Конспект занятия

Плоских Наталья Сергеевна

Конспект занятия по краеведению для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе «Воронеж и космос»

Цель: расширение представлений детей о космосе.

Задачи:

  • обобщить и расширить знания и представления у детей о космосе;
  • познакомить с летчиком - космонавтом К.П. Феоктистовым;
  • рассказать о вкладе воронежцев в развитие космонавтики;
  • вызвать интерес к науке астрономии, экспериментированию.
  • активизировать словарный запас по теме «Космос»;
  • воспитывать чувство гордости за успехи наших соотечественников в области освоения космоса;
  • воспитывать умение оценивать свою деятельность и деятельность других детей.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций;

- просмотр презентации «Космос»;

- дидактические игры «Космос», «Полет на луну»;

- чтение книги «Незнайка на луне» Н.Н. Носов; Энциклопедия для детей «Космос», Издательство АСТ. С целью интересного  и увлекательного знакомства с космосом.

Развивающая предметно-пространственная среда: интерактивная доска, иллюстрации, воздушные шарики, соломинка, стакан с водой, лампа ночная с нарисованными звездами.


Ход занятия.

-  Ребята, когда я сегодня утром шла в детский сад, встретила странного человечка. Отгадайте, кто это был:

В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен .

Занят разными делами,

Лишь учиться ему лень.

Кто он, быстро угадай-ка,

Как зовут его? (Незнайка).

- Незнайка решил отправиться в космическое путешествие на самолете. Я пригласила его к нам, чтобы мы с вами объяснили, что такое космос и на чем же можно полететь в космос.

Появляется Незнайка (игрушка). Здоровается с детьми.

- Давайте превратимся в настоящих космонавтов, ведь мы уже многое знаем о космосе!

- Чтобы в космос полететь –

Надо многое уметь.

И зарядку каждый день

Будем делать – нам не лень!

Влево, вправо повернуться

И опять назад вернуться.

Приседать, поскакать,

И бежать, бежать, бежать

А потом все тише, тише

Походить – и вновь опять

Тренировку продолжать

- Экипаж к полету готов?

- Ключ на старт, начинаем обратный отсчет: 10,9,8,7.6,5.4.3,2,1.пуск! (звучит запуск ракеты).

- Космос – это вселенная. Вселенная – это весь окружающий нас мир. Это другие планеты и звезды, растения и животные, ты и я – все это Вселенная. Она такая большая, что ее нельзя измерить. Вселенная (или космос) состоит из гигантских скоплений звезд. Эти огромные звездные системы называются галактиками (показывает  слайд). Галактики отдаляются друг от друга, а это значит, что вселенная продолжает расширяться.

Давайте посмотрим, как это происходит.

Опыт. Перед вами лежат воздушные шарики с пятнами. Вы надуваете шарик, а пятна на них отдаляются друг от друга. Вот так расширяется наша вселенная.

- С самых древних времен у человека, когда он смотрел на небо, возникало много вопросов о звездах, о планетах, о вселенной, и конечно, он мечтал полететь в космос.

Вспомните, как звали первого космонавта полетевшего в космос? (показать портрет).

-Юрий Алексеевич Гагарин.

Да действительно, 12 апреля 1961 года первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на космическом корабле «Восток» - это было важным событием для ученых всего мира.

- Ребята, а как называются люди, которые изучают и исследуют вселенную? (Астрономы)

- Что мы можем наблюдать на небе в ночное время суток? (Звезды)

- Посмотрите на следующий слайд – это телескоп. С помощью такого телескопа ученые и астрономы наблюдают звездное небо. А места, где ученые наблюдают за небом называются обсерваториями.  Их обычно строят на вершинах гор. Как вы думаете, почему? (На вершине горы лучше видно, и там много света)

- Звезды, ребята, совсем не твердые, они состоят из газов, как воздух, которым мы дышим.

- Еще в глубокой древности люди смотрели на звездное небо, и выделяли там группы звезд, которые складывались в рисунки. Такие сочетания звезд назывались созвездиями. (показать слайд)

- Ночью звезды очень яркие и хорошо видны. А днем мы видим звезды в небе? (Нет).

-  Давайте проведем эксперимент.

Опыт. Закроем темными шторами окна, включим нашу звездную лампу, смотрите, как красиво светятся звезды. А теперь откроем окна, в группе стало светло, лампа горит по-прежнему, а звезд не видно. Днем звезды никуда не исчезают, просто при дневном свете они не видны.

Физминутка:

Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер, (Бегут на носочках)

Плавать лучше всех на свете. (Делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать (Приседают)

И гантели поднимать. (Выпрямляют согнутые руки вверх)

Станем сильными, и завтра

Всех возьмут нас в космонавты! (Руки на поясе)

-  Давайте рассмотрим иллюстрации. (рассматривают иллюстрации с видами воздушного транспорта – вертолет, самолет, воздушный шар, ракета). На чем мы сможем отправиться в межпланетное путешествие? (На ракете)

- А вы знаете, что… первую в мире ракету изобрел русский ученый – Константин Эдуардович Циолковский. Он жил в городе Калуге и работал учителем в школе. Константин Эдуардович очень любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их и мечтал до них долететь. (воспитатель сопровождает рассказ демонстрацией портрета К. Э. Циолковского).

- Задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до планет. Ученый проводил расчеты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат. Он изобрел особенную ракету, которая заправляется жидким топливом. Топливо сгорает и образуются огненные газы. Которые с большой скоростью вырываются из трубы - сопла позади ракеты. Газы летят назад – а ракета – вперед, то есть газы толкают ракету. В космос попасть не так уж и просто. Помните, мы с вами говорили о земном притяжении? Наша земля очень сильная, все притягивает к себе и никуда от себя не отпускает. Циолковский рассчитал, с какой скоростью должна лететь ракета, чтобы преодолеть силу земного притяжения и вырваться в космос. Но, к сожалению, изготовить этот аппарат у него возможности не было. И только через много лет другой русский ученый, С. П. Королев, смог сконструировать и изготовить первый космический спутник, в котором вокруг Земли сначала летали собачки, а потом, в 1961 году полетел человек. (воспитатель показывает портрет С. П. Королева).

- Почему же только ракета может улететь от земли? Ракета – самый быстрый вид транспорта, потому что у ракеты особый двигатель –реактивный. Космическую ракету делают из нескольких частей. Эти части называются ступенями. В каждой ступени свой бак с горючим и свой ракетный двигатель. Перед стартом баки ракеты загружают горючим. По команде зажигания горючее вспыхивает и начинает гореть, превращаясь в раскаленный газ. Струя газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков в другую

- Если в первой ступени кончилось горючее, долой ее, отбросим лишний груз! Включается двигатель второй ступени. Он разгоняет облегченную ракету еще быстрее. Кончилось горючее во второй ступени? И ее тоже долой!

Проведение опыта с воздушным шариком.

- Что у меня в руках? Правильно, воздушный шарик. Он очень похож на ракету, потому что умеет летать, как она, давайте это проверим. Надуваю шарик, отпускаю его, он двигается вперед, пока вытекает воздух и толкает шарик вперед, потом падает (дети повторяют опыт с шариками).

- Ребята, почему шарик упал? – правильно, потому что вышел весь воздух. Так и работают реактивные двигатели – есть горючее – ракета летит, закончилось горючее в ступени, она уже не нужна, ее отбрасывают, включается следующая ступень космического корабля. До космоса доберется только третья ступень, маленькая и легкая. Она – то и выведет на орбиту кабину с космонавтами, которая состыковывается с космической станцией (показ космической станции).

- Значит, для путешествия нам нужно сконструировать ракеты. Создадим ее на листочках в клеточку. Мы напишем графический диктант.  Будьте внимательны!!  

(Графический диктант)

- Сколько замечательных ракет у нас получилось!  Мы построили целый космодром!

-  А вы знаете, чем прославился Воронеж? В столице Черноземья разрабатывают и создают двигатели третьей ступени, без которых невозможен ни один полёт!

Двигатель для корабля Гагарина сделали в Воронеже
-  В Воронежском Конструкторском бюро химавтоматики сделали двигатель третьей ступени для корабля «
Восток-1» —  на нем Юрий Гагарин в 1961 году полетел в космос. Тогда впервые в истории была достигнута вторая космическая скорость в 11,2 км/с, которая позволила преодолеть гравитационное притяжение Земли. До Гагарина на корабле с воронежским двигателем полетели собаки Белка и Стрелка.

- Но не только этим прославился наш город.

- Два советских космонавта родом из Воронежа. И сегодня я расскажу вам про Феоктистова Константина Петровича. Он был первым воронежским космонавтом, в честь него названа улица в центре города. Он разрабатывал первый искусственный спутник Земли и корабль типа «Восток». Космический полет совершил 12-13 октября 1964 года на космическом корабле "Восход". Это был первый в мире полет космического корабля с экипажем из трех человек. Впервые отработана мягкая посадка корабля на Землю. Программа научных исследований, рассчитанная на одни сутки полета, была выполнена полностью. Получен ценный материал о полете группы космонавтов, состоящей из различных специалистов. Впервые ученые-исследователи непосредственно проводили наблюдение и изучение космического пространства.

– И вот поступил сигнал с Земли. Пора возвращаться домой.

– Внимание! Внимание! Ракета к полету готова, начинаем обратный отсчет: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,пуск!

-Раз-два- скорость света, (откидываются на стульях)

Три-четыре- мы летим

На родную нам планету

Мы попасть скорей хотим.

Невесомость наступает

Все кружится и летает (изображают невесомость).

– Вот мы с вами и вернулись на планету Земля, в наш детский сад.

 Ребята, как называется одним словом солнце, луна, звезды, планета? (Вселенная)

Как называются скопления звезд?

Как называется место,  где ученые наблюдают за небом? (Обсерватория)

На чем можно улететь в космос?

Чем прославился Воронеж?

Молодцы ребята, вы все правильно запомнили, спасибо!