Статья: «Развитие познавательной активности детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольной образовательной организации»

Белова Елена Юрьевна

Аннотация: дети с особыми образовательными потребностями имеют трудности в познавательном развитии: для них характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов. Педагогам необходимо использовать специальные формы и виды деятельности, создавать условия для развития их познавательной активности.

Научная публикация на тему «Развитие познавательной активности детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольной образовательной организации» в сборнике статей VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Мой профессиональный стартап». март 2021г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx44.11 КБ
Файл 8-ya_konferentsiya_startap-2021.docx141.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Белова Е.Ю.,

Научный руководитель: к.пед.н., доцент Старовойт Н.В.

ФГАОУ ВО Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Аннотация: дети с особыми образовательными потребностями имеют трудности в познавательном развитии: для них характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов. Педагогам необходимо использовать специальные формы и виды деятельности, создавать условия для развития их познавательной активности.

Ключевые слова: познавательная активность, познавательное развитие, игра, эксперимент, наблюдение.

Abstract: children with special educational needs have difficulties in cognitive development: they are characterized by rapid depletion of attention resources, reduced memory capacity, emotional instability, and lack of intellectual motives. Teachers need to use special forms and types of activities, create conditions for the development of their cognitive activity.

Keywords: cognitive activity, cognitive development, game, experiment, observation.

Одной из важнейших задач педагогов дошкольного образования является формирование у дошкольников высокого уровня познавательной активности, которая в дальнейшем позволит им успешно проявлять себя в учебной деятельности в рамках общеобразовательной школы. Это объясняет, почему из девяти основополагающих принципов дошкольного образования, заложенных в Федеральном стандарте (ФГОС ДО), три посвящены познавательной деятельности детей [3].

Активность в педагогике предполагает проявление инициативы, осуществление действий, направленных на изменение окружающего мира и выражающихся в творческой, интеллектуальной, коммуникативной деятельности. Познавательная активность – это качество личности, проявляющееся в стремлении к познанию, определяющее устойчивый интерес к поиску новых знаний, готовность к поисковой деятельности, инициативность и самостоятельность в ней, выражающееся в положительных эмоциях и рефлексивном самоуправлении [4, с. 92]. Таким образом, можно выделить следующие основные черты познавательной активности: стремление к знаниям, проявление волевых усилий, социальная деятельность. Другими словами, познавательная активность может проявиться только вместе с другими видами активности и, как правило, под воздействием социальных факторов.

Познавательная активность проявляется через структуру следующих компонентов: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный. Совершенно очевидно, что в дошкольном возрасте данные компоненты деятельности детей еще не сформированы, что обусловливает необходимость внешнего воздействия на ребенка для развития познавательной активности. И это воздействие осуществляется со стороны взрослого: родителей, воспитателей и педагогов детского сада.

Особенностью современного этапа развития дошкольного образования является развитие инклюзивной среды, что предполагает обучение и воспитание детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), совместно с детьми, их не имеющими. Особые образовательные потребности (ООП), подразумевают определенные требования, которым должны отвечать условия образования, а также содержание, цели и задачи педагогической деятельности. Такие специальные условия должны быть созданы и для развития познавательной активности детей с ОВЗ, так как она имеет особенности [1, с. 13]:

- недостаточно развита когнитивная сфера;

- занижена или отсутствует вовсе мотивация к обучению;

- неспособность долго сосредоточиваться на новом материале: необходима частая смена видов деятельности;

- дети несамостоятельны и неинициативны.

Мыслительная деятельность детей с ООП, уровень развития которой является определяющим в проявлении и развитии познавательной активности, характеризуется сниженной конкретностью, инфантилизмом, мыслительные действия импульсивны или медлительны.

Познавательная активность детей с ООП может отличаться: у ребенка с ЗПР, например, интеллектуальные способности не соответствуют возрасту, поэтому они лучше усваивают новый материал при подключении опоры на зрительную, двигательную или слуховую память. Особенностью познавательной активности детей с ТНР является снижение познавательной деятельности, а потому необходимо максимально детализировать задачи в сфере познания, сделать материал более доступным для понимания. Это говорит о том, что познавательная активность, прежде всего, определяется особенностями нарушения психического развития, что устанавливает специфическую логику в образовательном контексте и отражается в структуре и содержании образования.

