Программа по предмету "Основы научно-исследовательской деятельности"

Беркутова Элиза Мансуровна

Программа предназначена для тех, кто хочет узнать, что представляет собой ученическое научное исследование, какие виды ученических исследований бывают, что необходимо знать и уметь, чтобы написать и успешно защитить исследовательскую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dlya_8_kl_po_onid_berkutova_em.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629850   Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г. Тарко-Сале, ул. Республики 43,

_________________________________________________________________________________________________________

тел. \ факс 8 (34997) 2-15-34 e-mail: tarko-sale_2@mail.ru

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 2»

                                                                                                                                                                                     г. Тарко- Сале Пуровского района

___________ Бархатова И.В.

Приказ № ______от «_____»   _________2020 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету основы научно-исследовательской деятельности

для учащихся _8 а,б,в,г_  классов

Учитель: Беркутова Элиза Мансуровна

                   

«Согласовано»                                                                                                                         Рассмотрено на заседании методического объединения

Зам. директора по                                                                                                                     учителей   истории и обществознания____________    

образовательному процессу                                                                                                    руководитель МО            /__________

  __________ /________________./                                                                                         Протокол №___  от «_____» ____________ 2020г

2020- 2021 год

1. Пояснительная записка

            Рабочая программа по учебному предмету основы научно-исследовательской деятельности составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 2» г. Тарко-Сале Пуровского района, учебным планом МБОУ «СОШ №2» г. Тарко - Сале на 2020-2021 учебный год, примерной программы для общеобразовательных учреждений «Исследовательская и проектная работа школьников 5-11 класс» – М.: ВАКО, 2014.     Рабочая программа реализуется на основе книги «Исследовательская и проектная работа школьников 5-11 класс»: книга для общеобразовательных учреждений\ под редакцией А.В. Леонтовича. Количество часов: всего 35 часов, в неделю – 1 час.

Программа предназначена для тех, кто хочет узнать, что представляет собой ученическое научное исследование, какие виды ученических исследований бывают, что необходимо знать и уметь, чтобы написать и успешно защитить исследовательскую работу.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

В результате изучения обществознания «научится» и «получит возможность научиться»:

знать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

Учащиеся должны знать и понимать:

- причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой (собственное отношение к окружающему миру);

- составные части научно-исследовательской деятельности.

- о проблеме, цели, задачах исследования, методах исследования;

- о правилах и этапах научной организации учебного труда, организации исследования;

- о правилах организации и этапах исследовательской деятельности;

- об особенностях конспектирования, составления тезисов, написания аннотации, рецензии;

- об эффективных способах презентации результатов исследования.

Уметь:

- формулировать проблему исследования;

- самостоятельно подбирать источники научной информации;

- правильно и творчески конспектировать научные работы;

- проектировать исследование;

- разрабатывать научный аппарат;

- составлять план описания исследования;

- правильно цитировать и оформлять сноски;

- правильно оформлять список литературы;

- грамотно излагать материал в письменной и устной форме;

- использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Учащиеся приобретет опыт:

•        работы с различными информационными ресурсами

•        анализа и конспектирования литературы

•        постановки проблемы, обоснования актуальности исследования

•        определения целей и задач исследования

•        самостоятельной организации исследовательской деятельности

•        рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности

•        публичной защиты результатов собственного исследования

Личностные   и   метапредметные результаты.

Личностные.

- формирование у учащихся мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитии.

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- учитывать выделенные учеником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль за результатом;

Познавательные:

умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные:

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

- умение координировать свои усилия с усилиями других.

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Требования к результатам обучения. Нормы оценки знаний учащихся.

Отметка « 5»:

Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание понятий права, ответ    самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения.

Отметка « 4»:

Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении понятий права, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Отметка « 3»:

Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечётко определяет понятия права, затрудняется в самостоятельном объяснении, непоследовательно излагает материал.

Отметка « 2»:

Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.

 Цель - сформировать творческую личность, обладающую элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы (НИР).

