Семинар практикум "Межличностное взаимодействие"

Миронова Анна Сергеевна

Цели:

  1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.
  2. Проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя.
  3. Тренировка профессионально-педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения.
  4. Совершенствовать коммуникативную культуру педагогов.

 

Задачи:

- понимание себя и другого человека;

- эмоциональная разгрузка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект252.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Город детства»

Адрес:142718 Московская область, Ленинский городской округ, р.п. Дрожжино, Новое шоссе, д.4, к.1

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ

«Д/с №22 «Город детства»

_____________ Н.Я.Литвинова

«___» _______2020 г.

Конспект семинара-практикума для педагогов

на тему: «Межличностное взаимодействие»

Подготовил педагог-психолог:

Миронова Анна Сергеевна

Дата проведения «20» августа 2020 г.

р.п. Дрожжино

2020 г.

 

Цели:

  1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.
  2. Проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя.
  3. Тренировка профессионально-педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения.
  4. Совершенствовать коммуникативную культуру педагогов.

Задачи:

- понимание себя и другого человека;

- эмоциональная разгрузка.

Структура семинара.

1. Организационный этап.

2.Информационная часть.

3. Практический инструментарий

4. Рефлексия.

Содержание мероприятия:

Добрый день, дорогие педагоги!

Сегодня наш семинар будет посвящен проблеме межличностного общения.

Каждый из Вас получил бланк, с которым мы будем работать в течение всего нашего мероприятия. Прошу Вас сейчас заполнить Ф.И.О., а также посмотреть на вот эти цвета и выбрать какой Вам сейчас наиболее приятен и запишите его у себя на бланке.

В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же не миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.

Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает.

Психолог комментирует значение выбранного цвета. Карточки «Значение цвета».

Карточки «Значение цвета».

Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый – тревожность и негативное состояние.

Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

Вы как педагоги, компетентные в сфере общения с родителями, можете ответить на вопросы: зачем нужно общение, и каким оно должно быть, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действующим.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.

Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью в общении с родителями нужно постоянно работать. Это сложно, т.к. Вы работаете в сфере человек-человек, где главную роль занимает взаимодействие с детьми, родителями, коллегами, начальством.

Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту, в отношении которой Вы можете сказать: это - Я!

Выберите из фигур ту, которая первой привлекла Вас, запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами.

Итак, сейчас мы проведем викторину (благодаря которой мы повысим Ваши знания о себе и самооценку): предлагаю вам дать ответы на следующие вопросы:

1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)

2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)

3. В чем заключается роль других (помимо семьи) социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)

4. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)

5. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т. д.)

6. Назовите условия, при которых может снизится компетентность педагога? (ограничения со стороны организма (снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний, недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)

7. Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)

8. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т. д.)

9. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей).

Кто был самым активным:

Кто отмалчивался:

Какой инструмент есть у нас для общения? Голос – драгоценный дар природы.

Профессия педагога требует умелого владения своим голосом. Крик же, является естественным, природным и широко распространенный способ снятия нервного напряжения. Срываясь на ребенка наш организм пытается снять это напряжение, но ребенок воспринимает наш крик иначе. Криком мы пугаем детей, некоторые из них (наиболее чувствительные), могу вообще закрыться, стать молчаливыми и безынициативными (лишь бы не кричали на меня). Этим мы ломаем личность ребенка и как данная ситуация скажется на ребенке в дальнейшем мы можем только предполагать.

Существует много способов снятия эмоционального напряжения, какие Вы знаете?        

Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться».

Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, смех помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!

Еще один способ – плакать. Большинство людей признаются, что после слез, они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь

плакать!

Анкета ―Самооценка качеств, важных для общения

Инструкция: Оцените, пожалуйста, развитие этих качеств у себя, в своей личности в общения с другими в процентном отношении от 0 до 100%.

Раздаются карточки со списком качеств, важных для общения:

Открытость

Отзывчивость

Доброта

Внимательность к людям

Умение решать конфликты

Тактичность

Вежливость

Готовность к сотрудничеству.

Лекция: ―Торт общения

Процесс общения образно можно сравнить с двухуровневым тортом. Если верхний уровень – это сфера осознанного общения, которая всем видна и понятна: жесты, мимика, пантомимика, смысл слов, то глубинный уровень общения, чаще всего не осознается, здесь происходит принятие другого, и основную роль несут установки, которые определяют наши позиции в общении (Если смотреть общение в контексте с родителями, пусть сейчас каждый проанализирует, кто какую позицию чаще всего использует. В своем бланке отметьте, их три), а именно:

  1. Я хороший – ты плохой (позиция сверху)
  2. Я плохой – ты хороший (позиция снизу)
  3. Я хороший – ты хороший (позиция на равных)

Что означают эти позиции?

