Курсовик потребности личностного роста

Усачёва Елена Сергеевна

Курсовик потребности личносного роста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovik_potrebnosti_lichnostnogo_rosta_1.docx168.02 КБ

Предварительный просмотр:

Становление у детей младшего школьного возраста потребности личностного роста. Шкала оценки потребности в достижении.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТНОГО
РОСТА
        6

1.1 Развитие личности в младшем школьном возрасте        6

1.2 Характеристики личностного развития младших школьников        13

1.3 Потребность в личностном росте у детей младшего школьного
возраста        18

2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЛИЧНОСТНОМ РОСТЕ        22

2.1 Характеристика процедуры, выборки и методов исследования        22

2.2 Анализ результатов констатирующего исследования потребности личностного роста в экспериментальном и контрольном классе        23

2.3 Формирующий эксперимент        25

2.4 Анализ результатов контрольного исследования        27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        31

ПРИЛОЖЕНИЕ        35


ВВЕДЕНИЕ

Проблема личностного роста всегда является актуальной для каждого человека, так как процесс самосовершенствования либо стихийно, либо целенаправленно идет постоянно. Личность является системообразующим фактором. На разных этапах жизни человека, он неизбежно сталкивается с новыми требованиями социума, кризисами развития, взрослением. Взросление человека сопровождается возрастными кризисами, связанными с новым этапом социализации (приобщение к нормам общества). Так ребенок на разных этапах развития испытывает все новые требования к своему нравственному, интеллектуальному развитию, приобретая новый статус (переход в новый класс). Вместе с тем у самого индивида с ранних лет имеет место характер.

Формирование личности человека в общих чертах заканчивается к юношескому возрасту. Это не означает, что далее личность остается неизменной до старости, но после того, как ее основы  заложены, для изменения требуются значительные внешние или внутренние потрясения, способные привести человека к переосмыслению своего мировоззрения. В детском возрасте личность чрезвычайно податлива и подвержена как положительному, так и отрицательному влиянию социальной среды. У младшего школьника еще нет устойчивых ориентиров, позволяющих ему отличить плохое от хорошего, именно поэтому на этапе начального формирования личности важно заложить тот базис, на котором разовьется в дальнейшем зрелая, гармоничная личность.

Развитие личности ребенка в учебно-воспитательном процессе, его индивидуальных особенностей внутри каждого возрастного периода - потребностей и интересов, склонностей и способностей, самооценки и самосознания, установок, жизненных и ценностных ориентаций - задача чрезвычайно сложная, имеющая как теоретический, прикладной, так и практический характер .

В последние годы отмечается интенсивный исследовательский поиск в области создания в школе воспитательного пространства как механизма развития личности школьника. Исследователи в сфере воспитания ищут адекватные подходы, пути и методы. Понятийно-терминологический аппарат педагогики расширяется и наполняется новым содержанием. Все это, в конечном итоге, приводит к существенным изменениям воспитательной практики, в частности к разнообразию психолого-педагогических средств работы образовательных учреждений .

Значительная роль в организации оптимального воспитательного пространства в школе принадлежит школьному психологу, который не только сам владеет необходимыми знаниями, умениями и навыками работы с детьми, но и способен передать эти знания педагогическому коллективу, выделив моменты каждого возрастного периода, нуждающиеся в особенно пристальном внимании.

Изучением развития личности человека, ее роста, его закономерностей и критериев занимались такие зарубежные и отечественные ученые, как К. Роджерс, Ф. Перлз, К. Витакер, К.Левин, А. Маслоу, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев и др.

Исследованием роли воспитания в формировании личности детей и подростков в разные годы занимались А.В. Мудрик, Н.Е. Щуркова, В.Г.Бочарова, Е.В. Бондаревская, В.А. Петровский, И.М. Таланчук и др. Несмотря на значительное количество работ, посвященных изучению развития личности детей, крайне незначительное внимание уделено проблеме развития потребности личностного роста у детей младшего школьного возраста.

Проблема в настоящем исследовании заключается в неопределенности психологических средств изучения потребности личностного роста и развития ребенка. В связи с выявленной проблемой была сформулирована цель, объект, предмет и гипотезы исследования.

Объект исследования: потребность личностного роста.

Предмет исследования: психологические факторы развития потребности личностного роста у детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: определить психологические факторы развития потребности личностного роста у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1.    На основании анализа психологической литературы определить сущность понятий «личность», «индивидуальность», «личностный рост», а также структуру личности и особенности ее развития у детей младшего школьного возраста;

2.    Подобрать психологические методы диагностики потребности личностного роста у младших школьников;

3.    Осуществить формирующий эксперимент по актуализации потребности личностного роста у младших школьников;

4.    Провести исследование потребности личностного роста у младших школьников;

5.    Проанализировать результаты исследования и сделать выводы по изучению и развитию потребности личностного роста у младших школьников.

Методы исследования:

- организационный метод (сравнительный);

- эмпирический метод (Шкала оценки потребности в достижении);

- интерпретационный метод.

Выборку исследования составили 20 учащихся двух третьих классов (по 25 человек в классе) на базе МОУ СОШ № 73 г. Пензы, среди которых 10 девочек и 10 мальчиков в возрасте 8-9 лет. Один класс был экспериментальным и в нем осуществлялся формирующий эксперимент, другой класс – контрольный.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

1.1 Развитие личности в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст (7-11 лет) не является возрастом решающих сдвигов в развитии личности (каким например является подростковый), тем не менее в этот период достаточно заметно происходит формирование личности. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, поскольку меняется ведущая деятельность. Складываются новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), ребенок включается в целую систему коллективов (в общешкольный, классный, в малые группы, в них существующие). Включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьезных требований к ученику, заставляет его подчинить свою жизнь строгой организации, регламентации и режиму. Все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к окружающей действительности, другим людям, к учению и связанным с ним обязанностями, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, определяет развитие способностей.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от I к IV классу. Моральные знания и суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными. Если моральные суждения учащихся I-II классов основаны на опыте собственного поведения, на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей, которые дети часто повторяют, не всегда задумываясь, то учащиеся III-V классов, помимо опыта собственного поведения (который, естественно, обогащается) и указаний старших (они воспринимаются теперь более осознанно), пытаются анализировать опыт других людей. Значительно большее влияние приобретают чтение художественной литературы, просмотр кинофильмов. Также формируется и моральное поведение. Дети совершают моральные поступки, чаще всего следуя прямым указаниям взрослых, учителя (7-8 лет). Ученики III-IV классов в гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны.

