ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Гаус Вероника Сергеевна

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovyy_obraz_zhizni.docx43.42 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Питьевой режим

Вода – один из самых простых и в то же время жизненно необходимых элементов, из которых строится наше здоровье, обмен веществ и жизненная активность. Правильный питьевой режим для развития ребенка важен так же, как здоровое питание и активный образ жизни.

В сутки малышу требуется 50 мл  воды на каждый килограмм веса. В возрасте от года до семи лет сохраняется такой же питьевой режим, т.е. 50 мл на один килограмм веса ребёнка. Кроме чистой питьевой воды поить детей можно компотом, морсом и соком.

Мальчики должны потреблять примерно на 10% жидкости больше, чем девочки в том же возрасте. В возрасте старше 3 лет проявления нарушения правил организации питьевого режима сопровождаются признаками обезвоживания и характеризуются вялостью, сонливостью, сухостью слизистых и другими признаками.

Сон

Сон обеспечивает нам хороший отдых. Чтобы сон был глубоким, надо вставать и ложиться спать всегда в одно и то же время. Комнату перед сном обязательно надо проветрить. Полезна небольшая прогулка перед сном на свежем воздухе. Мешают засыпанию яркий свет, шумные игры, громкие разговоры, длительные просмотры телепередач. Соблюдение гигиены сна позволит зарядиться бодростью, улучшит настроение. Полноценный сон такая же неотъемлемая часть здорового образа жизни, как питание и физическая культура. Ребенок, который достаточно отдыхает, как правило, счастливее и здоровее своих не выспавшихся сверстников.

Дети в дошкольном возрасте должны спасть по 9-10 часов в сутки. Дети школьного возраста и подростки должны спать не менее 8-9 часов в сутки.

Закаливание

В список факторов, способствующих укреплению здоровья, обязательно входят процедуры по укреплению организма и закаливанию. Повышение иммунного статуса – комплексное мероприятие, требующее поэтапного и терпеливого воплощения.

Закаливание – не обязательно купание в проруби и обливание холодной водой. Для начала подойдет обычный контрастный душ: при этом перепад температур на начальном этапе может быть минимальным.

Закаливание тела повышает иммунный статус, укрепляет сосудистую систему, стимулирует вегетативную нервную систему и поднимает общий тонус организма.

С его помощью можно избежать многих болезней и на долгие годы сохранить работоспособность, умение радоваться жизни. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Не случайно прославленный русский полководец А.В.Суворов, будучи от рождения хилым и болезненным, благодаря закаливанию сумел стать выносливым и стойким человеком, невосприимчивым ни к холоду, ни к жаре. До старости полководец сохранил неукротимую энергию и жизнерадостность.

Укрепить иммунитет и повысить устойчивость организма к перепаду температур поможет закаливание водой. Это положительно повлияет на работу всех внутренних органов, сердечно-сосудистой и нервной системы, повысит сопротивляемость кожи ребёнка к инфекциям. Обливания, обтирания и душ - самые распространённые виды закаливания в домашних условиях. Купание в открытых водоёмах - также полезный вид закаливания. Наиболее безопасный вид закаливания - это закаливание воздухом. Применять воздушные ванны можно начинать с двухмесячного возраста. Температура воздуха должна быть не менее 20 градусов, а длительность процедуры первоначально составляет 10-15 минут. При закаливании важно соблюдать в помещении температурный режим и как можно чаще проветривать комнаты. Не стоит забывать о прогулках. На улице ребёнок должен находиться не менее двух часов в день в холодное время года и неограниченное количество времени в летний период. Основные принципы закаливания - это систематичность, а также постепенное последовательное увеличение дозировки закаливающих процедур. 

Личная гигиена

Ни для кого не секрет, что здоровье начинается с личной гигиены. К ней относится чистота тела и уход за полостью рта. Большое значение также имеет и выбор одежды. Одежда должна соответствовать климату, времени года, и роду занятий. После возвращения из школы нужно сменить ученическую форму на домашнюю одежду. Все это способствует лучшему отдыху.

Вредные привычки

   К разряду вредных привычек относятся те привычки, которые как приносят вред для здоровья человека, так и ограничивают человека от полного использования своих возможностей в течении жизни. Вредные привычки, приобретенные еще в молодом возрасте, избавиться от которых человек не способен, критично опасные. Такие привычки наносят серьезный ущерб существованию человека – потеря потенциала и мотивации, преждевременное старение человеческого организма и приобретение болезней разного вида. Они включают в себя курение, употребление спиртных напитков, наркотиков, токсических и психотропных веществ.

Отличительной чертой вредных привычек является привыкание, невозможность без них прожить. Избавиться от вредных привычек чрезвычайно трудно. Поэтому с раннего детства надо говорить детям о вреде пагубных привычек для их организма и самочувствия.

Начало приобщения к вредным привычкам, как правило, относится к подростковому возрасту. Но с каждым годом, к сожалению, ситуация меняется не в лучшую сторону – молодеет возраст, когда дети начинают приобщаться к курению и алкоголю. Все это ведет к отсутствию внутренней дисциплины и чувству ответственности, к  ощущению неудовлетворенности, тревоге и скуке, к  желанию уйти от проблем в жизни. Необходимо отметить особую опасность действия вредных веществ на детей. Это связано не только с происходящими у них процессами роста и развития, а прежде всего с очень высоким содержанием в их организме половых гормонов. Например, взрослому, чтобы пройти путь от начинающего пить алкоголь до алкоголика, требуется от двух до пяти лет, а подростку - всего лишь от трех до шести месяцев.

