Внедрение эффективных технологий- как способ формирования компетентной личности. Технологи япродуктивного чтения в начальных классах.

Бахтигариева Венера Муллаяновна

В Сухомлинский говорил :"Если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельног мозга"

.- Как с делать уроки чтения наполненными мыслью, чувствами?

- Как повести ребенка в мир сопереживания герою?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnoloiya_produktivnogo_chteniya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Внедрение эффективных технологий- как способ формирования компетентной личности. Технология продуктивного чтения в начальной школе.»

                         

                                                                                          Читать – это ещё ничего

                                                                                                     не значит;

                                                                                                 что читать и как

                                                                                             понимать – вот в чём

                                                                                                    главное дело.  

                                                                                                                 К.Д.Ушинский                                              

В.А. Сухомлинский говорил: «Если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга».* К сожалению, следуя примеру большинства родителей, дети предпочитают просмотр телепередач чтению книг. По этой причине основная ноша по воспитанию у ребёнка устойчивого интереса к чтению ложится на учителя.

- Как сделать уроки чтения наполненными мыслью, чувствами?

- Как повести ребёнка 7 – 10 лет в мир сопереживания герою?

Ведь только то,  оставляет след в душе маленького человека, что прошло через его чувство. И уроки чтения, наряду с уроками математики могут быть уроками развития логики, мышления, причём даже в большей степени, ибо математическими способностями одарены далеко не все. А стать читателем доступно всем детям.

Вспоминаются слова В.А. Сухомлинского «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда».

Сегодня в России, как и во многих странах мира наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. Примерно 75 % жителей нашей страны не читаю книги. В России развиваются процессы 2кризиса чтения». Сегодня компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Как показывает опыт, дети, хорошо читающие и имеющие высокий уровень речевого развития, успешно обучаются не только в начальной школе, но и в средней школе. Уметь читать, достаточно ли это? Думаю, что нет. Хотя выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги и слова до умения не только прочитать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него. Да и В. А. Сухомлинский отмечал: «Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только то учение читает, в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира».

 Я убеждена, беглое чтение – один из главных факторов, влияющих на успеваемость ученика. Иногда можно услышать, что младшим школьникам надо овладеть скорочтением. Такое нелепое утверждение могло возникнуть только из – за нечёткости терминологии.

Скорочтение – это чтение со скоростью более 300 слов в минуту, вслух оно невозможно. Скорочтение необходимо для руководящих работников, научных сотрудников. Писатель А.М. Горький читал ~ 600 слов в минуту. Утверждают, что наибольшая скорость была зафиксирована у американского президента Дж. Кенеди – около 2000 слов в минуту. Возможно, это лишь легенда, но в США и других развитых странах не принимают на руководящую работу специалиста, если он читает меньше 400 слов в минуту. Расчёт прост: выгоднее оплачивать труд быстро читающего руководителя, он не утонет в потоке бумаг.

Финские специалисты говорят, что если у вас скорость чтения до 200 слов в минуту, то надо заниматься не скорочтением, а учиться нормально читать. Большинство детей в наших школах читают гораздо медленнее, поэтому какое уж скорочтение. Как говорится не до жиру, быть бы живу. Словом, за скорочтение в начальной школе ратовать не имеет смысла.

Дикторы телевидения широко варьируют свою скорость чтения – в пределах от 90 до 170 слов в минуту, при среднем значении 130. Это среднее значение попадает в зону оптимального чтения.

Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т. В темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при такой скорости достигается лучшее понимание текста.

Урок  всегда начинаю с подготовки речевого аппарата ребёнка. Сложность разминки зависит от возраста и подготовленности детей.

1. Постановка дыхания – важное условие чтения. Упражнения для дыхательной гимнастики.

1) вдох носом, выдох через рот;

 вдох, задержка дыхания, выдох;

 вдох, выдох по порциям;

Самолёты взлетают: у- у- у- …

Машины едут: ж- ж- ж …

Лошадки поскакали: цок- цок- цок…

Рядом ползёт змея: ш- ш- ш-…

Муха бьётся в стекло: з- з- з-…

Или:

Летела муха около уха: ж- ж- ж…

Летела она около носа: с- с- с…

Летел комар и звенел: з- з- з…

Сел на лоб, а мы его хлоп!