Для формирования и развития познавательной активности используются различные виды деятельности, но наиболее распространенными и эффективными являются игра, наблюдение и экспериментирование (см. рисунок 1).

Рисунок 1 – Формы познавательной активности дошкольников

Из опыта организации педагогической деятельности по развитию познавательной активности детей с ООП в МАДОУ детский сад № 46 г. Калининграда можно перечислить следующие наиболее эффективные формы:

1) занятия с учителем-дефектологом с использованием вербальных, графических, образно-двигательных знаков;

2) игры: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные и подвижные;

3) экспериментирование с природным материалом, бросовым материалом и бумагой, предметами-орудиями, посудой;

4) конструирование и моделирование по образцу (наглядно-действенное мышление), по представлению, замыслу, при ориентировке на простую схему-план с использованием элементарных символических средств.

Основные методы, используемые педагогами МАДОУ детский сад № 46 для развития познавательной активности детей с ОВЗ:

1) наглядные – рассматривание картин (живопись), специальных картинок для иерархической классификации: виды животных и растений; просмотр мультфильмов и фильмом (отдельных фрагментов) о природе в разное время года;

2) словесные (вопросы, рассказы педагога);

3) практические (обследование предметов, экспериментирование, труд в природе; дидактические игры и упражнения; сравнение, обобщение, выявление закономерностей; техническое конструирование; оперирование со счётным материалом; составление и решение математических задач).

Реализация единства требований к воспитанию и обучению ребенка в дошкольной организации и взаимодействие всех специалистов, участвующих в комплексной реабилитации ребенка с нарушениями в развитии, является ключевым условием эффективности проведения коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ и развития их познавательной активности.

Список литературы:

1. Алексеева А.Г., Сакердонова А.С. Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ во внеурочной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-2. - С. 13-15.

2. Кузьмина Г.Н., Овечкина В.Н. Дидактическая игра как средство развития психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Марийского государственного университета. - 2015. - № 2 (17). -  С. 42-44.

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) (ред. от 21.01.2019) // Российская газета. № 265. 25.11.2013.

4. Осипова С.И., Агишева Н.С. Познавательная активность как объект педагогического анализа // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». – 2016. - № 2. – С. 89-96.



Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАРТАП

 

 

Сборник статей по материалам  

VIII Всероссийской научно-практической конференции  (25 марта 2021 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород 2021 Министерство просвещения Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

(Мининский университет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАРТАП

 

 

Сборник статей по материалам  

VIII Всероссийской научно-практической конференции  (25 марта 2021 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород 2021

 

УДК 37.01(082)  

ББК 74.480.1

М 74

 

 

 

 

Рецензенты:

доктор педагогических наук, доцент К.Д. Дятлова 

доктор педагогических наук, профессор И.М. Швец 

 

 

Редакционная коллегия:

А.А. Толстенева, М.А. Картавых, И.В. Прохорова, Г.С. Камерилова,  

О.В. Голубева, Ю.Ю. Давыдова, М.А. Губарева

 

 

 

 

 

 

         Мой профессиональный стартап: сборник статей по материа

М 74         лам VIII Всероссийской студенческой научно-практической        конфренции (25 марта 2021 г.). Н. Новгород: Мининский университет,

2021. 310 с. 

       ISBN 978-5-85219-753-5 

 

В сборник включены материалы VI Всероссийской студенческой научнопрактической конференции по итогам учебной и производственной практики. Широко представлен опыт Мининского университета и вузов Российской Федерации, результаты индивидуальной и командной научно-практической деятельностиобучающихся.

 

 

УДК 37.01(082)  

ББК 74.480.1

 

 

 

 

 

 

ISBN 978-5-85219-753-5         ©Мининский университет, 2021

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Приветственное слово участникам VIII Всероссийской студенческой           

научно-практической конференции «Мой профессиональный СТАРТАП»         13

 

Секция 1. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЕ

Большова А.С.         Необходимость инноваций в педагогике         14

          

Большова А.С.         Педагогический менеджмент в образовании         15

 

Буйлов М.Б.,          Маркетинг в социальных сетях (SMM)         17

Виноградов И.Ю.          

Зимин В.А.

Исаева И.Ю.

