Презентация "Методы сурдопсихологии"

Злобина Ю.А.

В презентации описываются специфические методы изучения особенностей психики детей и взрослых,

имеющих нарушения слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_surdopsihologii.pptx779.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила студентка гр. 206/102-5-1 Злобина Юлия Андреевна Челябинск, 2021г .

Слайд 2

С пецифические методы изучения особенностей психики детей и взрослых, имеющих нарушения слуха: метод наблюдения психологический эксперимент метод анализа продуктов деятельности метод тестов анкетирование и др.

Слайд 3

применяется по отношению к широкому кругу явлений. Основными его характеристиками являются целенаправленность, опосредованность теоретическими представлениями и планомерность . В специальной психологии при изучении детей с отклонениями в развитии, в частности детей, имеющих нарушения слуха, этот метод приобретает еще большее значение, поскольку из-за ограничений контакта с испытуемым, обусловленных потерей слуха, никакой другой метод не может быть использован.

Слайд 4

п редметом наблюдения могут быть : внешние компоненты деятельности — движения, перемещения; речевые акты, включая особенности лексического, грамматического и фонетического строя речи (что особенно важно при исследовании лиц с нарушением слуха); своеобразие мимики и пантомимики; внешние проявления вегетативных реакций (например, усиление потоотделения в какой-то ситуации). Нужно учитывать, что присутствие наблюдателя может менять поведение детей , нарушая его естественность.

Слайд 5

Ч тобы получить достаточный для выводов и обобщений материал, необходимо проводить длительные и систематические наблюдения за детьми в различных видах деятельности. Это позволит сопоставлять частные проявления наблюдаемых свойств с общей ситуацией психического развития ребенка.

Слайд 6

метод отличается активным вмешательством со стороны исследователя, который осуществляет планомерное изменение одной или нескольких переменных в поведении человека и регистрирует происходящие изменения. постановку цели (конкретизация гипотезы исследования); планирование; проведение эксперимента; анализ полученных результатов, включая проверку статистических гипотез; формулирование выводов. Э кспериментальное исследование включает в себя несколько этапов :

Слайд 7

В исследованиях, направленных на изучение особенностей психики детей с нарушениями слуха, используются все виды психологического эксперимента: л абораторный эксперимент – по ходу обеспечивается строгий контроль изучаемых зависимых и независимых переменных; е стественный эксперимент (А. Ф. Лазурский) - объединяет положительные черты наблюдения (естественность обстановки, привычную для детей деятельность) и эксперимента (возможность целенаправленного воздействия на изучаемые параметры и фиксацию их изменения).

Слайд 8

П оследние десятилетия все большее значение приобретает психологический обучающий эксперимент . С помощью этого вида эксперимента выявляются особенности становления знаний, умений и навыков . Разработка методики проведения обучающего эксперимента опирается на положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка, на понятия об « актуальном уровне умственного развития » и « зоне ближайшего развития », которую определяют, как способность ребенка в содружестве с взрослым усваивать новые способы действий, поднимаясь тем самым на более высокую ступень умственного развития.

Слайд 9

Диагностический обучающий эксперимент был разработан А. Я. Ивановой, получил широкое распространение в специальной психологии. Основной методический принцип обучающего эксперимента - отработка поэтапной, строго дозируемой помощи, оказываемой ребенку при выполнении задания. Помощь варьируется: по степени информативности (переход от общих указаний к более конкретным и подробным); по времени оказания.

Слайд 10

И зучению подвергаются разные материальные или материализованные результаты различных видов деятельности: рисунки, поделки, аппликации, конструкции, изделия, изготовленные в процессе труда, письменные работы, сочинения. А нализ продуктов деятельности позволяет проследить и выделить затруднения и ошибки, способы преодоления трудностей, провести их соотношение на конечном и промежуточном этапах деятельности.

Слайд 11

Н а разных этапах психического развития детей имеет значение анализ разных продуктов деятельности : в дошкольном и младшем школьном возрасте - рисунки, аппликации; в среднем школьном - письменные работы, сочинения. Э то позволяет проанализировать особенности употребления слов, усвоения грамматического строя речи, в юношеском возрасте и у взрослых глухих — продукты трудовой деятельности.

Слайд 12

основывается на использовании стандартизированных заданий и вопросов, имеющих определенную шкалу значений. Это дает возможность математической обработки результатов и их последующего сравнения. Для тестирования глухих создаются: шкалы действия - сводятся к операциям с предметами, одна из наиболее известных - шкала действия Артура. невербальные тесты - часто не требуют словесного общения экспериментатора с испытуемым, инструкции к ним даются в форме показа или жестами без участия устной или письменной речи.

Слайд 13

П о мнению французского сурдопсихолога П. Олерона , с помощью тестов достигается слишком глобальная оценка интеллектуального уровня людей с нарушениями слуха. В некоторых случаях, например при запоминании форм, их показатели такие же, как у слышащих, в других, например при запоминании цифр, их успехи хуже. Это обусловлено различиями в темпах развития познавательных процессов у детей с сохранным и нарушенным слухом. Поэтому следует очень тщательно относиться к подбору тестов для обследования лиц с нарушениями слуха.

Слайд 14

Х орошо зарекомендовали себя при обследовании детей с нарушениями слуха матрицы Дж. Равена. На их основе возможно не только традиционное тестирование, но и организация психологического обучающего эксперимента, что хорошо показано в исследованиях Т.В.Розановой (1978). Варианты матриц

Слайд 15

В озможности использования при изучении лиц с нарушениями слуха методов беседы и анкетирования ограничены , поскольку и тот и другой связаны с получением информации на основе словесного — устного или письменного — общения. Однако у детей, имеющих нарушения слуха, метод беседы позволяет судить об уровне развития устной речи и о ее особенностях. С возрастом и повышением уровня развития речи становится возможным и более широкое использование метода беседы.