Научно-исследовательская работа на тему "Исследование вовлеченности школьников 11 классов в политическую жихнь"

Беркутова Элиза Мансуровна

Политика – это то, без чего трудно представить себе наш современный мир. Политические события, политические отношения, политические лидеры, партии неотъемлемая часть жизни человека сегодня. А интересуются ли политикой современные школьники?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл niyazova-tarko-sale.docx660.43 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование вовлеченности школьников 11-х классов

МБОУ «СОШ №2» города Тарко-Сале в политическую жизнь

Автор: Ниязова Регина Динаровна, 10 класс, 16 лет,

МБОУ «СОШ №2» г.Тарко-Сале

Руководитель: Беркутова Элиза Мансуровна, учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2», г. Тарко-Сале

Аннотация

Политика – это то, без чего трудно представить себе наш современный мир. Политические события, политические отношения, политические лидеры, партии неотъемлемая часть жизни человека сегодня. А интересуются ли политикой современные школьники?

Цель - Определить уровень осведомленности школьников 11-х классов о внутренней и внешней политике, политическом устройстве страны.

Методы исследования: изучение литературы, консультирование учителя истории и обществознания школы, анкетирование, статистический метод.

В результате проведенного анкетирования стало видно, что из 36 учащихся 11-х классов, практически 60% не осведомлены или не желают знать о политической системе страны, о выборах, и не хотят принимать в этом участие.

Таким образом гипотеза – учащиеся старших классов имеют недостаточный объем знаний о политической сфере жизни страны и общества – подтвердилась.

Мною был разработан комплекс мер по повышению уровня и качества знаний о политическом устройстве и функционировании государства

Исследование вовлеченности школьников 11-х классов МБОУ «СОШ №2» города Тарко-Сале в политическую жизнь

Автор: Ниязова Регина Динаровна, 10 класс, 16 лет,

МБОУ «СОШ №2» г.Тарко-Сале

Руководитель: Беркутова Элиза Мансуровна, учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №2», г. Тарко-Сале

Введение

Все мы живём в обществе и ощущаем на себе его воздействие. Одна из важнейших сфер жизни общества – политическая.

Политика – это то, без чего трудно представить себе наш современный мир. Политические события, политические отношения, политические лидеры, партии неотъемлемая часть жизни человека сегодня. Наша страна отличается активной политикой, вовлеченностью в мировые политические процессы, вокруг России часто кипят политические страсти. Российская Федерация - демократическое государство, где гражданин имеет право участвовать в выборах различного уровня, осуществлять свои политические права на пребывании в партии или объединении. Все вышеперечисленное предполагает, что каждый гражданин России для полноценного осуществления своих прав и обязанностей должен обладать хотя бы минимальной политической грамотностью.

 Каждому известно, как важна политика в современном мире, а потому каждый должен более-менее быть осведомлён о политической ситуации в своей стране и в мире. Человеком, не знающим, что происходит, легко управлять, его можно заставить действовать в чужих интересах. Чем больше человек знает о политической сфере жизни общества, тем сложнее его мнением манипулировать.  Также от уровня политической осведомленности зависит и активность граждан на выборах. Нынешние ученики старшей школы через несколько лет получат возможность участвовать в политической жизни страны. И только от этого участия зависит, кто окажется у власти, зависит, без преувеличения, будущее России. Именно этим обусловлен интерес к данной проблеме, являющейся, несомненно, актуальной в нашем обществе. А интересуются ли политикой современные школьники? Готовы ли мы быть активными гражданами своей страны?

Гипотеза – учащиеся старших классов имеют недостаточный объем знаний о политической сфере жизни страны и общества.

Цель - Определить уровень осведомленности школьников 11-х классов о внутренней и внешней политике, политическом устройстве страны.

Задачи: 1) изучить литературу по проблеме исследования;

2) составить анкету по определению уровня и качества знаний, относящихся к политической сфере жизни общества, у школьников 11-х классов;

3) разработать комплекс мер по повышению уровня и качества знаний о политическом устройстве и функционировании государства.

Объект – политическое сознание школьников 11-х классов МБОУ «СОШ №2» г. Тарко-Сале.