Все сказанное делает понятным важнейшее значение работы по профилактике вредных привычек у детей и подростков. Она оказывается эффективной при соблюдении следующих условий:

  • следует воспитывать и формировать здоровые жизненные потребности, создавать социально значимые мотивации поведения;
  • детям и родителям следует предоставлять объективную информацию о вредных привычках, их воздействии на человека и последствиях применения;
  • соответствующее информирование необходимо осуществлять с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • понимание детьми сущности вредных привычек должно идти параллельно с формированием устойчиво негативного личностного отношения к психоактивным веществам и навыков межличностного общения со сверстниками и взрослыми, умения справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
  • учащиеся должны приобрести опыт решения своих проблем без помощи психоактивных веществ, научиться бороться с этими увлечениями близких и друзей;
  • прививать учащимся навыки здорового образа жизни, влиять на уровень притязаний и самооценку детей;
  • в борьбе с вредными привычками ребенок, родители, педагоги должны быть едины: надо помочь ребенку отказаться (или захотеть отказаться) от вредных привычках самому.

Сегодня наше настигла еще одна беда – это разнообразие гаджетов и проведение большого количества времени детей  в гаджетах. Противостоять гаджетам и интернету очень трудно. Мы живем в мире, где компьютер, планшет, смартфон, мобильный телефон считаются такой же привычной вещью, что и электрическое освещение, телевизор и машина. При чрезмерном увлечении инновационная техника, которая призвана облегчить жизнь в обществе, может быть вредной для здоровья. Как отмечает глава направления детской психологии Ассоциации практических психологов Е.  Курамшина, увлечение электронными игрушками вызывает задержку развития у детей, из-за чего впоследствии им труднее дается обучение. Чрезмерное увлечение электронными устройствами негативно влияет и на развитие коммуникативных навыков: малыши, не выпускающие из рук гаджеты, меньше общаются с родителями и сверстниками, что негативно сказывается на их психологическом развитии.   Еще один минус увлечения детей гаджетами - отказ от досуга на воздухе и спорта. Все чаще, как считают ученые, окунувшись в виртуальный мир, дети забывают о сне, здоровом питании и общении с друзьями. По данным психологов, максимальное время для досуга с гаджетами учащимся младших классов - один час в день.

       У детей, которые проводят большую часть времени за компьютером, наблюдаются тревожные симптомы: растерянность, депрессия, агрессия. Некоторые испытывают состояние сродни ломке. Психологи утверждают, что зависимость от гаджетов может превратиться в серьезную проблему.

Родители, часто того не понимая, сами увлекают ребёнка виртуальным миром, покупая ему разные модные штучки. Они искренне считают, что это необходимо. И забывают о том, чтобы увеличивать круг других интересов детей, не ищут ресурс в интеллектуальных, творческих занятиях, не учат получать от жизни разные впечатления. Попросту гаджет-зависимость у детей начинается с того, что родители себя заменяют гаджетом. Многие предпочитают видеть своего ребёнка удобным, не отвлекающим от взрослых дел. А в итоге вырастает подросток, у которого неверно расставлены приоритеты: сначала виртуальный мир, а затем реальная жизнь.

Решение проблемы состоит в правильной расстановке приоритетов. Возможны такие варианты: побеседуйте с ребенком; сознательно ограничьте время использования любых технических устройств. Будет трудно, но мотивируйте свои действия спокойно. Специалисты рекомендуют отключать гаджеты 1-2 раза в неделю, а в году - на две недели (можно во время совместного отпуска). Заставьте своего ребёнка отложить гаджет. Выберетесь с ним куда-то вместе: кататься на велосипедах, на прогулку в лес, в парк, в кино, в театр. Такие мероприятия помогут выстроить другие отношения, дадут возможность вернуть ребёнка к нормальной жизни. Но помните, что процесс этот не бывает быстрым. Он будет сопровождаться ссорами, недовольством со стороны детей. Но это единственный путь, где главная роль отводится, прежде всего, родителям.

Психическое и эмоциональное состояние

Эмоциональное состояние детей во многом определяется психологической атмосферой в семье. В будущем оно отразится и на его здоровье. Основными причинами многих детских болезней являются отрицательные эмоции, переживания и стрессы, переутомление и семейные неурядицы.

Если ребенку дома эмоционально комфортно, то он будет счастлив, спокоен и уверен в себе. Положительные мысли улучшают гормональный фон, укрепляют иммунитет. Ребенку нужна любовь, понимание и забота. Очень важно всегда поддерживать своих детей, укреплять их моральный и физический дух. Добрые слова, тепло и одобрение – вот основополагающие факторы здорового образа жизни каждого ребенка.

Все родители хотят, чтобы их малыш рос крепким, здоровым и умным. Но для этого необходимо приложить немало усилий. Только при соблюдении всех правил по ведению здорового образа жизни можно получить хороший результат. Они помогут в будущем вам и вашим детям избежать многих проблем.

Формирование здорового образа жизни необходимо начинать уже в детстве, не откладывая на потом, когда появятся серьезные проблемы со здоровьем из-за игнорирования простых правил.

Стремление вести более здоровую жизнь способствует следующим улучшениям:

  • сокращается частота рецидивов хронических заболеваний;
  • при пробуждении нет ощущения усталости, чувствуется прилив сил;
  • наблюдается повышенная выносливость на спортивных тренировках;
  • сокращается частота простудных заболеваний;
  • кожа становится более упругой и чистой;
  • снижается вероятность развития возрастных заболеваний.

Важно понимать, что здоровый образ жизни - это не таблетка, мгновенно устраняющая все недуги. Это принцип жизни, особое мировоззрение и каждодневная приятная работа над собой, которая в итоге обязательно увенчается успехом.