Задачи:

  1. Научить выделять проблему из общей массы информации в рассматриваемой области.
  2. Развить умение выделять в проблеме «объект исследования».
  3. Обучить находить отличительные признаки «предмета исследования».
  4. Привить навыки правильного формулирования темы исследования.
  5. Научить постановке цели исследования и формулировке задач.
  6. Дать представление об элементарных методах исследования и научить подбирать метод для проведения своей НИР.
  7. Развить навык формирования исходной гипотезы.
  8. Научить в общих чертах методике постановки эксперимента.
  9. Сформировать начальные навыки в поиске и обработке информации.
  10. Сформировать умение анализировать данные и делать выводы.
  11. Научить правильно оформлять отчетность по НИР (написать доклад, реферат, отчет).

Виды работ:

1.Исследовательская: сопоставление данных первоисточников, их творческий анализ и произведенных на его основании новых выводов.

2. Реферативная: подбор материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему.

3. Научно-исследовательская: деятельность направлена на получение объективно новых знаний.

4. Информационно-реферативная: работа, написанная на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы.

5. Проблемно-реферативная: работа, написанная на основе нескольких литературных источников, предполагающих сопоставление данных разных источников и на основе этого – собственную трактовку поставленной проблемы.

6. Экспериментальные: работы, в основе которых лежит выполнение эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат, самостоятельной трактовкой особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

7. Натуралистические и описательные: работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления.

Виды контроля: контроль по результату; контроль по процессу. Учащиеся имеют возможность выступать со своими докладами, сообщениями и другими видами исследовательского творчества в классах, секционных заседаниях. Наиболее удачные работы рекомендуются после обсуждения на секции, при наличии положительного отзыва экспертного совета, к участию в районной научно-практической конференции «Я намечаю путь к открытию».

Результат: полученные знания способствуют самореализации, учащихся в постоянно меняющихся социокультурных условиях.

Этот курс может служить основой для творческого развития начинающих исследователей.

Изучение курса «Основы научно-исследовательской и проектной деятельности» поможет в грамотном выполнении научно-исследовательских работ и творческих проектов.

  1. Содержание учебного предмета, курса.

 Введение (1 час).

Дать понятие о научно-исследовательской деятельности. Разъяснить целевую установку курса, раскрыть смысл обучения по данной проблеме. Общая цель курса - сформировать у обучающихся элементарные навыки самостоятельной научно-исследовательской работы (НИР).

Курс состоит из теоретической и практической частей. Рассказать об уровнях НИР: от учебно-научного сообщения до открытия. Пояснить, на каком уровне должна строиться НИР в школе, - проведение элементарных исследований, заканчивающихся учебно-научным сообщением, докладом, рефератом или небольшим отчетом.

Раздел 1. Терминология (1 час).

Термины и понятия, используемые в курсе. Показать важность владения терминологией учебной исследовательской деятельности. Разъяснить то, что наука - "это мышление в понятиях" (в отличие от искусства, которое есть не что иное, как "мышление в образах"). Рассказать о таких терминах и понятиях, как "наука", "исследование", "познание", "творчество", "проблема исследования", "тема исследования", "предмет исследования", "метод исследования", "гипотеза", "учебно-научный доклад", "реферат", "конспект", "тезисы", и т.д. Все определения терминов и понятий ученики должны записать в тетради.

Раздел 2. Этапы научно-исследовательской работы (11 часов).

Показать, что обобщение опыта привело к выделению в НИР определенных этапов. Убедить учеников в необходимости знания и применения всех этапов научно-исследовательской работы.

Разъяснить термины «гипотеза», «методы исследования», «эксперимент».

 Постановка проблемы исследования, выбор темы исследования. Привести примеры постановки проблемы. При этом иметь в виду, что проблемы должны удовлетворять некоторым требованиям, например, затрагивать круг интересов учеников, быть тривиальными, проблема должна быть такой, чтобы к ней можно было подобрать литературу и т.д.

Формулировка цели исследования, определение задач. Показать решающую в исследовании роль формулировки цели. При формулировке цели необходимо как можно четче очертить границы исследования. Разъяснить, что для достижения цели надо решить ряд задач, то есть проделать сумму работ. Ученики должны проговорить формулировки цели и задачи.

