Сравнительная характеристика ООП "Истоки", "Детский сад - дом радости", "Радуга"

Носова Юлия Викторовна

Презентация содержит краткие сравнительные характеристики по основным параметрам ООП для детей дошкольного возраста. Работа выполнена в рамках практического задания на занятии НГПУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_3_programm.pptx2.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доклад по дисциплине: Разработка и реализация основной образовательной программы дошкольного образования Выполнил магистрант группы 4.071.1.20 Носова Ю.В. Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование Профиль: Научно-методическое обеспечение образовательного процесса в дошкольной образовательной организации Форма обучения: Заочная Научный руководитель: Наталья Александровна Кузь Новосибирск 2021 МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ДЕТСТВА КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 4

Цели реализации Программы : обеспечение полноценного, разностороннего развития личности каждого ребенка от рождения до 7 лет; формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, их социализации и индивидуализации.

Слайд 5

«Истоки» — это программа, разработанная в 1998 году Научно-исследовательским институтом дошкольного образования имени А.В. Запорожца (Москва) и переработанная в 2014 году Государственным бюджетным научным учреждением «Московский институт развития образования» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к современному образовательному курсу. Программа разрабатывалась и совершенствовалась авторским коллективом педагогов, психологов и методистов: Алиевой Т.И., Арнаутовой Е.П., Васюковой Н.Е., Урадовских Г.В. и др. под руководством доктора педагогически наук Л.А. Парамоновой. Авторы проекта за разработку системы инновационного программно-методического обеспечения дошкольного этапа образования стали Лауреатами правительственной премии в области образования.

Слайд 6

Содержательный компонент программы ориентируется на три этапа развития детей: ранний возраст (от рождения до 3 лет); младший дошкольный период (с 3 до 5 лет); старший дошкольный возраст (с 5 до лет). В каждом из этих этапов выделяется тип ведущей деятельности, на который опирается образовательный процесс.

Слайд 7

Программа «Истоки» нацелена на формирование личности дошкольника с учётом его психологического возраста. То есть предполагает некоторые несовпадения с возрастом физическим и поэтому не просто наполняет малыша объёмами информации для последующего обучения в школе, а даёт возможность осваивать умения и навыки, способы получения знаний соответствующие возрасту ребёнка. Структура программы состоит из базового и вариативного компонента, методология выполнение каждого из которых может дополняться или перерабатываться в соответствии с образовательным направлением ДОУ. При этом неизменным остаётся требование мониторинга реализации целей и задач «Истоков», проводимого ежегодно.

Слайд 8

Вариативная часть Данный раздел подразумевает свободу педагога в выборе средств для достижения поставленных целей, а также возможность корректировать содержание учебно-воспитательного процесса с учётом условий работы конкретного ДОУ. Так, например, если детский сад работает и с детьми с ограниченными возможностями, то есть реализует инклюзивный подход в образовании, то выбор приёмов на занятиях должен осуществляться с учётом этого направления (больше словесных, наглядных способов изложения материала).

Слайд 9

Основной акцент познавательной деятельности детей делается на пробуждение интереса к явлениям природы. Лейтмотив программы состоит в отказе от монологической педагогики к диалогу взрослого и ребёнка, детей между собой, педагогов и родителей. Учебно-воспитательный вектор направлен в сторону цельного развития личности малыша и не ограничивается подготовкой к школе. Основная идея «Истоков» — обогащение развития личности, а не акселерация, то есть вызываемое искусственно ускорение.

Слайд 10

В группах и на территории детского сада должны быть созданы развивающие предметные зоны, акцентирующие внимание на природе. Например, с помощью размещения в зимнем саду плодоносящего лимонного дерева или яркого попугая в живом уголке. При этом все объекты природы должны быть размещены так, чтобы дети могли созидать, экспериментировать с ними. Программой «Истоки» уделяется много внимания художественно-эстетическому развитию детей. Поэтому рисунки, аппликации, поделки — обязательный элемент образовательного процесса. При этом для осуществления диалога с родителями и реализации задач морально-нравственного, патриотического воспитания, уважения традиций воспитатель предлагает совместное с детьми выполнение проектов.

Слайд 14

Цель реализации программы — содействие развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности. Программа учитывает 4 возрастные группы: вторая младшая средняя старшая подготовительная к школе

Слайд 15

Идея программы «Детский сад – дом радости» начала разрабатываться и внедряться около 25 лет тому назад. Программа целостного комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности» получила в 2004 году ГРИФ МО РФ «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации» Решение от 13 октября 2004 года.

Слайд 16

Развивающая среда групп " Детского сада - дома радости " немного отлична от среды других программ. В группе есть экологическое окно отражающее экосистему. Оно содержит : воздух, воду, землю с растущими на ней травами, кустарниками, деревьями. На него, в соответствии с технологией, выставляются силуэты представителей фауны и ведется работа по обогащению знаний детей о том или ином животном. Имеются в группе тематические полочки :"Будущей постройки","регионального компонента","России","миров", "ассоциативного мышления","технической игрушки" и др.

Слайд 17

Особенность НМС есть и в приеме детей. Она состоит в том, что прием детей прописан по времени. Соотнеся пожелания, возможности родителей, воспитатели так строят график приема детей, чтобы с каждым ребенком была возможность проведения индивидуальной работы. Ведь кому - то достаточно сказать один раз и он это усвоит, а кому-то несколько раз. Дело в том, что в соответствии с Технологией занятие проводится только тогда, когда 70% детей усвоили материал, который будет обобщен на занятии. В итоге проведенной индивидуальной работы к занятию, дети знают весь материал и чувствуют себя уверенными, а успешность детей в познании создает мощный психологический стимул.