 

Дильмухамедов Е.В.         «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта на страницах учебной лите-        

        ратуры по истории         20

 

Каркунова Е.В.         «Интеллектуальное казино» как форма проведения урока  

        или внеклассного мероприятия по русскому языку и лите-        

        ратуре         22

 

Киселева А.А.         Буккросинг как способ улучшения свободного времяпре-        

Рушева К.П.         провождения студентов         24

Щекотова А.О.          

Исаева И.Ю.

 

Кошелева М.Н.         Урок-турнир как форма систематизации и обобщения зна-        

         ний по русскому языку         27

 

Краева И.А.         Роль менеджера в управлении образованием         29

          

Краева И.А.          Тенденция развития среднего профессионального образо-        

         вания         31

 

Краева И.А.         Социально-гуманитарное образование как важнейший ре-        

         сурс российской высшей школы         32

 

Куриленко М.А.         Адаптация студентов-первокурсников к обучению в вузе         33

Кротов Н.А.          

Бобочкова Е.Ю.

 

Луц В.К.         Басни в школьном курсе литературы: анализ программ          36

          

Манкуте С.         К вопросу о методических приемах изучения фонетики на  

         уроках русского языка         38

 

Полякова И.В.         Из опыта работы со знаками препинания при вводных кон-        

         струкциях и обращениях на уроках русского языка в вось-        

        мом классе         40

 

 

 Секция 2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ, КОМПЬЮТЕРНЫЕ  

НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЕ

Гавлин О.С.         Современные инструменты и средства ИКТ в персонализа-        

        ции образования         43

 

Исаева И.Ю.         Организационные методы смешанного обучения с приме-        

        нением ИКТ         45

 

Кравцова А.А.         Развитие элементарных математических представлений          

         у детей с тяжёлыми множественными нарушениями разви-        

        тия          48

 

Мухамедова Т.А.         Решение комбинаторных задач как средство развития ло-        

         гического мышления обучающихся пятых классов          51

 

Никифоров А.В.         Задачи по теории вероятностей как средство развития ма-        

        тематической компетенции школьников         53

 

Уракова М.Н.         Развитие цифровой экономики         56

 

Секция 3. ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  

И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Александрова В.Ю.         Актуальные проблемы преподавания физической культуры  

Гуреева Е.П.         в вузах         59

Смирнова А.С.          

 

Аяшева С.К.         Педагогическая профилактика проявления экстремизма          

        среди обучающихся общеобразовательной организации         61

 

Батракова Н.В.         Игровая технология в системе обучения безопасности в  

         природной среде         64

 

Воронцов Д.А.         Решение ситуационных задач при освоении обучающимися  

Рынкова И.Ю.         опыта оказания первой помощи в курсе «Основы безопас-        

         ности жизнедеятельности»         65

 

Голубев Н.А.         Принципы использования игровых технологий в обучении  

         безопасности жизнедеятельности         67

 

Губарев А.В.         Методы закаливания в системе здорового образа жизни         69

Рода Н.В.

 

Давыдова А.А.         Формирование навыков оказания первой помощи при обу-        

        чении безопасности жизнедеятельности         72

 

Дубова А.И.         Проблемы и перспективы физического воспитания в про-        

         фессиональном образовании         74

 

Дядьченко О.А.         К вопросу о контроле знаний на уроке ОБЖ         76

 

Елкин М.С.         Методика развития у обучающихся умений и навыков  

Максимова Н.В.         обеспечения личной безопасности         80

Федотов Р.И.          

 

 

Еричева А.А.         Учебный проект «Опасности и риски химической промыш-

        ленности Нижегородской области»          82

 

Заикина Е.И.         Проблемные задания как деятельностный компонент со-        

Мартина Е.А.         держания школьного курса «основы безопасности жизне-        

Довранов М.         деятельности»         84

 

Кузнецова Ю.С.         Тренинговая технология в организации активного отдыха  

         детей на природе         86

 

Лужкова Е.А.         Маркетинговые исследования особенностей фитнес-клубов  

        Нижегородской области         88

 

Рыбаева А.И.         Йога как образ жизни         92

Макарова А.А.          

Янович Д.М.

Бобочкова Е.Ю.

