Психологическое заключение по результатам обследования профессионального выгорания педагогов

Миронова Анна Сергеевна

В ходе исследования была поставлена цель - выявить симптомы профессионального выгорания и личностных особенностей у педагогов ДОУ. В исследовании приняли участие 26 педагогов.

Была использована методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко) позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Город детства»

Адрес:142718 Московская область, Ленинский городской округ, р.п. Дрожжино, Новое шоссе, д.4, к.1

Психологическое заключение

по результатам обследования профессионального выгорания педагогов МАДОУ Д/С № 22 «Город детства»

Подготовил:

Педагог-психолог

Миронова А.С.

р.п. Дрожжино

В ходе исследования была поставлена цель - выявить симптомы профессионального выгорания и личностных особенностей у педагогов ДОУ. В исследовании приняли участие 26 педагогов.

Была использована методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко) позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры.

На основе полученных данных составлены рекомендации по профилактике профвыгорания и психологической помощи «выгорающим» педагогам.

Теоретическое обоснование. Интерес к синдрому "выгорания" возник в зарубежной психологии в 1970-х годах, и до настоящего времени эта проблема широко изучается в контексте профессиональных стрессов.

Существуют различные определения "выгорания", однако в наиболее общем виде оно рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим, синдром "выгорания" обозначается рядом авторов как "профессиональное выгорание", что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием длительного профессионального стажа.

Синдром "выгорания" наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий.
Многие исследования показывают, что ключевую роль в синдроме "выгорания" играют эмоционально затрудненные или напряженные отношения в системе "человек—человек", например, отношения между лечащим врачом и трудными больными, отношения между руководителем и подчиненными в конфликтных ситуациях или при неблагоприятном психологическом климате в коллективе.

Наиболее ярко синдром "выгорания" проявляется в тех случаях, когда коммуникации отягщены эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Вероятность появления проблемы "выгорания" увеличивается по мере возрастания частоты и продолжительности контактов разрушительной или раздражительной природы. Соответствующим образом "выгорание" соотносится с количеством и качеством контактов, которые профессионал имел со своими подчиненными, клиентами, подопечными.
В настоящее время хорошо известны три модели "выгорания" и соответствующие им методы оценки. Согласно первой, одномерной модели, "выгорание" — это состояние физического, психического и эмоционального истощения, вызванное длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях общения. Данная трактовка близка к пониманию "выгорания" как синдрома "хронической усталости". Приверженцы одномерного подхода не ограничивают "выгорание" какими-либо определенными профессиональными группами.

Вторая модель предложена голландскими исследователями. Они рассматривают "выгорание" как двухмерный конструкт, состоящий из эмоционального истощения и деперсонализации, которая проявляется в ухудшении отношения к другим (подчиненным, коллегам), иногда и к самому себе.

В. Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания:

1. Напряжение – характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью. Проявляется в таких симптомах:

• переживание психотравмирующих обстоятельств (человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие);

• недовольство собой (недовольство собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом);

• «загнанность в тупик» – ощущение безвыходности ситуации, желание изменить работу или вообще профессиональную деятельность;

• тревога и депрессия – развитие тревожности в профессиональной деятельности, повышение нервности, депрессивные настроения.

2. «Резистенция» – характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления. Проявляется в таких симптомах:

• Неадекватное выборочное эмоциональное реагирование – не контролированное влияние настроения на профессиональные отношения;

• Эмоционально-моральная дезориентация – развитие безразличия в профессиональных отношениях;

• Расширение сферы экономии эмоций – эмоциональная замкнутость, отчуждение, желание прекратить любые коммуникации;

• Редукция профессиональных обязанностей – свертывание профессиональной деятельности, стремление как можно меньше времени тратить на выполнение профессиональных обязанностей.

3. «Истощение» – характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений. Проявляется в таких симптомах:

• Эмоциональный дефицит – развитие эмоциональной бесчувственности на фоне переутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм и опустошение человека при выполнении профессиональных обязанностей;

• Эмоциональное отчуждение – создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях;

• Личностное отчуждение (деперсонализация) – нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться;

• Психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением.

