Статья на тему "Проектная деятельность как средство творческого саморазвития личности учащихся"

Хамитова Елена Андреевна

Аннотация. Применение проектной деятельности в содержании обучения технологии оказывает большое влияние  на саморазвитие личности учащихся, а также на расширение содержательной основы обучения. Предполагается, что включение учащихся в различные виды деятельности на разных этапах выполнения проекта способствует творческому саморазвития личности.

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, творческое саморазвитие, личностно-ориентированное обучение, коммуникативная компетенция, творческие способности, мотивация, сотрудничество, познавательная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2020_lazareva_ea_statya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Лазарева Е.А.

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия

e-mail: lencha.845@mail.ru

Проектная деятельность как средство творческого саморазвития личности учащихся

Аннотация. Применение проектной деятельности в содержании обучения технологии оказывает большое влияние  на саморазвитие личности учащихся, а также на расширение содержательной основы обучения. Предполагается, что включение учащихся в различные виды деятельности на разных этапах выполнения проекта способствует творческому саморазвития личности.

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, творческое саморазвитие, личностно-ориентированное обучение, коммуникативная компетенция, творческие способности, мотивация, сотрудничество, познавательная деятельность.

Lazareva E.A.

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

Project activities as a means of creative self-development of students personality 

Abstract. The use of project activities in the content of training technology has a great impact on the self-development of students ' personality, as well as on the expansion of the content basis of training. It is assumed that the inclusion of students in various activities at different stages of the project contributes to the creative self-development of the individual.

Key words: project activity, project method, creative self-development, personal-oriented training, communicative competence, creative abilities, motivation, cooperation, cognitive activity.        

В настoящее время возрастает потребность общества в человеке, который способен творчески подходить к разным изменениям, качественно и нетрадиционно решать существующие проблемы. Обусловлено это тем, что темп рaзвития общества с каждым днем ускоряется из-за многих факторов и, как следствие, появляется необходимость его «наверстывания». Все это возможно осуществить, если подготовить людей к жизни в быстроизменяющихся условиях. Современное общество нуждается в креативно мыслящих людях, способных самостоятельно, нестандартно и современно решать возникающую проблему, находить выход из сложившейся ситуации. Но не менее значимая проблема и поиска средств, способствующих развитию творческих способностей в процессе деятельности учащихся в индивидуальной и коллективной формах обучения.

Мониторинг процесса творческого саморазвития личности в творческой деятельности показывает, что понимание «творчества» как вида человеческой деятельности характеризуется рядом существенных признаков: наличием субъективных предпосылок; наличием условий для творчества; наличием проблемных ситуаций, противоречий; социальной и личностной значимостью, а также новизной и оригинальностью результата.

Созидательная творческая деятельность является основой творческого саморазвития, она характеризуется целенаправленностью поиска оригинальных творческих идей и решений их самоизменения.

Изучив специальную литературу было выявлено, что любой учебный предмет в школе вносит свой определенный вклад в формирование самостоятельной и творческой личности, но предметная область «Технология» имеет огромное преимущество для личностного развития учащегося [2]. Именно этот учебный предмет дает возможность создать условия для развития творческих способностей самостоятельно, проявить свои возможности, способствуя как творческому, так и интеллектуальному саморазвитию учащихся. Однако, чтобы потенциал данной дисциплины эффективно реализовывался для саморазвития личности, необходимо способствовать формированию творческого стиля деятельности и личностно-значимых качеств учащихся.

Технология проектного обучения зародилась хоть и не так давно, но стала уже широко используема в настоящее время в учебных заведениях Российской Федерации и отвечает всем современным требованиям в образовании. Взяв за основу творческую деятельность, она приобщает учащихся к научно-исследовательской работе, позволяет реально объединять разные учебные предметы в единое, дает возможность применять различные режимы работы учащихся, организовывать обучение в сотрудничестве и объективно оценивать свою работу. В данной технологии присутствуют главные в современной методике преподавания технологии: коммуникативный и личностно-ориентированный подходы [3].

