Развитие фонетико – фонематических процессов у детей 5 – 6 лет и их особенности у детей с ФФНр. Авторы: Кутузова Е.Н., Рублевская О.Н.

Формирование звуковой стороны речи при нормальном её развитии, а так же возможные нарушения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонетико – фонематических процессов

у детей 5 – 6 лет и их особенности у детей с ФФНр.

Развитие звукопроизношения в норме:  В процессе усвоения звуков речи существует определенная последовательность их появления, в основе которой лежит степень артикуляционной трудности. На разных этапах речевого развития ребенок заменяет сложные звуки простыми, т.е. их появление происходит через промежуточные звуки. Например, в 2,5 – 3 года вместо звука [ш] ребенок сначала может произносить звуки [т’], [т] («тяпка», «тапка» вместо шапка), в 3 – 4 года – звуки [с’], [с] («сяпка», «сапка»), затем может быть смягченное произнесения звука [ш] как [ш’] («шяпка») и к 4 – 5 годам может усвоить этот звука и правильно его произносить. То же самое имеет место и при усвоении других звуков. Например, усвоение звука [ц] происходит через такие промежуточные звуки: [т’] – [с’] – [тс] – [тц] («типленок» - «сипленок» - «сыпленок» - «тсыпленок» - «тцыпленок»). Процесс усвоения правильного произношения звука [р] проходит через следующую систему заменителей: [й] [л’] – [л] – [р’] – [р] (рыба- «йыба» - «либа» - «лыба»).

Конечно, данная система заменителей не является обязательной для всех детей. Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течение длительного времени (от 3 до 5 лет), причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки (к 3 – 4 годам), другие усваивают их несколько позже (к 5 – 6 годам).

Формирование звуковой стороны речи при нормальном её развитии происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, нужных для произношения) и усвоение системы признаков звуков, необходимых для их различения.

Каждый язык, как показали лингвистические исследования, располагает своей фонематической системой, где определенные звуковые признаки выступают, как сигнальные, смыслоразличительные (фонемы), в то время как другие звуковые признаки остаются несущественными (вариантами). Весь звуковой строй языка определяется системой противопоставлений (оппозиций), где различие даже в одном признаке изменяет смысл произносимого слова [Галле М., Трубецкой Н., Якобсон Р. и др.].

Дифференциация звуков речи, как при восприятии, так и при произношении происходит на основе выделения сигнальных признаков и отвлечения их от несущественных, не имеющих фонематического значения.

ФФНр: 

Состояние звукопроизношения детей с ФФНр характеризуется следующими особенностями:

  1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш] – [ф], вместо [р], [л] – [л’], [j], вместо звонких – глухие; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т’], [д], [д’]. Отсутствие звука или замена его другими по артикуляционному признаку создает условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребенка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа – до 16 – 20. Чаще всего оказываются не сформированными свистящие и шипящие ([с] – [с’], [з] – [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]); звуки [т’] и [д’]; звуки [л], [р], [р’]; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков; отсутствует согласный [j]; гласный [ы].
  2. Замены группы звуков диффузной артикуляции. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] – мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] – нечто вроде смягченного [ч].

        Причиной таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, называют фонематическими. 

  1. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребенок одно и то же слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой – искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.
  2. Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может искаженно произносить 2 – 4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов [9].        

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения, которые не влияют на смысл слова.

        Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, при фонематических нарушениях – развитию фонематического слуха.

Исправление дефекта произношения без целенаправленной работы над слуховым восприятием недостаточно, так как не восполняет пробелов в фонематическом развитии детей, но это особенно необходимо, так как ребенок правильнее различает те звуки, которые произносит [Чиркина Г.В.]. 

  Фонетико – фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [8].

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНр является нарушение звукопроизношения и несформированность процессов восприятия звуков речи.

Характеристика фонетико – фонематического недоразвития речи

Профессор Левина Р.Е.  в рамках психолого – педагогической классификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНр). К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый – фонематический – слух.

Фонематические нарушения выражаются в том, что ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Если нарушение фонематического слуха касается большинства фонем, то страдает понимание речи (Мама солит огурцы в почке). Не меньшие трудности возникают при повторении за логопедом слогов с оппозиционными звуками (например: па-ба, ба-па), при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук и т.д..

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие – важнейший механизм развития произношения.

При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.

С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.

В фонетико – фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:

– Недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее лёгкая степень фонетико – фонематического недоразвития.

– Недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо.

– При глубоком фонематическом недоразвитии ребёнок не слышит звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, не способен выделить их из состава слова и определить последовательность.

У детей c фонетико – фонематическим недоразвитием нередко имеется определённая зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, то есть, чем больше количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. Несформированность фонематического восприятия встречается и при правильном произнесении звуков. Так, например, ребёнок может искажённо произносить два – четыре звука, а на слух не различать большее число, причём из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. У детей с относительно сохранным звукопроизношением недоразвитие фонематического восприятия диагностируется только при обучении в школе.

В таких случаях только применение специализированных заданий вскрывает сложную патологию.

Таким образом, у детей 5 – 6 лет процессы фонетико – фонематического восприятия имеют свою завершенность, которая выражается в умении правильно произносить и дифференцировать фонемы родного языка на слух, выполнять операции звукового анализа и синтеза. У детей с ФФНр 5 – 6 лет имеется ряд особенностей в овладении фонетико – фонематическими процессами, которые заключаются в следующем:

состояние звукопроизношения детей с ФФНр характеризуется следующими особенностями: 

1) недифференцированное произнесение пар или групп звуков.

2) замена одних звуков другими, более простыми по артикуляции и представляющими, поэтому меньшую произносительную трудность для ребёнка.

3) смешение звуков.

состояние фонематического восприятия  детей с ФФНр характеризуется следующими особенностями: 

1)нарушение дифференциации звуков на слух;

2)нарушения звукопроизношения (смешения и замены звуков);

3)нарушения звуковой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков).

Литература

  1. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи логопедии [Текст] /А.Н. Гвоздев// – М.: Просвещение. - 1961- С.336.
  2. Гриншпун Б.М. Дислалия. // Хрестоматия по логопедии, т.1. [Текст] /А.Н. Гриншпун// – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.- С.108-120.
  3. Зееман М. Косноязычные дети // Хрестоматия по логопедии, т. 1 логопедии [Текст] /М. Зееман// –  М.: ГИЦ ВЛАДОС. - 1997г.- С.17-22.
  4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] /Г.А. Каше// - М., 1985. – С.207.
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН – в 3 ч. [Текст] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко //  - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  6. Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.;.- В 2-х книгах. Книга 2. [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой //  М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  7. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать. [Текст] / Н.А Лукина., И.И. Никкинен //   -  СПб.: «Паритет»,  2003.
  8. Понятийно-терминологический словарь логопеда. [Текст] / Под ред. В.И. Селивёрстова //  – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997 – С.448
  9. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей /Хрестоматия по логопедии, т. 1, [Текст] / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова // - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- С.96-102.