Итоговый проект 9 класс

Беркутова Элиза Мансуровна

Подростковый возраст – это переломный момент в развитии каждой личности и не для всех он проходит гладко и спокойно. В этом возрасте дети желают доказать свою независимость и взрослость, юношеский максимализм толкает подростка на совершение правонарушений, в том числе на преступления. Проблема подростковой преступности является одной из актуальнейших в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovyy_proekt_9_kl_prichiny_prestupnosti.docx37.44 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательнаяшкола

                                                                        «Школа №2»

                                                                  Города Тарко-Сале

               

             Индивидуальный итоговый проект

                                                     По обществознанию на тему

                                 «Причины преступности»

                                                                                                          Выполнил:                                                                                                                                                  

                                                                        Недопёкин Сергей Денисович                                

                                          Учащийся 9А класса                                                                                                                                                                                                                  Руководитель проекта:

                                                                                                                       Беркутова Элиза Мансуровна

                                                                                                                      Учитель обществознания

                                                         

г.Тарко-Сале,

2021г.

                                                     Оглавление

Введение..........................................................................................................................

Глава 1 Преступность и право ………………………………………………………..

1.1 Понятие преступности

1.2 Права и обязанности подростков

1.3 Возрастные особенности исполнения обязанностей

1.4 Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.

Глава 2 Статистика

1.1 Статистика состава преступлений.

1.2 Рейтинг регионов РФ по количеству преступлений, совершенных несовершеннолетними.

1.3 Самый высокий темп прироста преступности.

1.4 Тенденция подростковой преступности.

Глава 3 Характеристика преступлений, совершаемых подростками.

1.1 Характерные особенности современной подростковой преступности

1.2 Факторы, влияющие на подростковую преступность.

1.3 Последствия преступной деятельности для подростка

1.3 Влияние подростковой преступности на благосостояние общества

ЛИТЕРАТУРА

Введение.

Подростковый возраст – это переломный момент в развитии каждой личности и не для всех он проходит гладко и спокойно. В этом возрасте дети желают доказать свою независимость и взрослость, юношеский максимализм толкает подростка на совершение правонарушений, в том числе на преступления. Проблема подростковой преступности является одной из актуальнейших в современном обществе. В последние время уровень подростковой преступности сильно вырос, что делает данную проблему угрозой обществу. Преступность несовершеннолетних, будучи составной частью преступности в общем, в то же время имеет свою специфику, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта изучения.

Актуальность. Обеспокоенность ростом детской преступности существует во всем мире. Россия – не исключение. От нового поколения зависит бедующее развитие нашей страны. В последнее время уровень детской преступности возрос, все чаще мы слышим в новостях о новых правонарушениях со стороны несовершеннолетних. В целях обезопасить себя и своих близких, я решила заняться анализом и исследованием данной темы.

Цель - исследовать тенденцию подростковой преступности и проанализировать особенности юридической ответственности

Задачи:

1. Сбор материалов по правовым особенностям подростков.

2. Проанализировать склонность подростков к преступности.

3. Анализ статистики.

4. Выявить правовые последствия преступной деятельности для подростка.

Глава 1 Преступность и право.

1.1. Понятие преступности

Преступность – это сложное социально-правовое явление. Существует множество ее определений: «преступность – реальное негативное явление, возникающее в классовом обществе»; «преступность – способ достижения социальных благ и власти»; «преступность – показатель социальной патологии» ; «преступность - это множество индивидуальных противоправных событий, которые в своей массе образуют негативное социальное явление». Можно сказать, что при всех различиях подобных определений каждое из них, в той или иной степени верно. В этом состоит многогранность преступности, что является отражением противоречивости общественных отношений.

Преступность – явление социальное. Это означает, что она обусловлена не биологическими факторами человека, хотя последние могут оказывать определенное криминогенное влияние на некоторые формы преступного поведения, а природой и содержанием общественных отношений. Социальна не только сама преступность, но и ее корни, истоки, а также последствия. Изменения преступности находятся в прямой зависимости от состояния общества и происходящих в нем процессов.