Цель. Овладение методикой измерения психического "выгорания" согласно трехмерной модели данного синдрома. Диагностировать механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Инструкция: Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — родители, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

После обработки были получены следующие результаты:

Напряжение

Резистенция

Истощение

 

1

2

3

4

 

1

2

3

4

 

1

2

3

4

1

0

3

5

2

10

1

15

7

25

7

54

1

7

7

5

2

21

2

5

3

5

18

31

2

10

10

23

7

50

2

0

10

3

8

21

3

19

0

5

8

32

3

23

7

25

13

68

3

2

13

5

10

30

4

0

0

0

3

3

4

2

2

15

20

39

4

5

13

0

0

18

5

7

8

11

16

42

5

22

7

0

20

49

5

2

3

5

6

16

6

5

5

10

0

20

6

12

7

0

0

19

6

5

3

0

3

11

7

0

2

1

3

6

7

10

7

5

7

29

7

0

8

0

0

8

8

10

6

0

8

24

8

3

15

8

7

33

8

15

8

3

13

39

9

0

3

0

3

6

9

13

2

22

7

44

9

0

10

0

0

10

10

2

8

10

5

25

10

0

5

0

12

17

10

2

6

0

5

13

11

0

0

0

0

0

11

18

8

5

2

33

11

10

2

0

0

12

12

0

0

1

0

1

12

12

7

20

2

41

12

0

13

0

13

26

13

15

3

8

0

26

13

8

17

20

15

60

13

15

13

2

10

40

14

0

10

7

13

30

14

15

9

3

15

42

14

10

8

10

7

35

15

14

8

7

10

39

15

16

17

25

10

68

15

2

13

10

7

32

16

2

3

5

0

10

16

10

4

5

5

24

16

0

5

0

0

5

17

19

0

5

8

32

17

23

7

25

13

68

17

2

13

5

10

30

18

0

8

11

8

27

18

10

7

0

2

19

18

2

13

0

5

20

19

3

8

6

0

17

19

12

17

7

20

56

19

15

18

3

2

38

20

 

 

 

 

0

20

 

 

 

 

0

20

 

 

 

 

0

21

0

0

1

0

1

21

10

7

2

0

19

21

0

8

0

0

8

22

0

5

0

3

8

22

13

2

20

4

39

22

0

5

0

0

5

23

0

3

6

0

9

23

13

7

17

22

59

23

10

2

0

2

14

24

19

5

3

10

37

24

5

2

10

2

19

24

0

3

0

8

11

25

14

8

7

5

34

25

16

7

5

5

33

25

2

13

5

2

22

26

5

5

0

5

15

26

18

7

18

0

43

26

10

5

3

3

21

27

0

0

0

5

5

27

0

7

0

15

22

27

0

10

0

0

10

Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов - не сложившийся симптом,

10-15 баллов - складывающийся симптом,

16 и более - сложившийся.

По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 

- 36 и менее баллов - фаза не сформировалась;

- 37-60 баллов - фаза в стадии формирования;

- 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

не сложившийся

9

формирование

13

сложившийся

3

на грани еще 4 чел.

Напряжение

не сложившийся

формирование

сложившийся

Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств».

19

4

3

Симптом неудовлетворенности собой.

25

1

0

Симптомы «загнанности в клетку».

22

4

0

Симптом «тревоги и депрессии».

21

3

2

 

 

 

Резистенция

 

 

 

Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».

6

13

7

Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».

22

2

3

Симптом «расширения сферы экономии эмоций».

14

2

11

Симптом «редукции профессиональных обязанностей».

15

7

4

 

 

 

 

 

 

Истощение

 

 

 

2. Симптом «эмоциональной отстраненности». 

 

 

 

Симптом «эмоционального дефицита».

19

7

0

Симптом «эмоциональной отстраненности». 

14

11

1

Симптом личностной отстраненности, или деперсонализации.

24

2

0

Симптом «психосоматических и психовегетативных» нарушений

21

5

0

Напряжение

Не сложившийся

Формируется

Сформирован

Переживание психотравмирующих обстоятельств

19

4

3

Неудовлетворенность собой

25

1

0

Загнанность в клетку

22

4

0

Тревога и депрессия

21

3

2

Резистенция

не сложившийся

формирование

сложившийся

Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».

6

13

7

Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».

22

2

3

Симптом «расширения сферы экономии эмоций».

14

2

11

Симптом «редукции профессиональных обязанностей».

15

7

4

Истощение

не сложившийся

формирование

сложившийся

Симптом «эмоционального дефицита».

19

7

0

Симптом «эмоциональной отстраненности». 

14

11

1

Симптом личностной отстраненности, или деперсонализации.

24

2

0

Симптом «психосоматических и психовегетативных» нарушений

21

5

0

Профилактика и коррекция выгорания

Проблема "профессионального выгорания" представляет для нас не только научный интерес, она имеет большую практическую значимость при использовании полученных данных в системе психогигиенических, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья педагогов.

