запись столбиком или лесенкой, выделить общую часть,

-  составляются словосочетания или предложения.

Работа может проводиться устно или письменно, носить коллективный или индивидуальный характер.

Если слово имеет несколько значений, следует обратить внимание на те из них, которые являются наиболее употребительными. Объяснение дается в устной форме, закрепление - в письменной.

2.   Упражнения, направленные на запоминание зрительно - графического образа слова.

-   Необходимо привлекать к восприятию различные анализаторы. Используем   виды   работ,    которые    способствуют    активному запоминанию слова (списывание, зрительный диктант, зрительный диктант    с    предварительным    звукобуквенным    анализом    и фиксацией возможных ошибок).

Варианты зрительных диктантов:

а)   слово записывается на виду у класса, дети наблюдают за движением руки, причитывают, воспроизводят по памяти;

б)       после   прочтения   рассматривают,   прописывают   «в воздухе», записывают в тетрадях;

в)  обычный вариант зрительного диктанта - рассмотрели, выделили орфограмму, записали по памяти.

Особенно эффективно в первых - вторых классах

-  Можно использовать упражнения в письме по памяти слов на определенную тему с последующей самопроверкой, проверкой по словарю, взаимопроверкой, работами над ошибками.   В период закрепления проводим диктант с предварительной подготовкой.

-   Так как идет опора на зрительную память, полезно послоговое проговаривание.      Д.Н.      Богоявленский      отмечает      важность проговаривания: «для запоминания написания слов, не обобщаемых правилом!»/5/

-  Можно   использовать  запись  слов  по   теме   или   графическому сходству.

-   Работа с орфографическим словарем включает упражнения трех видов:

а) на развитие навыка пользования словарем,

б)   на  использование   материала   словаря   для   изучения основных тем программы,

в)  для предупреждения ошибок в самостоятельной работе учащихся.

3.   Проверка знаний учащихся.

В данный компонент входят контрольное списывание, словарные слуховые диктанты, контрольные словарные диктанты.

Быстрота и прочность усвоения изучаемого орфографического навыка зависит и от развития учащихся и от развития их отдельных способностей, а от учителя требуется соблюдение ряда условий:

1.  Планирование слов, подлежащих изучению (охват всех слов, ритмичность их повторяемости).

2.  Сочетание словарных работ с изучением основных программных тем.

3.  Тренировочные      упражнения,       опирающиеся      на            зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные восприятия.

4.  Систематичность,  разносторонний  характер работы с  орфографическим словариком П.А. Грушникова

5.  Постоянный контроль за усвоением правописания трудных слов. /18/

Практика показала, что такая работа, направленная на механическое запоминание слов малоэффективна Ошибки в самых «ходовых» словах с непроверяемыми написаниями встречаются даже в работах старшеклассников.

Передовой опыт учителей и специально проведенные эксперименты свидетельствуют, что работу над словарными словами можно рационализировать. Об этом и пойдет речь в следующем параграфе. 

1.2 Новые подходы к работе над словами с непроверяемым написанием.

Суть рационализации  в том,  что  в  процессе  обучения  написаниям указанного типа активизируется мысленная деятельность и память, что    дает    значительно    более    высокую    эффективность,    чем    изучение непроверяемых написаний в «словарном порядке». Это достигается с помощью специальных приемов обучения.  Ниже приводится краткое описание этих приемов.

Очень интересные разработки В.П. Канакиной, В. В. Ераткиной, О. С. Арямовой, Л.Д. Мали, Л.Н. Калининой, Л.И. Репиной, Г.И. Рыжиковой, ГЛ. Бакулиной, Л.И. Суховой, П.Е Окуловой.

Все педагоги понимают, что трудности в овладении написанием словарных слов в основном испытывают дети, у которых плохо развита зрительная память.

Учитель Л.И. Репина (п. Светлый Тюменской области) предлагает следующий прием работы, который помогает активировать деятельность учащихся, память детей, выявить проблемы в их знаниях, формировать навык написания слов из словаря:

Составление таблиц слов на каждый год.

Орфограммы в таблице написаны крупнее, обозначены красным цветом и закрыты полосками бумаги, легко открывающимися.