Динамика преступности является объективным индикатором положения дел в обществе и, прежде всего, кризисных явлений, неблагополучия, наличие конфликтных ситуаций в самых разных сферах общества. Преступность несовершеннолетних — это совокупность преступлений, совершенных лицами, не достигшими совершеннолетия.

Преступность несовершеннолетних — составная часть преступности, но при этом имеет особенности, которые связаны прежде всего с возрастом, что позволяет говорить о самостоятельном виде преступности несовершеннолетних.

  1. Права и обязанности подростков

Для более глубокого и детального осознания темы, необходимо разобраться с самим термином «несовершеннолетний» и с его правами и обязанностями. «Несовершеннолетний– лицо, не достигшее возраста совершеннолетия, не имеющее возможности в полной мере осуществлять юридические права и нести юридическую ответственность. В России возрастом совершеннолетия считается 18 лет. В некоторых случаях, предусмотренных законом, несовершеннолетний, достигший 16 летнего возраста, может быть признан полностью дееспособным, например, если лицо работает по трудовому договору; занимается предпринимательской деятельностью с согласия родителей, опекунов; либо по решению суда оно может быть признано полностью дееспособным (эмансипированным)». Из Терминологического ювенологического словаря 2005. 

Основные законодательные акты, которые регулируют права детей в Российской Федерации, это:

- Конвенция ООН о правах ребенка.

- Конституция РФ.

- Гражданский кодекс РФ.

- Семейный кодекс РФ.

- Трудовой кодекс РФ.

- Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

- Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

- Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Права

Врожденные права:

• на имя; на гражданство; на уважение чести и достоинства; жить и воспитываться в семье, насколько это возможно; на самостоятельное обращение в органы опеки и попечительства; на всестороннее развитие; иметь на праве собственности вещи, полученные в дар или по наследству, а также приобретённые на свои средства; на защиту своих прав и законных интересов родителями, лицами их заменяющими, органами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокуратурой, судом (через родителей или иных законных представителей); выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего интересы ребенка; знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребёнка).

C 6 лет добавляются права

• совершать мелкие бытовые сделки (например, ты можешь купить что-то для своих нужд); совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации; свободно распоряжаться для собственных нужд предоставленными средствами.

С 8 лет добавляются права

• на участие в детском общественном объединении.

С 10 лет добавляются права

давать согласие на изменение своего имени, фамилии, на выбор места жительства при разводе родителей, на лишение или восстановление родителя в родительских правах, на усыновление, на передачу в приёмную семью; на учет мнения при решении любого вопроса в семье, в правоохранительных органах, в суде; быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

С 14 лет добавляются права

• получить паспорт гражданина РФ;

• давать согласие на изменение своего гражданства;

• самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;

• требовать отмены усыновления;

• участвовать в молодёжном общественном объединении;

• требовать установления отцовства в отношении ребенка в судебном порядке;

• заключать любые сделки с согласия родителей или лиц их заменяющих;

• вносить вклады в банки и распоряжаться ими;

• самостоятельно осуществлять права автора на произведении науки, искусства, литературы, изобретения и иные результаты своей интеллектуальной деятельности;

• самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иным доходом;

• работать в свободное от учебы время с согласия одного из родителей, но не более 4 часов с легкими условиями труда.

С 15 лет добавляют права

• работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством.

С 16 лет добавляются права

• управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;

• работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством;

• быть членом кооператива;

• быть признанным полностью дееспособным, т.е. получить все права совершеннолетнего (эмансипация) в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда.

• вступить в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления.

1.3 Возрастные особенности исполнения обязанностей

Распределение правоспособности и способности нести ответственность за исполнение или неисполнение обязательств согласно возрасту выглядит следующим образом:

С рождения и до 6 лет - Ребенок обязан соблюдать правила поведения дома и в общественных местах, слушаться своих родителей, принимать заботу своих законных представителей, если это не ущемляет его прав и не унижает человеческое достоинство (насилие, жестокое обращение).

С 6 лет - Ребенок обязан поступить в образовательное учреждение для получения полного среднего образования, соблюдая при этом распорядок и устав учреждения. В данном возрасте человек несет ответственность за уклонение от учебы и изучения образовательной программы, бродяжничество, пьянство, преступления против жизни и другие провинности перед преподавателями и администрацией школы, родителями.

С 10 лет ребенок - Может быть помещен в специальное воспитательное учреждение за совершение противоправных деяний против правил поведения общества.

С 14 лет - Молодые люди, трудоустроенные по договору на работу, обязаны выполнять предписания трудового договора, заключенного с организацией, а также соблюдать правила поведения и устав этой организации, либо молодежного объединения. Ответственность наступает за несоблюдение предписаний трудового договора, устава образовательного учреждения, молодежной организации, за возмещение причиненного вреда, а также уголовная ответственность за отдельные виды преступления.

С 16 лет - Для человека наступает ответственность за совершение всех видов преступления, а также административная ответственность.

1.4 Особенности юридической ответственности несовершеннолетних

В стране с высокой криминогенной обстановкой отмечается угрожающий уровень подростковой преступности. В обществе в таком случае формируются условия для вовлечения несовершеннолетних в незаконную деятельность. В такой ситуации юридические нормы должны обеспечить адекватную реакцию государства на происходящее. Рассмотрим далее проблемы подростковой преступности. УК РФ По всем статьям, предусмотренным в кодексе, наказание к несовершеннолетним применяется с 16 лет. Однако в УК присутствует ряд норм, ответственность по которым наступает с 14 лет. К последним относят статьи: 105 – "Убийство". 111 – "Умышленное нанесение тяжкого ущерба здоровью". 126 – "Похищение человека". 112 – "Умышленное нанесение вреда здоровью средней тяжести". 131 – "Изнасилование". 158 – "Кража". 132 – "Насильственные действия сексуального характера". 162 – "Разбой". 163 – "Вымогательство". 161 – "Грабеж". 166 – "Незаконное завладение транспортным средством без цели хищения". 167 (часть 2) – "Умышленное повреждение/уничтожение имущества при наличии отягчающих обстоятельств». 205 – "Терроризм". 206 – "Захват заложников". 10 213 (части 2 и 3) – "Хулиганство при наличии отягчающих обстоятельств". 214 – «Вандализм". 226 – "Вымогательство/хищение боеприпасов, оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств». 267 – "Приведение в негодность путей сообщения или транспортных средств». 229 – "Вымогательство/хищение наркотических средств или психотропных веществ».

Глава 2 Статистика

2.1. Статистика состава преступлений.

Ниже приведён перечень преступлений, совершаемых несовершеннолетними чаще в сего.

  1. Убийство 3%
  2. Разбой 4%
  3. Хулиганство 9%
  4. Незаконный оборот наркотиков 6%
  5. Кража 57%
  6. Вымогательство 6%
  7. Угон транспорта 4%
  8. Грабеж 10%

1.2 Рейтинг регионов РФ по количеству преступлений, совершенных несовершеннолетними.

  1. Ингушетия 5
  2. Чечня 21
  3. Калмыкия 62
  4. Ненецкий округ 51
  5. Чукотский округ 26
  6. Пермский край 1894
  7. Челябинская обл. 1935
  8. Свердловская обл. 2346
  9. Кемеровская обл. 1649
  10. Красноярский край 1836

1.3 Самый высокий темп прироста преступлений

  1. Чеченская Республика 12.7%
  2. Владимирская область 13.2%
  3. Камчатский край 15.2%
  4. Республика Тыва 15.4%
  5. Республика Калмыкия 17.5%
  6. Республика 17.8%
  7. Ленинградская область 18.7%
  8. Ненецкий АО 20.9%
  9. Оренгбурская область 31.9%

10. Республика 39.5%

1.4 Тенденция подростковой преступности.

