Педагогическая эргология

Педагогическая эргология 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_ergologiya.docx198.35 КБ

Предварительный просмотр:

kak-vyglyadet-modno-v-ochkax-dlya-zreniya-2.jpg


  1. Основы педагогической эргологии

Эргология – научная дисциплина, изучающая процессы труда комплексно, используя данные смежных наук – психологии, педагогики¸ философии.

Педагогическая эргология исследует закономерности построения различных видов деятельности в педагогическом процессе (Мясищев В.Н.).

Эргологический подход характеризует педагогическую деятельность на основе введения представления о педагогической системе (Н.В. Кузьмина). Педагогическая система включает в себя пять компонентов: цель, субъект, объект-субъект, содержание и средства педагогического воздействия. Описание педагогической деятельности строится путем разграничения также пяти функциональных компонентов – аспектов: проектировочного, конструктивного, организаторского, коммуникативного, гностического. Учение при этом раскрывает соответствие между двумя структурами (см. таблицу 1).

 

 Таблица 1 – Характеристика педагогической деятельности

Компоненты педагогической деятельности как педагогической системы

Соответствующие функциональные компоненты – аспекты педагогической деятельности

Цель педагогического воздействия

Проектировочный

Субъект педагогического воздействия

Гностический

Объект-субъект педагогического воздействия

Коммуникативный

Содержание педагогического воздействия

Конструктивный

Средства педагогического воздействия

Организаторский

 

 В рамках эргологического подхода педагогическое воздействие есть реализованное во времени единство замысла (проекта) и его осуществления (результата исполнения). Центральное место в характеристике педагогического воздействия должно быть отведено категории «знание». Педагог выступает носителем социально-удостоверенного и санкционированного знания, которое он должен сделать достоянием учащегося. Поэтому знание есть цель, средство и результат педагогического воздействия.

При характеристике инновационных образовательных технологий в рамках эргологического подхода, как правило, необходимо руководствоваться принципами педагогического воздействия, сформулированными В.И. Гинецинским (см. таблицу 2).

  

Таблица 2 – Характеристика принципов педагогического воздействия

Наименование принципов

Характеристика принципов

Принцип результативности

Педагогическое воздействие имеет место постольку, поскольку достигнут предварительно намеченный результат

Принцип эффективности

Педагогическое воздействие должно осуществляться таким образом, чтобы намеченный результат достигался с наименьшими усилиями и в кратчайшее время

Принцип объективной ориентированности содержания педагогического воздействия

Знание всегда предметно есть знание о чем-то учебно-познавательная деятельность должна быть организована как изучение накопленного предметного многообразия

Принцип личностной ориентированности

В качестве конечного эффекта педагогического воздействия всегда должна рассматриваться личность. Педагогическое воздействие должно выражать определенную позицию личности

Принцип императивности

Объективно ориентированное содержание педагогического воздействия, т.е. знание об объекте должно выражать определенную позицию личности.

Принцип рефлексивности

Педагог должен рассматривать самого себя, свои знания, ценностные ориентации, способности как существенный фактор эффективности педагогического воздействия

Принцип гармоничности

Единое педагогическое воздействие так должно быть включено в систему (совокупность) других педагогических воздействий, чтобы способствовать достижению общего эффекта – формированию личности.

 

 Педагогическая деятельность, основанная на этих принципах, является разновидностью исполнительской деятельности. На первой ее стадии осуществляется конструктивное оформление цели – замысла (знание), на второй осуществляется реализация замысла – проекта. В целом учебный процесс можно представить как совместную деятельность, предметом которой является знание

ПОНЯТИЕ

Теория деятельности

подход

Концепция учебно-познавательной деятельности

закономерности

принципы

Деятельность

Сущность деятельностного подхода в педагогике.
В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно – воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника.
 Становление деятельностного подхода в педагогике тесно связано с появлением и развитием идей этого же подхода в психологии. Психологическое изучение деятельности в качестве предмета было начато Л.С. Выготским. Основы деятельного подхода в психологии заложил А.Н.Леонтьев.