На каждом уроке дети выполняют по таблице разнообразные задания:

-    запись по порядку, проверка;

-    устная работа с помощью сигнальных карточек /а, о, е, и, я/;

-    выписывание из таблицы слов с непроверяемыми безударными гласными по вариантам;

-    выписывание слов, отвечающих на вопросы «кто?», «что?»;

-    выписывание слов, в которых два / три слога;

-    выписывание снов, соответствующих различным звукобуквенным схемам;

-    выписывание слов по заданной теме.

Задания обязательно соотносятся с изучаемой по программе темой.

Положительным в данном приеме считают наличие зрительной опоры, что предупреждает появление лишних ошибок и распределительный характер работы (таблица - тетрадь), что способствует развитию внимания детей.

В.В. Ераткина /7/ предлагает следующий прием работы:

1.   Запись слов по алфавиту (1 кл.) с последующим усложнением.

2.   Выборочный диктант с дальнейшим усложнением.

3. Выборочный ответ - элемент программированного обучения, с дальнейшей проверкой написания по словарю.

4. Группировка  и  запись  слов   по   орфографическим   признакам   (2  кл.). Например, по алфавиту с безударной гласной «А» -   первый столбец, с безударной гласной «О» - второй столбец.

5.  Подбор однокоренных слов и других частей речи (3-4кл.)

6. Сопоставление и запись слов с «противоположными» орфограммами (2 кл.) - по наличию одной или двух согласных.

7.  Подбор и запись синонимов и антонимов (3 - 4 кл.)

8.  Составление предложений с данными словами (2кл.)

9.  Сочинение по опорным словам (2 кл.)

10.Дописывание орфографических таблиц с использованием орфографического словарика (2 кл.)

11. Подбор и запись слов с иноязычными элементами (3-4 кл)

12. Замена описательных оборотов словами - синонимами (3 - 4 кл.)

13. Письменный пересказ текста с использованием данных слов.

По утверждению исследователя, грамотность учащихся, выполнявших предложенные задания, повышается на 30 - 40 %. Подробнее о приемах работы см. Приложение № 3.

По мнению Р. Н. Рыжиковой (г. Москва, школа №756) повысят эффективность работы игровые приемы, сделают урок более интересным и привлекательным. Этапность работы приводится ниже:

1.  При изучении словарного слова обращается внимание на признак, который присущ только предмету, который называет слово /Береза белая?!

2.  Даются строчки для запоминания безударной гласной «Е».

Белые березы все,          После «Б» пишите «Е»

3.  Изучаемое слово пишется на доске,  орфограмма выделяется     цветным мелком.

4.  Закрепление написания изучаемого слова (ребусы, загадки,  кроссворды, «подскажи словечко», шуточные вопросы, шарады). Причем это не только забавный материал, но и способ закрепления написания слова в памяти.

Пример:     □А□У□□А

Две гласных «А» и «У» одна.

Угадайте-ка друзья.

Очень много хруста

Издает ...                    /капуста/

5.  Использование загадок, где отгадка - словарное слово.

6.  Словарная  работа  учащихся   (письменная   запись   словарных  слов   по сюжетной   картинке,   запись   словарных   слов   после      прослушивания стихотворения).

Дополнительный материал помещен в приложении № 4.

Э.В. Гордеев и М.В.Дмитрюк /г. Новомосковск/ поделились своими находками. Ими предлагаются следующие приемы работы:

1.    После  прочитывания  слов  записать  только  те,   которые  совпадают  с показываемыми изображениями на картинке.  Далее следует проверка и подведение итогов.

2.    Прочитать и записать пословицы, вставляя подходящие слова /... человек добро помнит (Русский)!

3.   Запись слов с аналогичной орфограммой (по принципу «забегания вперед») /Дежурный, тетрадь, уч... ник, уч... тель, р.. бята, м... дведь/

4.    Подбор слова с общим признаком /капуста морковь, ... (    ) -- овощи; восток запад, ... (  ) —стороны света/

Педагогами составлена схема - классификация словарных диктантов, которая позволит творчески подойти к проведению словарных работ, сориентироваться в подборе материала, разнообразить работу над словарем и сделать ее более эффективной. Данная схема приводится в Приложении № 5, т.к. не относится непосредственно к теме работы

Некоторые авторы В.П. Канакина, РЕ. Окулова, О.С. Арямова, Л. Д. Мали необходимой составной частью работы над «трудным» словом считают осуществление его этимологического анализа. Они считают, что запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим. Это может быть достигнуто на основе понимания учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нем трудности, установление связи данного слова с ранее изученными словами, сообщение и использование специальных приемов запоминания, активного включения словарных слов в речевую практику ребенка

Этимологический анализ содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.