Гипотеза - это мысленное представление обобщенных положений, основных идей, к которым может привести исследование. Показать, как после предварительного изучения фактов, характерных черт по выбранной теме, можно сформулировать предположение о результатах исследования. Рассуждение при этом идет от следствия к причине. Гипотеза должна быть обоснованной и внутренне непротиворечивой. "Проговорить" с обучаемыми варианты гипотез.

Раскрыть содержание метода. Метод анкетирования. Рассказать о широком применении данного метода, о требованиях к составлению анкеты; об открытых, закрытых, а также объективных и субъективных вопросах; о методах обработки полученных данных; о достоверности выводов по анкетам. Привести примеры тем, которые могут быть исследованы в школе с помощью анкет. Методы исследования в школе. Метод наблюдения. Метод эксперимента. Рассказать об отличии "эксперимента" от метода наблюдения (в первом случае регистрация параметров процесса идет без вмешательства в процесс). Метод математического моделирования. Метод физического (технического) моделирования. Метод мысленного эксперимента.

Мысленный эксперимент - это воображаемый опыт с идеальными средствами, с помощью которых закладываются и поясняются основания некоторой теоретической концепции или устанавливаются ее пределы. Раскрыть возможности применения мысленного эксперимента в школе; при исследовании каких тем можно его использовать.

Творчество как составной элемент исследования. Дать понятие о творчестве вообще, техническом творчестве, творчестве в политике, экономике, в организации производства. Показать, что творчество - это, с одной стороны, качественный скачок на основе существенного количества переработанной информации, а с другой стороны - это работа таланта (Моцарт и Сальери).

Раздел 3. Проведение исследования в школе (2 часа).

Дать по возможности подробное представление, что и в какой последовательности надо делать при школьном исследовании. Рассказать о порядке действий по НИР. Научить рассуждать, составлять план или схему работы. Сказать о том, что НИР должна вестись самостоятельно, но под руководством учителя.

Приучить рассматривать явления (процессы) нетрадиционно; учить ребят высказывать догадки, альтернативные объяснения событий или явлений.

Раздел 4. Отчетность об исследовательской работе в школе (4 часа).

Дать представление об отчетности по НИР, научить составлять учебно-научный доклад, реферат, отчет, готовить статью.

 Показать, что школьный учебно-научный доклад, с одной стороны, можно отнести к научным докладам, с другой стороны, он близок к хорошо подготовленному развернутому ответу ученика на домашнее задание.

Реферат. Привести развернутое определение реферата. Рассказать, как подбирать литературу по теме реферата. Пояснить, как составить план написания реферата. Дать понять, какие вопросы следует себе поставить перед написанием реферата (достаточно ли материала для написания реферата (не менее 12 страниц)? В чем будет состоять новизна исследований? И т.д.). Рассказать о составных частях реферата; пояснить, как писать заключение, список литературных источников.

Отчет по исследовательской работе. Пояснить, что отчет пишется, когда публичное зачтение результатов исследования не предусматривается. Рассказать о том, как пишется отчет: его вводная часть, выводы по исследованиям и т.д.

 Статья в местную газету (школьный альманах). Рассказать о том, как выжимки из исследования можно превратить в статью. Раскрыть особенности такого литературного жанра, как статья: стиль написания, структура материала и т.д. Объяснить, как подготовить статью в школьный альманах.

Раздел 5. Практические занятия по отработке элементарных навыков исследователя (16 часов).

Выработать у учеников первоначальные навыки в рассуждениях и действиях по всем этапам исследовательской работы.

 На уроке должны быть выбраны темы НИР для нескольких школьников.

Выработка умений формулировать цель и задачи исследования. Цель исследования должна быть по возможности конкретной. В ее формулировке должны просматриваться границы исследования (как можно уже). Разъяснить, что главное в формулировке цели - это ясность.        Довести до учеников мысль о том, что цель - это результат, ожидаемый в конце исследования. Задача, в отличие от цели, - это не результат, а процесс, работа, которую надо проделать для приближения (достижения) цели. Выбрать метод исследования.

Подготовка к проведению экспериментального исследования. Непосредственное проведение эксперимента.

Работа с литературой. Работа в библиотеке. Виды каталогов, отделы публицистики. Журналы на иностранных языках, возможности заказать копию, перевод.