Г.И. Щукина в своих работах как равноправные употребляет термины «учение» и «познавательная деятельность», в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами, умениями и навыками, с помощью которых ученик получает образование Н.А. Половникова оперирует термином «познавательная деятельность» и определяет ее как осознанные, целенаправленные процессы, выражающие активное отношение учащихся к овладению знаниями, умениями и навыками, а также способами их получения

Т.И. Шамова не рассматривает понятие учебно-познавательной деятельности, а оперирует понятием «учение», давая ему следующее определение:

«Процесс учения с позиций дидактики представляет собой организованную учителем (или самим учеником) целенаправленную самоуправляемую отражательно-преобразующую деятельность по овладению знаниями, способами их добывания и применения»

О структуре учебного труда, а не познавательной или иной деятельности, идет речь в работах Н.А. Лошкаревой. Понятие «учебно-познавательная деятельность» непосредственно используется и раскрывается в работах Б.И. Коротяева, Н.А. Половниковой , З.Ф. Чехловой и других дидактов.

Б.И. Коротяев, формируя гипотезу исследования, отказывается от понятия «учебно-познавательная деятельность» и считает познавательную деятельность учащихся ведомой, а обучающую деятельность учителя - ведущей. 

А.П. Тряпицына исследует учебно-познавательную деятельность школьников в процессе обучения, опираясь на ее личностную ориентацию.

Проблему активизации учебно-познавательной деятельности в условиях проблемного обучения решает В.И. Лозовая.

Результаты образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме. Это означает, что результаты общего образования должны быть выражены не только в предметном формате, но, прежде всего, могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений. В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний. 

Принцип единства сознания и деятельности (сознание не может быть замкнутым в самом себе и проявляется только в деятельности).

Принцип активности  (деятельность — это активный целенаправленный процесс преобразования действительности; при этом часть активности человека носит надситуативный характер — то есть не обусловлена непосредственными стимулами внешней среды).

Принцип предметности (действия человека предметны).

Принцип социальной обусловленности (цели деятельность носят социальный характер).

Принцип единства построения внешней и внутренней деятельности (прежде чем начать преобразование внешнего мира, человек сначала производит эти действия в своем сознании).

Принцип развития  (любая деятельность человека складывается и развивается постепенно в процессе онтогенеза и процессов научения).

Принцип историзма  (деятельность может быть адекватно объяснена только в контексте исторического развития общества).

Философия:

Э. Г. Юдин заметил: «Именно введение в деятельность и составляет суть и фундамент обучения, рассматриваемого в его социальной функции»

Философия выделила свойства деятельности: целеполагание,  преобразование, предметность и осмысленность.

Психология:

Уровни взаимодействия педагога и учащегося:

С-О – репродуктивный уровень (локальный интерес, воспроизводящая самостоятельная работа)

О-С – поисково-исполнительный уровень (широкий интерес, частичная активность, поисково-самостоятельная работа)

С-С – исследовательский или творческий уровень (стержневой интерес, творческая самостоятельная работа, исследовательская активность)

Педагогика:

Структура детельности включает: цель , мотив, содержание, умения, результат.

Виды деятельности в педагогике: познавательная (базовая), трудовая, игровая, общение (базовая), творчество, спортивная.

Речевая деятельность (ведущая для преподавателя) по отношению к одним - базовая, к другим - сопутствующая

Дидактические основы деятельности педагога

Теоретические основы

Подход

Концепция

Закономерности

Принципы

Деятельностный подход

Системный подход

Концепция реализации функций обучения - необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. При этом образовательная функция связана с расширением объема, развивающая - со структурным усложнением, а воспитывающая - с формированием отношений (В.В.Краевский).

Образовательная функция. Основной смысл - вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике.Конечный результат реализации -  действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Воспитывающая функция. Воспитывающий характер обучения - отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитывающая функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.

Развивающая функция.Л.В.Занков обосновал совокупность принципов развития мышления в процессе обучения: увеличение удельного веса теоретического материала; обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности; обеспечение осознания учащимися процесса учения. А.М. Матюшкин, М.И. Махмутови другие разрабатывали основы проблемного обучения. И.Я. Лернери М.Н. Скаткинпредложили систему развивающих методов обучения; В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконинразработали концепцию содержательного обобщения в обучении, И.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызинаи другие обосновали теорию поэтапного формирования умственных действий. Объединяющей идеей ведущихся научных поисков и педагогической практики развивающего обучения является мысль о необходимости существенного расширения сферы развивающего влияния обучения. Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности - это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитывающей функций.