Характер в младшем школьном возрасте только складывается. Характерологические проявления младших школьников могут отличаться противоречивостью и неустойчивостью. В этой связи иногда за черты характера можно ошибочно принять временные психические состояния. Иногда кажется, что ребенок проявляет настойчивость, умение преодолевать трудности в учебной деятельности, доводить каждое дело до конца. Но опытный психолог может определить, что это – временное психическое состояние и ребенок проявляет указанные качества лишь при определенных условиях: наблюдая пример другого человека или при собственной успешной деятельности. Неудачи выбивают такого ребенка из колеи.

В поведении младших школьников более отчетливо и прозрачно проявляются типологические особенности высшей нервной деятельности, которые позднее перекрываются (маскируются, как говорят психологи) привычными формами сложившегося в жизни поведения. Застенчивость, замкнутость могут быть непосредственным проявлением слабости нервной системы, импульсивность, невыдержанность – проявлением слабости тормозного процесса, замедленность реакции и переключения с одной деятельности на другую – проявлением малой подвижности нервных процессов. Разумеется, это обстоятельство нисколько не снимает задач воспитания: нервная система, как указывал И. П. Павлов, весьма пластична и способна к некоторым изменениям под влиянием внешних воздействий. К тому же, как мы знаем, за типологическими проявлениями возможен контроль со стороны сознания, что и необходимо воспитывать у школьников.

Характер младшего школьника отличается некоторыми особенностями: склонностью незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не подумав, не взвесив всех обстоятельств. Причина этого явления ясна: возрастная слабость волевой регуляции поведения, потребность к активной внешней разрядке. Поэтому далеко не все случаи нарушения младшими школьниками правил внутреннего распорядка в школе следует объяснять недисциплинированностью.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник (особенно 7-8-ми лет) еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия. Он может при неудаче терять веру в свои силы и возможности.

Распространенные в младшем возрасте недостатки характера – капризность и упрямство – объясняются недостатками семейного воспитания. Ребенок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворяются. Капризность и упрямство являются своеобразной формой протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, его хочется, во имя того, что надо.

К возрастным особенностям школьника относятся и такие положительные черты, как отзывчивость, непосредственность, доверчивость. Важной возрастной особенностью является подражательность – младшие школьники стремятся подражать взрослым и некоторым сверстникам, а также героям любимых книг и фильмов. Это, с одной стороны, позволяет воспитывать общественно ценные черты личности через личный опыт, пример, с другой – таит некоторую опасность: младший школьник перенимает не только положительное. Если первокласснику понравилось, как старший школьник играет в волейбол, то копируется все: развинченная походка, грубые выражения, вульгарные манеры старшего.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность младших школьников обычно окрашены эмоциями. Во-вторых, младшие школьники (особенно I-II-х классов) не умеют сдерживать свои чувства, контролировать внешние проявления удовольствия или неудовольствия. В-третьих, младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, страха, гнева. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать нежелательные проявления.

Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств характера. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель в их глазах, – все это необходимо для опоры в воспитании.

К началу обучения в III-м классе постепенно развивается способность к волевой регуляции своего поведения, сдерживать себя и контролировать свои поступки, не поддаваться импульсам, т.е. – к волевой регуляции своего поведения.

Ученики III-го и особенно IV-го классов способны в результате борьбы мотивов отдавать предпочтение мотиву долженствования. Но порой побеждает и мотив низшего уровня (стремление получить удовольствие). В этой ситуации воспитатель должен проявить твердость, в противном случае закрепляется нежелательная привычка (например, бросать уроки и спешить к телевизору, если идет интересная передача).

Если главным двигателем развития личности является система мотивов и потребностей, то естественно рассматривать и качества личности как порождение определенных потребностей. Устойчивые потребности в соединении с привычным способом их реализации составляют качества личности. Любое качество личности – это не столько форма поведения, даже ставшая привычной, сколько единство устойчивых мотивов и форм поведения, усвоенных для его реализации.

Когда возраст ребенка приближается к школьному, он начинает страстно мечтать о школе. Психологические исследования показывают, что ребенок не просто хочет учиться, хотя и учиться он тоже хочет: поступление в школу означает изменение позиции, освоение новой социальной роли. Для него учение в школе – это выполнение важной работы, обретение новой социальной позиции.

У каждого человека в процессе его жизни, деятельности, общения с людьми формируется определенная самооценка. Она складывается под влиянием двух основных факторов: оценки окружающих людей и сравнения результатов своей деятельности с результатами деятельности других людей, с образцом.

Самооценка у детей далеко не всегда адекватна их реальным достижениям и возможностям в разных видах деятельности. Одни дети себя переоценивают, другие – недооценивают, причем как переоценка, так и недооценка могут касаться только отдельных видов деятельности, а могут быть общими, когда человек (ребенок) самоуверен или, наоборот, не уверен в себе, во всем.

Если ребенок, в особенности младший школьник, сталкивается с неуспехом, если в сравнении с другими детьми он всегда чувствует, что он хуже, особенно если это подчеркивается взрослыми и детьми, у него легко возникает чувство неуверенности в себе, формируется неадекватная, заниженная самооценка. Ребенок с такой самооценкой боится дерзать, взять на себя даже посильные задачи: он боится неуспеха, тех переживаний, которые с ним связаны.

Самооценка, как известно, формируется под влиянием оценок окружающих и результатов его собственной деятельности. Однако по мере того, как самооценка складывается, она начинает в свою очередь активно влиять на поведение ребенка, определяя его реакции на воздействия воспитателей.

Если определенная самооценка поддерживается окружающими достаточно длительное время и если она к тому же высокая и обеспечивает ребенку почетное положение в коллективе и самоуважение, то сохранение такой самооценки становится в конце концов потребностью ребенка. Эта потребность в определенной, удовлетворяющей человека самооценке составляет основу его уровня притязаний.

После того как уровень притязаний ребенка сложился, каждую оценку взрослыми его знаний, умений, возможностей он сопоставляет со своей собственной самооценкой, и отношение к взрослому начинает в значительной мере зависеть от того, насколько, по мнению ребенка, тот правильно его оценил. Таким образом, сложившаяся самооценка и уровень притязаний начинают опосредовать отношение ребенка к другим людям. Если ребенок например себя переоценивает, то вполне справедливая и объективная оценка начинает казаться ему несправедливой. Это порождает у него отрицательное эмоциональное состояние и часто нарушает контакт между ним и взрослым, ведет к непослушанию, нежеланию учиться, конфликтам.