Предмет - уровень знаний старшеклассников о внутренней и внешней политике, политическом устройстве страны.

Методы исследования: изучение литературы, консультирование учителя истории и обществознания школы, анкетирование, статистический метод.

Новизна работы. Проблему интереса политической сферы общества в основном обуславливают со взрослым населением и, к сожалению, мало внимания уделяется подрастающему поколению. А ведь именно в подростковом возрасте формируются основы политических взглядов человека, закладываются основные представления о политическом устройстве и политике страны.

Практическое значение. Практическая значимость исследования характеризуется тем, что основные научные выводы и результаты могут использоваться в школьной практике в целях воспитательной работы. Работа может быть интересна всем участникам образовательного процесса, особенно тем, кто разрабатывает образовательные программы, самим ученикам старшего звена, их родителям и просто неравнодушным к проблемам нашей страны людям.

I. Основная часть.

1.1. Роль политики в жизни общества

Для того чтобы ориентироваться в сложном мире политики, необходимо понимать, что такое политика в целом, что такое внутренняя и внешняя политики и чем они различаются. Обратимся к учебникам и словарям. В учебнике обществознания для 8-9 классов читаем: «Политика - деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями»[1]. Похожее определение дано в толковом словаре Ефремовой, Т.Ф. «Политика - деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономические отношения, …направление деятельности государства или каких-л. социальных групп в той или иной области в определенный период»[2]. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике дает следующее определение: «Внутренняя политика - сфера отношений между субъектами политики (классами, др. социальными группами, партиями, общественными движениями и т. д.), сердцевиной которых является завоевание, удержание и использование власти»[3].

Также изучив статью Д. Ю. Кокорева, эксперта общественной организации «Институт «Коллективное действие» по экологическим, правозащитным вопросам, молодежным организациям и движениям. В статье он рассматривает плюсы и минусы участия молодежи в общественных организациях, разделяя их на «марионеточные, маргинальные и запрещенные» объясняет мотивации участия в этих организациях: «В первые идут за карьерой, во вторые - по убеждениям и для реализации лидерских амбиций, на поводу у идеализма и убеждений, в третьи – идут «революционеры» по духу, идут за героическим ореолом». Особый интерес в статье вызвали рассуждения автора о «проникновении» молодежных движений в медиапространство, а также анализ роли особого типа источника информации - блоговых (дневниковых) СМИ[4].

В истории было немало правительств, политика которых отвечала интересам меньшинства и ущемляла права большинства людей. Подлинно демократическое государство призвано заботиться обо всех общественных группах. Однако способы, очерёдность, темпы решения стоящих перед обществом задач могут быть различными. Поэтому возникают политические споры, дискуссии: какие общественные группы нуждаются в первоочерёдной помощи? Как обеспечить внешнюю безопасность страны?[5]

От решения этих и многих других вопросов зависит, хуже или лучше будет жить общество в дальнейшем. Поэтому споры по различным вопросам политики, политическая борьба занимают заметное место в жизни и находят отражение на страницах газет, экранах телевизоров, на митингах и собраниях.

1.2. Влияние семьи и школы на нравственное и политическое воспитание

Высказывание Ф. Бекона «Любовь к Родине начинается с семьи» как нельзя лучше характеризует семью, ее важнейшую функцию – воспитание и развитие детей. В гражданско-патриотическом воспитании ребенка огромную роль играет семья. Семья – это маленькая страна, маленькая Родина. Любовь к Родине начинается с любви к отцу, маме, бабушке, деду, сестре, брату и другим близким людям. Вырастая, ребенок трансформирует любовь к семье в любовь к Родине, а ценности, заложенные в семье, формируют у него гражданско-патриотические чувства.

Следовательно, воспитание – это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества.

Семья является ячейкой общества, в семье происходит социализация подрастающего поколения. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Уважение в семье и школе достоинства ребёнка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности[6].

 «А что такое гражданин? Отечества достойный сын!» - писал великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. Гражданин – это личность, нравственно свободная.

Гражданственность, патриотизм – это чувства неразрывной связи с Родиной, сознание ответственности за её безопасность и процветание. Воспитать гражданина и патриота – это значит подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства.