1 – назидание, превосходство;

2 – заискивание, лебезит – внутреннее опасение;

3 – принятие другого человека, общение на равных.

Из какой позиции лучше вести разговор, где будет более эффективное общение? 

Лекция: «Правила построения эффективного общения»

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!

Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные – это улыбка, имя собеседника, комплимент.

Для того чтобы родителей настроить на общение с нами, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом, языке.

Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

В общении наиболее применим косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику - ружье, родители- его ребенка. Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным человеком, понимать других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений и быть успешными в общении. Если для вас как для профессионала важно чувство эмоционального комфорта, то важно учитывать все средства общения: слово, мимику, жесты, интонацию голоса, глаза.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником.

1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом (давайте попробуем друг другу улыбнуться двумя способами: наигранной улыбкой и улыбкой с глазами- искренней. Обратите как меняются глаза у собеседника, когда он улыбается искренне

2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника.

3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

5. Всем своим видом поддерживать состояние 6езопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

6. Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы...» (Вы сделайте то-то! Вы должны это...!), чаще говорить: «Мы», «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели..., знали...!», «Нас всех беспокоит, что дети...'. «Наши дети...», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Прошу Вас записать на бланке, какие правила общения вы считааете наиболее эффективными.

Упражнение «Достойный ответ»

Цель: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Содержание: все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.

Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого —достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается, и группа переходит к обсуждению.

Методические рекомендации: психолог спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому, что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.

Упражнение «Мой взгляд на мои отношения»

Цель: поможет максимально настроиться на тему тренинга, взглянуть на свои отношения с родителями.

Инструкция: Нарисуйте на листе бумаги себя и родителей своих воспитанников в виде правильных и неправильных геометрических фигур.

После завершения рисунка: Посмотрите, пожалуйста, на свои рисунки, сейчас я буду задавать вам вопросы, вам надо на них ответить, но ответы эти только для вас, постарайтесь быть максимально искренними, записывать ответы не надо, но если кто – то хочет, то в ходе упражнения можно делать пометки, подписывать фигуры, перемещать их стрелками и т.п. Обсуждать ответы во время упражнения не надо, эта работа только ваша, если кто-то захочет поделиться своими мыслями, чувствами или содержанием работы – это можно будет сделать в конце упражнения.

1. Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже), почему? Что значит для вас выше или ниже? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?

2. На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?

3. Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл в понятия «левый» и «правый»? Какой?

4. Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько –фигуры, изображающие родителей; почему?

5. Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему?

6. Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?

7. Если бы я попросила вас нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями, то, как бы вы изменили свои рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?

8. На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы вы еще хотели изобразить на рисунке, почему?

9. Какие свои сильные стороны в общении с родителями вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно (покажите их стрелочками от себя к родителю. Какие личностные качества помогают вам добиться успеха?

10. Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с родителями? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить это?

Обсуждение: Вопросы были даны для того, чтобы помочь нам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями и определить существующие проблемы, которые можно решить. Желающие поделиться своими мыслями, чувствами или содержанием проделанной работы могут сделать это сейчас…

Проигрывание проблемных ситуаций (по парам)

Цель: расширение поведенческого репертуара педагогов в проблемных ситуациях.

Ситуация: Воспитатель должен пойти утром в поликлинику на прием к специалисту. Его замещает новый педагог, который недавно пришел в коллектив, не знает родителей и детей, а также особенностей группы. Педагог зашел утром в группу решить какой-то вопрос и уже уходит, так как приближается время визита к врачу. А мама самого активного воспитанника, появляется в дверях со словами: «Вы хотели побеседовать со мной о поведении сына. Сейчас у меня есть время. Вообще я считаю, что Вы к нему несправедливы».

Ситуация: Рабочий день воспитателя подходит к концу, остается всего 10 минут, звонит мама одного из воспитанников и говорит, что сильно задерживается, стоит в пробке.

Ситуация: У воспитателя сильно болит голова, он сильно устал за день. Вечером, ближе к шести приходит родительница, явно в плохом расположении духа (проблемы дома, на работе, день не удался, и явно провоцирует воспитателя на конфликт, придираясь ко всяким мелочам.