Виды рационального чтения специальной литературы. Библиографическое, ознакомительное, изучающее чтение. Конспектирование: виды конспектов.

Составление реферата (доклада, отчета). Дать практические советы по написанию результата исследования, по составлению рабочего плана на четверть, на неделю, на день.

Привести критерии оценки качества учебно-научного доклада. Заслушать и обсудить один учебно-научный доклад.

Разбор отчета по НИР. Тренировка по рассуждениям. Тренировка в изложении основной части реферата, доклада, отчета. Составление заключения реферата (доклада, отчета).

Научится выступать перед слушателями с докладами, защищать реферат и НИР.

  1. Тематическое планирование

Главы

Темы разделов и глав

Кол-во

часов

Проекты

1.

Введение в основы научно-исследовательской деятельности

1

 2.

Раздел 1. Терминология.

1

3.

Раздел 2. Этапы научно-исследовательской работы

11

1 час

4.

Раздел 3. Проведение исследования в школе

2

1 час

5.

Раздел 4. Отчетность об исследовательской работе в школе.

4

6.

Раздел 5. Практические занятия по отработке элементарных навыков исследователя.

16

2 часа

Всего

 35 часов

4 часа

Раздел 4.  Учебно-методическое обеспечение.

«Исследовательская и проектная работа школьников 5-11 класс»: книга для общеобразовательных учреждений\ под редакцией А.В. Леонтовича

Раздел 5. Список литературы

  1. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. – М., 1997.
  2. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч.тр. /под ред. А. В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
  3. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / [С. В. Третьяков, А. В. Иванов, С. Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С. В. Третьякова]. - М.: Просвещение, 2013. - 96 с. - (Работаем по новым стандартам).
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159с.
  5. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации //Народное образование. - 2000.- № 9. – С. 177-180.
  6. Горлицкая С.И. Метод проектов в развивающем обучении информатике: Автореф.дис. на соиск. учен. степ. к.п.н. :/Рос.гос.пед.ун-т им.А. И. Герцена. - СПб, 1995. – 14с.
  7. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения// Директор школы. – 1995. - № 6. - С. 39-47.
  8. Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. – М., 1985
  9. Мир управления проектами/ Под ред. Х. Решке, Х. Шелле. - М.: Аланс, 1993. - 304 с.
  10. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности //Народное образование. - 2000.- № 7.-С. 151-157.
  11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат - М., 1999. – 223 с

 Календарно-тематический план по Основам научно-исследовательской деятельности

уроков

Тема урока

Кол-во часов.

Дата

Форма организации учебной деятельности

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО)

Д/З

Проектная деятельность

Предметные результаты

Метапредметные УУД

Личностные результаты

Введение 1 час.

1

Введение

1

Самостоятельно

Дать понятие о научно-исследовательской деятельности. Разъяснить целевую установку курса, раскрыть смысл обучения по данной проблеме.

Познавательные УУД

Извлекать информацию из текста

Коммуникативные УУД

Высказывать свое мнение, работать в группах

Регулятивные УУД

Составлять план

Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.

Читать записи в тетради

Раздел 1. Терминология 1 час.

2

Термины и понятия

1

Самостоятельно

«наука», «исследование», «гипотеза», «учебно-научный доклад», «реферат», «конспект», «тезисы».

Познавательные УУД

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Коммуникативные УУД

умение координировать свои усилия с усилиями других

Регулятивные УУД

учитывать выделенные учеником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания

Выучить термины

Раздел 2.  Этапы научно-исследовательской работы (11 часов).

3.

Постановка проблемы исследования, выбор темы исследования.

1

Групповая

Как выбрать тему для исследования? Какие вопросы в ней надо решать?

Познавательные УУД

решение творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации Коммуникативные УУД

Высказывать свое мнение, работать в паре

Регулятивные УУД

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

Выбрать тему, поставить вопросы

4.

Формулировка цели исследования, определение задач

1

Самостоятельно

Показать решающую в исследовании роль формулировки цели. Для достижения цели надо решить ряд задач.

Познавательные УУД

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах Коммуникативные УУД

формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные УУД

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры.