Этимологические справки рекомендуется использовать лишь в классах с углубленным изучением русского языка, целесообразно использовать их в работе лишь с теми словами, обращение к истории которых позволяет выделить опорное написание, найти опору для запоминания их современного графического облика.

Пример: малина - в основу названия положен признак ягоды, состоящей из малых частей. Слова малина образовано от слова «малый — маленький».Малина — малый — «состоящая из маленьких частей» /см. Приложение № 6/

В первой части словарной статьи называется слово и дается толкование его современного лексического значения. У многозначного слова объявляется одно из значений, в котором оно чаще всего употребляется младшими школьниками.

Во второй части дается этимологическая справка, в которой сообщается язык - источник происхождения слова толкуется его первоначальное значение, называются слова, исторически родственные данному, выделяется слово или морфема с опорным написанием.

В третьей части - текст, в котором слово в исходном значении.

Краткая запись этимологической справки в словарики или тетради строится по схеме:

1.  изучаемое слово (ударение, орфограмма),

2.  производящие слова морфема исторически родственные слова (слова и морфемы подчеркнуть), заимствованные слова переданы буквами русского алфавита),

3.  первоначальное значение слова

Работа по сообщению этимологической справки строится так:

1.   Постановка цели.  Предъявление слова чтение, уточнение его значения, частичный звукобуквенный анализ с целью выделения орфограммы.

2.   Орфографическое проговаривание, запись слова выделение орфограммы

3. Сообщение учащимся этимологической справки, краткая схематическая запись.

4.   Подбор однокоренных слов.

5.   Составление   словосочетаний  или   предложений   с  изученным   словом, комментированная запись их с использованием этимологии для объяснения правописания.

На последующих уроках этимологические справки используют для проверки. Многими педагогами предлагаются задания для внеклассной работы по изучаемой теме. С ними можно ознакомится в приложении  7.

Валентина Павловна Канакина в своей работе «Учусь работать самостоятельно» предлагает материал для словарной работы учащихся. /8/. Причем первая встреча со словом начинается с чтения художественного либо научно-познавательного текста загадки или этимологической справки. Затем работа проводится по вопросам, направленным на воспроизведение описания предмета выделение его существенных признаков и объяснение значения слова. Далее подобранные упражнения знакомят с многообразием связей по значению изучаемого слова. Затем предложены речевые упражнения и задания на проверку, повторение и закрепление изученного.

Слабым местом во всех предложенных приемах является этап представления нового слова. А ведь именно он призван формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей учебной деятельности, и использование нетрадиционных приемов может повысить эффективность словарной работы, активность школьников, обеспечить на данном структурном этапе урока его развивающую направленность. /2/

Г.А. Бакулина, определяет сущность этого подхода следующим образом: «усиление обучающего эффективна, интенсификация интеллектуального развития школьников» достигаемых за счет субъективизации процессов обучения»». С помощью специальных упражнений школьники самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально ознакомиться на данном уроке, и сами формируют тему словарной работы. Причем предлагаемые учителем упражнения и задания к ним составляются таким образом; чтобы они могли обеспечить одновременное развитие ряда важных качеств ребенка. Такая организация учебного процесса оживляет его, повышает интерес детей к изучаемому предмету. У всех видов упражнений функциональная единая установка: обеспечение возможности самостоятельного определения школьниками нового слова и занимательно - развивающий характер предлагаемых заданий. От урока к уроку задания видоизменяются и усложняются, реализуется принцип. /См. Приложение № 8/

Эти приемы дают возможность повысить эффективность словарно - орфографической работы

В последних разработках данной темы внимание привлекла статья С. И. Яшенковой (Смоленская область) /28/ «Как я работаю со словарными словами». Учитель предлагает запомнить слова при помощи «мнемосистемных связей» (представление предмета, явления или действия, объединение их в группы, оживление). Все слова объединяет сюжет, используется схематический рисунок:

  Пример: Рабочий, работа, сапоги, пальто, машина, завод.