Ситуация: Мама пришла за ребенком, и в раздевалке неоправданно жестко ведет себя с ним, кричит, замахивается на него. Эту картину наблюдают и другие дети, воспитатель понимает, что такое обращение с ребенком незаслуженно и недопустимо.

Ситуация: Воспитателю нужно обязательно переговорить с родителем на какую-то очень важную тему, именно сегодня, а у мамы явно нет времени на разговоры, она в впопыхах собирает ребенка и уже вот-вот собирается выходить.

Задача воспитателя – решить все вопросы по существу за определенный, короткий срок.

 Тест для самооценки затруднений в общении с родителями. Айнура Акматова
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию тест, касающиеся практики общения с родителями в дошкольном учреждении и 
который используется не для контроля, а для самоанализа профессиональных затруднений.

1. В общении с родителями учитываю условия семейного воспитания каждого ребенка, структуру семьи, уровень развития родителей. Да. Нет.

2. Регулярно знакомлю родителей с организацией, содержанием воспитания и обучения детей. Вовлекаю их в обмен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребенка. Да. Нет.

3. В общении с родителями нахожу индивидуальный подход к ним, устанавливаю с ними партнерские отношения. Да. Нет.

4. Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах. Да. Нет.

5. Умею посмотреть на ситуацию взаимодействия с родителями их глазами, понимаю их чувства и поведение. Да. Нет.

6. Владею техникой диалогического (безоценочного) общения. Да. Нет.

7. Проявляю достаточную гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях в общении с родителями. Да. Нет.

8. Как правило. С пониманием отношусь к педагогическим заблуждениям и ошибкам родителей. Да. Нет.

9. Владею способами общения с родительской аудиторией, умением вовлечь родителей в активное обсуждение проблемы. Да. Нет.

10. Удается развивать активный интерес родителей к воспитанию своего ребенка, осознанное отношение к родительству. Да. Нет.

11. Помогаю родителям овладевать навыками анализа собственных затруднений в общении с ребенком и причин трудностей в его развитии. Да. Нет.

12. Использую разные способы активизации потребности родителей наблюдать ребенка в различных жизненных ситуациях (в детском саду и дома, размышлять над мотивами его поведения. Да. Нет.

13. Обогащаю родителей умением организовывать эмоционально насыщенное взаимодействие с ребенком в семье. Да. Нет.

14. Владею методами изучения опыта семейного воспитания, обладаю достаточными знаниями о семье, которые использую в индивидуальном и дифференцированном общении с родителями. Да. Нет.

15. Развиваю интерес родителей к чтению научно-популярной, художественной литературы по семейному воспитанию. Да. Нет.

16. Учитываю мнения и просьбы родителей по вопросам организации жизни детей в группе, опираюсь на их точку зрения при принятии педагогических и организационных решений. Да. Нет.

17. Удается объединять родителей при решении различных вопросов, создавать атмосферу общности интересов (родителей и педагогов). Да. Нет.

18. Использую в контактах с родителями наглядно-текстовые средства с оперативной информацией о жизни детей в группе и ее перспективах. Да. Нет.

19. Могу для коллег подготовить и провести открытый показ фрагментов общения с родителями. Да. Нет.

20. Владею навыками планирования, анализа и обобщения результатов взаимодействия с родителями. Да. Нет.

Суждения распределяются по трем группам. 

1. Умение учитывать потребности семьи, мнения и интересы родителей - это № 1,10,13,16,17

2. Гибкость стиля общения, умения сопереживать родителям - это №3,4,5,6,7,8

3. Умение использовать активные методы и формы общения с родителями - это №2,9,12,14,15,18

Три и более таких ответов, как "НЕТ" могут считаться основанием для помощи в выявленных затруднениях.

После полученного результата, можно сделать вывод и при необходимости работать и набираться опыта в данном направлении.

Построение модели профессиональной ситуации.

Цель: найти наиболее эффективные способы взаимодействия с детьми; показать важность слов, нтонации, личность воспитателя в налаживании позитивного общения с детьми.

 Для проигрывания психолог предлагает группе проблему.

        В детский сад была переведена девочка из другого сада. Девочка очень сообразительная, но очень беспокойная, не могла сидеть на занятии: через 5-10 минут ей становилось скучно, она начинала мешать детям и воспитателю, могла встать из-за стола и гулять по группе без  разрешения, называла воспитательницу на «ты». В развитии Оля отставала от своих сверстников, но воспитательница не желала с этим мириться. Мать Оли страдала хроническим алкоголизмом, и воспитательница негативно относилась как к матери, переносила свой негатив к девочке (была лишена родительских прав, так как болела хроническим алкоголизмом, поэтому Оля жила с бабушкой).

