Спецификация экзаменационных материалов для проведения в 2022 году государственного выпускного экзамена по образовательным программам среднего общего образования (письменная форма) по ЛИТЕРАТУРЕ

Ольга Владимировна Лиманова

Спецификация экзаменационных материалов для проведения в 2022 году государственного выпускного экзамена по образовательным программам среднего общего образования (письменная форма) по ЛИТЕРАТУРЕ 1. Назначение экзаменационной работы Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ среднего общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта. ГВЭ проводится для обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, получающих среднее общее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, в том числе по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся, экстернов с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся, экстернов – детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы среднего общего образования. ГВЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512 (зарегистрирован в Минюсте России 10.12.2018 № 52952). 2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы Содержание экзаменационных материалов ГВЭ-11 в письменной форме определяется на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613, приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24.09.2020 № 519, от 11.12.2020 № 712) с учётом примерной Литература. 11 класс ГВЭ (письменная форма) © 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 2 основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16з)). Обеспечена преемственность между положениями ФГОС и федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609, от 07.06.2017 № 506). 3. Структура и содержание экзаменационной работы Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей и включает в себя 16 заданий. В частях 1 и 2 предлагается выполнение заданий, содержащих вопросы по анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приёмы, различные виды тропов и т.п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса. Общая структура частей 1 и 2 работы подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учётом его жанровой принадлежности. Последние задания в частях 1 и 2 работы предполагают выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другим произведением по указанному в задании аспекту сопоставления). Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала. Часть 1, предполагающая анализ фрагмента эпического, или лироэпического, или драматического произведения, состоит из 9 заданий: • 7 заданий с кратким ответом (1–7), требующих написания слова, или словосочетания, или последовательности цифр; • 2 заданий (8.1/8.2, 9), требующих написания связного текста в объёме 5–10 предложений. Задания 8.1/8.2 и задание 9 относятся к фрагменту эпического/ лироэпического/драматического произведения. Задания 8.1/8.2 даны на выбор: необходимо выполнить ОДНО из них. Литература. 11 класс ГВЭ (письменная форма) © 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 3 Часть 2, предполагающая анализ лирического произведения (стихотворения или фрагмента лирической поэмы), состоит из 7 заданий: • 5 заданий с кратким ответом (10–14), требующих написания слова, или словосочетания, или последовательности цифр; • 2 заданий (15.1/15.2, 16), требующих написания связного текста в объёме 5–10 предложений. Задания 15.1/15.2 и задание 16 относятся к лирическому стихотворению или его фрагменту. Задания 15.1/15.2 даны на выбор: необходимо выполнить ОДНО из них. Требования к выполнению заданий части 1 и части 2 едины. Следование предложенному алгоритму работы позволяет экзаменуемым выявить место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст. Указание на объём развёрнутых ответов в частях 1 и 2 условно, оценка ответа зависит от его содержательности. Ниже приводится таблица 1, представляющая распределение заданий по частям экзаменационной работы. Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы Часть работы Тип заданий Количество заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 40 С кратким ответом 7 7 С развёрнутым ответом ограниченного объёма (вопрос к тексту) 1 6 Часть 1 С развёрнутым ответом ограниченного объёма (задание на сопоставление) 1 8 52 С кратким ответом 5 5 С развёрнутым ответом ограниченного объёма (вопрос к тексту) 1 6 Часть 2 С развёрнутым ответом ограниченного объёма (задание на сопоставление) 1 8 48 Итого 16 40 100 Литература. 11 класс ГВЭ (письменная форма) © 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 4 В структурном отношении части 1 и 2 экзаменационной работы выстроены ступенчато: от вопросов базового уровня, нацеленных на проверку теоретико-литературных знаний, к заданиям повышенного уровня обобщающего типа. Ниже приводится таблица 2, представляющая в схематической форме примерные доли распределения заданий в соответствии с различными литературными эпохами. Таблица 2. Примерные доли распределения заданий в соответствии с различными литературными эпохами № Раздел курса Примерная доля (в %) 1 Из древнерусской литературы 0–10 2 Из литературы XVIII в. 0–10 3 Из литературы первой половины XIX в. 15–35 4 Из литературы второй половины XIX в. 20–35 5 Из литературы конца XIX – начала XX в. 0–15 6 Из литературы первой половины XX в. 20–35 7 Из литературы второй половины ХХ – начала XXI в. 0–15 В задания могут быть включены элементы содержания, которые входят в федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования и указаны в примерной основной образовательной программе основного общего образования (такие произведения в разделе 3 отмечены «*». Включение данных элементов содержания осуществлено в целях реализации следующих требований к результатам, сформулированным в ФГОС среднего общего образования: базовый уровень – 5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственноценностного влияния на формирование национальной и мировой; 7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; углублённый уровень – 10) сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле. Задания всех частей работы ориентированы на проверку умения анализировать в единстве формы и содержания текст художественных произведений, относящихся к различным родам литературы (эпос, лирика, драма). Группировка текстов для анализа подчинена принципу хронологического охвата предметного курса (от древнерусской литературы до литературы ХХ в.); представленные в частях 1 и 2 работы художественные тексты в зависимости от комплектации конкретного варианта экзаменационной работы в той или иной комбинации отражают различные литературные эпохи. Литература. 