И поймали( кулачок прижимается к уху) : з- з- з…- пусть летит!

Далее проводится работа с таблицей согласных. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают пятнадцать согласных одного ряда:  

 б к з с т р м н в з р ш л н х

Ж л п ф х ч ш б р п т с т к л

М н д г м к т ф т р м г н ж з

В д ф х ф г м н б с к т ф м н

П т к з рм в д г б ф к з р г

З ч с к т ф т щ д л м х в д м

Д г р ш к т б с т ц т р с ч ш

Т р ч х л д к в ч т б л м н з

М ф т ч с б н п п ж л ч ш г ч х р

Б с л н р ч л ц м б д фж ц ж

Н ь с м н п р л к ф х ц ч ш п

Ф щ м ж д ш х ч м н б п р в с

К п ш л ц з ч з ч к л н в д щ ф т

Р м н п щ л ж ц с х р з б ч в

Ш ч ж н б в д з т п ч х б к

Чтение согласных с какой- нибудь гласной. Например: первый ряд читает с гласной(А), второй ряд- с гласным(о), третий ряд- с гласным(у).

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы э

2).Чтение на одном дыхании как можно большего количества слов:

Четверостиший.

Вдох – Закружилась листва золотая

В розовой воде на пруду.

Выдох – Словно бабочек стая

С замираньем летит на звезду.

б) скороговорок

-Возле горки на пригорке

Стоят 33 Егорки

(пауза – вдох), (на медленном выдохе считать0

-Раз Егорка,

Два Егорка,

Три Егорка,…(и до 7 Егорок)

(снова пауза – вдох и на выходе дальше)

Восемь Егорок…

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шила шапку – сшила тапку.

Сшила Саша Сашке шапку.

Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела выше.

3). Длительное произношение определённого звука ( на вдохе или выдохе):

Сссссссссссссс, кто сколько выдержит на одном вдохе или выдохе.

4). Чтение смыслового блока из двух – трёх предложений ( С установкой, где взять дыхание, как делать выдох)

   Подходят стихи Михалкова, Маршака, Чуковского.

2. Развитие артикуляции, тренировка речевого аппарата.

Упражнения для губ:

(чёткость произношения зависит от того, как ребёнок умеет работать губами)

1).Удерживание губ в улыбке ( передние, верхние и нижние зубы обнажены).

2).Вытягивание губ в трубочку ( вперёд ).

3).Чередование положений губ- в улыбке и трубочкой

4).Затянуть губы вперёд трубочкой и дуть на ватный шарик.

5) Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки

Упражнения для языка:

1)Чередование положений языка: широкий- узкий.

2)Подъём языка на верхние зубы или отодвинуть язык вглубь рта, приближать к передним нижним резцам.

3)Вкусное варенье. Облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху- вниз.

4)Почистить зубки. Улыбнуться, кончиком языка « почистить» нижние зубы,   делая движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

5)Пароход гудит.( Длительно произносить звук ы- ы- ы…)

6)Лошадка. Пощёлкать кончиком языка.

7)Наказать непослушный язык.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлёпывая его губами, произносить звуки: «Пя –Пя –Пя»

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте от 1 до 10.

8)Маляр.

Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд – назад.

многократно и отчётливо звук (-д,д,д,д,д,д,) Сначала медленно, а потом убыстряя темп.

3.Упражнения для отработки произношения гласных звуков (По ленте букв, специальным таблицам тренажёрам)

А-У  И-ы  Э-А  И-О

А-О  ы-И  А-Е  О-И

И другие

-асуыиэое-

-еоэиы-

1)Как надо произносить гласный звук?

2) Чтение гласных звуков только губами (отработка положения губ) без голоса.

3)Определить по губам, какой гласный звук произноситься

4)Произнести шёпотом.

5)Голосом, чётко работая губами

6)Пение звукоряда, неотрывное произношение с перерастанием звуков из одного в другой.

4.Упражнения для отработки произношения согласных звуков (По ленте букв, специальным таблицам тренажёрам)

1) В чём отличие произношения согласного звука от гласного?