 

Седова М.А.         Формирование двигательных действий у детей с детским  

        церебральным параличом на примере дистационных заня-        

        тий         94

 

Смолянкина Е.С.         Разработка мероприятий по теме «Опасное влияние средств  

        мобильной связи на организм человека»         97

 

Тоторина А.М.         Цифровизация в обучении безопасности жизнедеятельно-        

        сти         101

 

Федотов Н.Е.         Военно-патриотическое воспитание в курсе «Основы без-        

         опасности жизнедеятельности»          103

 

Шутова В.А.         Содержание образования в области безопасности жизнеде-        

         ятельности как динамичная категория         105

 

 

Секция 4. ПСИХОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА,  

ДОШКОЛЬНОЕ И НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

Андросова Е.А.         Обучение младших школьников управлению школьным  

        стрессом         108

 

Арташина Е.В.          Эннеаграмма как способ общения между студентами         110

Сергеева Т.Д.          

Исаева И. Ю.

 

Багрянская Е.С.         Исследование проблемы адаптации ребенка в детском саду         112

          

Байкова А.С.         Развитие памяти в процессе обучения младших школьни-        

         ков         116

 

Байкова А.С.         Особенности развития памяти младших школьников         117

          

Батырева А.А.         Методические основы развития когнитивных способностей  

         у детей дошкольного возраста         120

 

 

Белова М.Н.         Особенности формирования экологической ответственно-

         сти у детей дошкольного возраста         122

 

Богомолова А.С.         Возможности педагогического проекта в развитии          

         игрового взаимодействия дошкольников         124

 

Большакова В.С.         Формирование семейных ценностей как задача духовно-        

        нравственного воспитания дошкольников         127

 

Большова А.С.         Использование информационных коммуникационных тех-        

         нологий в дошкольном образовании         130

 

Борецкая А.Р.         Формирование         благоприятного         социально-        

         психологического климата в начальной школе         132

 

Бугаева А.С.         Возможности совместной досуговой деятельности старших  

         дошкольников и родителей в формировании ценностного  

        отношения к семье         134

 

Вождаева А.В.         Взаимосвязь этнической идентичности и толерантности  

         личности в юношеском возрасте         136

 

Высочина Н.О.         Формирование представлений о цветовой гармонии у детей  

         младшего школьникого возраста на занятиях кружка деко-        

        ративно-прикладного искусства         139

 

Гагарина Н.Ю.         Теоретические основы менеджмента в сфере образования         142

          

Галлямутдинова А.Г.         Изобразительная деятельность как средство развития эмо-        

         циональной сферы детей дошкольного возраста         144

 

Горькова Г.С.         Возможности географии в обогащении представлений де-        

         тей дошкольного возраста         146

 

Грибкова Ж.Б.         Внутренний контроль как инструмент повышения качества  

         дошкольного образования         148

 

Дребот Н.Р.         Развитие саморегуляции старших дошкольников на заняти-        

         ях по психогимнастике         150

 

Дудкина И.В.         Робототехника в ДОО         153

          

Жиленко В.С.         Природоведческие экскурсии как средство развития позна-        

         вательного интереса младших школьников         154

 

Зуева Н.А.         Формирование коммуникативных универсальных учебных  

         действий на уроках английского языка в начальной школе с  

        помощью ролевых игр         156

 

Комар А.А.         Дидактические игры как средство развития цветовосприя-        

        тия у детей дошкольного возраста          159

 

Копелева В.В.         Педагогические условия адаптации ребенка младшего до-        

         школьного возраста к детскому саду         161

 

Красавина О.К.         Развитие творческого воображения младших школьников

         на уроках музыки         163

 

Красавина О.К.         Изобразительная деятельность как средство психологиче-        

         ской коррекции тревожности у младших школьников         166

 

Кузнецова М.Ю.         Профилактика конфликтного поведения детей среднего  

        дошкольного возраста         169

 

Кушакова Ю.В.         Внедрение творческих домашних заданий на уроках лите-        

         ратурного чтения: эмпирическое исследование         171

 

Лепина И.П.         Использование бросового материала в контексте экологи-        

         ческого воспитания детей дошкольного возраста         176

 

Лыкова П.О.         Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного  

         возраста в образовательном пространстве детского сада         178

 

Мезенцева Т.Н.         Влияние гаджетов на уровень тревожности детей дошколь-        

        ного возраста         180

 