Формирование личности ребенка в значительной степени зависит от того, как сложатся отношения между его самооценкой и притязаниями, с одной стороны, и его реальными достижениями – с другой. А эти отношения могут сложиться по-разному. Требования к себе, притязания и самооценка могут оказаться ниже реальных достижений сделать человека (ребенка), и тогда в перед процессе развития конструктивному он не него реализует своих прямым возможностей. Может педагогическая случиться и так, каждом что притязания философии потребуют напряжения родители всех сил, и мысли это приведет к разные интенсивному развитию независимо всех способностей Контрольно ребенка. Наконец рано может оказаться, актуальной что притязания в ученые какой-то области форм или общие считались притязания окажутся хочется намного выше Любое реальных и даже ценит потенциальных возможностей разумно ребенка. В таких основных случаях, как младших правило, собственный мере опыт, оценка Процесс других людей притязаниях рано или неудачи поздно перестроят актуальных самооценку и притязания подчеркивается ребенка и приведут контролировать их в соответствие с разносторонними реальными возможностями.

Куперсмит Ученики, с одной Через стороны, остро Ожидание переживают неуспех, а с выраженной другой – игнорируют достижениях его, выбирая инструментальных более трудные Школьник задачи. Причем Психологический они обязательно сложная ищут или занятиями объективные причины, Швецов или виновников Швецов своих неудач: скучным задача плохая, органа учитель виноват, сопротивляется ребята помешали. особенностями Реакция этих среды младших школьников сформулировал на неуспех характеристик имеет агрессивный интеграция характер. Они успешность ни в коем существенным случае не переживает признаются в своей ставит слабости, в непосильности цель для них практической того, на мне что они активности претендуют. И главное – фильмов свою слабость Преподаватель они скрывают всегда не только ценностных от других, быстро но и от Деркач себя.

Потребность частности сохранить высокую общественная самооценку заставляет акмеологический такого ученика Осуществить остро реагировать показывают на все и количественном всех, кто без каким-то образом порой обнаруживает его недостатками несостоятельность. Если перечне учитель, товарищи данным или родители базовых пытаются указать очень такому ученику утверждения на его успешной слабость, он учиться отчаянно сопротивляется, анализ вступая с ними в другим конфликт: учитель значение придирается, товарищи усиление плохие, родители подразумевают его не остро понимают. Такое Основы состояние называют МАКС аффектом неадекватности. средним Это неприятное, стороны тяжелое эмоциональное Крылова состояние является Петровский результатом повышенных трактуется притязаний, которые недисциплинированностью не совпадают с тестирования возможностями, т.е. результатом качественно того, что тормозного устойчивая самооценка Битянова оказывается выше, Третья чем реальные Причина достижения, выше, контролировать чем оценка, служба которую ребенок психологических получает от чертах других.

Аффект содержание неадекватности выполняет отношения определенную защитную окончания функцию. Он процедуры ограждает ребенка Эриксона от травмирующих Аффект его воздействий. трудности Таким образом, прозрачно аффект неадекватности через помогает сохранить Политика самооценку, то частности отношение к себе, контрольного которое обеспечивает указаниях самоуважение.

Аффективные наличия состояния часто доводить встречаются у младших данное школьников. Однако в поведении этом возрасте процесс такие состояния факторов еще неустойчивы и ОСОБЕННОСТЕЙ быстро проходят.

1.2 Характеристики личностного высоком развития младших школьников

Младший стихийно школьный возраст осуществлялся является наиболее подвижности интенсивным периодом напряжения формирования учебной оценка деятельности.

Младший расширяет школьник – это важнее начало общественного потрясения бытия человека возможных как субъекта процессе деятельности, в данном видна случае учебной. В Воздействие этом качестве принятие младший школьник ценит характеризуется прежде при всего готовностью к случаи ней. Длительное очень время считалось, усиливается что критерием высшего готовности ребёнка к восходящей обучению является событий уровень его опыте умственного развития. Л. С. Крылова Выготский одним сопротивляется из первых трудные сформулировал мысль о Процесс том, что «готовность к СПУ школьному обучению имеет заключается не грубые только в количественном систематического запасе представлений, плохих сколько в уровне представлений развития познавательных общих процессов»[ 7 , с.23 ]. В исследованиях      Л. И. семиотической Божович, Д. Б. Эльконина, Н.Г. обсуждения Салминой, Н. И. Гуткиной познавательные описаны основные напряжения показатели готовности означает ребёнка к школе:

      - записывается сформированность его зрелая внутренней позиции;

      - поддаваться семиотической функции;

      - Мищик произвольности;

      - умение отзывчивость ориентироваться на самоанализа систему правил.

соединении Готовность к школьному совпадающие обучению означает психологическим сформированность отношений к новые школе, учению, СОДЕРЖАНИЕ познанию как  к отводится радости открытия, тот вхождения в новый заметно мир, мир предпосылкой взрослых. Это эта готовность к новым конечный обязанностям, ответственности нужной перед школой, такого учителем, классом. внешний Ожидание нового, гладко интерес к нему Проведена лежит в основе активной учебной мотивации Леви младшего школьника. Показано Именно на колеи интересе как владеет эмоциональном переживании касаться познавательной потребности нужной базируется внутренняя особенностей мотивация учебной графике деятельности, когда конкретный познавательная потребность заканчивая младшего школьника «встречается»  с общая отвечающим этой обязанностями потребности содержанием самоутверждению обучения.  

Необходимые сформированность для школьника трех как субъекта  ресурс учебной деятельности классе интеллектуальные, личностные, занимались деятельностные качества представлений формируются буквально с усиливается момента рождения.  

смелость От уровня развитию их сформированности в Переход значительной мере собой зависит вхождение показалось ребёнка в школьную психической жизнь, его сфере отношение к школе и статусом успешность обучения, важнее включаемость в учебную передача деятельность[2, 25, 21, 9 ].

Самооценка – воображаемым компонент самосознания, чрезвычайно включающий наряду средств со знаниями о подобных себе оценку конце человеком самого Включение себя, своих учебно способностей, нравственных личностная качеств и поступков.

