Логопедия как наука

Елена Николаевна Бавинова

Презентация для студентов дошкольного образования. Логопедия как наука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_no1.pptx762.73 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

л огопедия как наука Подготовила студентка 4 курса Бавинова Е.Н.

Слайд 2

Логопедия — наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания. Логопедия – раздел дефектологии, логос (слово, речь), пейдео (воспитываю, обучаю ), что в переводе обозначает «воспитание речи ». Основы дошкольной логопедии как педагогической науки разработаны Р. Е. Левиной и базируются на учении Л. С. Выготского, А. Р. Лурии и А. А. Леонтьева о сложной иерархической структуре речевой деятельности.

Слайд 3

В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ УСТНАЯ : д иалогическая монологическая ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ это беззвучная речь, которая возникает, когда человек думает о чем-либо, мысленно составляет планы . Внутренняя речь формируется у ребенка (в возрасте 3 лет) на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления.

Слайд 4

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи . цель логопедии разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств. ЗАДАЧИ логопедии 1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений . 2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи . 3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности

Слайд 5

ЗАДАЧИ логопедии 4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии. 5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений. 6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств. 7. Систематизация речевых расстройств. 8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений. 9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств. 10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.

Слайд 6

ПРИНЦИПЫ ЛОГОПЕДИИ Принцип системности Принцип комплексности Принцип развития Онтогенетический принцип Этиопатогенетический принцип Принцип обходного пути Общедидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.

Слайд 7

МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИИ Первая группа — организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный. Вторую группу составляют эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных). К третьей группе относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением ЭВМ Четвертая группа — интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.).

Слайд 8

Связь логопедии с другими науками Внутрисистемные связи Межсистемные связи педагогика сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика методика обучения родному языку психология нейропсихология логопедическая ритмика патопсихология психодиагностика Нейрофизиология, психофизиология анатомия, физиология нейрофизиология невропатология психопатология оториноларингология психолингвистика лингвистика педиатрия

Слайд 9

В развитии учения о нарушениях речи выделяют 4 этапа: I этап - античность – 18 век I I этап 18 в – 3-я четверть 19 века I I I этап -3-я четверть 19 – 50 г.г . 20 века IV этап -50 годы – до настоящего времени Логопедия I этап I этап Египет (4 тыс. лет до н.э .) Ибн – Сина ( Авицена ) (980 – 1037) – философ, врач, поэт. Мировую славу доставил ему «Канон врачебной науки» (1020 ); Гиппократ : - впервые сделал попытку классифицировать речевые нарушения: Клавдий Гален уточнил сведения о строении мозга и нервной системы. разделил расстройства голоса и речи: Ян_Амос_Каменский (1592 – 1670) – славянский педагог . Он писал: … «три вещи – разум, действие, речь – и есть соль жизни». Жан_Жак_Руссо ( 1712 – 1778 ) – мыслитель , педагог. Руссо впервые говорит об этапах развития детской речи . Иоганн Генрих Песталоцци разработал методику начального обучения детей речи, счету, измерению. I I этап Исследуются многие речевые нарушения – заикание, афазия, косноязычие, ринолалия , тахилалия . Христофор Лагузен «О заикании» (1838 г). Исследование ряда проблем афазии - А.Я. Кожевников (1874), В.М. Тарновский (1867, 1868). Развивается невропатология – наука о мозге. 1865 год - Открытие Брока . М.В. Ломоносов (1711 — 1765) —большую роль отводил упражнениям, вырабатывающим правильную выразительную речь, соблюдению определенных правил речи, упражнениям для силы голоса . А.Н. Радищев (1749 — 1802) –Основная заслуга в рассмотрении развития речи в тесной связи со всеми психическими процессами . К.Д. Ушинский (1824 — 1870) большое значение в развитии речи придавал социальной среде. I I I этап 1916 – 1918 г. 1921 г . 1924 г. 1925 г . 1929 г . 1931 г. 1930 г 3-я четверть 19 – 50 г.г . 20 в Бехтерев проанализировал поражение и недоразвитие речеобразовательного аппарата и возникающие на этой основе различные нарушения речи Открыт педагогический институт социального воспитания нормального и дефектного ребёнка. На педагогическом факультете второго московского государственного университета организуется логопедическое отделение. в Москве организованы специальные логопедические кабинеты для лечения заикания у детей и подростков, а затем был открыт стационар для афазиков и заикающихся. Организован экспериментальный дефектологический институт, который в 1944 г. был переименован в НИИ дефектологии (НИИД) . . Начато лечение заикающихся дошкольников в условиях детского сада. Руководила работой Н.А. Власова совместно с Т.А. Власовой .

Слайд 10

IV этап -50 годы – до настоящего времени В работах Л.С. Выготского О.В. Правдина Р.Е. Левиной расширился предмет логопедии новым педагогическим и теоретическим содержанием. В 1959 г. возникла рабочая клиническая классификация О.В.Правдиной . Уточнена в 1969 г. Ляпидевским и Гриншпуном . В 1951 г. создана психолого-педагогическая классификация, которая не удовлетворяла требованиям специальной педагогической практики. Разрабатываются положения о системном строении языка. Уточняется симптоматика, патогенез, клиника речевых нарушений.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