На основе анализа данных статистики можно говорить о положительной тенденции подростковой преступности, идет спад. Однако если посмотреть общую динамику преступности несовершеннолетних за больший период времени, то можно проследить следующую тенденцию: с 1997 - 1999 гг. в России число зарегистрированных преступлений несовершеннолетних возросло, 1999 - 2003 гг. - снижение, 2003 - 2004 гг. - возрастание, 2004 - 2011 гг. - стабильное снижение, с 2011-2013 гг.-возрастание, а с 2014-2018 гг. стабильное снижение.

Но не смотря на положительную тенденцию, проблема преступности несовершеннолетних по-прежнему остается актуальной. Более того, современные подростки все чаще совершают преступления с неоправданной жестокостью и агрессией. Преступность несовершеннолетних приобретает черты взрослой преступности, ей свойственны организованный характер и тщательное планирование. Другой важной тенденцией преступности несовершеннолетних является ее снижение возраста лиц, совершающих криминальные деяния.

Становятся обыденными ситуации, когда дети 13–14 лет издеваются, насилуют, убивают тех, кто младше, а уголовной ответственности они в силу своего возраста не подлежат. Несовершеннолетних преступников отличают недостаточная зрелость мышления и сознания, недостаток социального опыта, эмоциональная скупость, эгоизм, отсутствие чувства сострадания и милосердия, отсутствие моральных принципов и нравственных идеалов и т.д. В этом возрасте групповые интересы, инстинкты подражания доминируют над общепринятыми понятиями долга, ответственности. Поэтому нахождение подростка в компании с негативными характеристиками имеет высокий криминальный потенциал.

Глава 3 Характеристика преступлений, совершаемых подростками.

1.1 Характерные особенности современной подростковой преступности

• Увеличение числа преступлений, совершенные лицами не достигших возраста уголовной ответственности.

• Особая жестокость и цинизм.

• Публикация материалов с противозаконным содержанием в средствах массовой информации.

• За последнее время среди молодежи активизировалось создание неформальных групп и объединений с антисоциальной криминогенной направленностью. Члены таких группировок склонны к совершению антиобщественных деяний.

• Рост преступлений, совершенных девушками.

• Преступления совершаются спонтанно, без предварительной подготовки;

• Следы их преступлений несут на себе отпечаток поспешности, лишены инсценировок и иных сложных ухищрений.

• В большинстве случаев несовершеннолетние не предпринимают каких-либо специальных мер для ликвидации следов совершенного преступления.  Основная задача-после совершения преступления, как можно скорее скрыться.

• Преобладающее количество преступлений совершается во второй половине дня и в темное время суток, в месте проживания, учебы либо работы или в прилегающих районах

1.2 Факторы, влияющие на подростковую преступность.

Влияние взрослых.

Огромную роль на подростковую деятельность оказывает влияние взрослого, но оно может нести, как воспитательный, положительный характер, так и негативный. В практике достаточно много случаев, когда несовершеннолетние участвуют в незаконных действиях вместе со старшими.

 В качестве подстрекателей нередко выступают рецидивисты. Фактически руками подростков они совершают опасные преступления. При этом сами они зачастую избегают ответственности. Рассматривая причины подростковой преступности, нельзя не отметить, что многие несовершеннолетние, склонные не исполнять установленные в обществе нормы, идут навстречу взрослым, взамен получая от них вознаграждения.  В некоторых случаях роль взрослых проявляется в действиях, непосредственно не связанных с совершением конкретного незаконного деяния. Однако старшие оказывают негативное воздействие на подростка, способствуя аморальному, безнравственному поведению. В частности, это относится к сфере полового развития несовершеннолетних. Участие взрослых в сексуальном созревании психологически отражается на подростке и может приводить к подталкиванию на аморальные деяния. Статистика говорит о том, что приблизительно каждый третий несовершеннолетний, совершивший незаконное деяние, рано начал половую жизнь. Более половины из них вступали в сексуальный контакт со взрослыми женщинами и девушками.