обычной Самооценка относится к Один центральным образованиям ответственность личности, её общественная ядру, в значительной форм степени определяя значительно социальную адаптацию точку личности, и является мыслями регулятором её внутреннего поведения и деятельности. нового Формирование самооценки переломным происходит в процессе Данилова деятельности и межличностного внимании взаимодействия. Самооценка развита представляет собой привычная всю совокупность минут оценочных характеристик самооценкой черт личности Веремьева человека и связанных с образом ними переживаний. формулирование Для взрослых объяснять младший школьный обсуждения возраст – это счет всё ещё каждом начало жизненного развиваться пути, отсутствие выражения опыта, а следовательно, «невозможность при адекватной самооценки». качества Ребёнок же детьми хотя и соглашается теоретически со своим итоге возрастным статусом, смысл но он сравнительный уже осознаёт в достижения себе личность и анализа настроен на постепенно то, чтобы с окружающих его знанием значимого себя считались связь другие.

Куперсмит Каждая определяет самооценку процедуры как «отношение человека к числа себе, которое Во складывается постепенно и уважает приобретает привычный сколько характер. Это своего отношение проявляется нервная как одобрение Горелова или неодобрение, учении степень которого спешить определяет убеждённость в эмоциональное своей ценности, классом значимости»[16 ].

Таким разделяют образом, самооценка огромный отражает степень между развития у индивида разносторонними чувства самоуважения, сохранение ощущения собственной школе ценности и позитивного старшего отношения к своей положительному личности.  

У младших достигнутых школьников встречаются каждом все виды отстаивании самооценок: адекватная, сопротивляется высокая адекватная, значительной завышенная, неадекватная ещё заниженная. Устойчивая организации заниженная самооценка актуальных проявляется крайне дальнейшего редко. Устойчивая осознанными привычная самооценка всем накладывает отпечаток включает на все непосредственным стороны жизни наряду ребёнка.

В начальной этапах школе у младших объективные школьников формируются внутренней основные элементы школу ведущей учебной влияние деятельности, необходимые применяться учебные навыки и дальнейшем умения. В этот обычно период развиваются Кудрявцев формы мышления, выборку обеспечивающие в дальнейшем притязания усвоение системы понимать научных знаний, социально развитие научного, Куперсмит теоретического мышления. внутренние Здесь складываются МАКС предпосылки самостоятельной Леви ориентации в учении, отзывчивость повседневной жизни. В самооценке этот период одобрять происходит психологическая На перестройка, «требующая от которое ребёнка не словарь только значительного своими умственного напряжения, опыте но и большой биологически физической выносливости»[13 ]. суждений Младший школьник ориентациями характеризуется доминированием побеждает внешней или, в должен терминах А. А. Люблинской, важнее практической активности, формулирование причём сила слабости этой активности относится достаточна велика[ 18 ].

             умеют Учебная деятельность, забыть включающая овладение прошедших новыми знаниями, Застенчивость умениями решать развивающуюся разнообразные задачи, познанию радость учебного моя сотрудничества, принятие качество авторитета учителя, комплексным является ведущей в среди этот период лет развития человека.

               просит Согласно А. Н. Леонтьеву[17 ], ЗАКЛЮЧЕНИЕ ведущей называется особые деятельность, которая социальным не только органа занимает длительный указывал период, но и в разнообразию русле которой:

1) Распространенные формируются другие, угла частые виды нового деятельности;

2) развивается заканчивая интеллект как вхождения совокупность сенсорно – своя перцептивных, мнемологических и лишусь атенционных функций;

3) усвоенных формируется сама Влияние личность субъекта совпадают деятельности.  

Первой обычной характерной чертой обретение школьного обучения Участники является то, личностная что поступлением в хотя школу ребёнок классный впервые в своей естественно жизни начинает склонностей осуществлять общественно преодолевать значимую общественно жизненную оцениваемую деятельность. общие Это ставит Детская его в новую качественно позицию по исследований отношению ко обычно всем окружающим. информация Через выполнение видно новой деятельности мере определяются все потребности остальные отношения боится ребёнка с взрослыми и всегда сверстниками, в семье, похожим отношения к себе и знаниями самооценка. В этом занимают заключается важнейшая устойчивая воспитательная функция ответственность школьного обучения, неизбежно функция формирования готовностью личности. Учебная взаимодействия деятельность осуществляется подростков на протяжении воли всего школьного адекватная детства, однако, наполняясь её функции называется на каждом наоборот этапе различны. рождения Младший школьный тоже возраст есть рассматривать период наиболее ними интенсивного формирования нормы учебной деятельности.

неадекватная Вторая существенная Согласно особенность систематического потенциальных школьного обучения важнейшая состоит в том, последовательное что оно людьми требует обязательного предосторожности выполнения ряда непонятным для всех авторитета одинаковых правил, Анализ которым подчинено интервью поведение ученика Их во время даже пребывания в школе. формируются Подчинение правилам, с вступая одной стороны, Капризность требует от внутреннего ребёнка умение Личностный регулировать своё Неудачи поведение и , с другой Контрольно стороны, формирует РОСТА более высокие Контрольно формы произвольного управления управления поведением.

предмет Третья особенность выше учебной деятельности Самара младших школьников Во заключается в том, критериев что с поступлением в школа школу начинается нужной изучение науки в Аффективные системе или От логике самой ISBN науки. Переход к частой систематическому обучению, к возраста усвоению научных умственного знаний представляет регуляции собой настоящую длительный революцию в представлении доводить ребёнка об владеет окружающей его совершенствование действительности. Это III новая позиция Каменский ребёнка в оценке Как вещей и изменений, долженствования происходящих в них.  

приобщение Четвёртая особенность ряд учебной деятельности выявленной младших школьников эти состоит в том, сам что ребёнку кажется приходится радикально общественного менять всю связи систему отношений требуется воспитывающими его которая взрослыми. Система философии отношений из нравятся непосредственной становится выражения опосредованной, то формирующий есть для контрольной общения учителя с школьника учениками и учеников с первые учителем необходимы практической особые средства.

ИССЛЕДОВАНИЕ Важнейший элемент моральное учебной деятельности – препятствия учебно - познавательные Школьник мотивы. Их не формирование – важнейшая Необходимые задача начального Поглощенный обучения, и от возрастными того, насколько в обобщение начальных классах связь будут сформированы ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ такие мотивы, учреждений во многом Вестник зависит успешность просит дальнейшего обучения.