Рабочий собирается на работу, надевает сапоги, пальто, садиться в машину, едет на завод.

/Приложение № 9/

Опробовав этот прием работы, я пришла к выводу, что даже детям во втором классе сложно запомнить сразу «связку» слов, необходима работа и над знаком - символом с приемами запоминания и время для отработки этих приемов. Дети оказались очень разными по типу восприятия, и это вызвало необходимость ознакомить их и обучить всем приемам запоминания, чтобы работа над словарными словами доставляла радость, вызывала интерес, была эффективной. И важной частью этой работы было изучение психологических особенностей развития памяти детей младшего школьного возраста, ведь основано изучение данной программной темы на запоминании.

Глава 2. Техники запоминания и приемы переработки информации.

2.1 Психологические особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста.

«Мы не говорим педагогам - поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить»

К Д. Ушинский /27/

Современная школа находится в поиске моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности с учетом их индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей. Каждый учитель обязательно строит учебный процесс с учетом знаний о возрастных и психологических особенностях своих учеников. Для каждого возраста они различны.

Память - одно из основных свойств личности и одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей. Процессами памяти являются запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение.

У детей 6-7 лет преобладает непроизвольная память, при которой отсутствует сознательно поставленная цель. Память ребенка этого возраста - это интерес.

Психолог П.И. Зинченко установил, что продуктивность произвольного запоминания увеличивается в том случае, если задание, которое предлагается ребенку, предлагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (придумывание слов, установление конкретных связей).

В 7 — 8 лет появляется важное психологическое новообразование — дети овладевают собственно мнемической деятельностью, у них возникает произвольная память. Следовательно, дети уже достаточно хорошо могут выделить цель запоминания. Это происходит только в том случае, если от него требуется активное припоминание и запоминание, а также мотивирование. Дети уже могут проконтролировать выполнение поставленной цели.

Память все больше объединяется с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер.

Большую роль играют зрительные и слуховые впечатления, высокой степени развития достигает эмоциональная и двигательная память. 

Как отмечает Л.Ф. Симонова /25/ «память ребенка особенно богата образами отдельных конкретных предметов. Для детской памяти характерна и исключительная фотографичность, доступны элементы логического запоминания: смысловое соответствие и смысловая группировка. Важным является в развитии памяти и появление личных воспоминаний».

Таким образом, через опосредованное познание расширяется познавательная деятельность ребенка

Изучение основ детской психологии /23/ , материалов об особенностях восприятия у современных детей, теории двуполярности А.И. Захарова (психолог г. Санкт-Петербурга), теории нейролингвистического программирования привели к выводам о необходимости научить каждого ребенка способностям, обеспечивающим наилучшее восприятие, наилучшие результаты запоминания, а также способам применения сохраненного памятью в жизни.

В зависимости от преобладающего типа памяти, необходимо выбирать и способ введения информации. Это повысит результаты и эффективность работы над материалом, освоение которого основано на запоминании.

Традиционная методика подчас не учитывает всех особенностей младшего школьника в процессе обучения, а ведь построение учебной деятельности с опорой на знание возрастной психологии помогает сохранению психического и соматического здоровья ребенка, его интеллектуальному развитию.

                                                                                                                                                                     2.2.Техники запоминания (мнемо-, эйдо- и рациотехники).

Разрабатывая вопрос о формировании навыка правописания слов из «словаря», особое внимание мы уделяем запоминанию. Оно всегда избирательно. Запоминается лишь то, с чем человек действует.

В результате процесса запоминания происходит закрепление нового материала путем связывания его с приобретенным ранее. Выделяют запоминание механическое и осмысленное. В обучении ведущую роль играет осмысленное запоминание. Но и механическое запоминание необходимо при изучении слов любого языка, названий единиц в метрических системах. Эффективность запоминания зависит от полноты восприятия.