Влияние плохой компании.

 Присущее несовершеннолетним стремление к самоутверждению, желание занять одно из лидирующих мест в группе в сочетании с их ограниченными возможностями могут по-своему выразиться в конкретном преступлении. Так, при совершении посягательств против личности нередко наблюдается бессмысленная жестокость, причинение жертве не вызванного необходимостью множества телесных повреждений. При совершении других категорий преступлений могут присутствовать элементы демонстративности. Такое происходит, когда подросток попадает под влияние плохой компании. В котором легче всего завоевать авторитет через совершение противоправных деяний. Несовершеннолетний, совершив проступок, получает похвалу и одобрение окружающих(компании), это дезориентирует его и может привести к тому, что ребенок начнет воспринимать это явление, как что-то обычное, не имеющее аморальный характер. Подросток чувствует поддержку окружающих, поддается стадному инстинкту и может совершить большое количество маленьких проступков, что в случаи безнаказанности тех, могут перерасти и в преступления.

Телевизионная, интернет пропаганда.

 Эфир переполнен телесериалами и кинолентами, демонстрирующими, что, не учась, можно устроиться в жизни и при этом зарабатывать больше, чем люди, получившие высшее образование. Интернет наполнен демотивирующей информацией. В сой-сетях часто всплывет информация о миллионерах, что бросили учебу. Интернет пестрит рекламой «легких денег».

Из-за чего у подростка отбивается желание учится, трудиться. Бездеятельность и лень приводит подростка к скуке и деградации, что толкает на экстремальные, не всегда законные поступки. Часто это подкрепляется пропагандой разгульного образа жизни в интернете, в фильмах и клипах звезд шоубизнеса. Подросток, ставя себе в пример, эталоном личность с аморальным образом жизни, старается быть на него б похожим. Появляется алкогольная, никотиновая, наркотическая зависимость. На телеэкранах кинотеатров и телевизоров все чаще появляются сцены насилия, убийств и проявлений агрессии, что тоже пагубно сказывается на психику, а после и на поступки подростка.

Низкий уровень жизни.

 Низкий уровень жизни большой части населения, сильный контраст распределения доходов в обществе. Среди малообеспеченных слоев наиболее ярко выражен уровень наркотизации и алкоголизации, которые во многом являются причинами преступности. Но так, же часто подросткам из бедных семей приходится совершать преступления, чтобы просто выжить.  Обнищание родительской семьи, безработица или критически низкие зарплаты родителей и значительные заработки детей в теневом и криминальном бизнесе исключают положительное отношение к честному труду. В семьях, где малолетние дети содержат родителей, последние, как правило, утрачивают авторитет и оказываются неспособными выполнять какие-либо позитивные педагогические функции, и ребенок предоставляется сам себе и за частую становится на путь криминала.

Недостатки учебно-воспитательной работы.

 В школе и в семье должны проводится учебно-воспитательные работы, их отсутствие может привести к тому, что у подростка отсутствует чувство гражданской ответственности, происходит отдаление от коллектива. Это может привести к потере интереса к учебе. Контингент преступников зачастую пополняется подростками, бросившими школу, второгодниками, отстающими. Большенство преступлений, совершенные несовершеннолетними, были совершенны в учебное время, пока их официальные представители считают, что они в находятся в учебных заведениях. Таким образом недостаток контроля и воспитательных работ можно выделить как отдельный фактор влияния.

1.3 Последствия преступной деятельности для подростка

Юридическое значение судимости заключается в том, что она выступает основанием применения некоторых правоограничений, предусмотренных федеральными законами. Как правило, лицо, отбывшее наказание, считается имеющим судимость в течение времени, продолжительность которого зависит от характера совершенного преступления и вида отбытого наказания. Согласно ст. 95 УК сроки погашения судимости для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, в сравнении со сроками погашения судимости, предусмотренными в отношении взрослых, ст. 86 УК сокращены и составляют после отбытия лишения свободы за преступления:

• шести месяцам после отбытия или исполнения наказания более мягкого, чем лишение свободы;

• одному году после отбытия лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести;

• трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.