2) Произношение типично « трудных» для детей звуков /р/-/л/, /с/-/ш/-/ч/ и других.

3) Наращивание. Стечение согласных.

Ре         ра

Тре       дра

Стре     здра

Встре

4)Чистоговорки. (На определённый согласный) Для развития чёткости произношения.

а) Ла – ла –ла –ла (л)

На цветке сидит пчела

б) еле, еле, Лена ела.

Есть от Лены не хотела(л),(э),(йэ)

5)Скороговорки (Для развития чёткости произношения)

                          1 -2 класс (написано на доске)

а) Чётко читает учитель

б) Все – хором, медленно

в) Вместе, быстрее

г) Заучивание

д) Говорит один, в темпе

Произнести скороговоркой, индивидуально

( Перед чтением  проанализировать трудности и особенности скороговорки, обратив внимание на особенно трудные места, т.е. предупредить ошибки в произношении)

- Например, сравните:

а) Уронила ворона воронёнка (оро)

б) Карл у Клары украл кораллы(рл, кл, кр, лл)

6. Система наборов, составленных с учётом наращивания трудности в произношении звуков, слияний и стечений согласных. (Работа проводится регулярно по мере трудности текста изучаемого на уроке.) (Наборы написаны на таблицах блоках или отдельных карточках).

а)   Мздо         здво

      Нстя           стра

     Тдал            ктор

     Вздра          вспря

     Льбиц

б)   тра         сча           дра

      вспа        мра         лма       жня

      взби        бла         брав      тво

      нтски      дра         дла        рби

      вскро      вра        лта          рды

в)  вздре      гость      струя

     нство      рознь     лесть

     зовью      длам      вскри

    чтить      сбить      дцем

                 шным       встра

г)  бра      гре      сты

     гла      спы     рка

     стра    зри     рчи

     тва     грал    рны

5. Постановка пауз, логических ударений, соблюдение интонаций.

   Основой выразительного чтения детей является понимание смысла читаемого текста. С каждым этапом овладения техникой чтения выразительность должна подниматься на определённую ступень, поэтому важно соблюдать последовательность и способы действий при обучении.

   Авторы рекомендаций «Преодоление трудностей» М.И.Оморокова, И.А. Раппорт, И.З.Постоловский ставят следующие задачи:

- умение определять задачу чтения, понимать подтекст;

- воображение при чтении (творческое, воссоздающее);

- постановка пауз с опорой на знаки препинания;

- постановка пауз между словосочетаниями;

- постановка психологических пауз (смена мыслей, настроений);

- постановка логических ударений (устные практические упражнения, совершенствование устной речи)

- объяснение тона, темпа чтения в зависимости от содержания текста;

- упражнения в системе (примеры берутся из читаемого на уроке текста)

                             6. Развитие памяти.

 В процессе чтения совершенствуется память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух читать невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально.

Использую такие упражнения.

  1. Зрительные диктанты.

(Тексты подобраны украинским профессором И.Т.Федоренко)                                           № 1                                                                  

Тает снег.

Идёт дождь.

Небо хмурое.

Коля заболел.

Запели птицы.

Поле опустело.

№2

Трещат морозы.

Я ищу землянику.

В лесу росла ель.

Наступила осень.

Дни стали короче.

В лесу много берёз.                                            

  № 3.

Прилетела птичка.

Ярко светит солнце.

Лида вытерла доску.

Весело бегут ручьи.

Подул резкий ветер.

Зоя прилежно учиться.

                                               № 4.

Дятел долбил дерево.

Я хочу посадить цветы.

Иней запушил деревья.

Без воды цветы завянут.

Пролетело жаркое лето.

Возле дома посадили ель.

                                                 № 5.

Солнышко светит и греет.

Федя решал задачу у доски.

Загорелась в небе зорька.

На деревьях сверкал иней.

Город Киев стоит на Днепре.

В лесу собирают землянику.

                                № 6.

Зимой река покрылась льдом.

Мальчик подарил маме цветы.

Дежурные стёрли пыль с доски.

Колхозники работают на лугу.

На огород забрались цыплята.

Мы жили возле берёзовой рощи

№ 7.

Небо покрылось серыми тучами.

Дети посадили во дворе акацию.

Бабушка купила внуку букварь.

