Программа по Ведение в педагогику для 10 класса.

Беркутова Элиза Мансуровна

В настоящее время престиж педагогической профессии имеет тенденцию к стремительному падению. Это выражается, с одной стороны, в интенсивном оттоке преподавателей из образовательных учреждений. С другой стороны, уменьшается количество выпускников педагогических учебных заведений, намеренных работать по полученной специальности.

Такая сложная ситуация связана, в первую очередь, со сложившейся в нашей стране непростой социально-экономической обстановкой. Однако сегодня для общества становится все более очевидным, что улучшение жизни связано с деятельностью системы образования. Неслучайно XXI век – век образования – выдвигает в качестве главной общественной фигуры фигуру учителя, но учителя, который отвечал бы современным запросам нашего общества. Поэтому столь пристально внимание к его деятельности, а соответственно и подготовке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_pedagogika_10a_klass.docx65.17 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629850   Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г. Тарко-Сале, ул. Республики 43,      тел. \ факс 8 (34997) 2-15-34 e-mail: tarko-sale_2@mail.ru

     _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                    

«Утверждаю»

 директора МБОУ «СОШ № 2»

                                                                                                                                                                                       г. Тарко- Сале Пуровского района

___________ Бархатова И.В.

Приказ № ______от «_____»   _________2021 г

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Введение в педагогику»

для учащихся  10 А класса

Профиль

  Учитель-составитель: Беркутова Элиза Мансуровна.

.                      

«Согласовано»                                                                                                          

                                                                                                                                              Рассмотрено на заседании методического объединения

Зам. директора по                                                                                                                              истории и обществознания    

образовательному процессу                                                                                                              руководитель МО __________ /Жаббарова И.Н.

  __________ /_О.М.Саттарова_/                                                                                                      Протокол №___  от «_____» ____________ 2021г

                                                                                                 

2021 - 2022 год

                                                                                Пояснительная записка

         Рабочая программа по учебному предмету Введение в педагогику составлена на основе следующих нормативных документов:

• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

• ФГОС СОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, изм. от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.);

• Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол №2/16-з от 28 июня 2016г.);

• ООП СОО МБОУ «СОШ № 2» г. Тарко-Сале

• Учебный план МБОУ «СОШ № 2» г. Тарко-Сале на 2021-2022 учебный год

• Календарный учебный график МБОУ «СОШ № 2» г. Тарко-Сале

• «Положение о рабочей программе по ФГОС СОО» МБОУ «СОШ № 2» г. Тарко-Сале.

       Рабочая программа ориентирована на использование учебника Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. Ч. 2. М.: ВЛАДОС, 2002.;

Общее количество часов на уровне среднего общего образования составляет 35 часов.

Рабочая программа по учебному предмету Введение в педагогику разработана на один учебный год.

        Целью реализации рабочей программы по учебному предмету Введение в педагогику является усвоение содержания предмета и достижение учащимися результатов освоения ООП СОО в соответствии с требованиями ФГОС СОО и ООП СОО МБОУ «СОШ № 2» г. Тарко-Сале

       Виды и формы промежуточного и итогового контроля.

Оценка результатов освоения ООП СОО по учебному предмету Введение в педагогику проводится в соответствии с разделом «Система оценки» ООП СОО и «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ «СОШ № 2» г. Тарко-Сале и предусматривает проведение промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Актуальность: в настоящее время престиж педагогической профессии имеет тенденцию к стремительному падению. Это выражается, с одной стороны, в интенсивном оттоке преподавателей из образовательных учреждений. С другой стороны, уменьшается количество выпускников педагогических учебных заведений, намеренных работать по полученной специальности. Такая сложная ситуация связана, в первую очередь, со сложившейся в нашей стране непростой социально-экономической обстановкой. Однако сегодня для общества становится все более очевидным, что улучшение жизни связано с деятельностью системы образования. Неслучайно XXI век – век образования – выдвигает в качестве главной общественной фигуры фигуру учителя, но учителя, который отвечал бы современным запросам нашего общества. Поэтому столь пристально внимание к его деятельности, а соответственно и подготовке.

Новизна обусловлена тем, что она ориентирована на интерес и пожелания учащихся, выбравших педагогический профиль обучения, учитываются их возрастные потребности. Данная программа помогает реализовать возможности в выборе будущей профессии, стимулирует социальную и гражданскую активность, что позволяет мотивировать их на развитие необходимых навыков.

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Предметные результаты.

  1. Знание общественно-исторической обусловленности человеческих способностей.
  2. Формирование у учащихся положительной установки на педагогическую деятельность.
  3. Понимание роли общих способностей для достижения успешности в обучении и в жизни.
  4. Формирование представления о специальных способностях и их связи с различными видами человеческой деятельности.
  5. Формирование представления о том, что роднит понятия «способности», «талант», «гениальность» и что дает основания их различать.
  6. Раскрытие возможностей педагогической деятельности для творческой самореализации личности будущего педагога.

Личностные результаты

  1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  3. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
  4. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
  5. Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности.
  6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
  7. Профессиональное самоопределение школьников, т.е. готовность к осознанному выбору профиля и ориентация в выбранной профессиональной области.
  8. Социально-педагогическое самоопределение в будущем.

Метапредметные результаты

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  3. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 
  4. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  5. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

3. В результате изучения учебного предмета Введение в педагогику на уровне среднего общего образования:

Научится:

- применять теоретические знания для решения практических задач, эффективных способов межличностных коммуникаций.