 Судимость — правовое состояние гражданина, который был признан судом виновным в совершении преступления, и к которому было применено наказание и иные меры уголовно-правового характера.

 Общеправовые последствия судимости:

1. Лица, имеющие судимость, не могут обучаться в некоторых учебных заведениях.

2. Лица, имеющие судимость и отбывающие наказание, не подлежат призыву на действительную военную службу. Лица, уже отбывшие наказание, но имеющие судимость, подлежат ограниченному призыву и могут проходить службу не во всех частях и родах войск.

3. Ограничения в выборе места жительства и в свободе передвижения по территории Российской Федерации.

4. Лица, имеющие судимость, не могут быть приняты на работу в некоторые предприятия, учреждения и организации, в том числе в государственные, прежде всего, «режимные», учебные и другие.

5. Ограничения в выезде за границу. Судимость несовершеннолетнего до истечения срока погашения судимости может быть снята судом не только по ходатайству самого несовершеннолетнего, но и по ходатайству его родителей, законных представителей, а также органов опеки и попечительства.  

Статья 96 УК предоставляет суду право в исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности виновного применять положения гл. 14 к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет, за исключением помещения их в специальное воспитательное или лечебно воспитательное учреждение для несовершеннолетних либо воспитательную колонию. Понятие "исключительный случай" оценочное, и суд решает этот вопрос с учетом конкретных обстоятельств совершенного преступления и личности виновного.

Такими обстоятельствами могут быть, например, отставание в психическом развитии, не подпадающее под признаки возрастной невменяемости (ч. 3 ст. 20 УК), второстепенная роль в преступлении, совершенном под влиянием других соучастников, совершение преступления при случайных обстоятельствах и т.д. УК устанавливает для несовершеннолетних только погашение, а не снятие судимости, что связано со значительным сокращением ее сроков.

В исключительных случаях судимость с несовершеннолетних может быть снята по правилам, предусмотренным п. 5 ст. 86 УК РФ, в которой установлено,  что, если осужденный после отбывания наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения рока ее погашения.

Погашение судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с ней (п. 6 ст. 86 УК РФ). Так лицо, в прошлом судимое, признается несудимым; факт совершения лицом в прошлом преступления, судимость, за которое погашена, при совершении нового преступления не влияет на квалификацию последнего и не может рассматриваться в качестве обстоятельства, отягчающего наказание.

1.4 Влияние подростковой преступности на благосостояние общества.

Подростки - это будущее страны, её перспектива. Основой государства является подрастающее покаяние, огромную роль играет его здоровье, как физическое, так и нравственное. Государство должно оказывать материальную, воспитательную и культурную поддержку. Ведь формирование правовой культуры невозможно без поколения, имеющего устойчивые правовые знания.

Вывод:

Рост преступности несовершеннолетних может привести к катастрофическим последствиям в будущем. Государство должно организовать работу по усилению мер предотвращения преступлений, совершенных подростками. Создание и проведение воспитательно коректирующих работ.  Моя работа может быть полезной для просвещения подростков на тему ответственности, которую они могут понести за противоправные деяния. То есть способствовать воспитанию правовой культуре. Можно использовать на классных часах, в детской комнате милиции.  Мой продукт (тест) поможет выявить на раннем этапе склонность подростков к преступности и предотвратить возможные преступные деяния. Продукт-тест, способствующий выявлению склонности подростка к преступной деятельности. Можно проводить опросы в школах, выложить в социальные сети в открытый допуск, чтоб каждый желающий мог пройти тестирование.

ЛИТЕРАТУРА

Конституция РФ

Уголовный кодекс Российской Федерации

http://geum.ru/doc/work/116727/40000.php

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/11/07/nauchno-prakticheskaya issledovatelskaya-rabota-na-temu-problema

https://yandex.ru/search/?

https://studwood.ru/1855585/psihologiya/