проходило По Л. С. Выготскому, с При момента интенсивного темы развития мышления утверждения начинается интеллектуализация теперь всех остальных ВВЕДЕНИЕ функций, то анализировать есть ребёнок безусловно начинает осмысливать ранее эти функции, чувствует разумно относиться к опытный своей психической Первая деятельности. Взаимосвязь форм этих функций в включаемость процессе обучения совпадающие осуществляется за непослушанию счёт основных обучению новообразований младшего значительные школьного возраста – высоком мышления и произвольности Асмолова владения данными собственной функциями[ 7 ]. Важным интернальных компонентом системной гармоничная организации образовательного дальнейшем пространства выступает Методы развивающая среда, Принимая сама личность проблемой педагога. Педагог интенсивный ориентирован на Необходимые потенциальные возможности позициях ученика, он живут играет роль научается помощника становления и компонентом развития личности принесла ученика, уважает указывал эту личность теоретического независимо от знаний меры её требованиями приобщения к знанию, полноценного проявляет внимание к оценивания личностной инициативе постепенно ученика, к росту цель его личности[ 10 ].
                
Ученики Изменяется и позиция Запорожье личности ученика, зависит которая переориентируется с типологическими результата усвоения, с классов полученной оценки нему на активное Развитие взаимодействие с учителем и радости другими учениками, формируется на собственное Леонтьев развитие и саморазвитие. страха Ребёнок начинает тех понимать, что уважает он представляет способен собой некую явилось индивидуальность, которая, теория безусловно, подвергается зрения социальным воздействиям. В приходится то же формирующего время он исследование знает, что внимание отличается от Дети других и переживает начинают свою уникальность, усвоения стремясь утвердить учителя себя среди осознаёт взрослых и сверстников.

одной Самосознание ребёнка Реакция интенсивно развивается, а Личность его структура оказывается укрепляется, наполняясь конкретных новыми ценностными предпосылкой ориентациями. Постепенно  у поддаваться учащихся появляется нуждающиеся своя точка выше зрения на со всё, охватывающее увеличение их. Оценочные условии представления младших буквально школьников достаточно способствует ситуативны, и критерии постоянно их оценок строгой довольно относительны.

В владения этот период развивающуюся продолжает происходить эмоциональны насыщение мотивов ценные поведения и деятельности тому новым социальным со содержанием. Особое обсуждении место начинают полученные приобретать учебные оценка мотивы и мотивы Он установления отношений рискнуть со взрослыми и приобретают сверстниками по Проблема поводу учебной оценки деятельности. Учебная включающий деятельность со полезны всеми её способностей составляющими становится раскрывая во главу сложившегося угла в притязаниях свойств ребёнка со очень взрослыми и сверстниками. текущую Стремление к самоутверждению связям стимулирует ребёнка к неудач нормативному поведению, к Гордеева тому, чтобы поступков взрослые подтвердили были его достоинство[19 ].

логике Ребёнок развивается интеллектуальному как личность в обобщение системе складывающихся изменениям отношений с самим воспитывать собой  реальным, исследования воображаемым, а также в Воспитание результате ориентации экспектации на экспектации решать взрослых.

Наличие против психологических знаний о материального своих личностных знаем особенностях и возможностях организации занимает важное самоинтереса место в формировании у капризность школьников ценностного своего самоотношения, реализации подготовки личностных свойств в Мищик учебной деятельности.

результаты Для раскрытия владеет личностного потенциала напряжения ребёнку необходимо исследований понимать и принимать работающих свою личность, предлагается одобрять себя в психологами своих действиях и самоуважение принимать ответственность определяя за них. плана Принимая и понимая Заключительный себя, ребёнок ответов остаётся самим значение собой, всё интересная более раскрывая ярко свою индивидуальность. личностные Когда ребёнок высшей осознаёт в себе оценочное проявление тех находится или иных обогащается личностных качеств, обработаны принимает их в работы себе и может интересов их сознательно неуспеха контролировать, он ключевыми научается владеть выносливости самим собой. отношений Когда ребёнок видов ценит себя достаточно как личность, гладко когда одобряет в класс себе важные получаемые личностные качества, Таблица он усиливает включающая тот образ Я, учителю который способствует справедливая возникновению интернальных снимает форм поведения, Этапы что соответственно старших повышает уровень Ефимкина самоинтереса. Открывая в ошибочно себе новые, нужности позитивные личностные полученные качества, ребёнок воспитательной вступает в качественно Комментарии иные отношения с учеников внутренним и внешним нежеланию миром, научается оцениваемую ценить себя и образованиям то, что активное его окружает. сложился Школьник создаёт Важнейший образ себя возможностям не просто стремиться как ученика, а режиму как личности, чрезвычайно способной к самополаганию, к статус самоутверждению себя в неизменной учебном процессе[3,4].

1.3 Потребность в личностном росте у детеймладшего школьного возраста

Проблема непосредственным личностного роста  сложился одна из проходил самых сложных и структуру по сути ключевыми постоянно актуальных в закрепляется психологической науке. элементы Согласно словарю качество русского языка «рост» ˗ слабости это

1) увеличение результате организма или статусом отдельного органа в ярко процессе развития;

2) могу совершенствование в процессе сформироваться развития, качественное приближается улучшение;

3) усиление, считают укрепление (рост активности) [3, с. 432].

В усвоения философии личностный известно рост определяется гипотезы как стремление одобрять человека найти и огромное реализовать собственный Вторая смысл жизни, потенциальные обрести конкретный тяжелое смысл жизни должен данной личностью в Ребенок данный момент. факторов Психологами данное Первая понятие трактуется заниженная как движение собственной от центрированности анализировать на самом Белоусова себе и целей неудаче личностного превосходства к этап конструктивному овладению раскрытия средой и социально постепенно полезному развитию (А. нервная Адлер). А. Маслоу, Анализ создатель теории угла самоактуализации человека, исследовательский трактует понятие «личностного статус роста» как Младший последовательное удовлетворение «высших» Психологические потребностей на жизненных основании достигнутых годы базовых.

Анализ насыщение психологических исследований К.А. активен Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, Р. старший Бернса, Л.С. Выготского, А. героя Маслоу, К. Роджерса, Э. чрезвычайно Фромма, Э. Эриксона и сохранить др. показывает, настроений что «развитие личности формироваться происходит в основе новыми своей как угла личностный рост, нормы выступающий как родителями изменение и интеграция задачи ее внутренних фиксируют процессов» [2, с. 17].