Землю согрело тёплое солнышко.

Моя сестра работает на фабрике.

Ласково грело весеннее солнце.

   Время работы с наборами для диктантов два месяца, за это время при правильной методике развивается оперативная память.

                            Правила проведения диктантов.

1)на доске пишут шесть предложений набора и закрывают;

2)открывают первое предложение. Учащиеся в течении времени читают глазами;

3) учащиеся записывают предложение по памяти. (Если учащийся не запомнил, на первых порах ему разрешается списать у соседа);

4) затем следует работа со вторым и последующими предложениями;

5) если большая часть учеников не успевает запомнить предложения, то на следующий день работу надо повторить. И так до тех по, пока все дети не будут писать самостоятельно. На каждый набор в среднем уходит 3-4 дня. 18 наборов 54-56 дней.

   Диктанты обязательно пишем ежедневно. Если предложения из наборов не будут соответствовать по содержанию теме урока, то их можно заменить равноценными другими.

2. Словарные (зрительные, слуховые, картинные) диктанты.

3. Упражнение «Фотоглаз». Показывают тренажёр – таблицу на 1-2 секунды для запоминания. Учащиеся называют то, что запомнили.

   Учитель изготавливает дидактические тренажёры, таблицы с блоками картинок по теме: пирамиды слов, набор предложений.

   Фотографирование различного рода картинок, карточек, предметов способствует развитию зрительной памяти, внимания. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что перед глазами, а то, мелькает: то есть, то нет. Вспомним кинофильм «Служебный роман». Героиня, лишь влюбившись, увидела картину, сделанной  ЭВМ. А картина висела на стене не один месяц.

   Поэтому, если мы хотим освоить какие – то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени. А наоборот проводить короткими порциями, но с большей частотой.

                             Примерные блоки

1)ученик                                              2) позёмка

  ученье                                                  метель

   учёный                                                вьюга

   учитель                                               буря

  1. Чтение – вот лучшее ученье.
  2. дружба                                       мужественный

   товарищество                              смелый

   коллектив                                    ловкий

  синица                                          снегирь

           воробышек                                   ворона

   Родителям своих учеников я советую практиковать и чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8 часов, когда спит, он находится под впечатлением. Ещё  более 200 лет назад говорилось: «…студент науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий». А ведь в любых религиях, будь то православная или мусульманская, обязательно есть вечерняя молитва – обращение к богу. Считалось, что последнее впечатление дня, связанное с вечерней молитвой, укрепляет верующих в вере в бога. Уж если служители культа знали об этом, то нам учителям непростительно не  учитывать этот психологический эффект.

  Как же научить ребёнка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию и запоминанию грамматического правила и задания при однократном чтении, научить вычленять главное в научно - познавательной статье, учебном тексте? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся?

    Восприятие и понимание – основной «продукт» чтения любого текста. Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и её автору.

   Технология продуктивного чтения предполагает три этапа работы с текстом.

  1. Работа с текстом до чтения.
  2. Работа с текстом во время чтения.
  3. Работа с текстом после чтения.

                      Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

- Антиципация (прогнозирование предстоящего чтения)

- Самостоятельно – по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение направленности текста, выделение его героев.

- Постановка целей урока с учётом общей готовности учащихся.

 Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

                     Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интепретации (истолкование, оценка)

- Первичное чтение текста. Выявление первичное восприятие.

- Перечитывание текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

- Беседа по содержанию в целом.

 Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста.                                    Работа с текстом после чтения.

         Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с    авторским замыслом.

- Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

- Знакомство с писателем. Работа с дополнительными источниками.

- Соотнесение видения художника с читательским представлением.

- Творческие задания, опирающиеся на какую – либо сферу читательской деятельности.

Творческие задания предполагает самостоятельность ребёнка.

а) Составить план (самостоятельно, в парах, в группе)

б) «Проиллюстрируй…2

в) «Сочини…»

г) «Придумай…»

д) Структурная модель текста.

Главная задача взрослого – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста.

  Я думаю, что  изучая педагогическую литературу, статьи педагогов – новаторов можно сформировать и развить навыки чтения, привить культуру и явный интерес к чтению книг по собственному выбору своим детям.