Надо отметить, что эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении.

Все мероприятия, которые обычно используют в борьбе с «синдромом сгорания, можно разделить на четыре  направления:

1) приспособление себя к работе – развитие таких качеств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание, понимание человека, то есть совершенствование способностей приема и переработки информации, связанной с другим человеком;

2) приспособление работы к себе – включает в себя изменение профессиональных, организационных и других рамок, адаптацию их к себе, к своему организму, к своей душе;

3) экономичный расход «эмоционального топлива» - уменьшение эмоциональных затрат, связанных с взаимодействием с другими людьми. Это можно осуществить с помощью способов «разделения ответственности», формализации и структурирования своей деятельности, использования «техник» и др.;

4) восстановление – мероприятия, направленные на восполнение эмоциональных потерь, способы компенсации затраченных усилий и стимулирующие мероприятия (отслеживание результата, получение благодарности, материальное вознаграждение и др.) .

Большое значение имеет предварительное информирование работников о возможных психологических трудностях, связанных с их работой, а также организация специальных процедур (групповая психологическая работа, разработка индивидуальных психогигиенических и компенсационных программ и др.), которые способствуют предотвращению появления и развития негативных последствий трудной работы с людьми.

Наиболее распространенным средством является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации.

Со стороны администрации нужна система поощрений, должны использоваться методы психологической разгрузки, релаксация прямо на работе, акцент должен быть сделан на том, каким образом руководители могут структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для исполнителей.

Развивать стрессоустойчивость возможно и самостоятельно, используя  методы самопомощи, к которым относятся: овладение навыками самоосознавания посредством самонаблюдения, ведения психологического дневника, написания автобиографии, анализа сновидений, практики медитации, овладение навыками саморегуляции посредством мышечной релаксации, дыхательных техник и аутогенной тренировки. Все эти методы нацелены на осознание внутренних ресурсов личности и возможностей самовосстановления.

Основным психологическим качеством, обеспечивающим стрессоустойчивость, является уровень личностной зрелости специалиста. Здесь подразумевается степень осознавания себя, способность брать на себя ответственность, принимать решения и делать выбор, умение строить гармоничные взаимоотношения с другими людьми, открытость изменениям и принятие своего и чужого опыта во всем его разнообразии.

Можно сделать вывод о том, что для действительно эффективного преодоления состояния выгорания  специалисту необходимо работать над переосмыслением своей роли в профессиональной деятельности и осознанием ее индивидуального личностного смысла для себя. Такой подход требует значительного времени и энергии для систематических встреч со специалистом-психологом.

Профилактика эмоционального выгорания может происходить не только в русле индивидуальной психологической помощи специалисту, но и в рамках участия в группах социально-психологических тренингов и личностного роста.

Если развитие выгорания предотвратить не удалось, и профессиональная деятельность вызывает проявления, характерные для синдрома эмоционального сгорания, восстановление психологического равновесия возможно в рамках психологической помощи, осуществляемой профессиональными психологами.

Тем не менее, можно попытаться предпринять профилактические шаги, которые предотвратят, ослабят или исключат данный феномен.

Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального сгорания принадлежит, прежде всего, самому педагогу. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального сгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.

1) Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень психологической устойчивости.

2) Использование "тайм-аутов". Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо "убежать" от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

3) Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию". Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.

4) Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Вообще, сотрудничество даёт ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. На некоторых людей возможность осваивать новое действует благотворнее, чем, например, материальное поощрение. Нужно стараться применять невостребованные навыки и знания сотрудников для решения новых задач. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы. Чувство причастности к общему делу и командный дух являются сильным мотивирующим фактором. Сотрудники с таким мотивом готовы жертвовать своими личными интересами и временем, работая на достижение общих целей. Для этого необходимы совместные досуговые  мероприятия, участие в субботниках, тренинговых группах. Эффективным мотивирующим средством могут стать кадровые перемещения – и необязательно по вертикали. Для педагогов это может быть возможность  работы с детьми разного возраста и перемена воспитателя, работающего в паре.

Все педагоги  должны иметь возможность высказывать идеи и предложения.

5) Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большие карьерные устремления создают напряжение и тревогу, делают человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального сгорания.

6) Эмоциональное общениеКогда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы педагоги в сложных педагогических  ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти для него разумное решение возникшей у него проблемы.

7) Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального сгорания.

Педагог-психолог:                                                      Миронова А.С.