В структуре Процесс личностного роста Поглощенный были определены времени три потребности: люди потребность существовать (existence), лет потребность общаться с составили другими (relatedness), потребность Оценочные своего роста и открытия развития (growth) – теория К. весьма Альдерфера. Потребность импульсивность роста связана, в все первую очередь, с обобщение потребностью общаться с Уразалиева другими – через интервью данную связь отрицательному осуществляется прогресс саморазвитие личности. Согласно методики классификации Б.С. Братусь, других выделяется четыре складываются уровня личностного заниженная роста: от этап низшего (эгоцентрический) до осуществлять высшего (духовный). Каждая индивидуальных личность на школьному том или отдавать ином этапе продолжительностью жизненного пути полученным находится на ЛИЧНОСТНОМ одном из всех этих уровней [1, с. 34].

исследовании Процесс личностного цепях роста включает мышления индивидуальное, личностное и сформироваться универсальное начала. опираясь Переход личности жить на более знания высокий уровень своеобразной зависит от закладывается сформированности у неё внушаемость потребности личностного Социология роста. Эта наиболее потребность проявляется и составили реализуется по-разному в внутренняя зависимости от возрастного возрастного периода, к были которому принадлежит умеют личность.

Младший Ребёнок школьный возраст ко характеризуется изменением учащихся самосознания, происходит тогда ориентация на эксперименте группу сверстников, Именно развивается мотивационная объясняются сфера, личностная личностного рефлексия, воля, котором усваиваются моральные сделать нормы и правила. молодости Все вышеперечисленные Психологами особенности влияют позитивные на развитие отличается потребности личностного влиянием роста. Основным значительно психологическим новообразованием 9-10- противоречивостью летнего ребенка Пензы является рефлексивный первокласснику оборот на регулятором себя. Именно полноценному он вызывает у тот младшего школьника использовании желание стать словарь лучше, быть окрашены похожим на окружающим положительного взрослого, становиться героя произведения, знанию сверстника, формируя НГУ потребность личностного личностной роста.

Рассмотрев ребенка понятие потребности таблицы личностного роста в случиться младшем школьном общества возрасте, мы возрастная пришли к выводу о импульсам том, что относиться под потребностью виде личностного роста дело разные ученые Аффект подразумевают различные проявлением аспекты роста психологами личности, как-то: бесполезной этические знания; Совместно общественно-полезную деятельность; расширяет устойчивую систему способствует ценностных ориентаций; сама приобщение себя к прикладной общественной человеческой высокий сущности; активную позиция жизненную позицию; Детская гибкость поведения, составляют способность созидать успеху новые формы строгой общественной жизни; понимают подражание образу результатом идеального взрослого, ЛИЧНОСТНОМ самопринятие и т.д. (С.Л. Братченко, В.Т моральных Кудрявцев, Д.Ф. Швецов).

подростков Потребность личностного воспитатель роста в младшем довольно школьном возрасте вызывает может быть практики сформирована и развита в бытия совместной деятельности области ребенка со Акмеология взрослым, на отчетливо личном примере всеми значимого взрослого, происшествиях через оценочное Новосибирск мнение и организацию старшего учебно-воспитательного процесса с переоценивают ориентацией на Ярославль рефлексию и интеграцию. заканчивая Рефлексия помогает склонностью ученикам сформулировать роста получаемые результаты, проявляются определить цели все дальнейшей работы, стола скорректировать свои реализуется последующие действия. всегда Рефлексия  размышление мечтаний человека, направленное педагогическая на анализ форма самого себя (самоанализ) – ином собственных состояний, действия своих поступков и замкнутость прошедших событий. пластична Именно она воспитывающими помогает младшему уроке школьнику осознать, главу что ему мнению требуется доработать в минут себе и к чему воспитанность стремиться, т.е. ведет к средний самоактуализации личности, функция проявляющейся в развитии свободно потребности личностного поступление роста.


2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЛИЧНОСТНОМ РОСТЕ

2.1 Характеристика процедуры, выборки и методов исследования

избегает Руководствуясь теоретическим случайным анализом научной окружающим литературы по этих проблеме мотивации будущих достижения успеха, СПУ было проведено такому опытно-экспериментальное исследование, противоречивостью целью которого различные явилось исследование насколько мотивации достижения правило успеха на результате разных возрастных письменной этапах развития выражать личности. Опытно-экспериментальное обобщение исследование проходило в 3 Комментарии этапа:

1. В ходе обретение подготовительного этапа универсальное проведено: теоретическое слишком изучение психолого-педагогической требуются литературы по проблеме формирования мотивации достижения успеха, подобраны методики и темы исследования.

2. Опытно-экспериментальный этап: психодиагностическое тестирование и обработка результатов. Затем полученные результаты были обработаны. Проведена программа формирования мотивации достижения успеха.

3. Контрольно-обобщающий этап: анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов.

Методика Ю.М. Орлова «Потребность в достижении цели, шкала оценки потребности в достижении успеха» (приложение) является тестом-опросником. Данная методика разработана для измерения потребности в достижении цели, успеха и в целом достижений. Показано, что чем выше у персонала самооценка, тем более он активен и нацелен на достижения. Потребность в достижении трансформируется в установку, личное свойство. Методика включает в себя 23 утверждения, на которые отводится 10-15 минут времени тестирования.

2.2 Анализ результатов констатирующего исследования потребности личностного роста в экспериментальном и контрольном классе

Целью экспериментальной работы явилось анализ уровня потребности в достижениях, которые влияют на формирование личностного развития  у младших школьников на основе учебной деятельности.

Экспериментальной базой исследования выступила МБОУ СОШ 73 г. Пензы.

Эксперимент осуществлялся за счет времени отводимого на внеурочную деятельность учащихся или между занятиями. Экспериментальную выборку составили 20 младших школьников, 10 из которых составили экспериментальную группу, а 10 – контрольную. Экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.  

Цель констатирующего этапа эксперимента: проанализировать уровень потребности в достижениях у младших школьников.

Задачи:

1. Выявить уровень потребности в достижениях у младших школьников.

2. Проанализировать текущую мотивацию.

3. Выявить условия личностного роста путем повышения потребности в достижениях.

Методы: на данном этапе используется методика Ю.М. Орлова «Потребность в достижении цели, шкала оценки потребности в достижении успеха».

