ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Импровизация рассматривается как способ активизации деятельности обучающегося в рамках инновационной педагогики для активизации деятельности в гипертекстовом пространстве. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл improvizatsiya_kak_odin_iz_instrumentov.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ

РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Аннотация: Импровизация рассматривается как способ активизации деятельности обучающегося в рамках инновационной педагогики для активизации деятельности в гипертекстовом пространстве.

Ключевые слова: Импровизация, импровизационность, гипертекст, индивидуальность, обучение, творчество.

Актуальность исследования импровизации в деятельности преподавателя диктуется постоянными изменениями в обществе и системе образования. На сегодняшний день существует множество типов обучения, в которых изначально заложен потенциал для возникновения импровизации. Рассмотрим два из них: программированное обучение и проблемное обучение, как две основные стратегии, которые существуют у нас в образовании. И то, и другое обучение осуществляется в рамках образовательных стандартов и программ. Но если в программированном обучении деятельность преподавателя и обучающегося полностью нормирована, то в проблемном обучении часть задач является открытыми. В  основе проблемного обучения лежит самостоятельное приобретение знаний учащимися при разрешении проблемных ситуаций. Обучаемый не просто, как в традиционной системе обучения, получает необходимые для решения проблем знания, умения и навыки, а учится находить эти знания в информационном массиве и использовать их для разрешения ситуации неопределенности. Другими словами, он учится принимать решения в ситуации дефицита информации и дефицита времени. Это очень важное умение для существования в современном мире, мире гипертекста. Под гипертекстом мы подразумеваем соединение одновременно в одном пространстве несколько информационных и иных сред. Возникает нелинейный текст, нелинейное мышление. Для того, чтобы осуществлять поисковую работу в этом пространстве необходимо не только знать как выходить в это поисковое пространство, но и представлять результат своих концептуальных и интеллектуальных поисков, видеть цель. Главная проблема данного вида деятельности - это установление связей между разными видами информации, которые могут трансформироваться из одной инстанции психики человека фрагмента деятельности в другую инстанцию, в другой фрагмент деятельности. И только творческая личность, на наш взгляд, способна осуществлять поисковую работу в этом нелинейном пространстве гипертекста.

А подготовить творческого ученика может только творческий преподаватель. Поэтому прежде чем говорить об инструментах и механизмах современного инновационного развития современного образования необходимо обратиться к личности преподавателя, который находится в центре деятельности. Именно педагогический работник, выходя на творческий уровень, должен уметь трансформировать смыслы и идеи, закрепленные в традициях, трансформировать привычные способы, методы, технологии обучения, создавая нечто новое.

 «Импровизационность, в какой бы сфере она не проявлялась, - это отход от шаблона, в ней аккумулируется способность живой природы к развитию, новым комбинациям»[1,с.29]. Именно поэтому сегодня назрела необходимость обратиться к феномену импровизации, как ресурсу развития не только личности преподавателя, но и педагогической деятельности в целом.

Чем выше сгущение норм деятельности, которое обуславливается наличием стандартов, образцов поведения, тем меньше произвольность деятельности преподавателя, над авторами - педагогическими работниками осуществляется внешний контроль. Если личность эти внешние ограничения переносит на ограничение собственной произвольной деятельности, то персонификация, авторство этой деятельности обнаружить невозможно, личность сама себя ограничивает, т.е. появляется нормативная реальность второго порядка, которую зачастую и принимают за  основную реальность, первого порядка. Вторая реальность выражается в совокупности техники и технологий, которые поддерживают страх и угрозу репрессий за произвольное изменение, переконструирование иерархии, за то, что ты еще не сделал. Вторая реальность-это узда, которая набрасывается на проявление индивидуальности, творчества личности (здравый смысл), но чем прочнее эта узда, тем больше личность поддается влиянию второй реальности, утраивая, исходя из типологии личности, репрессивные функции стандартов деятельности. Вот здесь индивидуальность проявляет себя, она прорывается через частокол норм первой реальности (объективной), второй реальности (субъективной). Только там, где есть деятельность, активность и авторство, мы можем говорить об импровизации.

Таким образом, мы выявляем три типа личности по отношению к импровизации: первый тип – это личность, у которой есть опыт импровизации, но он был неудачным, поэтому «здравый смысл» контролирует подобные проявления, второй тип – это личность получившая удовлетворение от проявления импровизации и теперь ищет выход авторству, возможность удвоить, утроить свою индивидуальность, третий тип – личность нечувствительная к импровизации, которая существует в другой параллельной реальности (надстройке над деятельностью). Импровизация – это нормативные референции, которыми оперируют личности более высокого уровня в системе деятельности. И когда мы сталкиваемся с сопротивлением первой и второй реальности, обладая желанием творить и административной поддержкой, имеем возможность изменить какие-то нормы без изменения системы в целом, речь идет об отклонении без изменения общих параметров деятельности, определенных регламентом этой деятельности. Таким образом, появляется лазейка для творческой импровизации, некая ниша, которой могут воспользоваться люди творческие, одаренные, жаждущие новизны. В педагогической деятельности такие «творческие дыры» имеют тенденцию к расширению, к аккумуляции  творческого потенциала людей, в результате появляются новые стандарты, образцы и идеалы этой деятельности, разрушающие первоначальный регламент деятельности. При изменяется уровень деятельности, который доступен людям творческим, неограниченными первой и второй реальностью. Со временем происходит «рутинизация»: инновационные технологии входят в обычное рутинное русло, становятся обычной практикой, они становятся обыденными для людей, у которого нет творческого потенциала. Наша задача найти инструмент, который позволяет измерить уровень импровизации и разработать алгоритм, позволяющий запускать процесс импровизации людям далеким от творчества.  

Литература.

1. Харькин В.Н. Импровизация…. Импровизация? Импровизация! – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997