1.Новое знание вытекает из ранее усвоенного

2.Воспитывающая функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения; Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

3.Правильно поставленное обучение всегда развивает

Принцип фундаментальности

Принцип прочности

Принцип системности

Деятельностный подход

Личностно-ориентированный подход

Концепция использования принципов обучения- дидактические принципы (принципы дидактики) это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в конкретноисторическом виде. Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.
Правила
это основанные на общих принципах описания педагогической деятельности в определенных условиях для достижения намеченной цели. Чаще всего это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.

Правила переходное звено от теории к практике. Они предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований. Действуя по правилам, учитель не должен задумываться над тем, какие научные положения лежат в их основе. Правила автоматически обеспечивают выполнение принципов обучения. (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин и др.)Принцип сознательности и активности; Принцип наглядности; Принцип систематичности и последовательности; Принцип прочности; Принцип доступности; Принцип научности

1.Подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности;

2.Сознательное усвоение знаний зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебно-воспитательного процесса, управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых учителем методов и средств обучения и др.;

3.Прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения учащихся к учебному материалу, обучению, учителю;

Принципы реализуются через правила:

-Ясное понимание целей и задач предстоящей работы

-Обеспечение понимания учащимися смысла каждого слова, предложения, понятия

-Использование силы взаимообучения учащихся

-Использование средства наглядности

-Использование схем, планов, чтобы обеспечить усвоение учащимися системы знаний

Деятельностный подход

Личностно-ориентированныйподход

Концепция применения методов обучения - метод характеризует деятельность с позиции процесса, поэтому метод - процессуальная характеристика деятельности. Но не любой процесс есть метод. Метод выступает нормативной моделью процесса деятельности, определяя, как нужно действовать наиболее рациональным и оптимальным образом в процессе решения соответствующих задач.Обучение предполагает осуществление двух основных видов деятельности: преподавания и учения, проявляющихся в их диалектическом единстве. В этой связи более правомерным является бинарный подход к разработке методов обучения (методов преподавания и учения), который в отечественной дидактике представлен в работах М.М. Левиной, М.И. Махмутова, Т.И. Шамовой. Основанием концепции является характер познавательной деятельности учащихся, согласно которому методы обучения подразделяются на информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).Она разработана ими в соответствии с концепцией содержания образования. Авторы считают, что каждому элементу содержания образования соответствуют свои методы обучения. Они определяют их как систему последовательных действий учителя, организующих и обусловливающих познавательную и практическую деятельность учащихся по усвоению всех элементов содержания образования для достижения целей обучения. В системе общедидактических методов обучения И.Я. Лернер и М.Н. Скаткинвыделили две группы: репродуктивные (информационо-рецептивные и собственно репродуктивные) и продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские).

1.Методы обучения сами по себе не могут быть ни хороши, ни плохи, необходима их система.

2.Методы обучения варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания процесса обучения.

1.Принцип диалектического единства (преподавания и учения)

2.Принцип системности

3.Принцип последовательных действий

4.Принцип оптимального выбора

5.Принцип соответствия целям образования

Дидактические основы деятельности учащегос

Теоретические основы

Подход

Концепция

активизации познавательной деятельности

Концепция

Закономерности

Принципы

Деятельностный подход

Концепция формирования положительной мотивации Н.Ц.Бадмаевой- специфика учебной деятельности состоит в том, что в ней соподчиненные мотивы в процессе деятельности могут стать доминирующими. Поэтому по отношению к умственной деятельности, деление на внутренние и внешние мотивы весьма условно. В структуре полимотивированной деятельности удельный вес или значимость отдельных мотивов могут быть различными, и познавательные мотивы, актуализируемые в ходе решения задач, могут занимать второстепенное место.

