Доклад: "Информационные технологии в инклюзивном образовании"

Белова Елена Юрьевна

С каждым гoдoм  увеличивaется количество детей с различными нaрушениями развития, к ним относятся нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта, а также речевые патологии. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на получение образования, но далеко не всегда они имеют равные возможности для этого. .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина: «Информационные технологии в инклюзивном образовании».

Доклад по теме: «Информационные технологии для глухих, позднооглохших детей».

Подготовила:

Белова Е.Ю.

Калининград 2021

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Модернизация образования……………………………………..4

Глава 2. Информационные технологии…………………………………..7

Заключение………………………………………………………………..12

Список использованной литературы…………………………………..13

Введение

ХХІ век – век инфoрмациoннo-коммуникационных технологий. ИКТ стали важнейшим факторoм, oпределяющим развитие общества. Инфoрматизация гoсударственного управления, экономической и социальной сфер, общественной и индивидуальной жизни граждан является необходимым условием, выполнение которого позволяет любой стране претендовать на достойное место в современной информационной цивилизации.

С каждым гoдoм в увеличивaется количество детей с различными нaрушениями развития, к ним относятся нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта, а также речевые патологии. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на получение образования, но далеко не всегда они имеют равные возможности для этого. Поэтому всё актуальнее становится проблема внедрения средств информационных компьютерных технологий в процесс коррекции нарушений и общего развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование специальных средств ИКТ позволяет снять основные ограничения, которые препятствуют получению образования детьми со слабым здоровьем: невозможность посещения школы, частые пропуски занятий по болезни, необходимость щадящего режима обучения, отсутствие специального педагогического подхода, информационных и иллюстративных возможностей преподавателей в учебном процессе.

Создание педагогических условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств является одной из основных целей коррекционного обучения и воспитания. Использование современных информационных компьютерных технологий позволяет это сделать наиболее эффективно.

Глава 1. Модернизация образования.

Одним из условий модернизации образования на современном этапе является – оснащение образовательного процесса новыми информационными технологиями.

 Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Роберт И.В. выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:

Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:

 – повышение эффективности и качества процесса обучения;

 – повышение активности познавательной деятельности;

– углубление межпредметных связей;

 – увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему.

Образование детей с ограниченными возможностями предусматривает создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности получения образования в пределах специальных образовательных стандартов.

В последнее время в системе коррекционного образования получили широкое распространение компьютерные технологии.

 Всестороннее развитие школьника с нарушением слуха и подготовка его к жизни – одна из основных задач школы для детей с нарушениями слуха. Решение этой задачи не может быть осуществлено полноценно, если воспитанники не владеют в должной степени словесной речью, в частности устной ее формой. Контакт со слышащими предполагает умение глухого понимать обращенную к нему речь собеседника и умение говорить разборчиво, понятно для окружающих. Известно, что коммуникация – важнейшее средство получения разнообразной информации. В современном обществе обмен информацией может осуществляться в большей мере с помощью компьютерных технологий, но это не исключает речевое общение вообще.

 Формирование произношения неслышащих детей – это не что иное, как развитие коммуникативных умений. Поскольку произносительные умения – речь, объединяет в себе все составляющие: звукопроизношение, сформированность разных структурных уровней языка. Вопрос о развитии коммуникативных умений ребенка, о формировании его личностных качеств и психических процессов, а также о том, насколько уютно чувствует он себя в детском коллективе – это одно из первых звеньев в системе общественного воспитания и воспитания детей.  

Дети с нарушениями слуха овладевают устной речью только в условиях специального обучения, которое строится на основе использования остаточного слуха с привлечением зрительного, тактильного, двигательного, кинестетического анализаторов, а так же широкого применения технических средств обучения (звукоусиливающей аппаратуры, вибраторов, визуальных приборов) – современных информационных технологий.