Обучение детей приемам запоминания необходимо, т.к. в этом случае запоминание происходит намного быстрее, эффективнее и информация дольше сохраняется. Ведь многие дети интуитивно находят для себя удобный прием запоминания или при помощи родителей, а на это уходит время и силы ученика

Одна из техник развития памяти - рациотехника /13./ В ее основе лежит произвольное запоминание, т.е. осознание взаимосвязей между элементами информации, установление смысловых связок.

Приемы рациотехники:

1.  Классификация, упорядочение по определенным критериям.

2.  Группировка информации.

3.   Выявление плана структуры, схемы

4.  Выявление логики, основной идеи.

5.  Адресация информации.

6.   Выделение ключевых элементов (ключей для вспоминания информации).

Мнемотехника (искусственные приемы запоминания):

1. Перекодирование (составление сюжета).

2. Установление связей (трансформация).

3.   Использование опоры (метод Цицерона, конспект)

4.  Связки:

-    введение действия в сюжет,

-    трансформация (последовательное превращение).

5.  Зацепы (для запоминания мнемокомпонентов или для работы в парах по запоминанию картинок).

6.   Лингвистические приемы

Пример: Чтобы запомнить клавиатуру пишущей машинки, читает буквы целым словом

7.  Подмена слова, близкого по звучанию (для запоминания иностранных слов). 

8.  Ассоциативный тренинг. Главное - найти общую суть для разных явлений:

-    свободная ассоциация,

-    направленная ассоциация,

-    многоаспектная ассоциация,

-    аналогия,

-    ассоциация на действие, ассоциация на качество,

-    связки- ассоциации,

-    перекодирование (слово в рисунок),

-    цепочка ассоциаций.

Эйдотехника — образное мышление, (процесс создания нового в форме образа). Приемы

1.   Перекодирование (знаки и буквы в образ).

2.   Оживление образа (зрительные образы при составлении сюжета).

3.   Вызывание лигаомодальных  образов,   метод  соощущений  (цвет,   запах, температура).

4.   Эмпатия - метод вхождения в состояние, образ. /Использовать для взрослых. Делаем без движений, чувствуем процессы/.

Материал о видах упражнений, используемых для формирования навыка правописания слов из «словаря», направленных на развитие памяти и повышение эффективности работы изложены в следующей главе.

Глава 3.

Из опыта работы.

Перед началом работы над изученной темой мною были изучены труды Ю.К. Пугача /17/, И.Ю. Матюгина/13/, И. А. Корсакова/12/, С.Л. Гарибян /18/.

Суть процесса обучения в усвоении информации и в ее понимании. Для этого информацию надо запомнить.

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, то есть оно опирается на конкретные представления и образы. В связи  с этим у большинства из них преобладает и образный тип памяти.

Все беды нашей памяти в неумении вспомнить, они проистекают из плохой организации запоминания. Люди всегда это интуитивно чувствовали и создавали разные приемы запоминания, все вместе получившие названия мнемотехнических, но все они адресованы уму, предполагают, что мы мыслим словами, но чаще при восприятии работает все и создается череда образов. Чтобы эти образы сохранить и уметь воспроизвести в любой момент необходимо соблюдать некоторые условия.

  1. Установка на запоминание. Ученик должен хотеть запомнить то , что ему надо запомнить.
  2. Заинтересованность. Легче запоминается то, что интересно.
  3. Яркость восприятия. Лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции.
  4. Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Все эти условия соблюдаются при запоминании словарных слов способом мнемотехнических приемов.

Учащимся 2 «в» и 2 «б» классов были предложены для запоминания традиционным способом словарные слова, с которыми они не были знакомы: гусеница, животное, крапива, однажды, растение, сапоги, трактор. Позднее дети писали словарный диктант. Работу выполняли 18 человек   2  «б» класса и 18 человек 2 «в» класса. Допустили ошибки:

1 ошибка

2 ошибки

3 ошибки

Все правильно  прправильно

2  «б»

0 ч.

1 ч.

7 ч.

10 ч.

2  «в»

2ч.

0ч.

5ч.

11ч.

Дальнейшую свою работу со словарными словами во 2 «в» классе проводила на основе обучению приемов запоминания (мнемо-, рацио-, эйдо-техник).