11 класс ГВЭ (письменная форма) © 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 5 Экзаменационная работа по литературе требует владения следующими видами деятельности: • осознанным, творческим чтением художественных произведений разных жанров (все типы заданий); • различными видами пересказа (8.1/8.2, 9, 15.1/15.2, 16); • определением принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру (1–7; 10–14); • анализом текста, выявляющим авторский замысел и различные средства его воплощения; определением мотивов поступков героев и сущности конфликта (все типы заданий); • письменными интерпретациями художественного произведения (8.1/8.2, 9, 15.1/15.2, 16); • выявлением языковых средств художественной образности и определением их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения (все типы заданий); • самостоятельным поиском ответа на вопрос, комментированием художественного текста (8.1/8.2, 9, 15.1/15.2, 16); • написанием развёрнутых ответов на основе литературных произведений (8.1/8.2, 9, 15.1/15.2, 16); • сравнением, сопоставлением, классификацией, ранжированием объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, самостоятельным определением оснований для сопоставления и аргументацией позиций сопоставления (9, 16). Экзаменационные материалы дают возможность проверить знание экзаменуемыми содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также сформированность комплекса умений по предмету, связанного с восприятием и анализом художественного произведения в его жанрово-родовой специфике. 4. Распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности В экзаменационную работу включены задания базового и повышенного уровней сложности (таблица 3). Части 1 и 2 содержат 12 заданий базового уровня (1–7; 10–14) и 4 задания повышенного уровня сложности (8.1/8.2, 9, 15.1/15.2, 16). Литература. 11 класс ГВЭ (письменная форма) © 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 6 Таблица 3. Распределение заданий по уровню сложности Уровень сложности Обозначение заданий в работе Тип заданий Количество заданий Максимальный первичный балл Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 40 Базовый 1–7, 10–14 С кратким ответом 12 12 30 Повышенный 8.1/8.2, 9, 15.1/15.2, 16 С развёрнутым ответом 4 28 70 Итого 16 40 100 5. Продолжительность экзаменационной работы На выполнение экзаменационной работы по литературе предоставляется 3 часа (180 минут). 6. Дополнительные материалы и оборудование Перечень дополнительных материалов и оборудования, использование которых разрешено при проведении ГВЭ-11, утверждается приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора. При проведении ГВЭ-11 по литературе в письменной форме дополнительные материалы и оборудование не используются. 7. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом За каждый верный ответ при выполнении заданий с кратким ответом (1–7; 10–14) экзаменационной работы участник экзамена получает 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. Оценка выполнения заданий, требующих написания развёрнутого ответа, определяется экспертным путем. Выполнение заданий 8.1/8.2 и 15.1/15.2 оценивается по трём критериям: критерий 1 «Соответствие ответа заданию», критерий 2 «Привлечение текста произведения для аргументации», критерий 3 «Логичность и соблюдение речевых норм». Максимально за выполнение каждого из заданий (8.1/8.2 и 15.1/15.2) выставляется 6 баллов (по каждому критерию – максимум 2 балла). Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше ответ не проверяется. По другим критериям выставляется 0 баллов. Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 Литература. 11 класс ГВЭ (письменная форма) © 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 7 за ответ не может быть поставлено более 1 балла. Если по критерию 2 за ответ ставится 0 баллов, то по критерию 1 не может быть поставлено более 1 балла, а по критерию 3 «ответ оценивается 0 баллов. Выполнение заданий 9 и 16 оценивается по трём критериям: критерию 1 «Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом», критерию 2 «Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации», критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм». Максимально за выполнение каждого из заданий (9, 16) выставляется 8 баллов (по критериям 1, 3 – максимум по 2 балла; по критерию 3 – 4 балла). Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется (по другим критериям данного задания выставляется 0 баллов). Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 ответ оценивается 0 баллов. Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 40. Перевод первичных баллов, полученных участником экзамена за выполнение всех заданий экзаменационной работы, в пятибалльную систему оценки осуществляется с учётом приведённой ниже шкалы перевода. Шкала перевода первичных баллов в пятибалльную отметку Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5» Диапазон первичных баллов 0–10 11–20 21–31 32–40 7. Изменения в экзаменационных материалах 2022 года в сравнении с 2021 годом Изменены требования к выполнению заданий 9 и 16: требуется подобрать не два, а одно произведение для сопоставления с предложенным текстом; уточнены критерии оценивания данных заданий. Литература. 11 класс ГВЭ (письменная форма) © 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 8 П

Скачать:

Предварительный просмотр: