Программа внеурочной деятельности "Юный журналист"_8 класс

Шувалова Юлия Александровна

Программа внеурочной деятельности «Юный журналист» составлена в соответствии с Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012г, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС)

Окружающий нас мир таит в себе много проблем для подрастающего поколения. Проблемы сегодняшних подростков – принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, появление представлений о возможностях своего «Я» на этом пути.

Важнейшим средством коммуникации является слово. «Словом можно убить - и оживить, ранить - и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить», - писал талантливый педагог В.А.Сухомлинский.

Реализация программы «Юный журналист» поможет учащимся раскрыть свои возможности в литературном творчестве. Эта программа дает учащимся возможность развивать и повышать культуру речи, научиться общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем.

 

На изучение программы внеурочной деятельности «Юный журналист» отведен 1 час в неделю, курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_zhurnalist_8_klass_2020.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности для 8 класса

«Юный журналист»

 

Нормативная база

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» №ФЗ-273 от 29.12.2012г.;
  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 года №1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образовании»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. № 189 г. «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждения».

Цели и задачи

Цели программы:

1.        Объединение детей разного возраста с целью формирования разносторонне развитой личности и реализации творческих интересов и способностей подростков.

2.        Практическое участие в работе районных СМИ. Профессиональная ориентация молодежи.

3.        Овладение учащимися современными методами получения информации.

4.        Педагогическая и психологическая поддержка детей.

Задачи программы:

1.        Освещение в СМИ школьной жизни.

2.        Содействие в воспитании информационной культуры школьников.

3.        Повышение интереса к учебе (литературе, русскому языке, информатике).

4.        Развитие интеллекта, творческих и коммуникативных способностей

5.        Знакомство с жанрами газеты.

6.        Привитие трудовых навыков и профессиональная ориентация.

7.        Социальная адаптация подростков в условиях временного коллектива.

8.        Организация досуга.

Принципы построения программы

Программа построена на принципах:

- доступности – при изложении материала учитываются особенности и возможности детей, один и тот же материал по-разному преподается, в зависимости от развития и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.

- наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.

- сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

Кабинет, в котором проводятся занятия, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.

Кабинет оборудован согласно правилам пожарной безопасности.

Формы занятий:

- лекция;

- беседа;

- диалог;

- дебаты;

- исследования;

- практические работы;

- игра;

- экскурсия;

- учебный проект.

Ожидаемые результаты освоения программы

1.        Развитие творческих способностей

2.        Установление новых связей с районными СМИ.

3.        Создание банка детей, которые смогут работать в районных СМИ.

4.        Предоставление возможности для общественного признания, оценки, самореализации ребят.

5.        Создание условий для продолжения образования в сфере журналистики.

6.        Профориентация.

Обучающиеся смогут:

  • Определить тему или идею текста;
  • Составлять простой и подробный план текста;
  • Создавать связные высказывания (с заданным языковым материалом);
  • Оценивать чужую и свою речь;
  • Спорить, но не ссорится, аргументировать свои высказывания;
  • Сокращать один и тот же текст до половины, до трети его первоначального объема, до одного абзаца и одного предложения;
  • Рассказать о себе так, чтобы тебя слушали;
  • Брать интервью у знакомых и незнакомых людей;
  • Вести репортаж с места событий;
  • Составлять различные типы текстов газетной информации.

Обучающиеся должны:

  • понимать основные проблемы общественной жизни, роль и функции средств массовой информации в жизни современного человека;
  • уметь определять жанр газетного текста, выявлять его отличительные особенности, анализировать его структуру, владеть разнообразными приемами анализа текста;
  • уметь создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания;
  • уметь редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки.

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие. (1 час)

Теория. Введение. Журналист – корреспондент – кто это такой. Цели и задачи занятий.

Инструктаж по технике безопасности труда.

Практическая работа с материалом газет.

Раздел 2. Журналистика как профессия. (3 часа)

Теория. Разнообразие профессий в области человек-человек. Особенности профессии журналиста. Общественная значимость журналистики.

Участие в городском конкурсе «Журналистский марафон»

Раздел 3. Функции журналистики. (1 час)

Теория. Понятие «Функция». Функции журналистики: информационная, коммуникативная, формирование общественного мнения.

Практика. Совместная деятельность с редколлегией школьной газеты: отбор материала, композиция и верстка газеты.

Раздел 4. Требования к журналисту. (2 часа)

Теория. Профессиональные требования к журналисту: компетентность, объективность, соблюдение этических норм. Специальные требования: широта интересов, владение литературным языком.

Практика. Тестирование на профпригодность.

Раздел 5. Язык журналистики. (1 час)

Теория. Беседа о сущности слова. Понятие «язык» и «речь». Многозначность слова. Слова иноязычного происхождения. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

Практика. Групповая творческая работа - репортаж «Моя малая родина – Красносельский район».

Раздел 6. Профессиональная лексика. (1 час)

Теория. Стилистика. Терминология. Образность, эмоциональность, экспрессивность - основные особенности публицистической речи. Профессиональные слова.

Практика. Работа с газетными и журнальными публикациями.

Раздел 7. Стилистические фигуры речи. (1 час)

Теория. Понятие о тропах: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

Практика. Написание зарисовки с использованием определенных стилистических фигур.

Раздел 8. Малые жанры журналистики (заметка). (3 часа)

Теория. Что такое заметка. Разновидности заметок. Заметка информационного характера.

Практика.  Написание заметок «Из школьной жизни».

Контроль: анализ заметок.

Раздел 9. Композиция материала. (1 час)

Теория. Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение Вступление, основная часть, заключение.

Практика. Создание текстов в соответствии с требованиями.

Раздел 10. Основные типы построения текста. (1 час)

Теория. Повествование:  прямая и обратная хронология. Основные компоненты рассуждения: тезис, доказательства, аргументы, вывод.

Практика. Создание рассказа на тему «Маленькое происшествие» с использованием разных типов построения текста.

Раздел 11. Анализ газетных и журнальных публикаций. (2 часа)

Теория. Основные пункты анализа: актуальность темы, кому адресован. Композиция, речь. Понятие о комплексном анализе текста.

Практика. Комплексный анализ текста.

Раздел 12. Различные виды сбора информации. (3 часа)

Теория. Сбор информации – работа в библиотеке. Информация через интернет. Сбор информации в форме беседы. Подготовка вопросов.

Практика. Работа в библиотеке с каталогом, с газетами и журналами. Работа на компьютере.

Контроль: составление вопросов для беседы.

Раздел 13. Статья как жанр публицистики. (2 часа)

Теория. Роль статьи в газетах и журналах. Отличие от заметки. Виды статей: проблемные, аналитические, обличительные.

Практика. Создание статей на основе сформулированной проблемы.

Контроль: анализ статей.

Раздел 14. Фотография как инструмент журналиста. (3 часа)

Роль фотографии в газете и журнале. Виды фотографии. Композиция, цветокоррекция, обработка фото в редакторах.

Практика. Создание фоторепортажа о школьной жизни.

Контроль: анализ репортажей.

Раздел 15. Верстка газеты (4 часа).

Из чего состоит газета? Терминология верстки. Обзор программ для верстки.

Практика. Верстка 2х полосной газеты в Microsoft Publisher

Раздел 16. Экскурсии, участие в выездных конкурсах (4 часа)

По отдельному плану

Раздел 17. Заключительное занятие. (1 час).

Контроль: Подведение итогов в форме защиты проекта, презентации. Портфолио ребят.

Тематическое планирование

Содержание курса

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Контроль

1.Вводное занятие Инструктаж по ТБ.

1

0,5

0,5

2.Журналистика как профессия

3

1

2

3.Функции журналистики

1

1

0

4.Требования к журналисту

2

1

1

5.Язык журналистики

1

0,5

0,5

6.Профессиональная лексика

1

0,5

0,5

7.Стилистические фигуры речи

1

0,5

0,5

8.Малые жанры журналистики (заметка)

3

0,5

1,5

1

9.Композиция материала

1

0,5

0,5

10.Основные типы построения текста

1

0,5

0,5

11.Анализ газетных и журнальных публикаций

2

1

1

12.Различные виды сбора информации

3

1

1

1

 13.Статья как жанр  публицистики

2

0,5

1

0,5

14. Фотография как инструмент журналиста

3

1

1

1

15. Верстка газеты

4

1

3

16. Экскурсии, участие в выездных конкурсах

4

-

4

-

17.Заключительное занятие

Проекты

1

-

-

1

Всего

34

11

18,5

4,5

Учебно-методическое обеспечение

      Список литературы для учителя

Основная:

1.        Бакшин В.В.. Основы журналистики. – М., 2009 г.

2.        Голуб И.Б. Сборник упражнений по стилистике современного русского языка.

3.        Кашлева Н.В. Пресс-клуб и школьная газета. – Волгоград. 2009 г.

4.        Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.

5.        Спирина Н.А. Журналистика в школе. – Волгоград. 2013г.

Дополнительная:

6.        Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2005.

7.        Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2000.

8.        Шумилина Т. Методы сбора информации в журналистике. – М., 1983.

9.        Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М.: Просвещение, 2002.

10.        Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 2-е изд. - М., 1998.

Список  литературы для обучающихся

Основная:

1.        Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М. : Высшая школа.1987

2.        Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М.: Просвещение, 1996.

3.        Никодеми Г.Б. Школа рисунка / пер. Г.Семеновой. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001.

Материально-техническое обеспечение

1.        Принтер.

2.        Компьютерный класс: рабочее место учащегося (на каждого);  рабочее место учителя.

3.        Проекционное оборудование: мультимедиапроектор; экран.

4.        Энциклопедии, словари, газеты.

6.        Материалы для художественного творчества (фломастеры, бумага, краски, клей, бумага).

Формы контроля и учета достижений обучающихся

  • Диагностическая работа        
  • Участие в выставках, конкурсах
  • Газета в 2 полосы        
  • Творческий отчет
  • Тестовые задания        
  • Творческая работа         
  • Проектно-исследовательская работа