Слайд 18

Главный персонаж технологии во второй младшей, средней группе - мишка, в старшей и подготовительной к школе группе - незнайка. Персонажи отражают саму суть детей данного возраста. Мишка - недотепа, дети всегда ему все объясняют, Незнайка - ничего не знает, дети его учат. Герои присутствуют в группе каждый день, дети их очень любят, потому что с ними всегда происходят забавные ситуации.

Слайд 19

Методика «5 пальцев». Благодаря ей, каждый воспитанник учится концентрировать усилия для достижения цели — как результата каждого вида деятельности. Деятельность рассматривается как модель —система из пяти компонентов: задумки, материала, инструментов, порядка действия и результата. Данная методика " 5 пальцев" положена в основу разработанного алгоритма содействия овладению ребенком каждым видом деятельности, будь то игра, труд или учеба и назван Н. М. Крыловой "Лесенкой успеха". в программе много таких режимных моментов, каких не встретишь в других программах.Это : "минутка тишины" и "минутка шалости", опробование, "мамины и папины" занятия и др.

Слайд 20

В настоящее время Технология издана в 64 томах (18 — для воспитателей младшей группы, 10 — для средней, 18 — для старшей, 18 — для подготовительной к школе группы).

Слайд 22

Комплексный образовательный проект «Радуга» был впервые внедрён в практику в 1989 году. Авторами разработки являются

Слайд 23

Для детей от 2 месяцев до 8 лет с разным уровнем нормативного развития в условиях дошкольной образовательной организации, организации работы с детьми от 2 месяцев до 8 лет с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающимися и обучающимися в условиях дошкольной ступени инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации Программа «Радуга» ориентирует образовательную организацию на достижение следующих общих ключевых целей: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни; содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка; обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Слайд 24

Возрастные характеристики детей по программе«Радуга» 2м.- 1 год- «Очаровательные малыши» 1-2 года- «Непоседы» 2-3 года- «Думаю, действуя» 3-4 года- «Ясам!» 4-5 лет- «Любознательные Почемучки» 5-6 лет- «Уже большие» 6-8 лет- «Мечтатели, помощники, будущие ученики» В каждом возрасте представлен в виде Ключа возраста, в котором отражены характеристики эмоций, восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, деятельности, сознания, определенному возрастному этапу

Слайд 25

Основные формы реализации Программы «Радуга» Младенческий возраст (2 месяца — 1 год) ситуативно-личностное со взрослым, манипулирование познавательно-исследовательские действия, сенсорное восприятие, формирующаяся речевая активность, двигательная активность Ранний возраст (1—3 года) ребёнок осваивает различные формы орудийной деятельности, расширяется предметно-манипулятивная игра как форма познавательной активности, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), ситуативно - личностное общение со взрослым, совместные игры и общение со сверстниками, двигательная активность, восприятие произведений искусства (изобразительного, музыкального), литературы Дошкольного возраста (3—8 лет) характерными являются игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность, у них формируются основы учебной и трудовой деятельности, совершенствуются и дифференцируются активности, восприятие произведений искусства (изобразительного, музыкального), литературы

Слайд 26

Коррекционная работа Организация коррекционной/инклюзивной работы Содержание коррекционной работы в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Содержание коррекционной работы в образовательной области «Познавательное развитие» Содержание коррекционной работы в образовательной области «Речевое развитие» Содержание коррекционной работы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Содержание коррекционной работы в образовательной области «Физическое развитие»

Слайд 27

Особенности организации жизни детей в ДОО Нормы жизни группы одним из важных условий психологического комфорта является наличие понятных и единых для всех правил жизни группы Традиции жизни группы и праздники : «Утро радостных встреч» Традиция «Сладкий вечер» («Сладкий час»). Традиционными общими праздниками являются: три сезонных праздника на основе народных традиций и фольклорного материала: осенний праздник урожая, праздник встречи или проводов зимы, праздник встречи весны; общегражданские праздники — Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день. Традиции-ритуалы: общегрупповой ритуал утреннего приветствия «Круг хороших воспоминаний», «Для всех, для каждого», День рождения. Стиль жизни группы: Индивидуальный подход понимается как целенаправленное, осознанное выстраивание педагогами пространства свободы и выбора, предоставленного Ребёнку. Культура поведения взрослых направлена на создание условий для реализации собственных планов, замыслов, стремлений детей Интерьер группы: для детей дошкольного возраста в организации предпочтительна окраска стен в светлые пастельные тёплые тона. Интерьер группы не должен быть слишком ярким и пёстрым. Цвет натурального дерева, плетёная игровая мебель, натуральные ткани создают более спокойную и гармоничную атмосферу.

Слайд 28

Рекомендации по организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания, разновозрастных группах Приоритетом в работе групп кратковременного пребывания является обеспечение обстановки психологического комфорта. Перечислены общие принципы организации образовательного процесса в группе кратковременного пребывания. В разновозрастных группах рекомендуется детей, достигших 4,5 лет на начало учебного года, т. е. на 1 сентября, помещать в старшую разновозрастную группу. Таким образом, в дошкольной образовательной организации будут существовать минимально группы — младшая (от 2 до 4,5 лет) и старшая (от 4,5 до 6 лет). Перечислены общие принципы построения взаимодействия старших детей с более младшими