Нурбулатова А.Д.         Проблема познавательного развития детей в условиях до-        

         школьного образовательного учреждения         183

 

Пеканова Д.И.         Дидактические игры как средство развития экологической  

         культуры младших школьников          185

 

Романова Г.В.         Современное понимание сущности и значения готовности  

        детей к школьному обучению          186

 

Рыжих К.В.         Значение и место степ-аэробики в процессе физического  

         развития дошкольников         189

 

Сапегина А.С.         Развитие игровой активности старших дошкольников в  

         совместной игровой деятельности с родителями         192

 

Склярова Н.В.         Педагогические условия развития воображения у детей 4-5  

         лет         194

 

Смирнова А.Е.         Развитие познавательного интереса у детей младшего  

        школьного возраста к истории и культуре родного города         197

 

Сычева К.Д.         О формировании познавательного интереса обучающихся  

         на уроках русского языка посредством применения дидак-        

        тических игр         200

 

Тропынина К.А.         Ознакомление детей дошкольного возраста с книжной гра-        

         фикой         202

 

Цаплина Е. Д.         Маскотерапия на занятиях психологической коррекции с  

         детьми младшего школьного возраста         204

 

Цаплина Е. Д.         Обучение пению младших школьников на основе экологи-        

        ческого подхода         206

 

Швецова Е.Н.         Повышение педагогической компетентности педагогов в

         области литературного образования дошкольников         210

 

Шершнева Е.А.         Развитие творческих способностей младших школьников  

        на занятиях кружка мягкой игрушки         212

 

Шибакова Е.И.         Лэпбук как средство развития познавательного интереса  

         детей среднего дошкольного возрастабк народной глиня-        

        ной игрушке         214

 

Шулкина Д. Н.         Необходимость работы педагогов детского сада с родите-        

         лями воспитанников         217

 

Шутова О.С.         Педагогические условия формирования здоровьесберега-        

         ющей компетенции педагогов дошкольного образования         219

 

Ярчак А.И.         Особенности формирования полоролевой идентификации  

Мордвинова А.Д.         детей старшего дошкольного возраста          222

          

Ясюкович К.И.         Творческие задания как средство развития экологической  

        грамотности младших школьников          224

 

 

Секция 5. СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ 

Банникова Т.Д.         Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными воз-        

         можностями здоровья         228

 

Белова Е.Ю.         Развитие познавательной активности детей с особыми об-        

                                           разовательными потребностями в условиях дошкольной  

        образовательной организации         230

 

Бельтюгова М.Г.         Состояние организации и ресурсы дистанционного психо-        

         лого-педагогического сопровождения детей с ООП в Кали-        

        нинградской области         233

 

Захарова Э.А.         Эмоция и патологический аффект         236

          

Карасева Т.З.         Особенности слухового восприятия детей-аутистов         239

 

Рожко Т.М.         Особенности развития активного словаря дошкольников          

         с задержкой психического развития         241

 

 

Секция 6. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ 

Багрянская Е.С.         Исследование критериев выбора товаров обучающимися,  

Королёва А. Р.         необходимых для проведения уроков технологии          244

Булганина А.Е.          

Туйнова Л. М.

 

Багрянская Е.С.         Повышение требований профессиональных стандартов как  

         механизм развития профессионального образования          247

 

 

 

Базулин А.М.         Метод проектов на занятиях по образовательной робото-

         технике         249

 

Булганина А.Е.         Критерии выбора летних платьев и анализ требований к  

         технологии пошива молодежью          252

 

Гагарина Н.Ю.         Инновационные методы профессионального обучения         256

          

Гриценко А.Н.         Личностно-профессиональное развитие педагога         257

 

Гриценко А.Н.         Профессиональная подготовка и профессиологическое  

        структурирование         259

 

Гриценко А.Н.         Управленческо-педагогическая деятельность в профессио-        

        нальном образовании         261

 

Александрова В.Ю.         Формирование среды профессионального самоопределения  

Гуреева Е.П.          в школах         262

Смирнова А.С.          

