РАЗВИТИЕ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Бочарова Мария Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы развития оптико-пространственных представлений у младших школьников с офтальмопатологией. На основе анализа психолого-педагогической литературы выделены особенности процесса формирования оптико-пространственных представлений у детей с нарушениями зрения, условия эффективного формирования у них пространственных представлений и навыков ориентировки в пространстве

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 376

РАЗВИТИЕ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Бочарова Мария Юрьевна

магистрант

АНО ВО «Российский новый университет», город Москва

Васильева Надежда Николаевна

профессор

АНО ВО «Российский новый университет», город Москва

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы развития оптико-пространственных представлений у младших школьников с офтальмопатологией. На основе анализа психолого-педагогической литературы выделены особенности процесса формирования оптико-пространственных представлений у детей с нарушениями зрения, условия эффективного формирования у них пространственных представлений и навыков ориентировки в пространстве

The article deals with the development of optical-spatial concepts in primary schoolchildren with ophthalmopathology. On the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature, the authors highlight peculiarities of the formation process and conditions for the effective development of spatial concepts and skills for orientation in space.

Ключевые слова: оптико-пространственные представления, дети с нарушениями зрения, коррекционно-педагогическая работа

Keywords: optical-spatial concepts, children with visual impairments, correctional and pedagogical work

Свободное оперирование пространственными образами – это то фундаментальное умение, которое объединяет разные виды учебной деятельности. Оно является необходимым условием успешного познания и активного преобразования действительности. Недостаточная сформированность оптико-пространственных представлений нередко вызывает трудности при овладении чтением, письмом и другими видами учебной деятельности.

Проблема развития пространственных представлений нашла отражение в исследованиях таких ученных, как А.Р. Лурия, Л.А. Венгер, А.М. Леушина, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, А.В. Семенович и др. В работах выделена сложная структура оптико-пространственных представлений, их генезис и особенности гетерохронного развития, подходы к диагностике и формированию у детей.

Функциональные нарушения зрения, особенно врожденные или возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияют на весь ход психического развития ребенка, в том числе на процесс формирования оптико-пространственных представлений. В исследованиях Л.И. Плаксиной, Л.П. Григорьевой, Е.Н. Подколзиной и др., показано, что снижение остроты зрения в совокупности с другими функциональными расстройствами вызывает снижение спонтанной активности ребенка. В свою очередь это приводит к недостаточной двигательной активности, ограничению контактов с окружающими предметами и объектами, что отрицательно сказывается на возможностях макро- и микроориентировки. Нарушение зрения, особенно возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентировки. Установлено, что для детей с нарушениями зрения характерны недостатки развития движения и малая двигательная активность, у них по сравнению с нормально видящими сверстниками значительно хуже развиты пространственные представления, словесные обозначения пространственных отношений, нарушение глазодвигательных функций, восприятия величины, пространственного расположения предметов и их частей.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить ряд особенностей оптико-пространственных представлений детей с нарушениями зрения [3]:

- недостаточная сформированность представлений о форме, величине предметов и объектов, их локализации в пространстве;

- снижение способности к развитию дистантного восприятия;

- сужение зрительных полей и ограничение обзорных возможностей;

- сукцессивный характер зрительного анализа и синтеза;

- низкая продуктивность узнавания реальных объектов, неспецифическое узнавание;

- затруднения в словесном обозначении пространственных отношений.

Таким образом, у детей, развивающихся в условиях зрительной депривации, процесс целенаправленного развития зрительного и оптико-пространственного восприятия более продолжителен, чем в норме. Наличие специфических особенностей и закономерностей обусловливает проведение специальных коррекционных занятий, направленных на формирование компенсаторных способов пространственного восприятия и навыков ориентирования в пространстве. При этом построение развивающего вариативного образования должно быть ориентировано на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывать его особые образовательные потребности.

Коррекционно-педагогическая работа по формированию оптико-пространственных представлений должна быть ориентирована на обогащение сенсорного (зрительного, слухового, кинестетического, вестибулярного) опыта, включать вербальную регуляцию, выделять в коррекционном процессе отдельные этапы и направления.

В работах [1; 2] предложено несколько групп игр и игровых упражнений, которые можно использовать в коррекционно-педагогической работе с детьми:

- игры и упражнения на дифференцировку основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве;

- игры и упражнения на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами;

- дидактические игры и упражнения на распознавание местоположения предметов в окружающем пространстве и пространственных отношений между ними;

- игры и упражнения на ориентировку в двухмерном пространстве, то есть на плоскости, например, на листе бумаги;

- проведение «зрительных диктантов»;

- словесные игры, предназначенные для активизации пространственной терминологии речи детей.

На основе анализа психолого-педагогической литературы можно выделить условия эффективного формирования пространственных представлений и навыков ориентировки в пространстве:

- обеспечение повышенного уровня освещенности помещения в соответствии с действующими нормативами;

- применение игрового и дидактического материалов, отвечающих определенным требованиям, обусловленным своеобразием зрительного восприятия слабовидящих дошкольников (игрушки должны быть крупными, яркими, передающими характерные признаки реальных предметов; картинки и схемы с четким контуром изображений, без лишних деталей, доступные восприятию детей);

- выполнение офтальмо-гигиенических рекомендаций и ограничение зрительной нагрузки для каждого ребенка;

- выявление и учет педагогом имеющихся у детей навыков ориентировки и представлений о пространстве, на основе которых могут быть выполнены данные им задания.        

Таким образом, проблема развития оптико-пространственных представлений у детей с нарушениями зрения в настоящее время является одной из актуальных проблем специальной психологии и коррекционной педагогики. Раннее начало коррекционно-педагогической помощи в данном направлении, и организация преемственности дошкольного и школьного периодов способствуют эффективному овладению ребенком с нарушенным зрением пространством и формированию у него адекватных оптико-пространственных представлений. При этом коррекционно-педагогическая работа должна учитывать структуру пространственных представлений, механизмы пространственного восприятия, их генезис, а также опираться на закономерности психического развития детей с нарушениями зрения. Это создаст условия для формирования интегративной функциональной системы, включающей зрительные, слуховые, кинестетические и кинетические модули, составляющие психофизиологическую основу оптико-пространственных представлений у детей.

Список литературы

  1. Плаксина, Л. И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Л. И. Плаксина, Л. П. Григорьева, В. З. Денискина. – М.: Экзамен, 2003. – 173 с.
  2. Подколзина, Е. Н. Как учить ребенка с нарушением зрения ориентироваться в пространстве / Е. Н. Подколзина // Дефектология – 2008. – № 4. – С.74-77. 
  3. Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства / Л. И. Солнцева. – М.: Полиграф сервис, 2000. – 250 с.