- индивидуально адаптироваться в учебном процессе, максимально активизировать познавательную, поисковую и проектно - исследовательсую деятельность;

- самостоятельно мыслить, проявлять инициативу и максимально реализовать способности;

- формировать умения высказывать собственное мнение, творчески овладевать знаниями, умениями и навыками;

- формировать собственную личностную позицию.

знать: основные понятия педагогической науки, место и роль педагогики в системе наук, ориентироваться в педагогической информации;

 Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- способам сбора фактического материала /лангитюдным, сравнительным, комплексным/;  

- методам наблюдения;

- методам эксперимента;

- методами опроса /беседы, анкетирования, интервью/; методом теста; методом экспертных оценок; методами изучения продуктов деятельности; методами самонаблюдения; методами статистической обработки результатов;

-  проективными методиками;

- умениями анализировать музыкальные и художественные произведения, находить ответы на сложные /проблемные/ педагогические вопросы;

- находить оптимальный выход из конфликтных ситуаций в системе учитель-ученик;

- умениям создавать психологический портрет личности учителя и многими другими психологическими и педагогически минавыками;

- осуществлять самосовершенствование с позиций требований, предъявляемых к учителю; использовать личностный фактор в организации умственного труда;

- владеть основами педагогического воздействия;
- анализировать проблемные педагогические ситуации, делать правильный выбор в общении;

- работать с материалами педагогической литературы.

Формы и виды контроля

Критерии и нормы оценки УУД учащихся

Оценка устного ответа учащегося

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения учащимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на фактах и примерах обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной   помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

                     Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если учащийся:

1. выполнил работу без ошибок и недочётов;

2. допустил не более одного недочёта.

Отметка "4" ставится, если учащийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочёта;

2. или не более двух недочётов.

Отметка "3" ставится, если учащийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки, и одного недочёта;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочётов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочётов.

Отметка "2" ставится, если учащийся:

1. допустил число ошибок и недочётов превосходящее норму, при которой может быть

выставлена отметка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка выполнения тестовых заданий:

Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 81 – 100%.

Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 71 – 80%.

Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 51 – 70%.

Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 50%.

Оценка выполнения проектных заданий

Отметка «5»: учащийся выполнил  на 85 – 100%.

Отметка «4»: учащийся выполнил  на 71 – 85%.

Отметка «3»: учащийся выполнил  на 51 – 70%.

Отметка «2»: учащийся выполнил  менее чем на 50%.

II. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Предметная сфера педагогики. Основные понятия педагогики (1ч.)

Предмет и задачи педагогики. Методология педагогики. Структура педагогической науки. Функции педагогической науки. Терминологический словарь педагогов. Основные понятия.

Раздел 2. История становление педагогики как науки (3ч.)

Образование и воспитание на Руси с древнейших времен до конца ХVII века. Воспитание и образование в Киевской (Х-ХIII вв.) и Московской (ХIV - ХVII вв.) Руси. Славяно-греко-латинская академия (1687 г.). Образование и педагогическая мысль в России ХVIII - первой половины XIX вв. Цифирные и гарнизонные школы. Открытие Академии наук (1725г.). Образовательная деятельность Л.Ф. Магницкого. Выдающиеся представители отечественного образование и педагогической мысли второй половины XIX-начала XX века: К.Л. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.И. Водовозов, П.Г. Редкий, В.Я. Стоюнин, Д.И. Менделеев, Л.Н. Толстой, С.А. Рачинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров. К.Н. Вентцель, С.И. Гессен, А.С. Макаренко и др.

Входящее тестирование: выявление педагогических интересов и педагогической направленности школьников, знаний истории зарождения педагогической мысли. Рейтинг-опрос по темам: “История становления педагогики”; “Зависимость содержания и характера воспитания от образа жизни людей и социальных условий”; “Педагогические идеи в русском народном творчестве: русских народных сказках, былинах, потешках, колыбельных песнях”.

Практическое задание: школьники получают задание для аргументации “за” и “против”, перед ними стоит задача проанализировать высказывания великих педагогов и высказать свое мнение: “Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях” (Я. Корчак);

“Вам не удается никогда создать мудрецов, если вы не создадите сначала шалунов” (Ж.Ж. Руссо); “Утверждая право отдельной личности добровольно состоять в коллективе, коллектив требует от этой личности, пока она состоит в нем, беспрекословного подчинения” (А.С. Макаренко); “Детей нельзя истязать неразумной любовью; закон должен взять их по защиту” (Я. Корчак).

Задания для самостоятельной работы: написать эссе на тему “Мой идеал учителя”. Провести опрос “Ценности моих родителей”.

Раздел 3. Современные педагогические концепции (3ч.)

Основные педагогические концепции и педагогические парадигмы Западной Европы, Америки, России. Модели образования в современном мире. Современное мировое образовательное пространство, его структура и варианты развития. Мировые образовательные программы. Современные педагоги новаторы и новаторские школы конца века. Тенденции развития образования в 21 веке.

Раздел 4. Методы обучения (8ч.)

Традиционная классификация методов обучения. Классификация методов по назначению. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности. Метод проблемного изложения. Сущность информационно-рецептивного метода. Репродуктивный метод. Сущность исследовательского метода обучения. Группа методов по дидактическим целям.

Раздел 5. Особенности педагогической профессии (2ч.)