Мнемотехнические приемы заучивания словарных слов я применяла в процессе обучения сначала эпизодически, только в тех случаях, когда у детей возникали трудности при запоминании букв традиционным способом. Затем мною был составлен комплект таблиц практически на каждое слово с целью апробирования мнемотехнического приема для запоминания словарных слов и проверки его эффективности.

Один раз в две недели (обычно в понедельник) ученикам предлагалась тематическая группа новых словарных слов, работа с которыми осуществлялась в несколько этапов.

1.Зная признаки основных орфограмм и владея умением ставить перед собой орфографическую задачу, т.е. обнаруживать орфограммы, учащиеся записывали слово под диктовку с пропуском букв на месте всех орфограмм.    

2. Начинался поиск ответа на вопрос: «Какую букву вставить в пропуск и почему?» Здесь осуществляется подбор проверочных слов, используется обращение к словарю и предложенной учителем верной записи слова.

3. Ставилась задача (сначала учителем, а в последующем  и самими учащимися): как запомнить  непроверяемую букву правильно, легко, быстро, интересно?

4. Осуществлялось решение учебной задачи сначала по заданиям учителя типа «Придумайте, на что похожа буква…Свяжите образ буквы со значением слова».

  1. Шел совместный поиск лучшего варианта обыгрывания буквы.

6. Самый удачный рисунок - образ  дети зарисовывали в тетрадях  простым карандашом и цветными ручками  на месте «дырки». Учитель в это время выполнял образец рисунка мелом на доске.

Таким образом проводилось  первичное закрепление новых знаний. На дом в этот день предлагалось такое задание: «Просмотреть по тетради новую группу слов с непроверяемыми буквами. Рассказать кому-нибудь  из взрослых (научить их), как правильно и легко запомнить буквы».

Рисунок запоминаемой буквы выполнялся один раз в день знакомства со словом. Работа со словарными словами велась затем на каждом уроке, но по объему она была невелика. Например, на втором уроке учащимся предлагалось:

 - орфоэпическое чтение вслух слов, записанных  на доске;

- краткий орфографический разбор;

  • подбор однокоренных слов;
  • задание на дом: подобрать пословицы, поговорки, загадки с данными словами.

На третьем уроке - рассказ об истории слова, либо этимологическая справка, либо сведения об образовании данного слова. На четвертом уроке использовали метод мнемосистемы «связей» -  составление сюжета. Словарные слова должны оживать, двигаться.

класс,    суббота,   русский

          У нашего класса в субботу был русский язык.

месяц,   заяц,   язык,   земляника

Был месяц июнь. Заяц положил на язык землянику.

Однажды,   осина,   орех

Однажды на осине вырос орех.

Сорока, ворона, молоко, корова, город, мороз, воробей.

Сорока-ворона кашу варила, кашу на молоке, на молоке от коровы. В городе был сильный мороз, прилетел голодный воробей и всю кашу съел.

Пятый урок – проверка усвоения правописания группы слов путем использования сигнальных карточек, блиц-опросов, перфокарт, картинных диктантов.

В дальнейшей работе для запоминания мнемокомплексов мною были использованы приемы рациотехники (прием группировки слов, классификации по темам).

1.Запишите по памяти десять слов в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого (адрес, салют, тетрадь, деревня…).

2. Запись слов по алфавиту.

3. Выборочный диктант.

4. Выборочный ответ (из карточки-программы выбери верный ответ).

5. Группировка и запись слов по орфографическим признакам.

6. Подбор запись синонимов и антонимов.

7. Составление предложений с данными словами.

8. Дописывание орфографических таблиц, используя словарь.

А

А -А

О

О-О

абзац

карандаш

солома

огород

…..

…….

……

…….

9. Замена описательных оборотов словами-синонимами.

 Словарные диктанты проводились один раз в две недели, и их анализ показал целесообразность использования вышеописанной методики.

Иногда для обоснования рисунка использовалось лексическое значение слова: «Аллея-дорожка, с двух сторон обсаженная деревьями».

В некоторых случаях для запоминания применялся прием «слово в слове».

Шест в путешествие возмем, с шестом мы легче путь пройдем.

Использовался прием «сквозная буква»

 

             

п

к

а

с

т

р

ю

л

я

р

В игре «Живет или нет?» мы использовали для запоминания жителей страны Словаринки (слова с непроверяемыми написаниями) качественные характеристики предметов называемых этими словами.

