Дневник педагогической практики

Ермакова Татьяна Александровна

Дневник педагогической практики-воспитатель логопедической группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДНЕВНИК

стажировки

слушателя-стажера

курсов профессиональной переподготовки

 

1. Краткая характеристика ДОО, на базе которого проходит стажировка.

2. Цели стажировки.

Овладение профессиональными компетенциями осуществления воспитательного процесса детей дошкольного возраста с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации.

3. Отчет.

Дата

Вид деятельности

Примечание

Посещение воспитательных мероприятий: Досуг в старшей группе с детьми ОВЗ «Этот интересный мир Ксмоса»

  • Обеспечение методического сопровождения воспитательного процесса согласно требованиям ФГОС.
  • Определение понятия и структуры воспитательного мероприятия с детьми дошкольного возраста.
  •  Участие в подготовке  к досугу. Изучение планирования   воспитательных мероприятий.
  • Создание  ситуации успеха для каждого ребенка и положительного психологического климата.
  • Обеспечение при организации воспитательной деятельности достижение важнейших новообразований дошкольного возраста.

Посещение развивающих мероприятий: ООД в средней группе с детьми ОВЗ «Радуга здоровья»

  • Обеспечение методического сопровождения развивающего  процесса согласно требованиям ФГОС
  • Педагог группы  создала  условия для сохранения и укрепления здоровья детей; 

следует отметить: 

  • соответствие целей и задач образовательной деятельности Федеральной программе и основной общеобразовательной программе ДОУ;
  • - реализацию комплекса задач: обучающих, развивающих, воспитательных;
  • - интеграцию всех образовательных областей.
  • - определение коррекционно-педагогических и учебно-воспитательных задач с учетом психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • -  определение результатов  усвоения детьми программного материала;
  • - установление доверительных отношенийс детьми с ОВЗ.

Посещение  коррекционных мероприятий-

Индивидуальное  логопедическое занятие  с Савелием Г. По теме «Весна»

  • Обеспечение методического сопровождения  коррекционного  процесса согласно требованиям ФГОС
  • Прослеживается  чёткое  соответствие  материала  теме  и  цели  занятия,  которое  построено  логично  и  последовательно.
  • Активизации  умственной  деятельности  ребёнка  способствовал  выбранный  учителем-логопедом  удачный  игровой  приём,  который  пронизывает  все  моменты  занятия  и  делает  его  единым  целым.
  • Учитель-логопед  постоянно помогала мыслить,  сравнивать,  используя дидактический материал.
  • Логопед,  в  случае  неправильных  ответов,    очень  аккуратно  и  тактично привлекает  внимание   ребёнка  к  ошибке,  не  торопится  исправить  сама,  а  подводит  ребёнка  к  правильному  ответу.
  • Речевой  материал  подобран  и  преподнесён  ребёнку  в  доступной  форме,  хотя  были  взяты  достаточно  трудные  слова  и  сложные  задания,  что  в  свою  очередь  указывает  на  реализацию  принципа  развития.
  • В  ходе  занятия  чувствовалось,  что  учитель-логопед  знает  индивидуальные  эмоциональные  особенности ребёнка,  что  помогало  осуществить  дифференциальный  и  индивидуальный  подход, трудные  задания   сопровождались  комментариями.
  • На  занятии  было  показано  разнообразие  видов  работ  и  методических  приемов  (дидактическая  игры,  различные  виды  работ  над  словарём  и т.д.).
  • Занятие  было  чётко  продумано,  спокойное  объяснение  трудных  заданий;   тон  и  речь  логопеда  были  очень  доброжелательны,  располагающие  к  общению  и  совместной  работе  ребёнка  и  логопеда. В  ходе  занятия  логопед  особенно  следила  за  четким  проговариванием  ребёнка,  в  случае  ошибок  тактично  и  доходчиво  поправляла,  причем,  не  перебивая  мысли  ребёнка,    давая  ему  досказать,  а  затем  просила  повторить  правильно.
  • Ребёнок  в  процессе  занятия  проявлял  заинтересованность,  был  активным.
  • Внешний вид ребёнка соответствовал подготовленному мероприятию. Внешний вид учителя-логопеда опрятный, эстетически культурный.
  • Декорации в логопедическом кабинете, в котором поводилось данное мероприятие подготовлено учителем-логопедом в соответствии с используемой темой занятия.
  • Вывод: Занятие  было  очень  насыщенным,  проделан  большой  объем  работы,  последние  задания  показали,  что  цели  занятия  достигнуты.