Сформулировать цели и задачи

5

Формулировка исходной гипотезы

1

Самостоятельно

«Гипотеза». Гипотеза должна быть обоснованной и внутренне непротиворечивой

Познавательные УУД

умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки

Коммуникативные УУД

формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные УУД

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию.

Сформулировать гипотезу.

6

Практическая работа №1. Написание первого этапа научной работы

1

Самостоятельно

Выбрать тему, поставить цель и задачи, выдвинуть гипотезу.

Познавательные УУД

осуществлять анализ объектов исследования с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные УУД

Высказывать свое мнение

Регулятивные УУД

осуществлять итоговый и пошаговый контроль за результатом

Развивать познавательные навыки, уметь самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.

Повторить пройденный материал.

7

Методы исследования в школе. Метод анализа, синтеза

1

Групповая

«Анализ», «Синтез» их применение

Познавательные УУД

Извлекать информацию из текста.

Коммуникативные УУД

Высказывать свое мнение, задавать вопросы.

Регулятивные УУД

различать способ и результат действия.

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию.

Учить записи

8

Метод «Анкетирования»

«Анкета».

 Применение анкет, требования к их составлению.

Познавательные УУД

Извлекать информацию из текста.

Коммуникативные УУД

Высказывать свое мнение, задавать вопросы.

Регулятивные УУД

различать способ и результат действия.

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию.

Привести примеры анкетирования в школе

9

Методы исследования в школе

1

Самостоятельно

 «Метод наблюдения». Наблюдение на приборах, в социологии, самонаблюдении; однозначность замысла при наблюдениях.

Познавательные УУД

Извлекать информацию из текста.

Коммуникативные УУД

Высказывать свое мнение, задавать вопросы.

Регулятивные УУД

различать способ и результат действия.

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию. Приводить меры.

Привести пример применения метода наблюдения в школе

10

Метод эксперимента.

1

Самостоятельно

Рассказать об отличии «эксперимента» от метода наблюдения. Постановка эксперимента - это запланированная реализация процесса с записью его характеристик.

Познавательные УУД

Извлекать информацию из текста.

Коммуникативные УУД

Высказывать свое мнение, задавать вопросы.

Регулятивные УУД

различать способ и результат действия.

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию. Приводить меры.

Рассказать о методах обработки результатов эксперимента.

11

Метод физического (технического) моделирования.

1

Самостоятельно

Рассказать о физическом моделировании применительно к школе

Познавательные УУД

Извлекать информацию из текста.

Коммуникативные УУД

Высказывать свое мнение, задавать вопросы.

Регулятивные УУД

различать способ и результат действия.

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию. Приводить меры.

Раскрыть возможности физического моделирования в школе

12

Метод мысленного эксперимента.

1

Самостоятельно

«Мысленный эксперимент». Рассказать о физическом моделировании вообще и применительно к школе в частности.

Познавательные УУД

Извлекать информацию из текста.

Коммуникативные УУД

Высказывать свое мнение, задавать вопросы.

Регулятивные УУД

различать способ и результат действия.

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию. Приводить меры.

Раскрыть возможности физического моделирования в школе.

13

Творчество как составной элемент исследования

1

Групповая

Дать понятие о творчестве, техническом творчестве, творчестве в политике, экономике, в организации производства.

Познавательные УУД

Извлекать информацию из текста.

Коммуникативные УУД

Высказывать свое мнение, задавать вопросы.

Регулятивные УУД

различать способ и результат действия.

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию. Приводить меры.

Привести примеры творчества в политике и экономике.

Раздел 3. Проведение исследования в школе 2 часа

14

Порядок действий по НИР

1

Групповая о

Научить рассуждать, составлять план или схему работы. НИР ведется самостоятельно, но под руководством учителя.

Познавательные УУД

строить сообщения, проекты в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

Регулятивные УУД

различать способ и результат действия.

Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Учить записи в тетради.

15

Практическая работа №2. «Методы исследования»

1

Самостоятельно

Описать методы, которые выбраны для проведения и написания НИР.

Познавательные УУД

умение видеть задачу в контексте проблемной ситуации;

умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.

Коммуникативные УУД

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

Регулятивные УУД

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области

Формировать у учащихся мотивацию к обучению, самоорганизации и саморазвитию.