 

Гусев Е.Н.         Методическая деятельность педагога         265

          

Гусев Е.Н.         Роль педагога в становлении личности студента         267

          

Гусев Е.Н.         Развитие проектного мышления студентов         269

          

Зиновьев О.А.         Педагогическое мастерство педагога профессионального  

         обучения         271

 

Зиновьев О.А.         Исследование профессиональной педагогики как науки         273

 

Зиновьев О.А.         Правовая деятельность в образовательном пространстве         275

 

Кондратюк А.В.         Лего-конструирование как инструмент формирования ос-        

Никитина К.А.         нов инженерного мышления для детей дошкольного воз-        

Шишменева А.А.         раста         276

 

Королёва А. Р.         Исследование требований студентов к дизайну и техноло-        

Булганина А.Е.         гиям декорирования одежды         279

Багрянская Е.С.           

Туйнова Л. М.

 

Мартысевич В.В.         Развитие технологического образования в современной  

Шишменёва А.А.          школе         281

Никитина К.А.          

 

Никитина К.А.         Образовательные возможности технопарка «Кванториум»          

Мартысевич В.В.         в Нижнем Новгороде         284

Кондратюк А.В.

 

Полянина Е.А.         Предпринимательство - это просто!         286

Королева А.Р.          

Гончаров Н.О.

 

 

Сидоров А.Н.         Рынок образовательных услуг         288

          

Смирнова А.С.         К вопросу о технологическом образовании         291

Гуреева Е.П.          

Александрова В.Ю.

 

Смирнова Ю.А.         Теоретические аспекты профориентационной работы в  

         школах         293

 

Сухарева Ю.С.         Исследование рынка услуг оказываемых ателье         295

 

Торовина Е.А.         Обеспечние безопасности работников при работе с библио-        

         течным фондом         296

 

Филиппова А.А.         Проблема дополнительного места учёбы и отдыха в уни-        

Гусева А.А.         верситете         300

Комардина М.А.          

Гавлин О.С.

 

Цапин Д.Д.         Основные аспекты инвестиционной программы газоснаб-        

         жения села         302

 

Шишменева А.А.         Применение инновационных методов на уроках техноло-        

Мартысевич В.В.         гии         306

Кондратюк А.В.          

 

Заключительное слово         309

         

Оргкомитет VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции

«МОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАРТАП»

 

Толстенева А.А. – д.п.н., профессор, и.о. проректора по учебно-методической деятельности ФГБОУ «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» - председатель Оргкомитета;

 

Картавых М.А. – д.п.н., доцент, зав. кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» - зам. председателя Оргкомитета;

 

Прохорова И.В. – к.п.н., зам. директора института непрерывного образования ФГБОУ

ВО НГПУ им. К. Минина – член Оргкомитета;

 

Камерилова Г.С. – д.пед.н., профессор кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» – член Оргкомитета;

 

Попова Л.В. – д.п.н., доцент, ведущий научный сотрудник Музея Землеведения ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» - член Оргкомитета;

 

Самерханова Э.К. – д.п.н., профессор, декан факультета естественных, математических и компьютерных наук ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» – член Оргкомитета;

 

Хуснутдинова З.А. – д.м.н., профессор, зав. кафедрой охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» – член Оргкомитета;

 

Абрамова С.В. – д.п.н., зав. кафедрой БЖ ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет» - член Оргкомитета;

 

Агеева Е.Л. – к.б.н., доцент кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» - член Оргкомитета;

 

Акимова Л.А. - к.п.н., зав. кафедрой безопасности жизнедеятельности, физической культуры и методики обучения безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» – член Оргкомитета;

 

Беляева Т.К. – к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» – член Оргкомитета;

 

Васина О.Н. - к.п.н., доцент кафедры биологии и биохимии Педагогического института им. В.Г. Белинского ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» – член Оргкомитета;

 

Воробьев Н.Б. – к.психол.н., зав. кафедрой теоретических основ физической культуры ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»

– член Оргкомитета;

 

Гафнер В.В. – к.пед.н. доцент, зав. кафедрой безопасности жизнедеятельности

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» – член Оргкомитета;

 

Гильманова Г.Р. – к.б.н., начальник учебно-методического управления ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»  – член Оргкомитета;

 

Голубева О.В. – к.пед.н., доцент кафедры технологий сервиса и технологического образования ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.

