Организационно-педагогические и методические особенности обучения чтению в системе общего образования

Организация процесса и технологии обучения чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста. Цель: сформировать умение анализировать методы обучения чтению, вычленять их достоинства ин недостатки, проводить сравнительный анализ компьютерных программ для обучения чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadanie_2_bezrukova_em.doc126.71 КБ

Предварительный просмотр:

                   Институт повышения квалификации и переподготовки

Программа профессиональной переподготовки

Организация процесса и технологии обучения чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста

Дисциплина: Модуль 2. Организационно-педагогические и методические особенности обучения чтению в системе общего образования

Практическое задание 1, Модуль 2. Организационно-педагогические и методические особенности обучения чтению в системе общего образования

Выполнил:

 слушатель Безрукова Елена Михайловна


Практическое задание 1

Цель: сформировать умение анализировать методы обучения чтению, вычленять их достоинства ин недостатки, проводить сравнительный анализ компьютерных программ для обучения чтению

Задание 1. Заполните таблицу «Методы обучения чтению»:

Метод обучения чтения

Автор метода

Год создания

Возраст

Особенности метода

Достоинства метода

Недостатки метода

Метод глобального чтения

Представление о методе глобального чтения прочно связано с методикой раннего развития Глена Домана. В России используется вариант методики обучения чтению целыми словами Б.Д.Корсунской.

 Начало 20-х годов ХХ в.

 Можно работать с детьми уже с третьего года жизни.

Суть обучения состоит в том, что ребенку в течениие нескольких секунд показывают карточку с написанным на ней словом, он запоминает графический рисунок. Дети запоминают целые слова, а лишь потом начинают разделять их по буквам.

 Метод позволяет сразу ввести в круг чтения детей значительное количество слов, необходимых для образовательных целей.

Пассивность ребенка, от него не ждут реакции ,не задают вопросы на закрепление усвоенного.Ребенку необходимо догадатьсясамостоятельноо принципе чтения, а не всем это под силу. Методика рассчитывалась на обучение чтению на английском языке , а русское словообразование сильно от него отличается.

Метод чтения целых слов

Разработал этот метод в России В.Золотов. Интересную попытку синтезировать существующие методы чтения целых слов осуществил Немецкий сурдопедагог К.Малиш.

Возник в Америке в начале ХХ века. В России в 1917г.ека.

Уже на первом году жизни.

Сущность этого метода заключается в том, что происходит запоминание большого количества слов и их графического изображения без расчленения на звуки и буквы.

Важным преимуществом метода является соблюдение фонетической последовательности при подборе материала, что безусловно содействует более высокому качеству произношения детей, а также тесная увязка устной речи с письменной.

Речь детей полна дефектных звуков. Внятность в значительной мере уступает той, что достигается при звуковом методе.

Метод послогового чтения

В конце ХIХв. Житомирский и Анастасиев. В 1924 г. - Мироносицкий. С Поляков.

Конец ХIХв.

От двух лет.

Слоговые методы, в системе которых единица чтения –слог, предполагают, что ребенок осознает определенное сочетание букв, как цельный графический элемент.

Научившись читать, ребенок дальше, в процессе самостоятельного чтения уже развивается сам, даже без помощи взрослых.

Ребенок, читающий по складам, все еще не понимает, что такое слово и предложение. Смысл прочитанного доходит до ребенка не всегда, зачастую-не полностью.

Звуковой метод

К.Д.Ушинский. Л.Н.Толстой. Д.Б.Эльконин.

ХIХ век.

Начиная с 3- 3,5 лет.

Ребеноу учится слышать и выделять различные звуки в словах, затем складывать их в слоги.

Именно звуковой метод наиболее гармонично сочетается с особенностями организации нашей психики и структурой русского языка.

Ребенок не начинает читать сразу целыми словами и не понимает смысл слова.

,  


Задание 2. Заполните таблицу «Компьютерные программы для обучения чтению»:

Название

Автор

Год создания

Возраст

Особенности программы

Достоинства

Недостатки

 Веселая азбука от Кирилла и Мефодия

 

 

 

Это интерактивныемультфильмы-уроки для детей. Структура программы строго линейная: от букв к слогам, словам и предложения. 

 Развивает внимательность, способность анализировать

На этапе чтения ребенок произносит буквы, как в алфавите, перейти на следующий этап, минуя предыдущий невозможно. 

 Веселая азбука

 Фирма «Руссобит-М»

 

С пяти лет 

Игра-мультик. У программы   несколько уровней, Можно войти сразу на нужный уровень.

 Непосредственно от первых звуков сразу идет переход к слогам и словам

 Не все появляющиеся картинки привязаны к сюжету. Упражнения напоминают школьный букварь, а развлекательных игр не так уж много. Дается сразу много сложного материала.

 Волшебный букварь

 Московская фирма «Акелла»

 

 

В программе использована концепция  чтение через письмо», то есть печатаем буквы и параллельно учимся их читать.

Ребенок попадает в сказку и учится читать, писать любые слова и буквы, которые ему захочется. 

Некоторые задания технически сложны, буквы произносятся, как в алфавите, нельзя набрать слово больше, чем из шести букв. Не на все слова есть картинки. 

 Azbuka pro

 

2004г 

От 3 до 7 лет 

 Обучение происходит в игровой форме и начинается с самых основ: изучаем русский алфавит, слоги, составляем слова из слогов и букв и учимся читать

 Можно выбирать цвет, вид букв, чтение мужским или женским голосом, количество упражнений за урок можно настроить. За хорошо выполненное задание программа похвалит ребенка.

 Работа через наушники, игры простые и их мало, программа рассчитана на получение именно начальных навыков чтения, не развивает речь и грамотность ребенка.

 Маленькая баба-яга учится читать

 

 

 

Не только обучающая программа, но и полноценный мультфильм. 

 Все игры основаны на методике опережающего обучения. Так, постепенно, ребенка подводят к овладению навыком чтения.

Задания довольны сложные, невозможно отключить музыкальный фон. 

Говорящая азбука «Знаток»

Это небольшой электронный плакат, рядом с каждой буквой картинка и кнопка, нажимаешь-буква произносится.

Плакат можно разместить на уровне глаз ребенка, азбука познакомит с буквами и похвалит за успешно выполненное задание.

В первом варианте азбуки произносятся названия букв, а не звуки, заданий всего три, азбука не учит складывать буквы в слоги.

Игры для  тигры

Старший школьный возраст

Оптимальное решение задач по созданию речевых предпосылок к овладению чтением.

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений: звукопроизношение, просодика, фонематика, лексика. Логопедическая программа проста в управлении.

Не пишется про недостатки.