Повторить пройденный материал

Раздел 4. Отчетность об исследовательской работе в школе (4 часа).

16

Учебно-научный доклад.

1

Самостоятельно

Показать, что школьный учебно-научный доклад, с одной стороны, можно отнести к научным докладам, с другой стороны, он близок к хорошо подготовленному развернутому ответу ученика на домашнее задание. Дать понятие о научном и публицистическом стиле изложения содержания доклада.

Познавательные УУД

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Коммуникативные УУД

Отвечать на вопросы и задавать вопросы.

Регулятивные УУД

учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Подготовить доклад на выбранную тему.

17

Реферат

1

Самостоятельно

«Реферат». как подбирать литературу, составить план написания реферата, рассказать о составных частях реферата; пояснить, как писать заключение, список литературных источников.

Познавательные УУД

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Коммуникативные УУД

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Регулятивные УУД

различать способ и результат действия.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Написать реферат по выбранной теме.

18

Отчет по исследовательской работе.

1

Самостоятельно

Рассказать о том, как выжимки из исследования можно превратить в статью, о том, как пишется отчет его вводная часть, выводы по исследованиям и т.д.

Познавательные УУД

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Коммуникативные УУД

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Регулятивные УУД

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Написать отчет по выбранной теме.

19

Статья в местную газету.

1

Самостоятельно

Раскрыть особенности такого литературного жанра, как статья: стиль написания, структура материала и т.д.

Познавательные УУД

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Коммуникативные УУД

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Регулятивные УУД

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Написать статью.

Раздел 5. Практические занятия по отработке элементарных навыков исследователя (16 часов).

20

Урок-диспут по выбору темы исследования

1

Групповая

Как выбрать тему, в какой области? На что обращать внимание?

Познавательные УУД

ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи

Коммуникативные УУД

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; уметь высказывать и отстаивать свою точку зрения.

 Регулятивные УУД

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и т.д.

Ориентация на понимание причин успеха, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

Выбрать тему для написания НИР

21

Урок - групповая игра по выработке умения формулировать цель и задачи исследования

1

Групповая

Цель должна быть по возможности конкретной. Задача, в отличие от цели, - это не результат, а процесс, работа, которую надо проделать для приближения (достижения) цели.

Познавательные УУД

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах Коммуникативные УУД

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Регулятивные УУД

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры.

Составить цель и задачи к выбранной теме

22

Урок-беседа по выбору метода исследования

1

Самостоятельно

Выбрать и «обговорить» методы исследования

Познавательные УУД

Извлекать информацию из текста;

умение понимать и использовать средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.

Коммуникативные УУД

Высказывать свое мнение, задавать вопросы.

Регулятивные УУД

различать способ и результат действия.

Способность к самооценке на основе критериев успешности.

Определить методы исследования

23

Подготовка к проведению экспериментального исследования

1

Самостоятельно

Разъяснить, как в соответствии с целью делается планирование эксперимента.

Познавательные УУД

Учиться решать творческие задачи вырабатывать навыки поиска, анализа и интерпретации информации;

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Коммуникативные УУД

Высказывать свое мнение, задавать вопросы.

Регулятивные УУД

различать способ и результат действия.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Подумать над проведением эксперимента.

24

Разбор типового учебно-научного доклада

1

Самостоятельно

Дать подробную характеристику учебно-научного доклада, определить его место среди других отчетных материалов. Заслушать и обсудить один учебно-научный доклад.

Познавательные УУД

Учиться решать творческие задачи вырабатывать навыки поиска, анализа и интерпретации информации;

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Коммуникативные УУД

умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий своих и партнёров, уметь убеждать. Регулятивные УУД

различать способ и результат действия.

умение контролировать процесс и результат деятельности; способность к эмоциональному восприятию объектов, задач, решений, рассуждений.

Подготовиться к практической работе.

25

Практическая работа №3 «Составить учебно-научный доклад»

1

Самостоятельно

Составить план написания учебно-научного доклада.

Познавательные УУД

умение осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

-умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

умение распределять роли в ходе выполнения группового проекта, координировать свои действия с действиями одноклассников в ходе решения единой проблемы убеждать. 