 Необходимым условием усовершенствования способов восприятия глухими устной речи и методов обучения их произношению служит применение соответствующих технических средств. Помимо звукоусиливающей аппаратуры, способствующей использованию глухими остатков слуха в помощь чтению с губ, и приспособлений, предназначенных для механического воздействия на речевые органы, сюда относятся различного типа устройства, преобразующие звучащую речь в оптические или механические сигналы. В этой связи следует отметить проведенные за последние годы разнообразные эксперименты, позволяющие ныне реально судить об эффективности применения в процессе обучения звукоусиливающей аппаратуры для развития слухового восприятия (Т.А. Власова, Е.П. Кузьмичева, Э.И. Леонгард), а также сконструированных лабораторией сурдотехники НИИ дефектологии (В.Д. Лаптев) приборов, преобразующих звучащую речь в зрительные сигналы (В.И. Бельтюков, A.M. Maсюнин, Н.Ф. Слезина).

 В соответствии с «Законом об образовании» РФ, проектом «Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» предусматривается более глубокая дифференциация обучения детей с отклонениями в развитии: по характеру и степени выраженности сенсомоторных, речевых и интеллектуальных нарушений развития (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина), которая возможна при реализации дифференцированного подхода, максимально учитывающего индивидуальные особенности детей.

В связи с чем, возникает необходимость совершенствования реализации дифференцированного подхода в современных условиях в процессе формирования произносительной стороны речи учащихся с нарушениями слуха. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные коммуникативные технологии (ИКТ).

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка и давая огромные возможности учителю-дефектологу дифференцировать предлагаемый материал на занятиях с минимальными затратами времени.

Глава 2. Информационные технологии

Информационные технологии, в работе с детьми, рассматриваются как компонент целостной системы обучения. Что объединяет не только развитие речи и слуха, но и общее развитие личности.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс развития произносительных умений у школьников с нарушенным слухом, позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем воспринимаемой информации и самостоятельной работы учащихся.

При условии дидактически продуманного применения новых информационных технологий в рамках обычного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

Детям, с нарушением слуха сложно воспринимать звуки окружающей среды в свободной деятельность, в жизненных ситуациях, поскольку все звуки нуждаются в объяснении, коррекции для восприятия. Благодаря информационным технологиям они имеют возможность, не выходя за пределы учебной комнаты, с помощью компьютера слышать различные неречевые и речевые звуки, и, под грамотным контролем педагога распознавать их, дифференцировать. Имеют возможность в тренировке произносительных и слуховых умений. Нельзя не учитывать, что современные технические средства реабилитации пациентов с нарушенным слухом перешли на новый уровень – применение метода кохлеарной имплантации в развитии слуховой функции. И процесс реабилитации существенно усложнился и повлёк за собой увеличение объёма предлагаемого материала, его разнообразие. А информационные технологии помогают сурдопедагогам в этом процессе.

Существующие обучающие программы: «Видимая речь», «Лента времени» и другие, дополняются личными разработками учителей-дефектологов в зависимости от поставленных задач.

В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, которые способствуют различным способам организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем. И демонстрирует не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).

Наиболее часто используемая в работе учителя-дефектолога программа Microsoft Power Point в изготовлении презентаций к урокам, с применением на интерактивных досках. Она относится к классу так называемых мультимедиа технологий в силу того, что позволяет сочетать одновременно возможности текстового и графического редакторов, анимацию (движение объектов), звук и видео. Применительно к условиям коррекционного обучения такой вид представления информации имеет особое значение, поскольку позволяет учесть специфику каждой категории учащихся и задействовать различные сохранные анализаторы.

Методическая ценность Microsoft Power Point этим не ограничивается. Как уже говорилось, это программа служит для создания презентаций. Презентация представляет собой последовательность слайдов, или «электронных страниц» (по аналогии с книгой). При этом алгоритмы (или схемы) построения презентации, ее структура, могут задаваться произвольно, так, как требуется создателю презентации. Структура презентации может быть линейной, разветвленной, циклической и смешанной.

Использование ярких рисунков, интересных, необычных заданий, включённых в презентацию к уроку, способствует повышению интереса к родному языку у школьников, позволяет в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляет широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии.

