Статья на тему "Роль профориентационной работы с обучающимися на уроках технологии"

Хамитова Елена Андреевна

Одной из актуальных проблем социума до сих пор является низкая профессиональная ориентация на рынке труда. Это связано с современными требованиями к молодым специалистам, такие как: конкурентоспособность, умение взаимодействовать и способность к саморазвитию и самообучению Также, многие выпускники школ, вступая во взрослую жизнь, не имеют достаточного представления о профессиях, поэтому испытывают трудности в становлении своей профессиональной карьеры. Всего этого возможно избежать, если школа поможет правильно подготовить детей к будущей профессиональной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lazareva_e.a._gp.priobe.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А. Лазарева

гп. Приобье

Роль профориентационной работы с обучающимися на уроках технологии

Одной из актуальных проблем социума до сих пор является низкая профессиональная ориентация на рынке труда. Это связано с современными требованиями к молодым специалистам, такие как: конкурентоспособность, умение взаимодействовать и способность к саморазвитию и самообучению [1]. Также, многие выпускники школ, вступая во взрослую жизнь, не имеют достаточного представления о профессиях, поэтому испытывают трудности в становлении своей профессиональной карьеры. Всего этого возможно избежать, если школа поможет правильно подготовить детей к будущей профессиональной деятельности. Учащиеся смогут реально оценить свои способности, глубоко осознать возможности профессионального роста карьеры в определённой сфере, учитывая различные факторы.

Для решения данной проблемы уже давно существуют профориентационные работы в школах, но во многих случаях между ними и учебными дисциплинами нет взаимосвязи, что является немаловажным фактором в развитии профессионального самоопределения учащегося.

Наиболее удачный синтез можно наблюдать в предметной области «Технология», так как она помогает ориентировать учащихся в мир профессий, проявлять творчество и индивидуальность, подготовить к самостоятельной трудовой деятельности. Особая ценность уроков технологии в профориентационной работе заключается в том, что здесь обучающиеся не только получают определенные знания, но и в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные способности и интересы [2]. Данная работа эффективна в том случае, если профориентационный материал тесно связан с темой урока, содержит сведения о значении той или иной профессии, ее распространении, о требованиях профессии к человеку, об условиях труда и возможностях профессионального роста. В зависимости от обстоятельств и условий проведения занятия профориентационный материал занимает соответствующее место в теоретической или практической его части.  

Одной из доступных организационных форм учебно-воспитательного процесса  по профориентированию учащихся является урок. Например, в 5 классе при изучении раздела «Изготовление швейного изделия» на вводном уроке можно рассказать подробнее о профессиях швеи, модельера, а в 8-х классах при изучении темы «Бюджет семьи» в разделе «Семейная экономика» обращается внимание на такие профессии, как бухгалтер и экономист. Для более подробного изложения информации о профессиях и их характеристиках используются презентации, видеофильмы и другие наглядные пособия.

Не менее значимой формой работы по профессиональному ориентированию обучающихся  являются  творческие проекты на уроках технологии. Переполняющие чувства гордости, радости и интереса в глазах учащегося за проделанную работу и создание востребованного им продукта является результатом успешно проведенной деятельности. Именно поэтому учителю важно так организовать  работу обучающихся, чтобы каждый смог испытать не только подобные чувства, но и приобрел желание трудиться и устойчивый интерес к выбору своей будущей профессии.

Проекты, как индивидуальные, так и групповые, включают в себя теоретическую и практическую часть. В процессе выполнения проектов обучающиеся занимаются исследовательской деятельностью по ознакомлению  профессий, связанных с историей этого продукта или изделия, а после переходят к своего рода «профессиональной апробации». При выполнении творческих проектов учащиеся не только овладевают определенными знаниями, умениями и навыками, но и также активно участвуют в поиске сведений, интересных фактов о различных профессиях и т.д. По окончанию проекта учащимся рекомендуется предложить организовать ярмарку работ, где они смогут осознать значимость своей деятельности, что их продукт будет действительно востребованным и реализованным.