Регулятивные УУД

умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации

Формировать у учащихся мотивацию к обучению, самоорганизации и саморазвитию.

Повторить пройденный материал.

26

Работа с литературой.

1

Самостоятельно

Как правильно подбирать литературные источники по теме исследования.

Рассказать о наиболее известных общенаучных и специальных журналах. Виды каталогов, отделы публицистики.

Познавательные УУД

умение работать с текстом (ознакомительное, изучающее, поисковое чтение);

умение работать с метафорами;

умение давать определение понятиям;

умение делать выводы и умозаключения Коммуникативные УУД

умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников группового проекта, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.

Регулятивные УУД

умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении поставленных задач.

Составить список литературы

27

Разбор типового реферата

1

Самостоятельно

Дать подробную характеристику реферата, его отличие от доклада и отчета

Познавательные УУД

Умение работать с источником.

Коммуникативные УУД

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Регулятивные УУД

Использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических

наук.

Формировать у учащихся мотивацию к обучению, самоорганизации и саморазвитию.

Написать реферат согласно плану.

28

Составление  доклада, отчета.

1

Самостоятельно

Дать практические советы по написанию результата исследования. Предложить рекомендации по формированию разделов реферата, правильному изложению мыслей. Помочь ученикам в выработке своего собственного стиля изложения материала исследований.

Познавательные УУД

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и различных источников.

Коммуникативные УУД

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Регулятивные УУД

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области.

Формировать у учащихся мотивацию к обучению, самоорганизации и саморазвитию.

Написать доклад или отчет по работе.

29

Урок-тренировка по рассуждениям

1

Групповая

Научить рассуждать о роли оппонента по информации.

Познавательные УУД

умение давать определение понятиям; умение делать выводы и умозаключения; умение устанавливать причинно-следственные связи, родовидовых отношений, обобщать понятия;

умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

Коммуникативные УУД

умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников группового проекта, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.

Регулятивные УУД

умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании

Тренироваться в рассуждении заданных тем.

30

Тренировка в изложении основной части реферата, доклада, отчета

1

Самостоятельно

Показать, как весь наработанный материал перед написанием реферата (доклада, отчета) должен быть логично распределен по разделам и параграфам.

Познавательные УУД

умение давать определение понятиям; умение делать выводы и умозаключения;

Коммуникативные УУД

умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников группового проекта, способы взаимодействия;

Регулятивные УУД

умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании

Тренироваться в изложении темы.

31

Составление заключения реферата (доклада, отчета).

1

Самостоятельно

Научить концентрировать мысли в заключении, делать наиболее важные выжимки из основного текста. Показать правила составления списка литературных источников.

Познавательные УУД

умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;    

умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

  Коммуникативные УУД

Уметь доказывать и высказывать свое мнение, свою точку зрения; выслушивать мнения других.

Регулятивные УУД

умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Завершить написание НИР. Согласно плану.

32-33

Урок-игра в семинар

2

Групповая

Рассказать, как происходят семинары в научно-исследовательских институтах. Разбить класс на докладчиков, оппонентов и выступающих. Двум ученикам поручить готовить проект решения семинара. Все остальные готовят и обязательно задают вопросы докладчикам. Рекомендации изложения материала научно-исследовательской работы

Познавательные УУД

добывать необходимые знания и с

их помощью проделывать конкретную

работу.

  Коммуникативные УУД

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

умение координировать свои усилия с усилиями других;

формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД

учитывать выделенные учителем

ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

проявлять познавательную инициативу в учебном

сотрудничестве.

Развитие познавательных

навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать

свои знания, ориентироваться в

информационном пространстве,

развитие критического и творческого мышления.

Подготовиться к выступлению, защите своего проекта.

34-35

Официальное заслушивание докладов, защита рефератов, отчеты по НИР

2

Групповая

Выступление учащихся с научно – исследовательской работой.

Познавательные УУД

осуществлять анализ объектов с

выделением существенных и

несущественных признаков Коммуникативные УУД

задавать вопросы; допускать возможность

существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

Регулятивные УУД

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Развитие познавательных

навыков учащихся, умений

самостоятельно конструировать

свои знания.

Выбрать тему НИР для участия в конференциях разного уровня.