Посещение  коррекционных мероприятий:

групповое  логопедическое занятие с детьми подготовительной к школе группы с детьми ОВЗ на тему «День Земли»

  • Обеспечение методического сопровождения  коррекционного  процесса согласно требованиям ФГОС, наблюдение и анализ проведения логопедом фронтального занятия. 
  • Для активизации речи, развития познавательных процессов педагог использовал  комплексно – тематический подход, он в полной мере был применен на занятии.
  • Для достижения поставленных целей использовались разнообразные методические приёмы, которые носят развивающий характер. 
  • В занятии реализовался принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Коррекционное развитие проводилось по основным направлениям: 
  • Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение, активизация и актуализация словаря но теме «Наша армия». Совершенствование грамматического строи речи (образование и употребление глаголов движения с приставками, употребление предлогов). Дифференциация звуков [Н] и [Н,]
  • Так же педагогом логопедом совместно с воспитателями логопедической группы была проведена предварительная работа:составление загадок-описаний о весне на индивидуальных занятиях с логопедом. Проведение сюжетно-ролевой игры «Семья». Разучивание стихотворения С.Маршака «Апрель».
  • Было применено оборудование: магнитная доска, предметные картинки с изображениями представителей разных профессий и характерными признаками весны, контейнер с фишками, плоскостные изображения леса, облаков, радуги, самолетики магниты, флажки красного, желтого, синего и зеленого цвета, ребус «Планета».
  • Организация, формы работы и привлекаемый педагогом наглядный и речевой материал соответствует  лексической теме, возрастным особенностям детей, а также возможностями их речевого и общего психического развития
  • Учитывая встречающуюся у детей данной группы некоторую задержку лексико-грамматического развития, в системе занятия воспитателем предусматривались упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи. 
  • Вопросы которые задавались педагогом предусматривали полные ответы. Различные игровые моменты, предусматривающие ответы детей, были продуманы, так чтобы каждый ребенок, независимо от своего темперамента мог ответить на вопрос, заданный педагогом. В это время другие дети учатся внимательно и доброжелательно дожидаться ответа от другого ребенка, не перебивать его.
  • Оптимальным явилось использование физкультминуток и пальчиковой гимнастики
  • Присутствовала положительная эмоциональная оценка типа: 
    «Спасибо. Дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было очень приятно работать с вами. И жаль, что занятие так быстро закончилось и приходиться расставаться». Педагог постаралась узнать и оценку самими детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в следующий раз?» 
  • Был использован доступный наглядный материал, отвечающий гигиеническим требованиям;
  • Педагог тщательно продумал организационные моменты;
  • На занятии была высокая заинтересованность детей;
  • В общей мере мне занятие очень понравилось, видно, что педагог работает с душой и дети очень любят посещать занятия данного педагога.

Изучение программ ОВЗ: ТНР, РАС.

  • Обеспечение программно-методического сопровождения воспитательного процесса;
  • Знакомство  на практике с основными направлениями, целями и задачами дефектологической работы.
  • Формирование  профессионально-ценностных ориентаций в участии и организации работы по социальной адаптации, развитию и воспитанию детей дошкольного возраста с РАС в условиях логопедической группы ДОО и НОО.
  • Изучение системы работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в ходе реализации требований ФГОС ДОО и НОО.

Изучение программ ОВЗ: зрения и слуха, ЗПР, нарушения речи.