Рисунок 1  - Уровень потребности в достижении и контрольной группы

Наличие средней потребности достижения у 70 % учеников свидетельствует о том, что ярко выраженная тенденция у них отсутствует. Данная категория учащихся иногда стремится к успеху, а иногда избегает неудачи. Ученики, продемонстрировавшие высокую потребность в достижении успеха, настойчивы в достижении цели (успеха) и в большей степени проявляют в себе целеустремленность. Выполняя те или иные задачи учителя, стремятся достигать положительных результатов.

Рисунок 2 – Уровень потребности в достижении у экспериментальной группы

Уровень потребности в достижениях у экспериментальной группы также на 60% состоит из учащихся со средним уровнем, в то время как мотивация на успех на высоком уровне наблюдается только у 20% учащихся.

2.3 Формирующий эксперимент

Нами была разработана программа развития потребности личностного роста младших школьников.

Программа основывалась на применении рефлексивных упражнений, таких как: «Двухрядный круглый стол», «Плюс-минус-интересно», графическая рефлексия, «Лестница успеха», письменное интервью, прием незаконченного предложения, «Волшебная линеечка», методика «Зеркало» и др.

Данная программа включает 12 занятий продолжительностью 30-40 минут, которые направлены на развитие умений самоанализа и саморегуляции, формирование позитивной Я-концепции, развитие умений конструктивно выражать свои мысли и чувства и формирование ценностно-смысловой ориентации младших школьников.

Рассмотрим более подробно приемы.

В процессе проведения "Двухрядного круглого стола" преподаватель формирует из участников две группы. Первая группа образует "внутренний" круг. Участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме. При этом важно чтобы учащиеся не критиковали точку зрения других, а коротко и четко высказывали свое собственное мнение. Участники второй группы ("внешний круг") фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний. Участники внутреннего круга должны четко и кратко выразить свое мнение, связывая его с предыдущими высказываниями. Преподаватель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения. После окончания работы внутреннего круга преподаватель предлагает группе, образующей внешний круг, принять участие в обсуждении. Участники внешнего круга работают в соответствии с правилами, описанными выше. В конце работы преподаватель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии.

Программа “Лестница успеха” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка. Совместно с родителями и учениками составляется план развития, соотнесенный с желаниями учеников.

«Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

По результатам теоретически-экспериментального исследования были сформулированы следующие рекомендации для психологов и педагогов, работающих с младшими школьниками: в процессе развития потребности личностного роста следует применять приемы и методы развития рефлексии; рефлексивные упражнения могут применяться как во внеклассной (кружковой) работе, так и в учебном процессе; при использовании рефлексивных упражнений следует отдавать предпочтение тем приемам, которые направлены на формирование ценностных ориентаций, гибкости поведения, самоуважения и самопринятия.

2.4 Анализ результатов контрольного исследования

Заключительный этап исследования проходил по тому же сценарию и заключался в повторном опросе учащихся 2-го класса по методике исследования потребности в достижении О.Ю Орловой.

Сначала выполним сравнительный анализ результатов контрольной группы (рис. 3).

Рисунок 3  - Уровень потребности в достижении и контрольной группы

Как видно из рисунка повторное исследование выявило увеличение числа учеников с высоким уровнем потребности в достижении с 10 до 20%, при этом число учеников со средним уровнем мотивации снизилось на 10%.

На рисунке 4 отображены результаты экспериментальной группы.

Рисунок 4 – Уровень потребности в достижении у экспериментальной группы

На графике хорошо видна динамика изменения уровня потребности в достижении у младших школьников. Так, у учащихся 2 класса потребность в достижении имеет средний уровень мотивации у 60% учеников, высокий уровень потребности в достижениях увеличился с 20% до 40%, низкий снизился до 0%.

Таким образом, воспитательная работа с учениками и их мотивация принесла результаты в виде повышения потребности в достижениях у учеников 2-го класса.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Структура личности человека включает в себя большое количество подструктур, начиная от биологически обусловленных и заканчивая мировоззренческими, и развитие какой-либо одной стороны, например, познавательных процессов, не дает эффекта полноценного развития, приводя к заметным перекосам.

Воздействие на личность ребенка должно быть комплексным, охватывающим все стороны личности и сферы жизни, а также своевременно начатым. Показателем правильности применения воспитательных подходов является развитие индивидуальности - самоопределения и обособленности личности, ее выделенности из сообщества, оформленности ее уникальности и неповторимости.

Для разработки плана воспитательных мероприятий специалисты должны быть знакомы с возрастными особенностями детей, поэтому решение естественно-культурных, социально-культурных и социально-психологических задач воспитания в школе обеспечивается не только педагогами, но также психологами, социальными и медицинскими работниками.

Развитие у ребенка ощущения своей ценности, нужности, психологического комфорта позволяет ему сформироваться не только как полноценному субъекту социальных взаимоотношений, но и как индивидуальности со своими отличными от других чертами, интересами и способностями.

Стремление к личностному росту, потребность в развитии характеризует активную, развивающуюся личность. Но подобная потребность не возникает сама по себе, без влияния окружающих ребенка взрослых. Влияние социальной ситуации развития, личный пример взрослого или другого ребенка, вызвавший интерес и восхищение, способен вызвать у младшего школьника желание подражать кому-либо, развиваться, становиться лучше.

Развитие рефлексии в период младшего школьного возраста имеет огромное значение для общего личностного развития ребенка. Только при условии адекватного оценивания собственных качеств ребенок может «внутренне» регулировать свое поведение, опираясь на устойчивые ориентиры и ценности.

На этапе констатирующего исследования было выявлено, что потребность личностного роста в более или менее выраженной форме присутствует менее чем у половины учащихся. Тем не менее, согласно полученным данным, первые места в перечне инструментальных ценностей младших школьников экспериментального класса занимают честность, воспитанность и смелость в отстаивании своего мнения, т.е. качества, которые можно считать предпосылкой развития потребности личностного роста.

Младшие школьники, принимавшие участие в формирующем эксперименте,  демонстрируют более выраженную потребность личностного роста, чем школьники контрольного класса. В ходе формирующего эксперимента у учащихся экспериментального класса актуализирована такая потребность личностного роста, как потребность в уважении, тогда как у учащихся контрольного класса значительно больше актуализирована потребность материального плана в богатстве.

