Профессиональная деятельность лаборанта кафедры вуза и его роль в методическом сопровождении

Статья раскрывает содержание профессиональной деятельности лаборанта кафедры высшего учебного заведения. Описаны должностные обязанности лаборанта кафедры, требования к квалификации, уровни лаборантских должностей. Обозначена роль учебно-вспомогательного работника в деятельности по документационному и методическому сопровождению образовательного процесса.  В тексте статьи раскрывается суть профессии лаборанта кафедры как ведущего учебного подразделения в высшем учебном заведении.

Подготовлена для участия в X Международной научно-практической конференции на базе ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского «Художественное произведение в современной культуре: творчество – исполнительство – гуманитарное знание».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lazarev_a.i._statya_laborant_kafedry.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Лазарев Арсений Иннокентьевич,

Уральский филиала Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации,

руководитель библиотеки

a.i.lazarev@mail.ru

Россия, г. Челябинск

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛАБОРАНТА

КАФЕДРЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ И ЕГО

 РОЛЬ В ДОКУМЕНТАЦИОННОМ И ОРГАНИЗАЦИОННО

МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. Статья раскрывает содержание профессиональной деятельности лаборанта кафедры высшего учебного заведения. Описаны должностные обязанности лаборанта кафедры, требования к квалификации, уровни лаборантских должностей. Обозначена роль учебно-вспомогательного работника в деятельности по документационному и методическому сопровождению образовательного процесса.  В тексте статьи раскрывается суть профессии лаборанта кафедры как ведущего учебного подразделения в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: лаборант кафедры вуза, учебно-вспомогательный персонал высших учебных заведений, кадры образовательных организаций.

Lazarev Arseniy Innokentievich,

Ural branch of the Financial University

under the Government of the Russian Federation,

head of library

a.i.lazarev@mail.ru 

Russia, Chelyabinsk

PROFESSIONAL ACTIVITIES OF A LABORATORIST OF A DEPARTMENT OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION AND

HIS ROLE IN DOCUMENTARY AND ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Annotation. The article reveals the content of the professional activity of the laboratory assistant of the department of a higher educational institution. The duties of the laboratory assistant of the department, qualification requirements, levels of laboratory positions are described. The role of an educational support worker in the activities of documentary and methodological support of the educational process is outlined. The text of the article reveals the essence of the profession of a laboratory assistant of the department as a leading educational unit in a higher educational institution.

Keywords: laboratory assistant of the department of the university, teaching and support staff of higher educational institutions, personnel of educational organizations.  

Кафедра, как ключевое подразделение вуза и значимое звено в структуре управления образовательной организации имеет колоссальный объем работы и направлений в своей деятельности. Именно поэтому так необходима квалифицированная работа по документационному, организационному и методическому сопровождению научно-образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава.

Должность лаборанта кафедры относится к категории учебно-вспомогательного персонала. На должность принимаются лица, имеющие среднее профессиональное образование, без предъявления требований к опыту работы. Достаточно часто лаборантами работают юноши и девушки, имеющее среднее (полное) общее образование, но при этом получающие высшее образование на старших курсах направлений подготовки бакалавриата или магистратуры, либо аспиранты, планирующие в дальнейшем преподавательскую карьеру.  

В практике работы вузов страны должность может числится в штатном расписании образовательного учреждения по-разному: лаборант, секретарь, делопроизводитель, специалист по учебно-методической работе, заведующий кабинетом. Однако содержание профессиональной деятельности практически во всех случаях остается неизменным. В случае большого объема документооборота  кафедра может располагать двумя ставками – лаборанта и старшего лаборанта. Старший лаборант, обычно, профессионально подготовленный работник с опытом работы по должности и, в своем роде, – ведущий специалист по документационно-методическому обеспечению.

К сожалению, в настоящий момент, практически полностью отсутствуют отечественные исследования по анализу проблем и перспектив профессиональной деятельности лаборантов кафедр в организациях высшего образования. Однако в этом вопросе мы можем опираться на нормативно-кадровые документы.

Типовая должностная инструкция лаборанта кафедры вуза обозначает следующие основные должностные обязанности:

– Обеспечение студентов и слушателей методическими материалами, имеющимися на кафедре, планами семинарских и практических занятий;

– Обеспечение кафедры расписанием занятий, осведомление преподавателей об изменениях в расписании;

– Выполнение машинописных работ (печать методических и других материалов) и обеспечение их тиражирования;

– Участие в составлении отчетов кафедры и других документов;

– Ведение делопроизводства на кафедре;

– Оказание технической и другой помощи преподавателям в подготовке и проведении всех видов учебных занятий;

– Обеспечение сохранности материальных ценностей закрепленных за кафедрой;

– Поддержание чистоты и порядка в аудиториях, закрепленных кафедрой;

– Посещение занятий, указанных в учебном расписании, независимо от места и времени их проведения [2, с. 20].