Как я уже отмечала, всё начинается с семьи. Взаимоотношения в семье влияют на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Ребёнок видит, как строятся отношения между родителями и более старшим поколением – бабушек, дедушек. Неуважение к пожилым людям со стороны родителей пагубно повлияет на формирование его нравственных ценностей и непременно скажется на его отношении к своему Отечеству.

Семья и школа – это важнейшие социальные институты, в которых закладываются основы нашего мировоззрения, мироощущения, начала морали и нравственности. Успех политического воспитания зависит от заинтересованности в этом и тесном контакте двух сторон: родителей и детей, учителей и учащихся. Несомненно, в первую очередь воспитание зависит от семьи, родителей, ведь именно в семье начинается воспитание ребёнка.

Конфигурация властных отношений в семье, с которой ребенок знакомится в первые годы жизни, влияет на восприятие человеком власти в государстве. На этом этапе происходит накопление политических знаний, усвоение основных политических ценностей. Стиль семейного воспитания предопределяет систему потребностей и мотивации взрослого человека, его восприятие окружающего мира. Последующее образование, развитие лишь усиливает когнитивные навыки и умения, которые закладываются, в первую очередь, в кругу семьи[7].

«За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В 2001-2015 годах реализованы 3 государственные программы патриотического воспитания.

С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

Основным результатом реализации Программы станет формирование системы патриотического воспитания граждан, отвечающей современным вызовам и задачам развития страны, а также социально-возрастной структуре российского общества.»[8]

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается становление личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. В этот период приоритетным является развитие кругозора, коммуникативных способностей ребенка, что позволяет ему интегрироваться в сообщество. Комплекс игровых форм и методов обучения и внеклассных мероприятий, личностно ориентированных творческих заданий способствует развитию творческого потенциала младшего школьника: помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь школы, коллектива.

На второй ступени (основная школа) продолжается формирование системы ценностей и культуры поведения подростка, что помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе приоритетным является воспитание уважения к закону, праву, правам и обязанностям граждан, ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания учащихся знаниями по истории отечества, государства и права, основами политической культуры.

На третьей ступени (средняя (полная) школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах человека. Происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяется гражданская позиция ученика, его социально-политическая ориентация. Задача школы на этом этапе состоит в том, чтобы в процессе учебной и общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение отстаивать свои взгляды и убеждения, защищать свои права и права других граждан.

Молодежь принято делить на четыре возрастные группы:

1. 14-16 лет - подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.

2. 17-19 лет - юношество. Биологически это период завершения физического созревания, возраст самоопределения - начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной учебы. Начинается разделение жизненных путей юношей и девушек, что в последующем приводит к более глубокой экономической, политической и культурной дифференциации среди них. В этом возрасте начинается процесс социализации - происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

3. 20-24 года - собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.

4. 25-30 лет - старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.

Молодежь - это специфическая социально-демографическая группа в структуре общества, выделяемая на основе определенных, присущих только ей характерных однородных признаков (возраст, духовный мир, интересы, социальные ценности, устремления, поступки, характер поведения и т.д.), являющаяся активным участником социальных взаимоотношений и на определенных этапах своего становления являющаяся объектом или субъектом общественного воздействия.

Россия вступила в XXI век. Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Порой они бывают неоднозначны и противоречивы.

Политическая культура общества формируется через гражданское образование, политическую социализацию, общественно-политическую деятельность. Являясь разновидностью культуры в целом, политическая культура учащихся выступает как единство общего и специфического и имеет свои особенности в сфере образования, области отношений как на микроуровне (личностные, образовательные и социальные взаимосвязи), так и на макроуровне (влияние государственных структур, социальных групп и др.).

Таким образом, семья и школа несут ответственность перед обществом за результат своей деятельности. Это подчеркивает значимость их социально-политической и культурной роли в обществе.

1.3. Развитие молодежной политики в ЯНАО.