        Рабочий день начался как обычно. И вдруг все услышали, как воспитательница закричала: «Девочка сейчас погибнет!» Другие воспитатели выбежали из групп и увидели такую картину: Оля висит на руках между лестницами и кричит: «Сейчас упаду, а тебя и заведующую посадят в тюрьму!» (и еще девочка кричала что-то непонятное). Воспитательница, не отрываясь, смотрела на Олю и кричала на девочку, требуя, чтобы та немедленно выбралась обратно на лестничную площадку.

        Группа садится амфитеатром, и на импровизированной сцене один из воспитателей играет девочку, а другой - ее воспитательницу.

        После проигрывания начинается общее обсуждение. Члены группы вспоминают из своей практики аналогичные случаи. Воспитатели описывают, как они взаимодействуют с такими детьми. Группа помогает найти более эффективные способы воздействия, привлекая в обсуждение свой практический опыт. При анализе ситуаций, взятых из реального опыта воспитателей, психолог направляет их внимание на поиск таких способов общения с воспитанниками, с помощью которых можно получить положительный педагогический результат.

        При обсуждении «Что нужно делать» в проигранной ситуации, группа приходит к выводу, что ни в коем случае воспитатель не имел права переходить на крик, она должна была разговаривать с девочкой как можно более спокойным голосом. При этом не столько важны сами слова, обращенные к девочке, сколько интонация, с которой они произнесены. Так же при решении конфликта существенную роль играет личность воспитателя и сложившееся у девочки мнение о ней.

Как группа решила поступить:

Тест  «30 пословиц»

Инструкция:

Оценивается каждое суждение без особенно долгих раздумий так, что не удовлетворяющие из них лично вас оцениваются 1 или 2, а совпадающие с вашим личным мнением или близкие к нему — 4 или 5.

Оценка 3 не должна использоваться вовсе. Оценки ставятся напротив номеров суждений в таблице, приведенной ниже. После того как участники оценят все пословицы, они могут подсчитать

баллы по колонкам.  

Психолог, перед тем как зачитает интерпретацию, напоминает участникам, что если они не согласны с тем, что получилось в тесте, то лучше оставаться при своем мнении. Любой тест работает с определенной долей вероятности, и всегда находятся люди, чьи результаты ошибочны. Совпадает результат с действительностью или нет, решать самим участникам.

Притча

Однажды в сумерках крестьянин сидел на пороге своего бедного дома, наслаждаясь прохладой. Рядом пролегала дорога, ведущая в деревню.

По ней шёл человек, который, увидев старика, подумал: "Этот человек ленив, он не работает и целый день сидит на пороге своего дома".

Немного погодя появился другой путник. Тот подумал: "Этот человек — Дон Жуан. Сидит здесь, чтобы поглядывать на проходящих девушек и, возможно, досаждает им".

Наконец, один лесник, идущий в деревню, подумал: "Этот человек - великий труженик. Он напряжённо трудился весь день и сейчас наслаждается законным отдыхом".

В действительности мы не можем знать многого о крестьянине, который сидит на пороге своего дома. Наоборот, мы многое можем сказать о трёх путниках, прошедших в деревню: первый был лентяем, второй — бабником, а третий — великим тружеником.

«Всё, что ты говоришь», — говорит о тебе; особенно, когда ты говоришь о ком-нибудь другом.

Проекция — защитный механизм, при котором человек приписывает внешнему миру нечто, принадлежащее его собственному внутреннему миру.

Рефлексия

Что для меня было наиболее важным и ценным сегодня.

Итог встречи: Содержание, т. е. слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения.

Невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса – оставшиеся 5/6 части. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать – один из факторов эффективного общения. Важное значение в технике общения умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и “прочитывать” эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют созданию условий для эффективного общения.

Ну вот, наш семинар подошел к концу, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Мы – сила! Спасибо всем за участие!

 

   

Приложения к диагностическому этапу

Приложение № 1.

Тест  «30 пословиц»

Инструкция:

Оценивается каждое суждение без особенно долгих раздумий так, что не удовлетворяющие из них лично вас оцениваются 1 или 2, а совпадающие с вашим личным мнением или близкие к нему — 4 или 5.