Профессия и специальность педагога. Профессии типа “Человек – Человек”. Возникновение и становление педагогической профессии. Содержание педагогического труда. Условия труда учителя. Творческий характер учительской деятельности. Компоненты профессиональной деятельности учителя-предметника. Карьера в рамках образования: тест “В педагоги я пойду – стану карьеристом…”.

Практическое задание: ответы на вопросы: 1. Профессия учителя – талант или квалификация. 2. М.И. Калинину принадлежат слова: “Учителем надо родиться”. А.С. Макаренко утверждал: “Успех педагогического дела решает не талант учителя, а мастерство, основанное на умении, на квалификации”, т.е. учителем можно стать? Каково ваше мнение? Аргументируйте его.

Задание для самостоятельной работы: организовать встречу с ветеранами педагогического труда, работниками школы. (Собрать материал и подготовить сообщение о педагогической деятельности своего представителя).

Раздел 6. Задачи и содержание воспитательной работы в современной школе (4ч.)

Сущность процесса воспитания. Закономерности и принципы воспитания. Общие методы и формы воспитания.

Основы воспитательной работы. Теоретические основы нравственного воспитания учащихся. Теоретические основы трудового воспитания.

Основы воспитательной работы с коллективом учащихся. Теоретические основы умственного воспитания. Теоретические основы эстетического воспитания. Теоретические основы физического воспитания. Теоретические основы правового и других видов воспитания.

Основы работы классного руководителя (организатора воспитательной работы в школе). Содержание и формы внеклассной и внешкольной работы. Совместная воспитательная работа школы и семьи.

Раздел 7. Портрет личности учителя и требования к ней (3ч.)

Основные признаки психолого-педагогической культуры педагога: психолого-педагогическая грамотность, уровень педагогического мастерства, степень развития педагогических способностей, нравственно-профессиональная воспитанность. Требования, предъявляемые к учителю, работающему в учебных заведениях. Этические и психологические установки педагога: отношение к обучающимся, отношение к организации коллективной деятельности, отношение к самому себе.

Практическое задание: Решение педагогических задач. (Например, слово «такт» – мера или чувство меры? Вспомните слова К.Д. Ушинского: “В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма… носитель этих качеств учитель”. Как вы думаете? Достоинства педагога могут превратиться в недостатки? Встреча с выпускниками школы, выбравшими профессию учителя.

Задание для самостоятельной работы: написать эссе «Каким должен быть современный учитель?» или «Имидж современного педагога».

Раздел 8. Педагогические способности будущего педагога (2 ч.)

Понятие о структуре педагогических способностей. Интерес и склонность к педагогической работе – условие развития педагогических способностей. Трудолюбие как фактор, способствующий развитию способностей.

Психологические основы самовоспитания при подготовке к педагогической деятельности. Методы оптимизации эмоционального состояния педагога: дыхательные упражнения, техники самовнушения и аутотренинга.

Практические задания: Изучение рекомендаций по формированию способностей к педагогическому общению, организаторских способностей. Освоение одной из методик регулирования эмоций. Знакомство с профессиограммой учителя.

Раздел 9. Возрастные особенности и возрастные периоды развития личности (3 ч.).

Возрастные этапы в развитии личности школьника, их характеристика. Особенности воспитания учащихся разных возрастов. Акселерация и социальная зрелость.

Раздел 10. Возрастные особенности и возрастные периоды развития личности (1 ч.).

1. Оценить, в какой степени педагог, ведущий учебное занятие, умеет (владеет навыком):

1.1. Управлять своим психофизическим состоянием.

1.2. Слышать настроение в классе.

1.3. Распределять внимание при работе с обучающимися на уроке.

1.4. Выразительностью своего отношения к происходящему.

1.5. Выразительностью речи и т.п.

2. Попробовать:

2.1. Определить, в чем состоят главные особенности общения данного учителя с классом.

2.2. Составить схему (модель) взаимоотношений, которая, на взгляд посещающего, наиболее точно отражает взаимоотношения в коллективе класса, в котором проходит урок (обсуждение полученных результатов лучше проводить в присутствии учителя, на уроке которого присутствовали школьники, классного руководителя этого класса).

3. Выделить учеников, которые находятся, по мнению посещающего, в состоянии конфликта с преподавателем, предположить возможные причины его возникновения, выявить инициатора.

2.4. Выделить ребят, которые, по вашему мнению, относятся к наиболее популярным среди своих одноклассников и «отвергаемых», т.е. тех, которые сами хотели бы иметь друзей в классе, но с ними никто не хочет иметь дело, а также тех, кто не проявляет никакой инициативы для общения с другими. Затем (при анализе, рефлексии увиденного) можно проанализировать, во-первых, почему тот или иной ученик был отнесен в ту или иную группу, во-вторых, каковы причины того, что он оказался в этой группе, охарактеризовать эмоциональную атмосферу в классе. Назвать тех учеников, которым преподаваемый учителем предмет нравится (не нравится), и пояснить почему.

3. Опираясь на имеющиеся знания о педагогическом взаимодействии, попробовать описать его характер на данном уроке.

Раздел 11. Педагогические учебные заведения (3 ч.).

Система подготовки педагогических кадров в России. Типы педагогических учебных заведений. Специальности педагогического профиля. Правила поступления в педагогическое учебное заведение. Права и обязанности в получении профессионального образования.

