основные виды деятельности преподавателя в контексте выполнения им основных профессиональных функций. В чем смысл профессиональной мотивации и ценностного отношения к преподавательской деятельности?

Торопова Дарья Юрьевна

Вопрос 1. Охарактеризуйте основные виды деятельности преподавателя в контексте выполнения им основных профессиональных функций.

Вопрос 2. В чем смысл профессиональной мотивации и ценностного отношения к преподавательской деятельности?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопрос 1. Охарактеризуйте основные виды деятельности преподавателя в контексте выполнения им основных профессиональных функций.

Педагогическая деятельность является сложноорганизованной системой ряда деятельностей: самая первая из них - деятельность преподавателя, обучающего непосредственно. Педагог предметник является отчужденным от функции и смысла целого, он только выполняет извне заданные функции.

Следующие деятельности являются рефлексивно надстроечными над первой (т.е. обслуживают ее). Такова деятельность обобщения опыта обучения сопоставлении процедур состоящая в сопоставлении процедур обучения и выделении наиболее эффективных приемов и способов обучения – деятельность методиста, конструирующего приемы и методы обучения.

Третья деятельность – тоже методическая, но направлена на построение учебных средств, учебных предметов.

Четвертая деятельность – состоит в увязывании учебных предметов в одно целое – деятельность программирования, составления учебных программ. Для осуществления такого программирования необходимо иметь более ясное представление о целях обучения.

Вопрос 2. В чем смысл профессиональной мотивации и ценностного отношения к преподавательской деятельности?

Профессиональную мотивацию и ценность отношения к преподавательской деятельности можно охарактеризовать следующими показателями: отношение к профессии как ценности; понимание и переживание ее значимости как для общества, так и для собственного развития; интерес к преподаваемой дисциплине и вопросам образования в целом; увлеченность наукой и стремление к самосовершенствованию.

Если у преподавателя высокий уровень профессиональной мотивации и ценностного отношения к преподавательской деятельности, то для него характерно наличие устойчивой мотивации профессиональной педагогической деятельности, которая относительно независима от меняющихся конкретных условий. Профессиональная педагогическая деятельность и возможность заниматься ею осознаются и переживаются как ценность. Преподавателем осознается общественная значимость педагогической деятельности и собственной профессиональной деятельности, причем, это осознание имеет выраженную эмоциональную окраску. На этой основе выражено осознание и переживание собственной ответственности за отсроченные результаты своей профессиональной деятельности. Характерно также осознание и переживание ценности педагогической деятельности для самореализации. Проявляется устойчивый познавательный интерес, который не ограничивается только рамками преподаваемой дисциплины, а охватывает широкую область смежных дисциплин и вопросы образования в целом. Существенным показателем высокого уровня развития мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетенции преподавателя педагогического вуза является увлеченность научной деятельностью, которая в свою очередь также осознается и переживается как ценность и характеризуется устойчивостью. Интегрирующим показателем высокого уровня мотивационно-ценностного компонента является постоянная, осознанная, эмоционально окрашенная потребность в постоянном личностном и профессиональном самосовершенствовании.

У преподавателя с низким уровнем профессиональной мотивации и ценностного отношения к преподавательской деятельности характеризуется несформированностью мотивов профессиональной педагогической деятельности или преобладанием узко-личностных, прагматических мотивов. Профессиональная педагогическая деятельность и возможность заниматься ею не осознаются и не переживаются преподавателем как ценность.