Суть технологии метода проектов заключается в том, что он включает в себя принцип саморазвития: решение одной проблемы и задач ведет к постановке новой проблемы и задач, которые в свою очередь стимулируют развитие новых форм проектирования.

Благодаря использованию различных форм деятельности и  сотрудничества реализуются воспитательные цели обучения: учащийся учится самостоятельно выбирать формы общения, интерпретировать, осмысливать и оценивать точку зрения другого человека, корректировать свое поведение согласно условиям общения; развивается его активность и взаимоподдержка, сформировывается творческая личность. В процессе проектной деятельности делается акцент на самообучение учащегося, его творческий подход к применению знаний и умений, саморазвитие творческой личности в разных видах деятельности, владение сложными коммуникативными навыками и умениями.

Большим преимуществом проектной деятельности является повышение личностной самооценки учащихся в процессе выполнения проектной работы. Исходя из наблюдений, на этапе распределения ролей в проекте многие учащиеся  приводили аргументы, что они могут успешно справиться с ответственностью на данном этапе проекта и подтверждали это на следующих этапах. Такое объективное самооценивание повышает активность учащихся к избавлению недостатков в своей деятельности, саморазвитии, появляется желание восполнить свои «пробелы» в знании и понимании.  Поэтому у работающих над проектами учащихся наиболее выражено выявляются самосознание и самоконтроль. Самоконтроль – часть самосознания, оценка человеком личностно значимых мотивов и установок. Самосознание представляет собой результат развития деятельности и ориентирован на осмысление человеком своих действий, эмоций, мотивов поведения, потребностей, статуса в окружающей среде. Самоконтроль и есть проявление самосознания. Обучающиеся, работая с проектом, учатся самостоятельно добывать нужную информацию, анализируют, систематизируют и интегрируют индивидуально собранные материалы в единое целое, расширяя свой кругозор и повышая интеллектуальный уровень [5].

Проектная работа может стать одним из основных средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования, если следовать предложенным методическим рекомендациям.

Как правило, учебные творческие проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должна стимулировать повышение мотивации самого учащегося к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до предоставления результата.

Тематика проектов может касаться какого-то даже теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учащихся по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.

Реализация проектной деятельности требует соответствующего четкого планирования и организации учебного процесса, его методического, дидактического и материально-технического обеспечения.

В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы. Тематика проектных заданий должна быть достаточно широкой, чтобы охватить, возможно, больший круг разделов технологического образования и учесть интересы учащихся. Учитель должен учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, подходить ко всему творчески, борясь с различными проявлениями стереотипных, простых решений.

Результатом проекта могут быть объекты, системы, технологии, разработки по совершенствованию любых сфер деятельности человека.

Итак, использование метода проектов на уроках технологии способствует не только расширению границы школьных дисциплин, но и также позволяет личности саморазвиваться, так как знания, полученные таким образом, усваиваются намного качественнее и быстрее, чем на традиционных уроках.

Статья подготовлена под руководством научного руководителя Ветховой М. Ю., к.п.н., доц.

Литература:

1. Бедерханова В. П. Аукцион педагогических проблем, или средство творческого саморазвития детей / В. П. Бедерханова // Директор школы. – 2001. –  № 6. – с. 16-19;

2. Ивченко В.Н. Педагогические условия творческого саморазвития старших школьников в процессе изучения иностранного языка / В. Н. Ивченко //: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Биробиджан, 2002. – с. 15;

3. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: методическое пособие / А. А. Миролюбов // – М.: Дрофа, 2006. – с. 95 с;

4. Миролюбов А.А. Изучение иностранных языков: средство развития личности ученика // Советская педагогика. – 1989. – № 6. – с. 13-19;

5. Николаева М.Н. Организационно-педагогические условия творческого саморазвития учащихся: на примере сельских школ Республики Саха (Якутия)//Материалы международной научно-практической конференции «Республика Саха и Международное образовательное пространство: перспективы развития». – Якутск, 2001. – с. 3-8.