Современные исследователи роли молодежи в решении социальных проблем справедливо говорят о том, что в настоящее время необходимо рассматривать молодежь как главную ценность государства, предоставив ей полноправную возможность участия в управлении обществом, социально-преобразующей деятельности и общественном движении. Так, И.М. Ильинский отмечает, что отношение к молодежи как к субъекту прежде всего, а не как к объекту, как это было и есть пока практически во всех странах мира, – вот главный смысл перемен в концепции молодежи, которые должны произойти[9].

Одним из важнейших элементов системы молодежной политики, обеспечивающих непосредственное участие молодежи в социально-экономической жизни региона, является деятельность различных молодежных объединений.

По данным Минюста РФ, в стране официально существует 49 политических партий. Предоставленная государственной структурой информация последний раз обновлялась 28 февраля 2020 года.

Из всех действующих политических партий на территории Российской Федерации в 2020 году можно выделить 10 самых крупнейших, которые имеют наибольшее количество членов и последователей. Самыми большими общественными объединениями являются: «Единая Россия»; «Коммунистическая партия Российской Федерации»; «ЛДПР»; «Патриоты России»; «Яблоко» и др.

Все наименования партий, что приведены в списке, указаны в соответствии с документами, доступными на официальном сайте Минюста РФ.

https://news.myseldon.com/ru/news/index/225454604 

Молодежный парламентаризм как форма участия молодежи в политике.

Среди ряда практических мер, способных привлечь внимание молодёжи к политической жизни страны, региона, заслуживает внимания такая форма самоорганизации студенческого или школьного коллектива, как молодёжный парламент.

На территории ЯНАО тоже осуществляют свою деятельность многие партии, перечисленные выше. На ряду с ними начинают развиваться и молодежные движения. Одна из них «Молодёжный парламент ЯНАО» 21 марта 2012 года в округе было принято постановление Законодательного Собрания «О Молодёжном парламенте при Законодательном Собрании Ямало-Ненецкого автономного округа» - группа молодёжного парламента при Законодательном Собрании Ямало-Ненецкого Автономного Округа. Данная группа создана для улучшения законодательства в сфере молодёжной политики и активного диалога между обществом и представителями власти.

Молодежный Совет при Главе администрации Пуровского района IV созыва.

«Молодая Гвардия Единой России» – это общероссийская молодежная организация. Практически во всех уголках нашей страны действуют региональные и местные отделения «Молодой Гвардии».

Изучив теоретическую часть, можно сказать, что осведомленность молодого поколения в вопросах внутренней и внешней политики государства остается недостаточно высокой, а значит, сама проблема актуальной.

Для того чтобы выявить уровень осведомленности молодежи, а в данном случае старшеклассников, было проведено анкетирование среди выпускников МБОУ «СОШ №2» г. Тарко-Сале. Результаты исследования приведены в главе II.

Глава II. Практическая часть.

2.1. Определить уровень осведомленности школьников 11-х классов о внутренней и внешней политике, политическом устройстве страны.

В результате проведения опроса нами было опрошено 36 одиннадцатиклассников. Ответы на вопросы анкеты представлены в Приложениях.

58% учащихся смогли ответить или частично правильное определение политики, 42% учащихся не смогли дать свое определение на данный вопрос. (приложение 1, диаг. 1).

Исходя из ответов на второй вопрос «Какие вопросы решает политика?». Учащимся было предложено выбрать несколько вариантов ответов. При подсчете результатов, можно сделать вывод, что большая часть участников плохо осведомлены о роли политики в стране, так как решает она и экономические проблемы, и социальные, и проблемы образования и культуры, и распределения ресурсов, и ставит цели развития общества. Большая часть учащихся ответили, что она решает экономические и социальные проблемы. Данные приведены в (приложение 1, диаг. 2).

Из ответов на третий вопрос «Хотели бы вы участвовать в молодёжном политическом движении?» можно сделать вывод, что подавляющее большинство – 80% человек ответили «нет», и лишь 20% хотели бы поучаствовать в политическом движении. Данные приведены в (приложении 2, диаг. 3).

55% опрошенных на вопрос «Участвуют ли ваши родители в политических выборах разных уровней?» ответили положительно, но 45% человек ответили отрицательно это видно в (приложении 2, диаг. 4).

