Что называют педагогическим артистизмом и почему он может быть назван важным учебным средством? По каким основаниям могут быть сопоставляемы педагогическая и сценическая деятельность и в чем принципиальное различие деятельности педагога и артис

Торопова Дарья Юрьевна

Вопрос 1. Что называют педагогическим артистизмом и почему он может быть назван важным учебным средством?

Вопрос 2. По каким основаниям могут быть сопоставляемы педагогическая и сценическая деятельность и в чем принципиальное различие деятельности педагога и артиста?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопрос 1. Что называют педагогическим артистизмом и почему он может быть назван важным учебным средством?

Педагогический артистизм – целостная характеристика деятельности и личности педагога, отражающая его стремление к нестандартным решениям через образные ассоциации, способность к органическому сопряжению глубинных оттенков мысли, переживаний с внешними движениями, со всей структурной деятельности.

Педагогический артистизм позволяет преодолевать технократизм образования с его жесткой системой ограничений, максимальной «Объективностью», «крутой индивидуальностью»; является воплощением эмоционально-образного начала образовательного процесса, дает ему возможность оставаться живым и рождающим смыслы для образовывающегося человека, влияет не только на ум, но и на чувства учащегося, передавать ему опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Вопрос 2. По каким основаниям могут быть сопоставляемы педагогическая и сценическая деятельность и в чем принципиальное различие деятельности педагога и артиста?

Педагогическая и сценическая деятельность сопоставлены:

  1. Содержательный признак – коммуникативность, ибо общей основой является взаимодействие, живое сотрудничество разных индивидуальностей.
  2. Инструментальный признак – личность творца и его психофизическая природа как инструмент воздействия.
  3. Целевой признак – воздействие человека на человека и вызов определенного переживания у партнера.
  4. Процессуальные характеристики – творчество осуществляется в обстановке публичности, регламентировано во времени; результат творчества динамичен; наблюдается общность переживания актера и зрителя, актеры и режиссёры, педагога и ученика; объект воздействия является одновременно и субъектом творчества, сотворцом; творчество носит коллективный характер.
  5. Структурный признак – в обоих видах творчества происходит анализ материала, с которым предстоит работать; определение проблем противоречит; рождение замысла, разрешающего противоречия; воплощение; анализ результата; корректировка.
  6. Концептуальные признаки:
  • наличие элементов работы, неподдающиеся автоматизации, самостоятельного и свободного творчества;
  • осуществление социальной функции – функции воспитания;
  • присутствие интуиции, чутья, вдохновения;
  • наличие у деятеля специфических, профессиональных эмоций;
  • необходимость непрерывной внутренней работы (тренировочной «над предметом»).
  1. Требования к личности творца. Основные способности, необходимые и для творчества актера, и для продуктивного творчества педагога, таковы: развитое воображение, внимание, эмпатия, подвижность, заразительность, выразительные способности, обаяние, способность к импровизации, владение рефлексивными механизмами, осознание собственной индивидуальности; способность к созданию художественного замысла взаимодействия, способность к диалогу в совместном творческом поиске с учениками (зрителями).

Различие деятельности педагога и артиста связана в первую очередь с тем, что педагог играет сам себя, его чувства рождаются в результате реальных раздражителей, а деятельность происходит в границах реально существующего.

Специфика актерских проявлений в деятельности педагога состоит в том, что он не перевоплощается каждый раз в новую личность, а остается самим с собой, и именно его личностные качества, его духовное богатство – основная сила его труда.