Для эффективной профориентационной работы целесообразно использовать групповые проекты, так как они представляют собой малый коллектив, который в свою очередь способствует формированию необходимых в будущей жизни качеств профессиональной компетентности:

  1. профессиональные качества: специальные и функциональные знания, отношение к работе, инициативность, надежность, умение сотрудничать, умение руководить, убеждать и т.д.;
  2. личностные качества: интеллигентность, пунктуальность энергичность, настойчивость, самообладание, индивидуальность, активность, обязательность, организаторские способности и т.д.;
  3. способности в области управления, уровень общих знаний, умение выслушать мнение других, способность к восприятию новых идей, к быстрым решениям и т.д [5].

Следовательно, формирование профессиональных компетентностей обучающихся происходит в процессе обучения по методу творческих проектов, которое обеспечивает трансформацию из познавательного в профессиональный тип деятельности.

Несмотря на то, что нынешнее поколение более амбициозное и предпочитают престижные высшие учебные заведения и высокооплачиваемые должности, необходимо уделить особое внимание на рабочие специальности. Обучающиеся должны знать о рабочих профессиях, осознавать их место на рынке труда, тем самым нацеливая их на то, что множество из рабочих профессий имеют высокий уровень востребованности. Поэтому необходимо поднять престиж и важность технологического образования для будущих выпускников также через организацию системной профориентационной работы. Например, в рамках недели технологии в школе для учащихся будет интересно организовывать выступления родителей, выпускников школы или других людей, которые имеют отношение к технологическим  профессиям, чтобы они смогли поделиться опытом и различными историями.

Перед проведением профориентационной работы на уроках технологии необходимо выяснить, какие мероприятия будут соответствовать  запросам самих учащихся. Анкетирование – вполне простой и в то же время надежный способ выявления потребностей детей. Ученики заполняют анкеты,  в которых указывают свои предпочтения о мероприятиях, экскурсиях в организации и предприятии, на которых они бы присутствовали.

Необходимо помнить, что для подготовки учащихся к жизни и труду в современных условиях должна осуществляться в условиях новых технологий, которые нетрадиционны для современных школ. Они должны способствовать формированию технологического мышления учащихся, развивать познавательные процессы, иметь проектно-ориентированную направленность. Определяются методики уровня подготовки учащихся, обеспечивающие профессиональную мобильность, тем самым ориентируя выпускников на рынке труда.

Учитель технологии, в отличие от других, имеет возможность работать с учащимися на протяжении большей части их школьной жизни, поэтому может внести значительный вклад в подготовку своих воспитанников к осознанному выбору профессии, поможет им в выборе своей жизненной и профессиональной траектории.

Технологическое направление обучения обладает огромными возможностями для формирования профессиональных компетенций учащихся. Ведь именно на уроках технологии они имеют возможность применять в конкретных ситуациях знания и опыт, полученные при изучении других общеобразовательных предметов, осуществлять на практике профессиональные пробы при выполнении творческих проектов.

Исходя из этого можно сделать вывод, что профориентационная работа с обучающимися на уроках технологии  играет ключевую роль. Данный процесс должен проводиться целенаправленно, поэтапно, и самое главное − непрерывно. Также многое зависит от неравнодушного отношения учителя к своему предмету и ответственности за подрастающее поколение. Чтобы полностью справиться с этой задачей, нужна поддержка специалистов, которая поможет провести эффективнее комплекс мероприятий.

Литература

  1. Гавриленкова, И. В. Профессиональная ориентация как глобальная проблема человека нового тысячелетия / И. В. Гавриленкова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. – № 3. – С. 70-71;
  2. Гудкова, Е. В. Основы профориентации и профессионального консультирования / Е. В. Гудкова. – Челябинск: ЮУрГУ, 2014.
  3. Степанов, В. Г. Профориентация. Функциональная асимметрия мозга и выбор профессии: учебное пособие для вузов / В. Г. Степанов. — Москва: Академический Проект, 2017. — 448 c.
  4. Столяренко, Л. Д. Детская психодиагностика и профориентация. Учебное пособие: моногр. / Л. Д. Столяренко. − М.: Проспект, 2017;
  5. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / [П. С. Лернер, Г. Ф. Михальченко, А. В. Прудило и др.]; под ред. С. Н. Чистяковой. −3-е изд. –М.: Просвещение, 2010. –С. 159.