"ДЕРЕВО СВЯЗЕЙ" ПЕДАГОГИКИ

Статья "ДЕРЕВО СВЯЗЕЙ" ПЕДАГОГИКИ представляет собой результат осмысления автором системы ПЕДАГОГИКА как науки и практической деятельности, в процессе освоения педагогической терминологии. Рассмотрены факторы формирования личности ученика. Очевидно эта публикация будет интересна практикующим педагогам и студентам педагогических ВУЗов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Текстовая часть30.5 КБ
Microsoft Office document icon Список литературы30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Руденко Ю.Л.

jruden@mail.ru

«ДЕРЕВО СВЯЗЕЙ» ПЕДАГОГИКИ

 

Педагогика является сложной, возможно, глобальной системой. Профессор С. И. Гессен определял педагогику как прикладную философию.

 Образование – триединство обучения, развития и воспитания. На конкретном уроке – триединство взаимодействия учителя, учеников и учебного материала.

Эти соотношения отражены на составленной мной схеме  «ДЕРЕВО СВЯЗЕЙ» ПЕДАГОГИКИ (см. рисунок).

В нижней части схемы располагаются науки, которые «питают» педагогику, являясь её корнями, это философия, психология, культурология и другие.

В верхней части — науки, которые являются отраслями педагогики: возрастная педагогика (которая подразделяется на дошкольную, педагогику школы и андрогогику), методология и история педагогики, дидактика, коррекционная, семейная, музейная педагогика и другие.

В центральной части схемы, изображённой в виде сердца, располагается собственно наука педагогика, предметом изучения которой является образование, понимаемое как триединство воспитания, развития и обучения. Движущая сила — БАНК УЧЕБНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ,  сюда следовало бы добавить комплекс методических разработок, разнообразие и качество которых определяет успешность РАЗВИВАЮЩИХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПЕДАГОГА.  В следующих двух блоках – «УУД» и «РЕЗУЛЬТАТЫ» главным действующим лицом является ученик, который с помощью педагога, через совершение универсальных учебных действий добивается результатов: личностных (воспитание), предметных (обучение) и метапредметных (развитие).

Следует отметить, что формирование личности учеников определяется множеством факторов.

Ученики подвергаются внешнему воздействию учителей, родителей и социума.

Социум, в смысле субкультуры детства – сложное сочетание воздействия одноклассников, друзей по  интересам, «улицы», интернет-сообщества, литературы, театра, кино, культуры и т. д. Исключительно значимым является самоопределение, то есть  собственное наблюдение и истолкование реальных событий и отношений между людьми, взаимодействие с миром природы (главным образом с животными).

Дети также испытывают внутреннее воздействие (генетические особенности, физиологическая фаза развития, состояние здоровья, собственное целеполагание, сиюминутное настроение).

Всё это сложное, порой хаотичное воздействие влияет на формирование личности. Поэтому личность следует рассматривать как открытую синергетическую (саморазвивающуюся) систему. «Регулярное самопроизвольное поведение сложной системы возникает в результате развития в ней какой-либо неустойчивости, а процесс упорядочения (образования структур) связан с коллективным поведением образующих её подсистем. Поэтому синергетику часто называют теорией самоорганизации, модели которой являются моделями нелинейных неравновесных систем, подверженных флуктуациям» (Большая Российская энциклопедия т. 30).

Рассматриваемое «дерево связей» является примером системного подхода к таким сложным системам, как педагогика. Каждый из блоков системы является самостоятельной подсистемой, которая также может быть разложена на составляющие элементы.

 



Предварительный просмотр:

Литература

1. Акиндина, А.С. Подход к изучению сформированности универсального учебного действия овладение понятием  // Начальная школа. – 2019. –  №4. – С. 10-15.

2. Асмолов, А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы / А.Г. Асмолов. – М. : Просвещение, 2012. – 447 с.

3. Асмолов, А.Г. Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека : учебник / А.Г. Асмолов. – 4-е изд., испр. – М. : Смымл ; Издательский центр «Академия», 2010. – 448 с.

4. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. – М. : Изд-во  Моск. Ун-та, 1985. – 45 с.

5. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен ; под ред. П.В. Алексеева. – М. : «Школа-Пресс», 1995. – 448 с.

6. Жарковская, Т.Г. Интегративный подход как способ междисциплинарного взаимодействия / Т.Г. Жарковская, И.Ю. Синельников // Педагогика. – 2018. – №8. – С. 91-95.

7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И.А. Зимняя. – 2-е изд. доп., испр. и перераб. – М. : Логос, 2005. – 384 с.

8. Интеграция общего и дополнительного образования: практическое пособие /под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. – М., АРКТИ, 2006. – (Дополнительное образование).

9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 152 с.

10. Камалеева, А.Р. Системный подход в педагогике  [электронный ресурс] : КиберЛенинка. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-v-pedagogike

11. Ковалёв, В.Н. Конфликты, возникающие в педагогическом процессе // В.Н Ковалёв Лекция №10 по учебной дисциплине «Основы конфликтологии» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://en.ppt-online.org

12. Концепция развития дополнительного образования детей : утв. распоряжением Пр. РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р // Педагогика достоинства: идеология дошкольного и дополнительного образования; под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М. 2017.

13. Лукичева, Е.Ю. Метапредметность как технология формирования универсальных способов деятельности // Метапредметный подход в урочной и внеурочной деятельности : методич. пособие / под ред. Е.Ю. Лукичевой, И.И. Трушовой. СПб., СПб АППО, 2018. – 166 с.

14. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении  А.М. Матюшкин. – М., Педагогика, 1972. – 168 с.

15. Психология и педагогика: учебник для вузов /под ред. П.И. Пидкасистого. – М., Юрайт; Высшее образование, 2010. – 714 с.

16. Синергетика // Большая Российская энциклопедия т. 30 / под ред. Ю.С. Осипова, С.Л. Краевца. – М. 2015.

17. Субкультура. Субкультура детства [электронный ресурс] – Режим доступа: https://vuzlit.ru/454882/ponyatie_subkultura

18. Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. –  №7.