Раздел 12. Педагогические учебные заведения (1 ч.).

Подготовить эссе на тему: “Портрет учителя – героя нашего времени”.

Составить схему (модель) взаимоотношений классного руководителя и учеников (обсуждение полученных результатов лучше проводить в присутствии учителя и учеников).

III. Тематическое планирование

                                                 

темы

Название темы

Количество

 учебных часов

Количество часов

Контрольные работы

1

Предметная сфера педагогики. Основные понятия педагогики

1

2

История становления педагогики, как науки

3

3

Современные педагогические концепции

2

1

4

Методы обучения

8

5

Особенности педагогической профессии

2

6

Задачи содержание воспитательной работы в современной школе

4

7

Портрет личности учителя и требования к ней

3

8

Педагогические способности будущего педагога

2

9

Возрастные особенности и возрастные периоды развития личности

2

1

10

Педагогические мастерские: посещение уроков учителей мастеров

1

11

Педагогические учебные заведения

3

12

Педагогические учебные заведения

2

Итого

33/2


Приложение к программе по предмету Введение в педагогику.

№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Дата проведения

Формы организации учебной деятельности

Беседа по проблемным вопросам

 Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО)

Примечание

План

фактич

Проектная деятельность

Предметные результаты

Метапредметные УУД

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Личностные результаты

Раздел 1. Предметная сфера педагогики. Основные понятия педагогики.  (1 часа)

1.

 Предметная сфера педагогики. Основные понятия педагогики

1

 Структура педагогической науки. Функции педагогической науки.

 

Знать ведущих ученых, труды которых легли в основу научной педагогики. Владеть материалом об основных педагогических теориях и взглядах.

Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

П: умение работать с различными источниками информации, отделять главное от второстепенного. Умение структурировать учебный материал, давать определения понятиям, самостоятельно составлять конспект урока в тетради.

К: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательный интерес к естественным наукам. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Раздел 2. История становления педагогики, как науки (3 часа)

2

  Образование и воспитание на Руси с древнейших времен до конца ХVII века.

1

Общее представление о педагогике как науке. Образование и воспитание на Руси с древнейших времен до конца ХVII века.

 

Входящее тестирование: выявление педагогических интересов и педагогической направленности школьников, знаний истории зарождения педагогической мысли. Рейтинг-опрос по темам: “История становления педагогики”; “Зависимость содержания и характера воспитания от образа жизни людей и социальных условий”; “Педагогические идеи в русском народном творчестве: русских народных сказках, былинах, потешках, колыбельных песнях”.

Р: умение определять цель работы, планировать этапы ее выполнения и оценивать полученные результаты.

П: умение работать с различными источниками информации, осуществлять смысловое чтение, отделять главное от второстепенного, определять критерии для характеристики природных объектов

 К: умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков

3

  Образование и педагогическая мысль в России ХVIII - первой половины XIX вв.

1

Воспитание и образование в Киевской (Х-ХIII вв.) и Московской (ХIV - ХVII вв.) Руси. Славяно-греко-латинская академия (1687 г.). Образование и педагогическая мысль в России ХVIII - первой половины XIX вв. Цифирные и гарнизонные школы. Открытие Академии наук (1725г.). Образовательная деятельность Л.Ф. Магницкого

 

Практическое задание: школьники получают задание для аргументации “за” и “против”, перед ними стоит задача проанализировать высказывания великих педагогов и высказать свое мнение: “Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях” (Я. Корчак);

Р: умение определять цель работы, планировать этапы ее выполнения и оценивать полученные результаты.

 П: умение работать с различными источниками информации, осуществлять смысловое чтение, отделять главное от второстепенного, определять критерии для характеристики природных объектов

 К: умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

4

Выдающиеся представители отечественного образование и педагогической мысли второй половины XIX-начала XX века.

1

Выдающиеся представители отечественного образование и педагогической мысли второй половины XIX-начала XX века: К.Л. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.И. Водовозов, П.Г.. Толстой, С.А. Каптерев, В.П. Вахтеров. К.Н. и др

 

Задания для самостоятельной работы: написать эссе на тему “Мой идеал учителя”. Провести опрос “Ценности моих родителей”.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты, определять критерии для классификации объектов.

К: умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам

Осмысливают тему урока

Осознают и осмысливают информацию о психике

Раздел 3. Современные педагогические концепции (3 часа)

5

Основные педагогические концепции и педагогические парадигмы Западной Европы, Америки, России.

1

Основные педагогические концепции и педагогические парадигмы Западной Европы, Америки, России. Модели образования в современном мире.

Знать термины; перечислять основные концепции. Владеть терминами по разделу, уметь приводить примеры из личного опыта, теоретически обосновывать модель поведения с данной категорией детей

Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

П: умение работать с различными источниками информации, отделять главное от второстепенного. Умение структурировать учебный материал, давать определения понятиям, самостоятельно составлять конспект урока в тетради.

К: умение воспринимать информацию на слух.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

6

Деятельность великих отечественных и зарубежных педагогов, педагогов- новаторов. Тенденции развития образования в 21 веке.

1

Современное мировое образовательное пространство, его структура и варианты развития. Мировые образовательные программы. Современные педагоги новаторы и новаторские школы конца века. Тенденции развития образования в 21 веке.

 

Владеть терминами по разделу, уметь приводить примеры, понимать влияние данных особенностей на процессы обучения и воспитания школьников. Давать определения терминам по разделу, уметь приводить примеры.

Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

П: умение работать с различными источниками информации, отделять главное от второстепенного. Умение структурировать учебный материал, давать определения понятиям, самостоятельно составлять конспект урока в тетради.

К: умение воспринимать информацию на слух.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

7

Контрольная работа №1

1

Самостоятельное выполнение работы.

 

Давать определения терминам по разделу, уметь приводить примеры.

Р: Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

К: Умение работать в группах, обсуждать

Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях.

Раздел 4. Методы обучения (8 часов)

8

Традиционная классификация методов обучения.

1

Пять методов: практический – опыт, упражнение, учебно-производительный труд; наглядный – иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся; словесный – объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия и т. д.; работа с книгой – чтение, изучение, реферирование, цитирование, конспектирование и т. д.; видеометод – просмотр, обучение, контроль и т. д.

 

Давать определения терминам по разделу, уметь приводить примеры.

Р- планируют и прогнозируют результат и  вносят необходимые дополнения.

П- находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее.

К- высказывают свою точку зрения

Учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков

Удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

9

Классификация методов по назначению.

1

Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). Последовательность этапов.

 

давать определение терминам

характеризовать методы по назначению.

Р- планируют и прогнозируют результат и  вносят необходимые дополнения.

П- находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее.

К- высказывают свою точку зрения

 Учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков

Удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

10

Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности.

1

Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности

 

давать определение терминам: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод. репродуктивный метод, проблемное изложение,

частично поисковый или эвристический метод,

 исследовательский метод.

Р- планируют и прогнозируют результат и  вносят необходимые дополнения.

П- находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее.

К- высказывают свою точку зрения

 

Учиться самостоятельно выбирать стиль работы,  определять значимость изучаемого, возможность  использовать свои знания  при изучении других предметов.

11

  Метод проблемного изложения.

1

Метод проблемного изложения.

Давать определение терминам.

Р- планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения.

П- находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее.

К- высказывают свою точку зрения

 

Учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков

Удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы

12

 Сущность информационно-рецептивного метода. Репродуктивный метод.  

1

Сущность информационно-рецептивного метода. Репродуктивный метод (работа с инструкцией). Показ приемов трудовых действий. Технологические карты.

Владеть терминами по разделу, уметь приводить примеры, понимать влияние способностей на процессы обучения и воспитания школьников. Обосновывать влияние социума на способности человека и их изменения в течении жизни

Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. 

П: Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия

К: Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.

13

Сущность исследовательского метода обучения.

1

Сущность исследовательского метода обучения. Лабораторно-практический метод, дидактические игры,

 

Владеть терминами по разделу, уметь приводить примеры, понимать влияние способностей на процессы обучения и воспитания школьников.

Р- планируют и прогнозируют результат и  вносят необходимые дополнения.

П- находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее.

К- высказывают свою точку зрения

Учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков

Учиться самостоятельно выбирать стиль работы,  определять значимость изучаемого, возможность  использовать свои знания  при изучении других предметов и выбора профессии.

14

 Самостоятельная работа «Метод проектов».

1

Метод проектов. Виды проектов и их особенности. Поиск информации.

 

Давать определение терминам.  

Р:Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

К: Умение работать в группах, обсуждать

Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях в поиске информации.

15

Группа методов по дидактическим целям.

1

Группа методов по дидактическим целям.

Проект «Методы обучения».

Владеть терминами по разделу. методы, способствующие первичному усвоению учебного материала; методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И.Т. Огородников и др.)

Р:Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

К: Умение работать в группах, обсуждать

Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.

Раздел 5. Особенности педагогической профессии (2 часов)

16

Возникновение и становление педагогической профессии. Карьера в рамках образования.

1

Профессия и специальность педагога. Профессии типа “Человек – Человек”. Возникновение и становление педагогической профессии. Содержание педагогического труда. Условия труда учителя. Творческий характер учительской деятельности. Компоненты профессиональной деятельности учителя-предметника. Карьера в рамках образования: тест “В педагоги я пойду – стану карьеристом…”.

Знать основные закономерности ощущений. Развитие и взаимодействие ощущений

Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. 

П: Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия

К: Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.

17

Роль педагога в учебно-воспитательном процессе школы.

1

Практическое задание: вопросы: 1. Профессия учителя – талант или квалификация. 2. М.И. Калинину принадлежат слова: “Учителем надо родиться”. А.С. Макаренко утверждал: “Успех педагогического дела решает не талант учителя, а мастерство, основанное на умении, на квалификации”, т.е. учителем можно стать? Каково ваше мнение? Аргументируйте его.

Определять необходимость педагогической деятельности, уметь аргументировать свои ответы.

Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. 

П: Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия

К: Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.

Раздел 6. Задачи содержание воспитательной работы в современной школе (4 часа)

18

Сущность процесса воспитания. Закономерности и принципы воспитания. Общие методы и формы воспитания.

1

Сущность процесса воспитания. Закономерности и принципы воспитания. Общие методы и формы воспитания.

Знать типологию, владеть терминами по разделу, уметь приводить примеры.

Р: Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

К: Умение работать в группах, обсуждать

Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.

19

Основы воспитательной работы. Теоретические основы нравственного воспитания учащихся. Теоретические основы трудового воспитания.