На вопрос «Как вы относитесь к выборам?». 39% учащихся ответили, что это важное мероприятие, также 39% никак не относятся к выборам. Можно предположить, что им безразлично это событие. И 22% не считают это важным. Данные находятся в (приложении 3, диаг. 5).

В диаграмме 6 (приложение 3) даны результаты на вопрос «Обсуждаете ли вы с родителями кандидатов и их программы?». 44% опрошенных ответили «нет», 36% ответили «редко» и 20% ответили «да»

66% учащихся на вопрос «Какие партии вы знаете» ответили «Единая Россия», 50% «ЛДПР», 30% опрошенных ничего не указали, данные приведены в (приложении 4, диаг. 7). А в (диаграмме 8) на вопрос: «Считаете ли вы выборы реальной возможностью повлиять на политическую ситуацию в стране?» 53% учащихся считают, что выборы влияют на политическую ситуацию в стране. 47% считают, что «нет».

Диаграмма 8. Вопрос №8 «Считаете ли вы выборы реальной возможностью повлиять на политическую ситуацию в стране?».

Последний вопрос анкеты звучал так, «Ваши предложения по привлечению молодежи к выборам», можно было выбрать несколько вариантов ответов или дать свой ответ. Учащиеся выбрали по 33% опрошенных предложили платить деньги за участие и сделать выборы более интересными, тут они предложили (розыгрыш лотерей, массовые гулянья). 19% считают, что не надо привлекать молодёжь к выборам. Также по 17% считают, что необходимо поощрять и агитировать. 19% воздержались от ответа.

Вывод

Изучив данную тему, в результате исследования поставленных задач в моей работе я пришла к заключению, что успешное и устойчивое функционирование политической системы общества требует постоянного усвоения новыми поколениями граждан политического опыта, накопленного обществом и выраженного в культурных традициях. Процесс усвоения личностью социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, предпочтительных для существующей политической системы, называют политической социализацией.

В результате проведенного анкетирования стало видно, что из 36 учащихся 11-х классов, практически 60% не осведомлены или не желают знать о политической системе страны, о выборах, и не хотят принимать в этом участие. Это подтверждает вопрос №2, №3, №5, где наглядно видно, что учащиеся выбрали во втором вопросе только «экономические и социальные проблемы», 80% не желают участвовать в молодежном движении, 61% никак не относятся к выборам и не считают это важным.  Примерно 40% на оборот, проявляет интерес к данной деятельности, считают выборы важными, 20% желают участвовать в молодежном движении. Также 20% обсуждают с родителями кандидатов и их программы. 53% считают выборы реальной возможностью повлиять на политическую ситуацию в стране.

Со стороны семьи мы видим, что заинтересованность взрослых не очень высокая, это видно из вопросов №4, №6. 45% человек ответили отрицательно на вопрос «Участвуют ли ваши родители в политических выборов разных уровней?». «Обсуждаете ли вы с родителями кандидатов и их программы?» 44% опрошенных ответили «нет».

Таким образом гипотеза – учащиеся старших классов имеют недостаточный объем знаний о политической сфере жизни страны и общества – подтвердилась.

Государство и общество должны создать базовые условия для полноценной самореализации молодежи в социально-экономической и общественно-политической сферах жизни России, чтобы молодежь, развивая индивидуальные качества, проявляла высокий уровень социальной активности. Мною был разработан комплекс мер по повышению уровня и качества знаний о политическом устройстве и функционировании государства в (приложении 5).

Список использованной литературы.

  1. Боголюбов, Л.Н., Иванова, Л.Ф., Матвеев А.И. и др. Обществознание Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений под ред. Боголюбова Л.Н. -13-е издание-М.: «Просвещение» 2008,-400с.
  2. Ефремова, Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. - М.: «АСТ», 2005. – 1168 с.
  3. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический энциклопедический словарь под ред. Бим-Бада, Б.М. – М.: «Большая Российская энциклопедия»-2009г.-528с.
  4. Кокорев Д.Ю. Политизированная российская молодежь: похмелье комсомолом - беременность гражданским обществом //Неприкосновенный запас. 2006, №1(45) . С.83.
  5. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М.: Пед. общество России, 2001. - 320 с.
  6. Суслина М.В. Роль семьи в формировании образа политической власти: политико-психологический анализ, 2008, - 198 с.
  7. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (с изменениями на 30 марта 2020 года), утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1493
  8. Перонкова Е.Б. Деятельность молодежных объединений в контексте социальных проблем Ямала// Фундаментальные исследования. – 2014. – № 5-3. – С. 629-633

Интернет источники.

