Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

В статье рассматривается вопрос становления процесса восприятия в психологии и нейропсихологии, его роль в развитии ребенка, взаимосвязь с другими психическими процессами. Описывается диагностика детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, которая строилась на основе нейропсихологических и психолого-педагогических методик. Результатом исследования является недостаточное развитие пространственного восприятия, а также несформированность зрительного и слухового восприятия у детей данной категории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vospriyatiya._statya.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Галисултанова Э. И. 
Учитель-логопед МДОУ

 ДС №27 г. Озерск,

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ

Ключевые слова:

Восприятие, гнозис, виды восприятия, ОНР, развитие речи.

Восприятие играет важную роль в психическом развитии ребенка. На основе взаимосвязи и взаимозависимости различных ощущений предмета, находящихся в тесной связи друг с другом (цвет, форма, величина, вес), при которых предмет выступает в совокупности различных частей, совершается процесс восприятия, создаётся целостный образ предмета. Вследствие этого данная тема является актуальной и востребованной.

В психологии процесс восприятия рассматривается наряду с работой других психических процессов: мышления (осознание того, что перед нами находится), речи (словесное обозначение предмета), памяти, внимания, воли (организация процесса восприятия) (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. П. Блонский, А. В. Запарожец, Н. Н. Ланге, Л. Ф. Тихомирова и др.).

В нейропсихологии, функции, которые развиваются на основе ощущений, (в психологии – восприятие) обозначаются как гнозис (А.Р. Лурия, Э.Г. Симерницкая, Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина и др.).

Принято выделять виды гнозиса, соответствующие имеющимся у человека рецепторам— периферическим частям анализаторов (зрительный, слуховой, пространственный и т. д.). Поэтому понятия гнозис и восприятие, считаются целостным отражением предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств [2, с. 240].

В зависимости от участия анализатор в процессе восприятия, выделяют зрительное, слуховое, тактильное и пространственное восприятие.

Зрительное восприятие рассматривается как совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы. Оно играет огромную роль в психическом развитии ребенка, в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Его параметрами являются цвет, форма.

Слуховое восприятие речи представляет собой одну из высших психических функций человека. Это внутренняя психическая сторона такого вида речевой деятельности, как слушание (аудирование), включающая акт понимания, осмысления принимаемого речевого сообщения. Так же слуховым восприятием считается умение различать различные звуки окружающей действительности. Параметрами слухового восприятия являются высота, сила.

Тактильное восприятие определяется как распознавание характеристик формы и структуры продукта путем непосредственного контакта с кожей. Параметрами тактильного восприятия являются величина, форма.

Восприятие пространства характеризуют как образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие формы, величины, цвета и иных особенностей предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное участие принимают зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы. Параметрами пространственного восприятия являются: пространственные формы и размеры тел, их положение в пространстве по отношению друг к другу, наличие у тел внутренней симметрии или асимметрии.

Все виды восприятия формируются постепенно в онтогенезе. В старшем дошкольном возрасте зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим. Дети осваивают сенсорные эталоны (представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов.), у них возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия. С установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется (Л.С. Выготский) [1, с. 167].

В ходе нашего исследования мы экспериментально выявили особенности зрительного, пространственного и слухового гнозиса (восприятия) детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (6-ой год жизни). Диагностика строилась на основе нейропсихологических и психолого-педагогических методик (А. В. Семенович, Е. А. Стребелева, Г. Хед, Л. Ф. Тихомирова).

При изучении зрительного гнозиса было выявлено, что нарушение предметного гнозиса отмечается у 30% испытуемых, также у них недостаточно сформированы зрительные образы.

При изучении целостного схватывания изображения только 30% детей без ошибок и затруднений справились с данной пробой. У остальных детей отмечается недостаточная сформированность зрительного восприятия реалистических и наложенных изображений вследствие нарушения предметного гнозиса и недостаточно сформированных зрительных образов; нарушение целостного восприятия изображений по причине проявления дефицита симультанных синтезов, затруднений целостного восприятия изображения.

При анализе результатов диагностики пространственного восприятия были выявлены его особенности у всех испытуемых.

При копировании 90% детей неправильно рисовали пространственное расположение частей предмета, что указывает на недостаточную сформированность пространственного восприятия предметов, пропорций изображения. 30% детей затруднялись в копировании последовательности движений экспериментатора при изображении частей тела человека (проба с поворотом на 180°).

Все испытуемые владеют простой ориентировкой в пространстве, могут копировать разные позы (пробы Хеда). Трудности у детей (90%) появляются  при оречевлении направлений движения и проявляются в недостаточной сформированности понятий «право-лево».

При обследовании слухового восприятия только 10% детей удалось верно определить количество услышанных серийных ритмических структур во всех заданиях. У остальных детей выявлены нарушения оценки количества ударов (недооценки, переоценки). Причиной неправильной оценки количества ударов является недостаточная сформированность слухового восприятия. При воспроизведении услышанных серийных ритмических структур у 80% детей не было затруднений в выполнении заданий. 20% испытуемых имели трудности и ошибки, которые характеризовались персеверацией, ухудшением воспроизведения ритмов при увеличении проб, темпа, количества предъявлений ударов. Ошибки и затруднения были вследствие нарушений слухового восприятия при нормальном физическом слухе. В определении места звучания предмета (наверху, внизу и т.д.) все дети справились без ошибок.

 Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня были выявлено недостаточное развитие пространственного восприятия, а также несформированность зрительного и слухового восприятия.

Развитию всех видов восприятия, имеющих большое значение для процесса становления и развития речи, будет способствовать целенаправленная логопедическая работа в ходе специально организованного обучения детей с ОНР.

Список литературы:

1. Выготский, Л. С. Психология развития человека. М.: Эсмо, 2004.  1136 с.

2. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. М.: Астрель Транзиткнига, 2005. 384 с.

3. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Когито-центр, 1998. 128 с.

4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002. 232 с.

5. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. 192 с.

© Фазлитдинова Э. И., 2017