1

Основы воспитательной работы. Теоретические основы нравственного воспитания учащихся. Теоретические основы трудового воспитания.

Владеть терминами по разделу, уметь приводить примеры, понимать влияние данных особенностей на процессы обучения и воспитания школьников

Р: Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

К: Умение работать в группах, обсуждать

Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.

20

Основы воспитательной работы с коллективом учащихся. Теоретические основы умственного воспитания. Теоретические основы эстетического воспитания. Теоретические основы физического воспитания. Теоретические основы правового и других видов воспитания.

1

Основы воспитательной работы с коллективом учащихся. Теоретические основы умственного воспитания. Теоретические основы эстетического воспитания. Теоретические основы физического воспитания. Теоретические основы правового и других видов воспитания.

Владеть терминами по разделу, уметь приводить примеры, понимать влияние данных особенностей на процессы обучения и воспитания школьников

Р: Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

К: Умение работать в группах, обсуждать

Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках. Учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков.

21

Основы работы классного руководителя (организатора воспитательной работы в школе). Содержание и формы внеклассной и внешкольной работы. Совместная воспитательная работа школы и семьи.

1

Основы работы классного руководителя (организатора воспитательной работы в школе). Содержание и формы внеклассной и внешкольной работы. Совместная воспитательная работа школы и семьи.

Владеть терминами по разделу, уметь приводить примеры, понимать влияние данных особенностей на процессы обучения и воспитания школьников

Р: Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

К: Умение работать в группах, обсуждать

Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках. Учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков.

Раздел 7. Портрет личности учителя и требования к ней (3 часа)

22

Основные признаки психолого-педагогической культуры педагога.

1

Основные признаки психолого-педагогической культуры педагога: психолого-педагогическая грамотность, уровень педагогического мастерства, степень развития педагогических способностей, нравственно-профессиональная воспитанность. Требования, предъявляемые к учителю, работающему в учебных заведениях. Этические и психологические установки педагога: отношение к обучающимся, отношение к организации коллективной деятельности, отношение к самому себе.

Владеть терминами по разделу, уметь приводить примеры, понимать влияние данных особенностей на процессы обучения и воспитания школьников

Р: Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

К: Умение работать в группах, обсуждать

Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках. Учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков.

23

Решение психолого-педагогических задач. Встреча с выпускниками школы, выбравшими профессию учителя.

1

Практическое задание: Решение педагогических задач.

Процесс поиска верного решения с точки зрения психофизиологии данного процесса, индивидуальные особенности данного явления и его роль в процессе обучения и воспитания

Р: Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

К: Умение работать в группах, обсуждать

Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках. Учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков.

24

Права и обязанности учителя.

1

Задание для самостоятельной работы: написать эссе “Каким должен быть современный учитель?” или “Имидж современного педагога”.

Формирование и закрепление понятий, процесса обучения и воспитания.

Р: Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

К: Умение работать в группах, обсуждать

Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках. Учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков.

Раздел 8. Педагогические способности будущего педагога (2 часа).

25

Понятие о структуре педагогических способностей. Интерес и склонность к педагогической работе. Психологические основы самовоспитания при подготовке к педагогической деятельности.

1

Понятие о структуре педагогических способностей. Интерес и склонность к педагогической работе – условие развития педагогических способностей. Трудолюбие как фактор, способствующий развитию способностей.

Владеть терминами по разделу, уметь приводить примеры, понимать влияние данных особенностей на процессы обучения воспитания школьников. Знать типологию.

Р: Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

К: Умение работать в группах, обсуждать

Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках. Учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков.

26

Изучение рекомендаций по формированию способностей к педагогическому общению, организаторских способностей. Знакомство с профессиограммой учителя.

1

Психологические основы самовоспитания при подготовке к педагогической деятельности. Методы оптимизации эмоционального состояния педагога: дыхательные упражнения, техники самовнушения и аутотренинга.

 Практические задания: Изучение рекомендаций по формированию способностей к педагогическому общению, организаторских способностей. Освоение одной из методик регулирования эмоций. Знакомство с профессиограммой учителя.

Давать определение терминам.

Р: Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

К: Умение работать в группах, обсуждать

Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.

Раздел 9. Возрастные особенности и возрастные периоды развития личности (3 часа)

27

Возрастные этапы в развитии личности школьника, их характеристика.

1

Определять понятия, сформированные в ходе изучения темы. Возрастные этапы.

 

 Уметь определять житейскую и психологическую культуру личности в психологическом пространстве.

Р: Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

К: Умение работать в группах, обсуждать

Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.

28

Особенности воспитания учащихся разных возрастов. Акселерация и социальная зрелость.

1

Ведущая деятельность в контексте возрастного развития личности. Принципы и правила гармоничного взаимодействия и общения людей в группах. Периодизация. Возрастные этапы в развитии личности школьника, их характеристика. Особенности воспитания учащихся разных возрастов. Акселерация и социальная зрелость.

Понимать термины внутриличностного и межличностного пространства, уметь приводить примеры, понимать влияние данных особенностей на процессы обучения воспитания школьников. Знать типологию

Р: Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

К: Умение работать в группах, обсуждать

Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.

29

Контрольная работа №2

1

Самостоятельное выполнение работы.

 

Понимать термины внутриличностного и межличностного пространства, уметь приводить примеры, понимать влияние данных особенностей на процессы обучения воспитания школьников. Знать типологию

Р: Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

К: Умение работать в группах, обсуждать.