  • Обеспечение программно-методического сопровождения воспитательного процесса;
  • Формирование  профессионально-ценностных ориентаций в участии и организации работы по социальной адаптации, развитию и воспитанию глухих, слабослышащих, позднооглохших  воспитанников в условиях логопедической группы ДОО.
  • Выявление особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей, социально-коммуникативных ограничений у лиц с нарушениями слуха.
  • Специальное обучение детей с частичным нарушением слуха.
  • Специальные технические средства для неслышащих.
  • Технологии педагогического консультирования лиц с нарушениями слуха.
  • Обеспечение программно-методического сопровождения воспитательного процесса;
  • Формирование профессионально-ценностных ориентаций в участии и организации работы по социальной адаптации, развитию и воспитанию детейдошкольного возраста с ЗПР в условиях логопедической группы ДОО.
  • Выявление особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей, социально-коммуникативных ограничений у лиц с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости.
  • Основные направления работы  с  детьми данных категорий в МАОУ дс №210 «Ладушки»

Анализ предметно - развивающей среды в средней группе №172 для детей с ОВЗ

  • Развивающая предметно-пространственная среда средней  группы  № 172/3 «Радуга» содержательно насыщена  и соответствует возрастным возможностям детей группы и содержанию основной образовательной программы. Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения и воспитания, игровым и спортивным оборудованием
  • Пространство группы  трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Мебель и оборудование установлено так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в т. ч. и разноуровневая: диванчик, кресла, деревянные модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группах. Для обозначения границ в группе имеются легкие трансформируемые ширмы и игровые коврики. В соответствии с вопросами гендерного развития дошкольников включены зоны разнообразных видов деятельности как для мальчиков, так и для девочек. Все части пространства, в зависимости от конкретных задач, обладают возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть имеют подвижные, трансформируемые границы.  Такая организация пространства дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.
  • Игры, пособия, мебель в группе  полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. Развивающая предметно-пространственная среда средней  группы № 172/3 открывает перед детьми множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса. Предметы не обладают жестким креплением и пригодны для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми способствует развитию воображения и знаково-символической функции дошкольников.
  • Организованные воспитателями пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), наполненные разнообразными материалами, инвентарем,  дидактическими, настольными играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающих свободный выбор детей. Предметы, игрушки, пособия отражают уровень современного мира, несут информацию и стимулируют поиск. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и экспериментально-исследовательскую активность детей. В пространстве группы используются переменные и заменяемые элементы убранства: сезонное оформление рукотворного дерева, материал на познавательной стене, библиотека и книжная выставка. Таким образом, развивающая среда группы является вариативной.
  • Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе № 172/3 организована так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого в группе обеспечена детям доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, а так же свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды детской деятельности. Дети прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.
  • Все пространство предметно-пространственной среды группы безопасно и соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Форма и дизайн также ориентированы на безопасность. Цветовая палитра представлена в группе теплыми, пастельными тонами.
  • Развивающая предметно-пространственная среда группы № 172/3 отражает основные направления образовательных областей ФГОС ДО, спроектирована в соответствии с программой, реализуемой в ДОО, и возрастными особенностями воспитанников.
  • Развивающая  предметно-пространственная среда группы постоянно пополняется материалами, оборудованием, атрибутами, играми, выполненными руками воспитателей   различные виды театра (стендовый, пальчиковый, на палочках, маски сказочных героев, театр из спичечных коробков, театр на фартуке и т.д.), маски-эмблемы для подвижных игр, созданы иллюстрированные альбомы «Растения нашего края», «Животный мир нашего края», макеты «На улице», «Деревенский дворик», «Антарктида», пиктограммы, схемы-условные обозначения к различным дидактическим и подвижным играм, корригирующие дорожки, папки-накопители для творческих работ, информационные стенды.  
  • Педагоги  осуществляют творческий подход в изготовлении пособий на развитие дыхания(«Гусеница»).Особое внимание обращает на развитие эмоциональной сферы (игра «Улитка» с карточками).
  • В работе часто применяет авторское графомоторное панно для развития моторики и сенсорных навыков.
  • Все материалы имеют эстетический внешний вид, аккуратно выполнены и практичны.
  • Педагогами  созданы все необходимые условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.  Развивающая предметно-пространственная среда группы № 172/3 служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие всех видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигает и реализовывает собственные инициативы, принимает самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Изучение деятельности воспитательных ресурсов ДОО, коррекционно-развивающей работы дошкольной образовательной организации -изучение документации – анализа работы за прошлый учебный год.

