Использование технологии "Сказочные лабиринты игры В.Воскобовича" для развития дошкольников

Благих Алина Витальевна

Волшебный мир сказки как ничто другое не влечет дошколят, разве что игра... а если все вместе? Технология "Сказочные лабиринты игры В.Воскобовича" создана с учетом этих интересов детей и полностью отвечает возрастным особенностям малышей и дошколят постарше

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ»

В. В. ВОСКОБОВИЧА

                                                                      Благих А.В.,  Говорченко А.А.,

                                                                           Лебедева Е.А., МАДОУ «Детский

                                                             сад «Белочка»  села Новая

                                                                       Таволжанка Шебекинского района»

     Являясь ведущим видом деятельности дошкольного возраста, игра способствует тому, что у ребенка интенсивно развивается психика, на пределе работают память, мышление, восприятие. Ребенок проявляет больше произвольности, больше запоминает, чем в ситуации традиционно организованного занятия. Даже острота зрения повышается в условиях игры. Ну и, конечно, обогащается запас знаний ребенка о мире [1].

В последнее время естественная потребность ребенка поиграть прерывается взрослыми, желающими бесконечно обучать его, серьезно объясняя правила и нормы жизни. А.А. Деркунская подчеркивает «Это своего рода закономерное следствие развития нашего общества, изменения его ценностей и происходящих в образовании перемен. Это не хорошо и не плохо, это данность, в результате которой игра исчезает из жизни детей... А это уже грустно» [5]. Наша задача, как дошкольных  специалистов – сохранить игру и игровые формы обучения для детей.

Дошкольное образование  должно быть увлекательным, проблемно – игровым, обеспечивать субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Этим современным требованиям соответствуют игры нового поколения, разработанные
петербургским автором Вячеславом Вадимовичем Воскобовичем.
Содержание этих игр, методика и организация их проведения заключает в
себе потенциал для развития познавательных и творческих способностей детей.
 Развивающие игры В. В. Воскобовича способствуют социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию детей, то есть тем направлениям, которые предусмотрены ФГОС дошкольного образования. 

Развивающие игры В.В.Воскобовича активно используются педагогами с 90-х годов XX века. Интерес к ним вызван, прежде всего, оригинальностью решения задач, заложенным в игру творческим потенциалом, многовариантностью игровых упражнений. В 1998 году была реализована идея создания технологии интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича. В настоящее время возрастные границы расширились и охватывают диапазон от 1 года до 12 лет [4].

Особенности технологии «Сказочные лабиринты игры» таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях «взрослый-ребенок» здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.

Внедрение технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в развивающую работу с детьми   происходило в соответствии со следующими этапами:

1 этап: Внесение новой игры на занятие, его целью являлось знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

В соответствии с принципом «от простого к сложному» дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства.

2 этап: Собственно игра. Игры и упражнения применялись в определенной системе. Постепенно усложнялись как по содержанию, так и по способам.

3 этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом, с целью развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию. 

   В самостоятельных играх происходило дальнейшее развитие умений, приобретённых в совместной игровой деятельности детей и взрослых, совершенствовалась ручная умелость и интеллект.

Для того чтобы сюжет игровых действий заинтересовал детей, в процессе развивающей работы создавались проблемные ситуации (помочь выбрать подарок определённого цвета, сконструировать ракету для полёта на Луну). Обучающиеся с интересом включались в процесс творческой деятельности. Искреннее желание помочь герою вызывало эмоциональный всплеск. Наша задача состояла в том, чтобы не давать детям    готовых решений, а подводить их к самостоятельному поиску и нахождению решения. Подбор заданий осуществлялся с учётом возможностей детей, уровня развития, интереса к решению познавательных и практических задач.

Систему работы по  использованию игровой технологии мы строили по принципам учета зоны ближайшего развития и постепенного усложнения материала (от простого к сложному). Развивающая работа строилась так, чтобы каждый ребенок находился в «ситуации успеха», видел свои возможности участия в игровых действиях. Для этого использовались задания разного уровня сложности, осуществлялся индивидуально-дифференцированный подход к детям.

Была составлена картотека игр, с заданиями и упражнениями для каждого возраста. Данный набор игр способствовал развитию таких познавательных процессов как память, внимание, логическое и творческое мышление, воображение и речь. Дети научились определять свойства предметов, делать анализ их строения, научились измерять длину разными мерками, сравнивать величины на основе измерения.

На всех этапах работы с играми  В.В. Воскобовича мы старались создать творческую атмосферу, поощряли и поддерживали детскую инициативу, рассматривали любые предложения детей. Очень важно было заинтересовать детей данными играми, ведь, если игра нравится ребенку и служит материалом для проявления творчества, то он будет с ней заниматься на всех этапах, а соответственно повышать свой уровень развития, интерес.

C целью выявления результативности применения технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича, велся мониторинг «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» Е.А. Стребелевой [3], в ходе которого выявилась положительная   динамика уровня  развития познавательных процессов у детей по сравнению с данными констатирующей диагностики.

Игры В. В. Воскобовича полностью отвечают всем потребностям дошкольного возраста — волшебно, интересно, весело, увлекательно, соответствуют современным требованиям к дошкольному образованию, как следствие,  импонируют автору опыта, являясь прекрасным развивающим инструментом в руках знающего специалиста. В ходе их применения мы выяснили, что систематическое, поэтапное использование игровой технологии В.В. Воскобовича даёт устойчивый положительный результат в познавательном развитии детей дошкольного возраста. А значит, правомерно сделать вывод, что  игровая технология В.В. Воскобовича поможет в воспитании интеллектуально развитых, творческих, умеющих мыслить, успешных людей.

Список литературы:

  1. Воскобович  В.В., Вакуленко Л.С., «Развивающие игры  Воскобовича» (сборник методических материалов). – Библиотека воспитателя, 2015.- 128с.
  2. Воскобович В.В. Харько Т.Г. // «Сказочные лабиринты игры». – РИВ, 2007. – 112 с.
  3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2005. — 164 с. + Прил. (268. с. ил.).

      4.[Электронный ресурс] – режим доступа: https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-metody/metody-skazkoterapii-primery-primeneniya.html.

        5. [Электронный ресурс] – Официальный сайт В.В. Воскобовича. Режим доступа:  http://geokont.ru/MethodSumm .