Понимать термины внутриличностного и межличностного пространства, уметь приводить примеры, понимать влияние данных особенностей на процессы обучения воспитания школьников. Знать типологию

Раздел 10. Педагогические мастерские: посещение уроков учителей мастеров (1 час)

30

Практическая работа.

1

Оценить, в какой степени педагог, ведущий учебное занятие, умеет (владеет навыком): 1. Управлять своим психофизическим состоянием. 2. Слышать настроение в классе. 3. Распределять внимание при работе с обучающимися на уроке. 4. Выразительностью своего отношения к происходящему. 5. Выразительностью речи и т.п

Составить схему (модель) взаимоотношений. Выделить учеников, которые находятся, по мнению посещающего, в состоянии конфликта с преподавателем. Опираясь на имеющиеся знания о педагогическом взаимодействии, попробовать описать его характер на данном уроке.

Р: Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

К: Умение работать в группах, обсуждать.

Понимать термины внутриличностного и межличностного пространства, уметь приводить примеры, понимать влияние данных особенностей на процессы обучения воспитания школьников.

Раздел 11. Педагогические учебные заведения (3 часа).

31

Специальности педагогического профиля.

Система подготовки педагогических кадров в России. Типы педагогических учебных заведений.

Понимать и отличать высшие учебные заведения от средних профессиональных учебных заведений. Понимать квалификацию профессий данных учебных заведений.

Р: Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

К: Умение работать в группах, обсуждать.

Понимать термины внутриличностного и межличностного пространства, уметь приводить примеры, понимать влияние данных особенностей на процессы обучения воспитания школьников.

32

Правила поступления в педагогическое учебное заведение.

Специальности педагогического профиля. Правила поступления в педагогическое учебное заведение

Выработать правила поступления в ВУЗы от подачи документов до зачисления.

Р: Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

К: Умение работать в группах, обсуждать.

Понимать термины внутриличностного и межличностного пространства, уметь приводить примеры, понимать влияние данных особенностей на процессы обучения воспитания школьников

33

Права и обязанности в получении профессионального образования.

Права и обязанности в получении профессионального образования.

Понимать и принимать правила обучения в учебных заведениях.

Р: Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

К: Умение работать в группах, обсуждать.

Понимать термины внутриличностного и межличностного пространства, уметь приводить примеры, понимать влияние данных особенностей на процессы обучения воспитания школьников

Раздел 12. «Чего мне не хватает сегодня, чтобы стать учителем?» (2 ч.)

34

Чего мне не хватает сегодня, чтобы стать учителем?

Составить схему (модель) взаимоотношений классного руководителя и учеников (обсуждение полученных результатов лучше проводить в присутствии учителя и учеников).

Подготовить эссе на тему: “Портрет учителя – героя нашего времени”.

Р: Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

К: Умение работать в группах, обсуждать.

Понимать термины внутриличностного и межличностного пространства, уметь приводить примеры, понимать влияние данных особенностей на процессы обучения воспитания школьников

35

Повторение.

Подвести итоги учебной работы за год

Р: Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

К: Умение работать в группах, обсуждать.

Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.

Лист корректировки учебной программы

2021 - 2022 уч. год

№ урока

Дата

Тема урока

Причина изменений в программе

Способ корректировки

 

 

 

 

 

Лист проектной деятельности

Дата

Тема урока

Мини – проект

Кратковременный

Долговременный

примечания

Группа методов по дидактическим целям.  

Проект «Методы обучения».

 

Чего мне не хватает сегодня, чтобы стать учителем?

Подготовить эссе на тему: «Портрет учителя – героя нашего времени».

Приложение

Учебно-методическое обеспечение

Раздел 5.   Учебно-методическое обеспечение

Учебник: Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. Ч. 2. М.: ВЛАДОС, 2002.;

 Список литературы

 

1. Балакирева Э.В. “Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль” / Учебно-методическое пособие для учителей. – С-П.: КАРО, 2005.

2. Белова С.В. Элективные курсы гуманитарной направленности для различных профилей обучения: учеб.-метод. пособие. – М.: Глобус, 2007.

3. Болдина Е., Ащеулова К. “Педагогические ситуации”. – М.: Школьная пресса, 2000. элективные курсы в школе”. – М.: Новая школа, 2004.

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Изд-во центр “Академия”, 2002.

5. Шмидт В.Р. “Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. 8–11 класс”. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Приложение 1.

Проверочная работа по теме «Классный руководитель в воспитательной системе школы».

1. Найдите верное утверждение, классный руководитель  - это …

а) это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое ее директором для осуществления воспитательной работы в классе.

 Б) профессия направленная на воспитание и обучение следующих поколений 

В) это специально подготовленный человек, деятельность которого направлена на обучение и воспитание подрастающего поколения

2. Как до Революции 1917г. назывался классный руководитель?

А) смотрящий    б) классный наставник      в) вожатый

3. К кокой функции классного руководителя относится -  целенаправленная, сознательно регулируемая система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства.

А) организаторская                     Б) воспитательная                            В) управленческая

4. Объектом социальной защиты и социальных гарантий являются

А) детям из многодетных семей  Б)  оказавшимся в особо трудном положении

В) сироты и беженцы     Г) все дети независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности

5. В чем заключается Координирующая функция классного руководителя (дайте ответ своими словами).

6. Какие из перечисленных прав имеются у классного руководителя?