Минина» – член Оргкомитета;

 

Давыдова Ю.Ю. – к.б.н., доцент, зав. кафедрой биологии, химии и биологохимического образования ФГБОУ «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»– член Оргкомитета;

 

Мялкина Е.В. - к.п.н., проректор по экономике и развитию ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта» – член Оргкомитета;

 

Филатова О.М. – к.п.н., доцент кафедры биологии и биохимии Педагогического института им. В.Г. Белинского ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» – член Оргкомитета;

 

Хапаева С.С. – к.п.н., доцент кафедры теории и методики профессионального обучения ГОУ ВО «Московский государственный областной университет» - член Оргкомитета;  

 

Губарева М.А. – к.п.н., доцент кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» – член Оргкомитета.

Приветственное слово участникам  

VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции  

«Мой профессиональный СТАРТАП»

 

Уважаемые участники и гости конференции!

Компетентностный формат современного высшего образования выдвигает на первый план деятельностную составляющую образовательного процесса. Включение будущих бакалавров, специалистов, магистров в разнообразные виды деятельности, предусмотренные Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, позволяет им более полно освоить им профессиональные компетенции, в том числе и в ходе учебных и производственных практик, современных образовательных событий.

В Мининском университете организуются различные форматы образовательных событий, которые позволяют студентам реализовать и продемонстрировать итоги своей работы. Наряду с научно-исследовательскими семинарами, проектными сессиями, форумами, для обсуждения будущими бакалаврами, специалистами, магистрами актуальных проблем профессионального становления организована Всероссийская дискуссионная площадка конференции.  

Для обучающихся российских вузов стало уже традицией представлять результаты индивидуальной и коллективной научно-практической деятельности в конце каждого учебного года на платформе Всероссийской научно-практической конференции «Мой профессиональный стартап». Ежегодно расширяется география участников, спектр обсуждаемых научных проблем, тематика практико-ориентированных проектов.  

Желаю всем участникам конференции плодотворной работы, новых учебных и профессиональных стартапов!

 

И.о. проректора по учебно-методической деятельности

        Мининского университета, д.п.н., профессор                                    А.А. Толстенева 

 

5. СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ  

В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Белова Е.Ю.,

Научный руководитель: к.пед.н., доцент Старовойт Н.В. Балтийский федеральный университет им. Им. Канта 

 

Аннотация: дети с особыми образовательными потребностями имеют трудности в познавательном развитии: для них характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов. Педагогам необходимо использовать специальные формы и виды деятельности, создавать условия для развития их познавательной активности.

Ключевые слова: познавательная активность, познавательное развитие, игра, эксперимент, наблюдение.

 

Abstract: children with special educational needs have difficulties in cognitive development: they are characterized by rapid depletion of attention resources, reduced memory capacity, emotional instability, and lack of intellectual motives. Teachers need to use special forms and types of activities, create conditions for the development of their cognitive activity.

Keywords: cognitive activity, cognitive development, game, experiment, observation.

 

 

Одной из важнейших задач педагогов дошкольного образования является формирование у дошкольников высокого уровня познавательной активности, которая в дальнейшем позволит им успешно проявлять себя в учебной деятельности в рамках общеобразовательной школы. Это объясняет, почему из девяти основополагающих принципов дошкольного образования, заложенных в Федеральном стандарте (ФГОС ДО), три посвящены познавательной деятельности детей [3].

Активность в педагогике предполагает проявление инициативы, осуществление действий, направленных на изменение окружающего мира и выражающихся в творческой, интеллектуальной, коммуникативной деятельности. Познавательная активность – это качество личности, проявляющееся в стремлении к познанию, определяющее устойчивый интерес к поиску новых знаний, готовность к поисковой деятельности, инициативность и самостоятельность в ней, выражающееся в положительных эмоциях и рефлексивном самоуправлении [4, с. 92]. Таким образом, можно выделить следующие основные черты познавательной активности: стремление к знаниям, проявление волевых усилий, социальная деятельность. Другими словами, познавательная активность может проявиться только вместе с другими видами активности и, как правило, под воздействием социальных факторов.

Познавательная активность проявляется через структуру следующих компонентов:

мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный. Совершенно очевидно, что в дошкольном возрасте данные компоненты деятельности детей еще не сформированы, что обусловливает необходимость внешнего воздействия на ребенка для развития познавательной активности. И это воздействие осуществляется со стороны взрослого: родителей, воспитателей и педагогов детского сада.  