  • обеспечение  организации профессионального развития педагогических работников
  • осуществление управления воспитательными системами;
  • организация эффективного взаимодействия между участниками образовательного пространства;
  • Сравнительный анализ результатов мониторинга 2020-2021 и 2021- 2022 учебного года показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития ребенка по всем образовательным областям. В основном показатели выполнения программы находятся в пределах среднего и выше среднего уровней. Уменьшился процент воспитанников нуждающихся в коррекционной работе.
  • Таким образом, образовательная деятельность в группах реализуется на достаточном уровне. Очевиден положительный результат проделанной работы, знания детей прочные. Дошкольники способны применять их в повседневной деятельности.
  • По результатам освоения Программы на конец года в группах выделились успешные дети, средние и отстающие. Успешные дети – относительно здоровы, физически развиты, любознательные, умеют жить в коллективе, легко усваивают программу. Средние – достаточно развиты, любознательны, в основном усвоили материал программы. Отстающие – дети, которые с трудом усваивают, запоминают и в дальнейшем используют знания.
  • В результате освоения детьми образовательной программы за период 2020-2021, в сравнении с 2021-2022 учебным годом, увеличилось количество успешных детей.
  • Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.
  • Положительное влияние на этот позитивный процесс оказывает: тесное сотрудничество в работе воспитателей, специалистов, руководителей, родителей. Использование приемов развивающего обучения, индивидуального подхода к детям.
  • Образовательная деятельность в ДОУ, в сравнении с прошлым годом, осуществляется на более высоком уровне, но знания и навыки, полученные в ходе НОД, необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разнообразных видах детской деятельности. Особое внимание следует уделять использованию нетрадиционных методов работы (мнемотехника, ТРИЗ), позволяющих всесторонне развивать ребенка.

Изучение деятельности воспитательных ресурсов ДОО, коррекционно-развивающей работы дошкольной образовательной организации (изучение документации – плана работы на текущий учебный год, протоколов заседаний; посещение заседаний)

  • Развитие  умения  наблюдать, анализировать и критически осмысливать учебно-воспитательный процесс.
  • Анализ документации:
  • ДОУ отвечает всем гигиеническим и санитарным требованиям: требования к условиям и режиму воспитания и обучения детей в ДОУ выполняются, санитарно-гигиеническое состояние, температурный и световой режим соответствует требованиям СанПиНа. Все эксплуатационное оборудование ДОУ находится в исправном, рабочем состоянии.
  • Обучение ведется по образовательной программе дошкольного образования, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе основной образовательной программы дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  • При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам (ИКТ, проблемное обучение и др.), способствующим формированию познавательной, социальной, художественно-эстетической сферы развития. Образовательная деятельность с детьми, в основе которой доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально.
  • Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется согласно программным требованиям, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, строится с учётом современных требований к содержанию образования и его результатам, к технологиям обучения и воспитания, с учетом потребности детей, их родителей, общественности и социума. Образовательный процесс продолжается с 01 сентября по 31 мая непосредственная образовательная деятельность проводится согласно регламенту.
  • Цели деятельности и управления ДОУ конкретны, реально достижимы и обеспечивают работу учреждения в режиме развития.
  • Составлены рабочие программы групп.

Посещение заседаний педагогического совета  дошкольной образовательной организации и другие виды деятельности.

В течение учебного года проводились мероприятия по повышению результативности качества работы педагогов: курсы повышения квалификации ,педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, открытые просмотры, самообразование, вебинары. Педагоги ДОУ постоянно  представляют свой  собственный педагогический опыт на сайте ДОУ. Вся методическая работа была направлена на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива и эффективности образовательной деятельности. На сегодняшний день в ДОУ работает профессиональный и образованный педагогический коллектив, обладающий высоким культурным уровнем. Педагоги уверены в себе, мотивированы на получение качественного результата, обладают адекватной оценкой деятельности.

Для повышения качества образования воспитанников в ДОУ проводились различные конкурсы и выставки, реализовывались коллективные, семейные и личные проекты, проходили фестивали детского творчества.