Конспект занятия по познавательному развитию (приобщение к социокультурным ценностям) «Сурский рубеж: незабытый подвиг»

Серейкина Валентина Михайловна

Цель: Формирование патриотических чувств на основе ознакомления с героическим трудовым подвигом строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл surskiy_rubezh_nezabytyy_podvig.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №13 «Теремок»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект занятия по познавательному развитию

(приобщение к социокультурным ценностям)

в старшей  группе

на тему:

« Сурский рубеж: незабытый подвиг»

Воспитатель: первой квалификационной категории:

Серейкина Валентина Михайловна

Новочебоксарск — 2021

Цель: Формирование патриотических чувств на основе ознакомления с героическим трудовым подвигом строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей

Задачи:

1.Образовательные:

  •  дать представления о Сурском оборонительном рубеже и значении их возведения в годы войны;
  • формировать представление о героизме тружеников тыла при возведении оборонительных сооружений в годы Великой Отечественной войны;
  • - познакомить детей с памятником строителям Сурского оборонительного рубежа;

2. Развивающие:

  •  развивать интерес детей к историческому прошлому нашей страны, военной истории Отечества;
  •  уточнить знания детей об орудиях труда, которые использовались при возведении оборонительных рубежей;

3. Воспитательные:

  • воспитывать у дошкольников чувство патриотизма, гордость за подвиг своего народа.
  • воспитывать уважение к труженикам тыла.

Словарная работа:  активизировать слова: строительство, лопата, лом, кирка; ввести в словарь детей слова «окопы», «землянка», «блиндаж»;  выражения «оборонительный рубеж», «промышленные города», «трудовой подвиг».

Материалы: мультимедийная презентация «Строительство Сурского рубежа», видеоролик о великой отечественной войне,  карточки с изображенными на них орудиями труда и техники для земляных работ для проведения дидактической игры, д/и «Собери посылку»

Ход занятия:

Воспитатель:  Погода сегодня нас не балует. Но, думаю, не она определяет ваше настроение, его вы можете создать  сами. Если у вас на душе солнечно и без осадков, то улыбнитесь мне. А теперь улыбнитесь друг другу.  Посмотрите, вы все улыбаетесь, значит, вы счастливы, спокойны, веселы, нам ничего не угрожает, но, ребята,  так было, к несчастью, не всегда.

Воспитатель:  Ребята, я предлагаю вам посмотреть один видеоролик.

(Дети садятся на стульчики и смотрят видеоролик «Начало войны»)

Воспитатель:  Ребята,  какие ассоциации вызывает у вас слово война?

Ответы детей

Воспитатель:  Правильно, ребята. Когда мы говорим слово война у нас перед глазами страх, смерть, боль, голод, страдания, плач, зло.

Четыре долгих года  наш народ шёл к победе, преодолевая эти трудности. Тяжело было всем – и взрослым, и детям, и старикам.

Воспитатель: С самого начала войны враг стремился покорить столицу нашей Родины. Как называется столица нашей Родины?

Дети: Москва.

Воспитатель: Правильно, ребята. Москва. Фашисты думали, что, захватив Москву, они сломают боевой дух советского народа и далее завоевать нашу страну им удастся без труда. (показ слайда 1)По их планам, война должна быть закончена еще до осени. Но наш народ не сдавался. Осенью 1941 года, когда немецкие войска стояли под Москвой, наша Чувашская Республика была вовлечена в большое военное строительство: строительство оборонительных рубежей (Воспитатель предлагает повторить выражение «строительство оборонительных рубежей» индивидуально). (Показ слайда 2) По территории республики прошла линия двух оборонительных рубежей: Сурского и Казанского (показать на карте, предложить повторить названия Сурский рубеж, Казанский рубеж). Основная задача этого строительства – не допустить противника к городу Казань – главному промышленному центру, а также прикрыть крупные промышленные города на реке Волга, в которых находились заводы, выпускающие боеприпасы…

Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете – слово оборонительный рубеж? (Показ слайда 3) Оборонительный рубеж – длинная укреплённая полоса, на которой могли расположиться войска, чтобы защищать территорию.