Как известно, развитие речи также предполагает коррекцию дыхания, голоса, развитие ритмико-интонационной структуры речи. Именно информационные технологии наиболее успешно помогают сурдопедагогам в этом сложном процессе. Например, использование речевого тренажёра «ИнтонМ» помогает учителю научить детей выделять голосом словесное, логическое ударение. Различать интонации. Именно эффект зрительного восприятия звука играет огромную роль в самоконтроле за произношением детей, соблюдением пауз, интонированием. Поскольку, при восприятии и понимании глухими устной речи принципиальное значение имеет непосредственно зрительный контроль говорящего. Такой контроль, благодаря восприятию движений органов артикуляции, помогает опознавать те звуки или элементы речи, которые не были дифференцированы с помощью остаточного слуха.

Неумение управлять высотой голоса (частотой колебания голосовых связок) обусловлено у слабослышащих и глухих детей отсутствием или недостаточностью обратной связи через слуховой канал. Мелодический компонент интонации с помощью зрения (то есть посредством чтения с губ) практически не воспринимается совсем, так как изменение высоты тона, связанное с работой голосового аппарата, не доступно для глаз. Исследования показали, что дети с нарушенной слуховой функцией с трудом дифференцируют фразы по модуляции голоса. В то же время роль интонации в речи очень велика, поэтому дополнительные средства её контроля имеют принципиальное значение. Поскольку интонация не только организует речь, формируя целостность и законченность высказывания, она так же несёт и смысловую нагрузку. В этом случае необходима компенсация слухового восприятия зрительным анализатором.

Такая речевая аппаратура помогает в улучшении разборчивости речи за счёт её спектральной коррекции, применяемая в аппаратуре слухосберегающая технология, при которой улучшение разборчивости не сопровождается увеличением интегральной мощности звука, что физиологически благоприятно для детей.

Применение информационных технологий также актуально и при работе с родителями. Любой родитель, при желании может использовать презентации, сделанные учителем – дефектологом индивидуально для каждого ребёнка – тренировать его дома, на персональном компьютере. Такой вид работы уже применяется педагогами в случае отсутствия ребёнка на занятиях с сурдопедагогом в силу различных причин, что позволяет не пропускать уроки ребёнком и не отставать по программе. При условии обученности родителей по работе с детьми в данной программе.

 Практика показывает, что за последнее время, при условиях широкого применения информационных технологий в обучении произношению речь детей значительно улучшилась, стала более разборчивой и внятной, приближенной к речи слышащих детей. При этом, возраст детей с «хорошей» речью снизился: в младшем школьном возрасте дети уже умеют произносить почти все звуки, дифференцировать по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости, контролировать своё произношение. Дети стали более общительны, раскованы и уверенные в себе.

При использовании электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий, что позволяет оптимизировать, дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, создавать надежную систему мониторинга усвоения знаний, осуществлять процесс обучения в режиме сотрудничества учителя и ученика.

Заключение

За компьютерными технологиями будущее. Уже сегодня компьютер нашел применение практически во всех областях деятельности человека, и владение им становится неотъемлемой чертой культурного человека. Поэтому перспективным направлением является не только использование компьютеров в обучении учащихся, но и овладение самими учащимися навыками информационных пользователей, что откроет перед ними перспективы роста возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию, расширению сфер будущей трудовой деятельности, жизнеспособности.

Хочется надеяться, что все современные инновации в обучении и воспитании глухих детей впитают в себя опыт предшествующих поколений сурдопедагогов и будут найдены новые пути в решении сложной и благородной задачи социальной реабилитации детей с нарушениями слуха средствами образования.

Список литературы:

1. Денисова О.А., Яруничева И.А. Учет состояния произносительной стороны речи и слухового восприятия глухих учащихся при обучении произношению (индивидуальный и дифференцированный подходы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Серия «Педагогика». – 2008. – № 4. – С. 48-53

2.Швейковская Г.Д. Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха / Г.Д. Швейковская // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 436-440

3. Яруничева, И.А. Дифференцированный подход при формировании произношения глухих учащихся // Теоретические и прикладные вопросы организации психологического, педагогического и медико-социального сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы всероссийской научно-практической конференции / Под ред. В.Н. Скворцова. – СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. – С. 211-215

4. Яруничева, И.А. Использование информационно-коммуникационных

технологий при обучении произношению детей с нарушениями слуха. Проблемы современного образования: материалы международной научно-практической конференции. – Пенза; Ереван; Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. – С. 190-194 (0,4 п.л.).