Личность учителя как ключевой фактор гуманизации российского образования.

Титова Ирина Евгеньевна

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия.

          Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманистические подходы рассматриваются как важнейшие социальные педагогические принципы, отражающие современные общественные тенденции построения и функционирования системы образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Личность учителя как ключевой фактор гуманизации российского                   образования.

        Гуманизация общества поставила вопрос об авторитете учителя. Близость авторитета и авторитарности как однокоренных слов и смежных понятий проблематизировала идею учительского авторитета, предъявила к нему этические критерии. Индивидуальность как основа обучения и воспитания возвращает учителю и школе самоуважение.

«Учащие и учащиеся, - прежде всего сотрудники», - писал Н.К.Рерих. Так демократизация и гуманизация в образовании открыли пути к развитию инициативы и самостоятельности ученика и учителя.

        Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимает значительное место в жизни человека, не дает ощутимого, зримого, конкретного результата сразу по его завершении. Результатом образования является все последующие поведение, деятельность, образ жизни человека. Поэтому влияние педагогического воздействия любого образовательного учреждения не может контролироваться непосредственно.

        Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем он отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, учителем, воспитателем. Достойное выполнение профессионально педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств.

        Во-первых, следует объективно оценивать собственные возможности, знать свои сильные и слабые стороны, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т.д).

        Во-вторых, педагог должен обладать общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения и педагогического общения в частности. Педагог – это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что делает учитель.

        В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего ученика как «другого». Ученик должен быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок; это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения и общения.

        В-четвертых, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение, то есть «фасилитатора», по К.Роджерсу. Это обязывает развивать организаторские, коммуникативные способности для управления процессом усвоения знаний учениками, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников. Развитие таких профессиональных умений предполагает не только глубокие педагогические знания, но и постоянный, систематический профессиональный тренинг.

        Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими постулатами-заповедями его психолого-педагогической деятельности:

        - уважай в ученике человека, личность (что является конкретизацией          золотого правила древности – относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);

- постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, «умственный аппетит» у других);

- передавай знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.

Эти постулаты есть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика.

        Чтобы процесс развития проходил успешно, безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера, так называемое «гуманистическое пространство» (И.Д.Демакова). В создании такого пространства педагог занимает определенное место, играет одну из главных ролей. Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ (диагностику), педагог создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Для того, чтобы помочь ребенку, можно определить основное правило – «Правило 7У»:

- «уверенность» - знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его. Педагог гарант соблюдения прав ребенка;

- «успешность» - берясь за любое дело, педагог должен предвидеть положительный результат, то есть быть уверен, что оно под силу детям и ему;    

- «удивительность» - надо развивать в себе незаурядность, дети не любят «пирожки ни с чем»;

- «убедительность» - уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела;

- «уважительность» - необходимо взаимное уважение; уважаешь мнение детей, они уважают твое. Воспитание без уважения – подавление;

- «уравновешенность» - в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а анализировать и работать;

- «улыбчивость» - без чувства юмора в школе жить невозможно. Улыбка – это и оценка, и одобрение, и подбадривание.    

     Стремление к гуманизации образования характерная особенность нашего времени, времени быстрых и резких изменений природной и социальной ср еды, идеологических систем, профессиональных требований и технологических возможностей. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

        Стремление жить в некой общности, быть ею защищенной, самоутверждаться в ее среде свойственно всем. Поэтому, если педагог хочет, чтобы дети были хорошими, необходимо делать все, чтобы воспитанники хотели быть таковыми, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках.

        Значит, у педагога не может быть никаких других целей, кроме целей жизни воспитанников. Ведь для ребят идея не отделена от личности, и то, что говорит им любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит неуважаемый и чуждый им человек. Самые высокие идеи в устах последнего становятся ненавистными.

        Поэтому стоит чаще вставать на место детей, чтобы понять: что их интересует, что радует, что утомляет, что обижает. Ведь воспитанный процесс прекращается с того и до того момента, пока ребенок не поймет, почему с ним так поступили; он не согласиться с тем, как с ним поступили; пока он озлоблен, что с ним так несправедливо поступили.

        Во всем этом объективная база единства воспитателя и воспитанника, то есть необходимое условие возникновения известной всем (но не всеми применяемой!) педагогики сотрудничества, которая строится на принципах гуманизации и демократизации отношений со своими воспитанниками.

        Для решения всех педагогических задач есть два подхода. Один императивный, когда педагог сам решает задачу, заставляя своих воспитанников делать то, что необходимо для их будущего. Другой – гуманный, то есть такой, когда воспитатель стремиться приобщить детей к решению педагогических задач, когда он сотрудничает с ними, делает их своими помощниками в воспитании, обучает тому, что умеет сам.

        Самое главное приобретение, которое необходимо сделать ребенку в период школьного ученичества, - это чувство собственного достоинства, вера в то, что он знает, умеет и может.

        И достичь этого можно только добром, ибо только добро порождает добро. Так завещал замечательный педагог – наш современник В.А. Сухомлинский.

        Дети – источник вдохновения и мой долг как педагога дать им детство,

          Сохранить его, быть  им другом.

        «С рождения до трех лет – ребенок твой бог, с трех до десяти – он твой раб, с десяти лет – ребенок твой друг» (древнекитайская мудрость).

                               СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Амоношвили Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 1999.
  3. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – М.: Детская литература, 1989.
  4. Соколова Л.Б. Совместное обсуждение образования философами и педагогами – состоялось! Хроника научной жизни

http://www.credo.osu.ru.htm

  1. Болотова А. Гуманистическая ориентация высшего педагогического образования в Германии. http: // www.ntp.ed.gov.ru

ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                                                                                Стр.

  1. Введение.                                                                                                 1-4

Глава 1. Смысл гуманистической педагогики.                                         5-10

  1. Гуманистическое воспитание как преемник лучшего из культурного наследия.                                                                                            
  2. Закономерности гуманизации образования.

Глава 2. Гуманистическая педагогика. Принципы. Правила.                 11-21

2.1. Принципы воспитания в гуманистической педагогике.

2.2. Дидактические правила в гуманистической педагогике.

2.3. Моя педагогическая позиция.

3. Заключение.                                                                                             22-23

4. Список использованной литературы.                                                    24