Основная часть мужского населения была на фронте, поэтому самая тяжёлая работа легла на женские плечи и подростков. Они рыли окопы,( слайд 4) противотанковые рвы, (слайд 5)обустраивали землянки(слайд 6), блиндажи.(слайд 7) Трудились по 10 часов в день без выходных, в любую погоду, а зима в тот год выдалась особенно холодной. Строителям оборонительных сооружений приходилось жить в землянках и шалашах. Несмотря на все трудности, люди старались изо всех сил, понимали ответственность перед Родиной. Техники тогда не было, поэтому работы шли вручную  (слайд 8 ) – использовались лопаты, кирки, кувалды, лом, тележки .Несмотря на все трудности,  они справились с заданием за два с половиной месяца.

Воспитатель: Ребята, во что была вовлечена наша республика?

(Ответы детей: строительство оборонительных рубежей).

Что такое «оборонительный рубеж»? 

(Ответы детей: длинная укреплённая полоса).

Воспитатель: А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Посмотри и покажи».  Я буду вам  показывает картинки, на которых изображены  инструменты,  а вы выполняете  соответствующие действия, которые совершает человек во время работы с ними).

Воспитатель. Молодцы справились с заданием. Ребята, кто мне скажет,  каким должен быть солдат  на войне?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята. Сильным, храбрым, смелым, отважным. Отцы и старшие братья ушли на фронт, женщины и дети встали к станкам, работали на заводах. Все, кто остался в тылу, помогали нашим воинам, изготавливали бомбы и снаряды, самолеты, и танки, шили теплую одежду, вязали варежки. Если была возможность – отправляли на фронт посылки. Давайте и мы соберем посылку. Я приглашаю вас за стол. У вас на столе лежат разные предметы. Вам нужно собрать те предметы, которые нужны солдату на войне для личных нужд.

Дети выполняют задания за столом. Ребята собирают посылку для солдат. Выбирают соответствующие картинки.

Воспитатель: Ребята, какие предметы вы собрали для солдата?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. На войне в первую очередь необходимо алюминиевая кружка и ложка, теплые вещи, фляжка с водой. Мыло и спички. Мы справились с заданием. Молодцы.

Воспитатель: Ребята, когда началось строительство Сурского и Казанского оборонительных рубежей? 

Ответы детей: (осенью, когда враг подходил к Москве).

Что рыли строители оборонительных рубежей? (ответы детей: окопы).

Что они строили? (ответы детей: землянки, командные пункты).

Какие орудия труда использовали строители Сурского и Казанского оборонительных рубежей? (ответы детей: лопату, лом, кирку).

К счастью, всё это не понадобилось, так как враг был остановлен под Москвой. Окопы долго напоминали о войне, позже их заровняли, в некоторых местах со временем они обвалились и заросли травой. Но сохранить в памяти подвиг строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей необходимо. Ведь им было также тяжело, трудно, как на фронте. В память их трудового подвига сооружен памятник (слайд 9). Ребята, а что мы видим на памятнике? Какие орудия труда? Как вы думаете, почему эти орудия?

Ответы детей.

Воспитатель: Да ребята. Правильно. Главными помощниками орудий были кирка, лом, лопата. И хочу завершить занятие  стихотворением.

Декабрь сорок первого. Фашисты у Москвы.

И принято решение на берегу Суры

Построить укрепления, чтоб немцы не прошли.

Зима. Мороз стоял трескучий,

А люди ломом и киркой крушили эти кручи.

Им не хватало тёплой обуви, еды,

Но все же они выстояли, построили, смогли.

9 мая здесь многолюдно,

Дети приносят букеты цветов.

Помнят сельчане, как было трудно

И мы не забудем тот подвиг отцов!