Оценка 3 не должна использоваться вовсе. Оценки ставятся напротив номеров суждений в таблице, приведенной ниже. После того как участники оценят все пословицы, они могут подсчитать

баллы по колонкам.  

Психолог, перед тем как зачитает интерпретацию, напоминает участникам, что если они не согласны с тем, что получилось в тесте, то лучше оставаться при своем мнении. Любой тест работает с определенной долей вероятности, и всегда находятся люди, чьи результаты ошибочны. Совпадает результат с действительностью или нет, решать самим участникам.

Бланк теста  «30 пословиц»

«черепашка»

«акула»

«медвежонок»

«лиса»

«сова»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Тест «30 пословиц»

1. Худой мир лучше доброй ссоры.

2. Если не можешь заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его

делать.

3. Мягко стелет, да жестко спать.

4. Рука руку моет.

5. Ум хорошо, а два лучше.

6. Из двоих спорящих умнее тот, кто замолчит.

7. Кто сильнее, тот и прав.

8. Не подмажешь — не поедешь.

9. С паршивой овцы хоть шерсти клок.

10. Правда то, что умный знает, а не то, о чем все бают.

11. Кто ударит и убежит, тот смелый драться хоть каждый день.

12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.

13. Убивай врагов своей добротой.

14. Честная сделка не вызывает ссоры.

15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

16. Дерись подольше да ума набирайся побольше.

17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

18. Добро слово победит.

19. Ты —мне, я —тебе.

20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь

пользу из истины, которой обладает другой.

21. Кто спорит —ни гроша не стоит.

22. Кто не отступает —тот обращает в бегство.

23. Ласковый теленок двух маток сосет.

24. Кто дарит —друзей наживает.

25. Вынеси заботы на свет и держи с другими совет.

26. Лучший способ решить конфликт —избежать его.

27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

28. Кротость торжествует над злом.

29. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

30. Чистосердечие, честь и доверие сдвинут горы.

Обработка:

Сложите баллы соответствующие номерам утверждений, написанных в столбце под названием стиля поведения.

Сравните полученные баллы всех стилей между собой; стиль поведения, получивший наибольшее количество баллов — является вашим стилем поведения в конфликтной ситуации.

Интерпретация

1-й тип — «черепашка». У людей такого типа — большое желание спрятаться от проблем под «панцирь». Это представители позитивного консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной ситуации человек данного типа с вами во всех делах, но в сложной ситуации он может изменить вам.

2-й тип «акула». Для людей этого типа главное - их цель, их работа. Их не волнует отношения коллег («Ваша любовь мне ни к чему»). Умный руководитель уважает целенаправленность «акулы» — надо лишь ограничить ее притязания. Если коллектив состоит из «черепах», он может добиться, чтобы «акулы» не процветали. «Акулы» очень важны для коллектива, потому что, двигаясь к собственной цели, они могу вывести коллектив из сложной ситуации.

3-й тип «медвежонок». Люди этого типа стараются сглаживать острые углы, чтобы все в коллективе любили друг друга. Зная заботы и интересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы в день рождения, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них

наиболее важным оказываются человеческие отношения.

4-й тип «лиса». Люди этого типа всегда стремятся достигнуть компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся активными участниками любой деятельности. Но в отношениях с людьми «лиса» может отойти от главных заповедей (пользуются принципом «Не обманешь — не проживешь»). Люди этого типа часто не понимают, почему их не ценят окружающие.

5-й тип «сова».  Это честные и открытые люди. Представители этого типа никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, они могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели.

Тест для самооценки затруднений в общении с родителями.

Уважаемый воспитатель!

Вам  предлагаются суждения, касающиеся практики общения с родителями в дошкольном  учреждении. Если Вы согласны с суждением, подчеркните ответ «Да», если не согласны - ответ «Нет». Если какие-то суждения Вы не можете оцепить однозначно, обведите их  порядковый помер кружком.

Опросник используется не для контроля, а для самоанализа профессиональных затруднений.

1. В общении с родителями учитываю условия семейного воспитания

каждого ребенка, структуру семьи, уровень развития родителей.

 Да.. Нет.

2. Регулярно знакомлю родителей с организацией, содержанием воспитания и   обучения  детей,   вовлекаю   их   в   обмен   мнениями   об  успехах   и трудностях в развитии ребенка.

Да. Нет.

3. В   общении   с   родителями   нахожу  индивидуальный   подход   к   ним, устанавливаю с ними партнерские отношения.