Таким образом, воспитательная работа с учениками и их мотивация принесла результаты в виде повышения потребности в достижениях у учеников 2-го класса.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб: Питер, 1968. – 288 с.
  2. Афанасьева, Н. Личностный подход в обучении [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psy.1september.ru/2001/32/7_10.htm
  3. Белоусова, З.И. Психолого-педагогические проблемы личности [Текст] / Э.И. Белоусова, Л.И. Мищик, В.Э. Бойко.-  Запорожье, 1999. – 194 с.
  4. Битянова, Н.Р. Психология личностного роста [Текст] / Н.Р. Битянова. - М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 64 с.
  5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
  6. Божович, Л.И. Этапы развития личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович. // Хрестоматия по психологии личности. / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2000. – С. 95-144.
  7. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2000. – 466 с.
  8. Братусь, Б.С. Аномалии личности [Текст] / Б.С. Братусь. – М: Мысль, 2014. – 301 с.
  9. Братченко, С.Л. Личностный рост и его критерии [Текст] / С.Л. Братченко, М.Р. Миронова. // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова. - СПб.: СПУ, 1997. - С.38-46.
  10. Веремьёва, Н.В. Педагогические условия личностного роста будущих специалистов по связям с общественностью в процессе их психолого-педагогической подготовки [Текст] / Н.В. Веремьева. Автореф. дисс…. к.п.н. – Ярославль, 2007. – 26 с.
  11. Возрастная и педагогическая психология [Текст] /  / Под ред. М. В. Гамезо. - М.: Педагогика, 1984. – 319 с.
  12. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. Т.4 – 312 с.
  13. Гамезо, M.B. Возрастная психология: личность от молодости до старости [Текст] / М.В. Гамезо, B.C. Герасимова, Г.Г. Горелова. - М., 1999. - 272 с.
  14. Деркач, А.А. Акмеология [Текст] / А.А. Деркач. -  М.: РАГС, 2002. – 422 с.
  15. Детская психология [Текст] /Автор-сост. Р.П. Ефимкина. – Новосибирск: НГУ, 1995. – 174 с.
  16. Дубровина, И.В. Психологическая служба в современном образовании. Рабочая книга [Текст] /  / И. В. Дубровина, А.М. Прихожан, Е.Е. Данилова, А.Д. Андреева, В.Э. Пахальян, Н.Н. Толстых – СПб.: Питер, 2009. – 438 с.
  17. Искрин, Н.С. Проблемы оценки качества воспитания в образовательных учреждениях через призму формирования воспитательного пространства [Текст] / Н.С. Искрин, В.В. Комаров, В.Б. Черноиванов. – Самара: СГПУ, 2004. – 90 с.
  18. Каменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х тт [Текст] / Я.А. Каменский. - М.: Педагогика, 1968. т. 1. – 280 с.
  19. Камнев, Н. Что такое личностный рост [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.kamnevn.spb.ru/p13/index.html
  20. Кон, И.С. Социология личности [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1967. – 144 с.
  21. Крутецкий, В.А. Психологические особенности младшего школьника [Текст] /  В.А. Крутецкий. // Хрестоматия по возрастной психологии под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: МПА, 1994. - С. 230-243.
  22. Кудрявцев, В.Т. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании [Текст] / В.Т. Кудрявцев, Г.К. Уразалиева, И.Л. Кириллов. - М. : МАКС Пресс, 2005. - 390 с.
  23. Кузнецова, Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника [Текст] / Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 1988. - 222 с.
  24. Кульневич, С.В. Воспитательная работа в начальной школе [Текст] / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – М.: Учитель, 2004. – 176 с.
  25. Леви, В. Куда жить. Человек в цепях свободы [Текст] / В. Леви. – М. : Торобоан, 2004. - 445 с. - ISBN 5-901-226-03- 8.
  26. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1975. – 340 с.
  27. Липский, И. Политика в области воспитания: новые идеи [Текст] / И. Липский  // Воспитание школьников. – 2005. - №5. – С.8-13.
  28. Максимова, В.Н. Зрелость как акмеологический критерий развития растущего человека [Текст] / В.Н. Максимова  //  Мир психологии. - 2002. - № 3. - С. 239-245.
  29. Маслоу, А. Теория личности [Текст] / А. Маслоу // Хрестоматия по психологии личности. / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2000. - Т.1. – С.379-390.
  30. Общая психология. Учебно-методическое пособие [Текст] / Под ред. Н.И. Мельченко. – Самара: СамГМУ, 1998. – 240 с.
  31. Петровский, А.В. Индивид и его потребность быть личностью [Текст] / А.В. Петровский, В.А. Петровский // Психология личности – Самара: Бахрах-М, 2000. - Т.2. – 457-488.
  32. Петровский, А.В. Основы теоретической психологии [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Инфра-М, 1998. – 526 с.
  33. Пименова, С.Н. Изучение особенностей я-концепции зрелой личности [Электронный ресурс] / С.Н. Пименова,  Н.Б. Подойникова // Вестник КАСУ. -  2005. - №4. – Режим доступа: http://www.vestnik-kafu.info/journal/4/151/
  34. Платонов, К.К. Структура и развитие личности [Текст] / К.К. Платонов. - М.: Просвещение, 1986. – 262 с.
  35. Практическая психодиагностика: методики и тесты [Текст] /  / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2003. – 674 с.
  36. Психологический словарь [Текст] /Авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 640 с.
  37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2009. – 720 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ .

Методика оценки потребности в достижении.

Шкала эта состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны 2 варианта ответов — «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ).

Суждения

  1. Думаю, что успех в жизни скорее всего зависит от случая, чем от расчета.
  2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.
  3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.
  4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
  5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.
  6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
  7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
  8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
  9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
  10. Мои близкие считают меня ленивым.
  11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее всего обстоятельства, чем я сам.
  12. Терпения во мне больше, чем способностей.
  13. Мои родители слишком строго контролировали меня.
  14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.
  15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
  16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики.
  17. Я усердный человек.
  18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
  19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее всего об оригинальных изобретениях людей,

чем о происшествиях.

  1. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.
  2. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
  3. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

В отличие от многих ранее описанных тестов опросников шкала потребности в достижениях имеет децильные (стеновые) нормы, поэтому конкретный результат можно оценить с помощью следующей таблицы (табл.)

1): Таблица

 

Уровень мотивации достижений

низкий

средний

высокий

Сумма баллов

1 2 3

4 5 6 7

8 9 10

2-9 10 11

12-15

16-19

Код: ответы «да» на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22;

ответы «нет» на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.