1.Внутрнення мотивация может быть доминирующей, но при

этом в ходе мыслительной деятельности дополняться внешними мотивами

2.По мере решения задачи исходная мотивация «обрастает» дополнительными мотивами, и деятельность все равно становится полимотивированной

Принцип детерминированности поведения и деятельности

Деятельностный подход

Личностно-ориентированный подход

Концепция развития познавательного интереса Г.И.Щукиной- познавательный интерес способствует более свободному приобщению личности к общественным ценностям. Находясь у основания творческой деятельности, он стимулирует выбор личных ценностей.Интерес создаёт благоприятные условия для развития активности и самостоятельности учащихся, нейтрализуя равнодушие и инертность .Интерес как отношение, как мотив оказывает воздействие не только на развитие мышления, памяти, воображения и других сторон сознания человека. Его воздействие проявляется в воспитании морально-волевых черт, в развитии целостности личности.Выявлено основное свойство познавательного интереса его способность воздействовать на интегративные качества личности: на мировоззрение, убеждение, на свободу личности в выборе целей и средств деятельности.Через это свойство определяется ценность интереса, его способность влиять на разностороннее развитие личности.Познавательный интересэто сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира. В этом отношении в единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые проявления.Стадии: любопытство,любознательность,познавательный интерес, теоретический интерес

1.Познавательный интерес как средство обучения становится надежным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения

2.Чем богаче положительный опыт, который накапливает ребенок, тем выше уровень его воспитанности.

3.На основе познания предметного мира и отношения к нему формируется миропонимание, мировоззрение.

Принцип активности личности

Принцип положительного опыта

Деятельностный подход

Аксиологический подход

Концепция формирования творческой активности - концепция творчества В.И.Андреева- впедагогической литературе творчество или творческая деятельность оп-ределяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение.В.И. Андреев рассматривает ряд существенных признаков, присущих творчеству как виду человеческой деятельности: а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи; б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме - это не творчество, а варварство); в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества; г) наличие субъективных (личностных качеств - знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества; д) новизна и оригинальность процесса или результата.

1.Развитие общества, человеческой культуры, человеческой личности и человека  в целом зависят от уровня развития творчества

Принцип активности

Принцип самостоятельности

Деятельностный подход

Креативный подход

Концепция развития творческой самостоятельности Л.В. Занкова-исследовательская деятельность учащихся вызвана познавательными мотивами и направлена на разрешение познавательных проблем, на создание качественно новых ценностей, важных для формирования качеств личности учащегося: самостоятельности, самонаблюдения, творческой активности, творческой индивидуальности. Исследовательская деятельность учащихся характеризуется их собственной познавательной потребностью, самоконтролем, научной рефлексией, собственным режимом работы, свободой выбора места и времени ее выполнения, то есть является высшим проявлением самостоятельности. Ее ведущей характеристикой является творческая активность, которая проявляется в инициативном, преобразующем отношении к внешней действительности, к другим людям, к самому себе.

1.Творчество оживляет познавательный процесс,
активизирует познающую личность и формирует ее

Принцип включенности в творческий процесс

Принцип добровольности

Деятельностный подход

Коммуникативный подход

Концепция формирования конструктивных умений взаимодействияконцепция Г.А.Цукерманконцепция рассматривает конструктивные умения через рефлексивные действия и продуктивные действия. 1. Рефлексивные действия, необходимые для того, чтобы опознать задачу как новую, выяснить, каких средств недостает для ее решения, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться: почему имеющихся у учащегося средств и способов действия недостаточно для решения новой задачи, чего именно он не знает и не может.Продуктивные действия, необходимые для ответа на второй вопрос самообучения: как присвоить недостающие знания. Источником расширения индивидуального опыта могут стать любые "хранилища культуры»; все, в чем опредмечены человеческие способности.

1.Выполнив свои формирующие задачи, взаимодействие, не имеющее никакой самостоятельной ценности, исчезает.

2.Учение-как продукт интериоризации исходно совместной учебной деятельности, который складывается по мере освоения ребенком основных учебных действий

Принцип совместной деятельности

Задание. Каковы эргологические возможности инноваций в процессе развития профессиональной компетентности педагога? Заполните схему.