Да .Нет.

4.Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах.

Да. Нет.

5. Умею посмотреть на ситуацию взаимодействия с родителями их глазами, понимаю их чувства и поведение.

Да. Нет.

6. Владею техникой диалогического (безоценочного) общения.

 Да.. Нет.

7. Проявляю достаточную  гибкость в  конфликтных   и затруднительных ситуациях общения с родителями.

Да. Нет,

8. Как правило, с пониманием отношусь к педагогическим заблуждениям и ошибкам родителей.

Да. Нет.

9. Владею способами общения с родительской аудиторией, умением вовлечь родителей в активное обсуждение проблемы и пр.

 Да.. Нет.

10. Удается развивать активный интерес родителей к воспитанию своего ребенка, осознанное отношение к родительству.

 Да.. Нет.

11. Помогаю    родителям    овладевать    навыками    анализа    собственных   затруднений в общении с ребенком и причин трудностей в его развитии.

 Да,. Нет.

12. Использую    разные    способы    активизации    потребности    родителей наблюдать ребенка в различных жизненных ситуациях (в детском саду и дома) размышлять над мотивами его поведения.

 Да.. Нет.

13.Обогащаю      родителей      умением      организовывать      эмоционально  насыщенное взаимодействие с ребенком в семье.

Да. .Нет.

14. Владею   методами   изучения   опыта   семейного   воспитания,      

      обладаю достаточными знаниями о семье, которые использую в  

      индивидуальном (и дифференцированном) общении с родителями.

          Да .Нет.

15. Развиваю      интерес     родителей      к     чтению      научно-

      популярной, художественной и пр. литературы по семейному

       воспитанию.

 Да, Нет..

16. Учитываю мнения и просьбы родителей по вопросам организации

       жизни детей    в    группе,    опираюсь   на    их   точку   зрения    

       при   принятии I педагогических и организационных решений.

Да,   Нет.

17.  Удается   объединить   родителей   при   решении   различных  

        вопросов, создавая атмосферу общности интересов (родителей

        и педагогов).

 Да.. Нет.

18.  Использую в контактах с родителями наглядно-текстовые

       средства с  оперативной информацией о жизни детей в группе и ее

       перспективах.

 Да.. Нет.

19. Могу подготовить и провести для коллег открытый показ

       фрагментов общения с родителями.

Да. Нет.

20.  Владею  навыками   планирования,   анализа   и   обобщения  результатов взаимодействия с родителями.

Да. Нет.

Ключ к тесту.

 Суждения распределяются по трем группам.

1. Умение учитывать потребности семьи, мнения и интересы родителей

     (суждения. № 1; 10; 11; 13; 16; 17).

2.Гибкость стиля общения; умение сопереживать родителям (№ 3; 4;

    5; 6; 7; 8).

3. Умение   использовать   активные   методы   и   формы  общения   с

     родителями (№2; 9: 12; 14; 15; 18).

    Подсчитывается количество ответов «Нет» в каждой группе суждений.  Три и более  таких  ответов   могут  считаться   основанием  для  помощи  в выявленных затруднениях. Ответы,  обведенные кружком, так же могут рассматриваться как запрос о помощи.

Об искренности ответов, в определенной мере, можно судить по сходству двух последних суждений (№ 19 и №  20).

Приложения 2

Материал к упражнению «Достойный ответ»

Ты слишком высокого мнения о себе.

Ты никогда никому не помогаешь.

Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.

Ты совсем не умеешь красиво одеваться.

Почему ты на всех смотришь волком?

Ты ведешь себя так, как будто ты

самый главный здесь.

У тебя такой страшный взгляд.

С тобой бесполезно договариваться о чем-либо. Ты все равно все забудешь.

У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.

Посмотри, на кого ты похожа!

Ты слишком много болтаешь ерунды.

Что ты вечно на всех кричишь?

Ты слишком шумная, не умеешь разговаривать спокойно

Тебя никто не слушает, ты не интересная

Что на тебе сегодня одето?!?

У тебя даже ресницы не накрашены

Я не хочу с тобой находиться в одном помещении

Ты вообще умеешь улыбаться?

А ты хоть иногда думаешь, что говоришь?

С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.

Ты как не из нашего мира

У тебя полностью отсутствует чувство юмора.

Почему твой язык работает быстрее мозга?

Ты бываешь нормальным человеком?

Памятки «Правила активного слушания»

1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.

2. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.

3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.

4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.

5. Зрительный контакт.

6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.