  1. https://news.myseldon.com/ru/news/index/225454604 
  2. http://www.spschool.unn.ru/files/2014/10/Molodezh-i-molodezhnaya-politika-v-sovremennom-rossijskom-obshhestve.pdf 

Приложение 1

Диаграмма 1. Вопрос №1«Что такое политика».

Диаграмма 2. Вопрос №2 «Какие вопросы решает политика».

Приложение 2

Диаграмма 3. Вопрос №3 «Хотели бы вы участвовать в молодежном политическом движении?».

Диаграмма 4. Вопрос №4 «Участвуют ли ваши родители в политических выборов разных уровней?».

        

Приложение 3.

Диаграмма 5. Вопрос №5 «Как вы относитесь к выборам?».

Диаграмма 6. Вопрос №6 «Обсуждаете ли вы с родителями кандидатов и их программы?»

Приложение 4.

Диаграмма 7. Вопрос №7 «Какие партии вы знаете?».

Диаграмма 8. Вопрос №8 «Считаете ли вы выборы реальной возможностью повлиять на политическую ситуацию в стране?».

Диаграмма 9. Вопрос №9 «Ваши предложения по привлечению молодёжи к выборам?».

Приложение 5.

Комплекс мер по повышению уровня и качества знаний о политическом устройстве и функционировании государства

Формирование ценностей семейной культуры в молодежной среде. На региональном и муниципальном уровнях необходимо предусмотреть ряд следующих приоритетных мероприятий:

 разработка комплекса социальных условий, обеспечивающих эффективность формирования семейных ценностей в молодежной среде, позитивного «просемейного» общественного мнения, ответственного отцовства и материнства;

 совершенствование методики управления процессом организации предоставления государственных услуг молодым семьям на базе созданной в субъектах Российской Федерации сети учреждений органов по делам молодежи;

  •  важнейшим аспектом современной молодежной политики сегодня становится духовно-нравственное воспитание молодежи решении наиболее острых проблем, имеющих место в молодежной среде.
  • Необходимо содействовать возникновению в рамках государственных органов системы наставничества между опытными чиновниками с большим стажем работы и молодыми сотрудниками. Это позволит осуществлять более быструю подготовку молодых кадров, быстрее активировать их творческий потенциал.
  • Необходимо систематически изучать общественное мнение по вопросам оценки населением качества предоставляемых государственными органами власти и государственными организациями услуг.


[1] Боголюбов, Л.Н., Иванова, Л.Ф., Матвеев А.И. и др. Обществознание Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений под ред. Боголюбова Л.Н. -13-е издание-М.: «Просвещение» 2008,-400с.

[2] Ефремова, Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. - М.: «АСТ», 2005. – 1168 с.

[3] Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический энциклопедический словарь под ред. Бим-Бада, Б.М. – М.: «Большая Российская энциклопедия»-2009г.-528с.

[4] Кокорев Д.Ю . Политизированная российская молодежь: похмелье комсомолом - беременность гражданским обществом //Неприкосновенный запас. 2006, №1(45) . С.83.

[5] Обществознание. 9 кл.: учебник для общеобразовательных организаций / [Л.Н.Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под редакцией Л.Н. Боголюбова [и др.]. – 5-е издание – М.: Просвещение. 2018. – 207 с. Стр. 6-7

[6] Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М.: Пед. общество России, 2001. - 320 с.

[7] Роль семьи в формировании образа политической власти: политико-психологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.12, кандидат политических наук Суслина М. В., 2008 год, 198 с.

[8] О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" (с изменениями на 30 марта 2020 года), утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1493

[9] Перонкова Е.Б. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЯМАЛА // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 5-3. – С. 629-633