А) приглашать в школу родителей (или лиц, их заменяющих)

Б) вести опытно-экспериментальную работу по проблемам дидактической и воспитательной деятельности

В) Интересоваться семейным укладом ученика

Г) устанавливать контакт с родителями и оказывать им помощь в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога)

Д) получать помощь от педагогического коллектива школы.

7.  Ответьте на вопрос «В современной образовательной системе, на сколько необходима деятельность классного руководителя?» Ответ обоснуйте.

Приложение 2.

Самостоятельная работа по теме «Методы обучения» для 10 класса.

1. Что означает понятие «метод» (в переводе с греческого) - …

А) способ познания, исследования явлений социальной среды

Б) способ познания явлений природы и общественной жизни,  

В) как прием изучения личности

Г) способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине.

 

2. Как определял метод обучения Ю.К. Бабанский

А) — это способ взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленный на решение комплекса задач учебного процесса

Б) – это способ взаимосвязанной деятельности учителей, направленный на решение дидактических задач;

В) – целенаправленный способ познания явлений общественной жизни, при котором учащиеся получают новые знания и умения;

Г)  – целенаправленный способ достижения учащимися поставленных целей обучения.

 

3.  Выберите из предложенных наиболее точное определение понятия «прием обучения»:

А) прием обучения – единичное действие, которое учитель использует в работе;

Б) прием обучения - составная часть метода, единичное действие, конкретный способ, частное понятие по отношению к понятию «метод».

В) прием обучения – конкретный способ для достижения цели, равнозначное понятие по отношению к понятию «метод»;

Г)  прием обучения  –  составная часть метода устного  изложения учебного материала, единичное действие, частное понятие по отношению к понятию «метод».

4.  Какая классификация методов осуществляется по признаку – характеру познавательной деятельности учащегося:

А)  объяснительно-иллюстративный;  репродуктивный;  проблемное изложение знаний; частично-поисковый; исследовательский.

Б)  объяснительно-продуктивный, репродуктивный, контроля знаний, формирования умений;

В) исследовательский, анкетирование, тестирование, устный опрос, проблемное изложение знаний;

Г) метод иллюстрации; метод демонстрации; репродуктивный, проблемный метод; контроля знаний.

 

5. Какое основание соответствует данной классификации методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

А) классификация методов по сочетанию с формами сотрудничества в обучении;

Б) классификация методов по сочетанию методов преподавания и соответствующих им методов учения;

В) классификация, соответствующая структуре деятельности;

Г) классификация методов по источникам передачи информации и приобретения знаний

 

6. Какие методы относятся к группе методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:  

А) частично-поисковые, работа с книгой, наглядные;

Б) школьная лекция, устный и письменный контроль, тестирование;

В) беседа, фронтальный опрос, контрольная работа, практические;

Г) словесные; наглядные; практические; репродуктивные и проблемно-поисковые; методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

 

7. Какие бывают виды лекций:

А) традиционная, проблемная, лекция-беседа;

Б) лекция-беседа, эвристическая, технологическая;

В) проблемная, экологическая, творческая;

Г) традиционная, научная, исследовательская.

 

8. В каком отношении наиболее адекватно использованы следующие критерии: предварительный, текущий, тематический, итоговый:

А) вид контроля;   Б) вид поощрения;           В) вид наказания;             Г) вид занятия.

 

9. Что является целью устного индивидуального контроля:

А) выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся.

Б) выявление отдельных знаний учителя по предмету

В) определение уровня учебных достижений учащихся

Г) определение уровня отдельных умений и навыков у отдельных учащихся

 

10. Какая цель фронтального опроса предполагает:

А) выявление уровня знаний у учащихся всего класса;

Б) определение уровня определенных знаний по предметам;

В) выявление уровня учебных достижений отдельных подгрупп учащихся;

Г) определение уровня умений и навыков у всего коллектива учащихся.

11. Словесными методами в обучении является:

а) рассказ            б) лекция           в) экскурсия                   г) беседа

12. Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности по источникам восприятия и передачи учебного материала

а) словесные           б) наглядные              в) индуктивные               г) практические

13.Метод обучения, обеспечивающий усвоение учебного материала путём самостоятельных размышлений, поиска, «открытия»

а) рассказ          б) объяснение           в) решение проблемы              г) демонстрация

14.Некоторые функции форм обучения:

а) Обучающе – образовательная                       б) интегрирующе – дифференцирующая

в) дополняющая и координирующая                г) оздоровительно – обучающая

15. Форма организации в средней школе это:

а) занятие             б) урок                  в) классный час                   г) час общения

16. К формам организации процесса обучения не относится:

а) экскурсия             б) наблюдение            в) урок             г) факультативные занятия

17. Оценка - это:

а) материализованное выражение результатов оценочной деятельности

б) усвоение обучаемым знаний, умений и навыков

в) процесс соотнесения результата или хода учебной деятельности

г) соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения

18. Дал теоретическое обоснование классно – урочной системе обучения, характерной особенностью которой, была организация обучения в форме урока.

а) Я.А.Коменский                б) Ж.Ж.Руссо       в) А.С.Макаренко              г) К.Д.Ушинский

19. Эта система обучения получила распространение в советских школах в 20-е годы 21 века:

а) план Трампа                                           б) бригадно – лабораторная системой обучения

в) индивидуальное обучение                    г) классно – урочная система