Следует более подробно выделить направления и функциональные обязанности лаборанта кафедры:

  1. Документационное обеспечение образовательной деятельности:

– Подготовка комплекса документации по приему, переводу, отчислению, промежуточной и итоговой аттестации контингента обучающихся;

– Ведение деловой переписки с внешними адресатами, администрацией, деканатом, структурными подразделениями вуза, а также с сотрудниками и студентами кафедры;

– Ведение номенклатуры дел кафедры;

– Регистрация входящей и исходящей корреспонденции, поступающей на кафедру;

– Регистрация рефератов, контрольных, лабораторных и курсовых работ, отчетов по учебным и производственным практикам, подготовленных обучающимися;

– Хранение курсовых и выпускных квалификационных работ выпускников, отчетов по практикам;

– Списание документов с истекшим сроком хранения и сдача документов в архив в установленном порядке;

– Ведение проколов заседаний и совещаний кафедры;

– Ведение табельного учета рабочего времени сотрудников кафедры;

– Осуществление контроля исполнения распоряжений, соблюдения сроков выполнения поручений и указаний заведующего кафедрой [1, с. 5–7];

  1. Организационно-техническая поддержка деятельности заведующего кафедрой и профессорско-преподавательского состава:

– Поиск материалов и информации по поручению заведующего и преподавателей кафедры;

– Организация телефонных переговоров;

– Подготовка совещаний и заседаний к проведению: оповещение преподавателей о времени и месте проведения заседаний, регистрация участников и информирование их о повестке дня;

– Планирование рабочего дня заведующего кафедрой;

– Компьютерный набор текстов, сканирование и ксерокопирование документов, необходимых для работы;

– Оформление информационных стендов кафедры;

– Участие в организации научных и методических мероприятий кафедры, проведении конференций, заседаний, семинаров, форумов, вебинаров;

– Взаимодействие со всеми структурными подразделениями образовательной организации по вопросам работы кафедры;

– Контроль за обеспечением сохранности имущества кафедры и соблюдением мер по охране труда, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациями.

  1. Информационно-методическая поддержка учебной, воспитательной и научно-исследовательской работы кафедры:

– Участие в работе приемной комиссии вуза;

– Подготовка и своевременное обновление пакета документов по реализации основных профессиональных образовательных программ;

– Подготовка документации при государственной аккредитации и лицензировании направлений подготовки;

– Устное и письменное информирование обучающихся и преподавателей по текущим вопросам организации учебного процесса;

– Оказание помощи преподавателям в составлении учебно-методической документации.

Таким образом, мы видим, что круг обязанностей лаборанта достаточно обширный и практически все эти виды деятельности требуют соответствующей профессиональной квалификации.

Обозначим, какие психологические качества личности необходимы специалисту данного профиля:

– Аналитический склад ума, поскольку основная обязанность – работа с учебной документацией, имеющей сложную структуру;

– Стабильная эмоционально-волевая регуляция личности, т.к. у лаборанта много контактов со студентами и преподавателям, с которыми могут быть конфликтные ситуации;

– Развитая устная и письменная речь как инструмент по взаимодействию в образовательной среде;

– Сформированная долговременная словесно-логическая память;

– Коммуникативные способности во взаимодействии с обучающимися и преподавательским составом;

– Конвенциональная направленность личности;

– Функциональная грамотность;

– Внимание к деталям, аккуратность, педантичность;

– Сформированная тонкая ручная моторика;

– Исполнительность в решении каждодневных рутинных задач;

– Склонность к работе с текстовой информацией и документами.

Профессия лаборанта кафедры высшего учебного заведения, несмотря на кажущуюся простоту, на самом деле, требует многих и профессиональных компетенций, и личностных качеств. Следует также отметить, что профессия лаборанта, если можно так сказать, является гибридом профессий секретаря и методиста. И педагогическое составляющее в ней очень значимое.

Именно этот аспект и стал поводом для того, чтобы проанализировать содержательные компоненты и структуру профессиональной деятельности лаборанта.

Литература:

1. Должностная инструкция секретаря кафедры: приложение к приказу ректора образовательного частного учреждения «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет» от 30 декабря 2004 г. № 1-271/01. – 9 с. – Режим доступа: https://pstgu.ru/download/1326952891.Prikaz1-271ot30.12.04.pdf (дата обращения: 04.03.2022). – Текст: электронный.

2. Лазарев, А. И. Квалификационные характеристики должностей работников системы высшего образования / А. И. Лазарев. – Челябинск: типография «Медиком», 2020. – 29 с. – Текст (визуальный): непосредственный.

References:

1. Job description of the secretary of the department: annex to the order of the rector of the educational private institution «Orthodox St. Tikhon Humanitarian University» dated December 30, 2004 № 1-271/01. – 9 p. – Access mode: https://pstgu.ru/download/1326952891.Prikaz1-271ot30.12.04.pdf  (date of access: 04.03.2022). – Text: electronic.

2. Lazarev, A. I. Qualification characteristics of the positions of workers in the system of higher education / A. I. Lazarev. – Chelyabinsk: printing house «Medikom», 2020. – 29 p. – Text (visual): immediate.