При изучении темы «Огород. Что в нем растет?» хорошие результаты принесло использование приема трансформации.

Прием ассоциаций помогает в создании очень сильного образа, улучшается качество запоминания. Если реальный ассоциативный образ вырисовывается из самого слова, то такие слова запоминаются легко и надолго (ракета, пенал, работа, рисунок и т.д.).

Пример 1:

При изучении слова «земляника» дети сразу сами связали изучаемое слово с ученицей нашего класса Дмитриевой Никой. Поставив рядом модель Земли - глобус и Нику дети прочно запомнили написание слова «земляника».

Используя лингвистические приемы, прием запоминания слов при помощи подмены словами сходными по звучанию легко запомнить следующие слова: директор (задира), картошка, картина, (ворона кричит «Кар!»), квартира, (лягушка квакает «Ква-ква!»).

Работа в данном направлении с использованием приемов запоминания ведется только первый год, но результаты уже есть. Дети сами пытаются подобрать наиболее удобный для них способ запоминания информации.

Мы объединили несколько  приемов запоминания.

  1. Ассоциативный образ связан со словарным словом признаком: цветом, формой, действием, материалом, количеством, звучанием, вкусом, назначением, местом расположения и т.д. (ассоциативный образ должен иметь в своем написании находящуюся под ударением ту букву, которая является сомнительной в данном слове).
  2. Словарное слово объединяется со словом, обозначающим ассоциативный образ путем пересечения данных слов через сомнительную орфограмму (по типу кроссвордов).
  3. К словарному слову подобраны стихи-загадки (реже просто стихи). Стихи-загадки подобраны по созвучию изучаемой орфограмме, сомнительная буква звучит под ударением во многих словах загадок, в тексте эти буквы выделены жирным шрифтом.

Результатом совместной творческой работы учителя и  детей стали приложенные пособия для уроков по разрабатываемой теме.

Для определения уровня эффективности данной методики был составлен и проведен итоговый срез по словарным словам. После все результаты были внесены в таблицу, показывающую уровень грамотного написания слов с непроверяемой буквой.

1 ошибка

2 ошибки

3 ошибки

все правильно

2  «б»

1 ч.

4 ч.

4 ч.

9  ч.

2  «в»

1 ч.

0 ч.

0 ч.

17 ч.

Сравним результаты констатирующего среза с результатами итогового, проводимого после использования приемов мнемотехники. Изобразим это на круговых диаграммах.

Второй «б» класс

Второй «в» класс

   

                                 

                                                       

Полученные данные свидетельствуют о том, что методика использования приемов мнемо-, рацио- и эйдотехники при обучении детей запоминанию словарных слов более эффективна, чем традиционная.

Заключение

В наши дни, которые называют временем «информационного взрыва», оптимизация системы образования и способов обработки информации человеком приобретает чрезвычайно важное значение, в последние годы наметились и все отчетливее проявляют себя тенденции снижения способностей человека к обработке информации (функциональная неграмотность, падение уровня устного счета, сужение объема непосредственной памяти).

Для человека важно активное, сознательное и рациональное сотрудничество с памятью. Запоминание и заучивание материала  требуют специальной активности, направленной на анализ того, что и для чего запоминается. Главным условием запоминания является интеллектуальная работа с материалом. Ее результатом может быть само запоминание или выбор адекватного средства или метода запоминания.

Для младшего школьного возраста подходят не все известные нам приемы запоминания. Но обучение детей доступным и рациональным приемам переработки информации, использование достижений ведущих педагогов и психологов помогает с наилучшим результатом освоить школьную программу. Это привело к повышению уровня качества знаний по изучаемой теме (непроверяемые безударные гласные).  Цель работы - выявить эффективность использования приемов мнемо- , рацио- и эйдотехники при обучении детей написанию слов, на основе знания особенностей психологического развития – была достигнута.

Для достижения данной цели нами были решены следующие задачи:

- изучили,  проанализировали  и   осветили теоретические аспекты методики работы над словарными словами, новые подходы к словарно-орфографической работе,

-  описали психологические особенности детей младшего школьного возраста,

- осветили  основные  приемы и   техники,   используемые  для  повышения эффективности обучения написания непроверяемых слов,

-  выявили, насколько эффективна предложенная методика работы.