Особенностью современного этапа развития дошкольного образования является развитие инклюзивной среды, что предполагает обучение и воспитание детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), совместно с детьми, их не имеющими. Особые образовательные потребности (ООП), подразумевают определенные требования, которым должны отвечать условия образования, а также содержание, цели и задачи педагогической деятельности. Такие специальные условия должны быть созданы и для развития познавательной активности детей с ОВЗ, так как она имеет особенности [1, с. 13]:

  • недостаточно развита когнитивная сфера;
  • занижена или отсутствует вовсе мотивация к обучению;
  • неспособность долго сосредоточиваться на новом материале: необходима частая смена видов деятельности;
  • дети несамостоятельны и неинициативны.

Мыслительная деятельность детей с ООП, уровень развития которой является определяющим в проявлении и развитии познавательной активности, характеризуется сниженной конкретностью, инфантилизмом, мыслительные действия импульсивны или медлительны.

Познавательная активность детей с ООП может отличаться: у ребенка с ЗПР, например, интеллектуальные способности не соответствуют возрасту, поэтому они лучше усваивают новый материал при подключении опоры на зрительную, двигательную или слуховую память. Особенностью познавательной активности детей с ТНР является снижение познавательной деятельности, а потому необходимо максимально детализировать задачи в сфере познания, сделать материал более доступным для понимания. Это говорит о том, что познавательная активность, прежде всего, определяется особенностями нарушения психического развития, что устанавливает специфическую логику в образовательном контексте и отражается в структуре и содержании образования.

Для формирования и развития познавательной активности используются различные виды деятельности, но наиболее распространенными и эффективными являются игра, наблюдение и экспериментирование (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Формы познавательной активности дошкольников

 

Из опыта организации педагогической деятельности по развитию познавательной активности детей с ООП в МАДОУ детский сад № 46 г. Калининграда можно перечислить следующие наиболее эффективные формы:

  1. занятия с учителем-дефектологом с использованием вербальных, графических, образно-двигательных знаков;
  2. игры: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, строительноконструктивные и подвижные;
  3. экспериментирование с природным материалом, бросовым материалом и бумагой, предметами-орудиями, посудой;
  4. конструирование и моделирование по образцу (наглядно-действенное мышление), по представлению, замыслу, при ориентировке на простую схему-план с использованием элементарных символических средств.

Основные методы, используемые педагогами МАДОУ детский сад № 46 для развития познавательной активности детей с ОВЗ:

  1. наглядные – рассматривание картин (живопись), специальных картинок для иерархической классификации: виды животных и растений; просмотр мультфильмов и фильмом

(отдельных фрагментов) о природе в разное время года;  

  1. словесные (вопросы, рассказы педагога);
  2. практические (обследование предметов, экспериментирование, труд в природе; дидактические игры и упражнения; сравнение, обобщение, выявление закономерностей; техническое конструирование; оперирование со счётным материалом; составление и решение математических задач).

Реализация единства требований к воспитанию и обучению ребенка в дошкольной организации и взаимодействие всех специалистов, участвующих в комплексной реабилитации ребенка с нарушениями в развитии, является ключевым условием эффективности проведения коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ и развития их познавательной активности.

Список литературы:

  1. Алексеева А.Г., Сакердонова А.С. Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ во внеурочной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-2. - С. 13-15.
  2. Кузьмина Г.Н., Овечкина В.Н. Дидактическая игра как средство развития психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Марийского государственного университета. - 2015. - № 2 (17). -  С. 42-44.
  3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) (ред. от 21.01.2019) // Российская газета. № 265.

25.11.2013. 4. Осипова С.И., Агишева Н.С. Познавательная активность как объект педагогического анализа // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». – 2016. - № 2. – С. 89-96.

 

СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕСУРСЫ ДИСТАНЦИОННОГО  

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ  

ДЕТЕЙ С ООП В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Бельтюгова М.Г.,

Научный руководитель: к.пед.н., доцент Митина Ю.С.,

Балтийский федеральный университет им. Им. Канта

 

Аннотация. В статье представлен подробный отчёт о состоянии организации и ресурсах дистанционной формы обучения детей с особыми образовательными потребностями в Кали-

нинградской области. 

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с особыми образовательными потребностями, дистанционное обучение.