 Результаты работ в контрольной группе были выше, чем в обычной. Гипотеза о том, что обучение детей с использованием приемов запоминания в работе со словами из словаря приводит к снижению количества ошибок, подтверждена.

Дети без перегрузок для мозга с интересом и с удовольствием работали на уроках-практикумах, уроках-зачетах. Для многих изучение материала, основанного на запоминании, перестало быть «камнем преткновения» и очередной причиной подтверждения мнения о плохой памяти. Это достижение стало очередной ступенькой в сохранении психического и соматического здоровья детей и толчком к развитию их личностных качеств.

Для учителя материал изученный по теме, его использование в педа- гогической практике и полученные результаты послужили стимулом к дальнейшей разработке данной темы и практической работе в выбранном направлении.


Список  литературы

1. Агеева И.Д. Трудные слова. Обучающий словарик. – СПб: «Союз», 1999 – 158 стр.

2. Бакунина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – Москва: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999 -144 стр.

3. Бакунина Г.А. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка //Начальная школа № 3, -2000

4. Бельдина Е.В. Работа над словами с непроверяемыми написаниями //Начальная школа №7,-2000 г.

5. Богаявленский Д.И.   Психология    усвоения    орфографии-  Москва:  «Просвещение», 1966

 6. Гарибян С.А. Школа памяти. Суперактивизация памяти через возрождение эмоций.- С.П., 1993- 77 стр.

7.  Ераткина В.В. «Приемы обучения непроверяемым написаниям». //Начальная школа №8, - 1992.

8. Канакина В.П. Учусь работать самостоятельно. Дедуктивный материал к урокам русского языка в начальных классах – Москва: «Новая школа», 1996 -272 стр.

9. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах.-Москва: «Просвещение»,1991 – 111 стр.

10. Китаев Н.Н. Изучение правописания слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами – Москва, 1959

11. Козак  О.Н. Загадки и скороговорки – СПб: «Союз», 1997

12.  Корсаков  И.А., Корсакова И.К. Хорошая память на каждый день.- Д. ЧИКФ «ТББ», 1998-469 стр.

13. Львов М.Р. «Правописание в начальных классах. / Пособие для учителей» 3-е издание, исправление и дополнение. - Москва: Флинта, «Наука», 2000 - 208 стр.

14. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классов – Москва,1987

15.   Методика грамматики и орфографии в начальных классах (В. А Кустарева, И.К.  Никитина,    Н.С.   Рождественский   и   др.,  / Под   редакцией   Н.С. Рождественского,2-е издание. - Москва: «Просвещение», 1979 - 239 стр.

16.  Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа. -  М.: Дрофа, 2001.-320стр.

17. Пугач Ю.К. Система приемов по развитию памяти /Мн. РИФ «Сказ», 1995 - 96 стр.

18.   Работа над словами на уроках русского языка в начальных классах Составитель П.А. Грушников  -Москва: «Просвещение», 1973

19. Рождественский Н.С. Свойство русского правописания как основа методики его преподавания – Москва,1960

20. Рождественский Н.С.  Обучение орфографии в начальной школе – Москва, 1960

21. Савельева Л.В. Активизация зрительной памяти и внимания при изучении непроверяемых написаний // Русский язык в школе. - 1989, №3

22. Савельева Л.В.  Система изучения непроверяемых написаний в начальной школе – СПб, 2001

23. Сафронова Е.Д. Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга /Методическое пособие к курсу. - Санкт Петербург, 1996

24. Сборник загадок: пособие для учителя / Составитель М.Т. Карпенко – Москва: «Просвещение», 1998

25. Симонова Л.Ф. Память детей 5 -7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000-144 стр

26.   Словарь -  справочник    по    методике    русского    языка. -    Москва:  «Просвещение», 1988 - 240 стр.

27  . Ушинский К.Д.  Собрание сочинений, т. 8, - Москва: 1950 - 55стр.

28. Яшенкова С.Н. Как я работаю со словарными словами //Начальная школа №9,-2001

29.  126   эффективных  упражнений   по   развитию   вашей   памяти /   общее руководство изданием ИЮ. Матюгин –Москва: «Эйдос», 1994