Формирование познавательного интереса на уроках математики

Горбачевская Мария Юрьевна

Проблема формирования познавательного интереса младших школьников в современных школах остра. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) изучает познавательный интерес в качестве избирательной направленности личности к окружающим предметам и явлениям. Данный стандарт содержит в себе общие требования по овладению основ образования, в том числе основные принципы формирования у учащихся личностных, метопредметных и предметных качеств.  Но главной задачей педагога является развитие у каждого ученика интереса к обучению. Ребенок не сможет в полной мере усвоить материал, не заинтересовавшись в нем. А ученик, у которого сформирован интерес к обучению, к тому или иному предмету, сможет самостоятельно выбрать свою дальнейшую специализацию, постоянно углубляя и расширяя свои знания в этой области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет общего и профессионального образования

Ленинградской области

Автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

Факультет психологии

Кафедра педагогики и педагогических технологий

КУРСОВАЯ РАБОТА

Направление (44.03.02)- Психолого-педагогическое образование

(44.03.01) – Педагогическое образование

Профиль: Начальное образование

Тема: Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках математики.

Выполнила:

Евстигнеева Мария Юрьевна

3 курс/группа 7761*:

форма обучения: заочная

Научный руководитель:

Ничагина Анна Владимировна

Санкт-Петербург

2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ        6

1.1 Познавательный интерес: понятие, особенности, характеристика        6

1.2 Условия развития познавательного интереса        9

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ        14

2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса        14

2.2 Реализация педагогических условий по формированию познавательного интереса        20

2.3 Анализ результатов эксперимента        23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        29


ВВЕДЕНИЕ

Современный мир нуждается в образованных и целеустремленных молодых специалистах. Умение самостоятельно мыслить, определение важных задач и путей их решения, прогноз результата является главными качествами для экономического роста государства. Важно понимать, что развитие этих качеств напрямую зависит от формирования познавательного интереса с учащихся с начальных классов. Коммуникабельность, креативность и самообразование очень ценится на сегодняшний день. Именно по этой причине, выбранная тема для исследования, является актуальной.

Проблема формирования познавательного интереса младших школьников в современных школах остра. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) изучает познавательный интерес в качестве избирательной направленности личности к окружающим предметам и явлениям. Данный стандарт содержит в себе общие требования по овладению основ образования, в том числе основные принципы формирования у учащихся личностных, метопредметных и предметных качеств.  Но главной задачей педагога является развитие у каждого ученика интереса к обучению. Ребенок не сможет в полной мере усвоить материал, не заинтересовавшись в нем. А ученик, у которого сформирован интерес к обучению, к тому или иному предмету, сможет самостоятельно выбрать свою дальнейшую специализацию, постоянно углубляя и расширяя свои знания в этой области.

Познавательный интерес является личностным образованием, в состав которого входят интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы. Формирование познавательного интереса осуществляется в ходе системно-деятельностного подхода. Ученик, у которого сформирован интерес к обучению, к тому или иному предмету, сможет самостоятельно выбрать свою дальнейшую специализацию, постоянно углубляя и расширяя свои знания в этой области.

На сегодняшний день познавательный интерес глубоко рассматривается в психолого-педагогической литературе, в которой сформированы общие подходы к его формированию у учащихся. Наиболее актуальными методами развития интереса у учеников начальных классов считаются интеллектуальные и дидактические игры. Однако по сей день исследование  и поиски новых способов развития активно продолжаются. Сформировано множество точек зрения о сущности познавательного интереса. Так одни уверены, что познавательный интерес выступает в качестве стремления личности познавать окружающий мир, другие – в качестве избирательного отношения к нему, а кто-то в качестве мотива или отношения личности, ну и конечно как важное средство обучения.

Для написания данной курсовой работы были изучены исследования следующих авторов: И.Г. Бабанский, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Ф.Н. Гоноболин, Л.А. Гордон, Н.Г. Морозова,  В.Н. Мясищев, И.М. Цветкова, Г.И. Щукина и др.

Цель исследования: выявить и проверить эффективность педагогических условий формирования познавательного интереса на уроках математики в начальной школе.

В качестве базы для проведения исследования послужило Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №464 Пушкинского района Санкт-Петербурга в городе Павловск (3 «В» и 3 «Д» классы).

Объект исследования: образовательный процесс на уроках математики в начальной школе.

Предмет исследования: формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках математики.

Новизна исследования заключается в разработке комплекса заданий по математики, которые помогут активизировать познавательную деятельность младших школьников, повысить их интерес к обучению и вызвать желание к самообучению.

Гипотеза: Эффективность формирования познавательного интереса у учеников начальных классов на уроках математики вырастит при применении дифференцированных заданий, игровых методов и соревнований.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:

1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2. выявления критерий и показателей формирования познавательного интереса у младших школьников;

3. разработка и внедрение комплекса знаний по математике, которые направлены на формирование познавательного интереса у младших школьников;

5. обобщение результатов исследования.

Для проведения исследования были использованы следующие методы:

1. теоретические:

 - анализирующий; обобщающий; сравнивающий; классифицирующий;

2. эмпирические:

 - наблюдение; анкетирование;

3. эксперимент:

 - констатирующий; формирующий; контрольный.

Практическая значимость проведенного исследования в современное время заключается в применение разработанного комплекса заданий на уроках математики в начальных классах в качестве инструмента успешного формирования познавательного интереса.

Структура курсовой работы: введение; глава 1; выводы по главе 1; глава 2; выводы по главе 2; заключение; список литературы (27 источников).


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1 Познавательный интерес: понятие, особенности, характеристика

Наиболее активным этапом эффективного формирования познавательной деятельности считается младший школьный возраст. Именно в это время ученик, имея «детские» качества (легкомыслие и наивность), начинает иначе размышлять. В ходе обучения у ребенка складываются психологические новообразования.

Младших школьников привлекает многое, поэтому важно правильно использовать данный период в образовательном процессе, развивая тем самым кругозор ребенка в правильном русле.

Сущность познавательного интереса рассматривается с разных точек зрения. Понятие «интерес» имеет несколько трактовок: проявление умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн); нестандартное отношение к объекту (А.Г. Ковалев); потребность человека в изучение и развитии в конкретной области, приносящая удовольствие (Г.И. Щукина); положительные эмоции по отношению к деятельности (Н.Г. Морозова).

 «Интерес – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению)» [20, с. 118].

Познавательный интерес можно охарактеризовать совмещение таких важных моментов, как психическое образование, избирательный характер, интеллектуальные и эмоционально-волевые процессы. Многие исследователи считают познавательный интерес важным инструментом успешного усвоения знаний и умений (Ю.К. Бабанский, Л.И. Божевич, А.Н. Леонтьев и др.). По мнению М.Ф. Беляева и Л.С. Рубинштейна познавательный интерес связан с удовлетворением личности в новых знаниях.

«Познавательный интерес является верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка сходится с его ограниченными способностями» [12, с. 65].

В целом эмоционально-познавательное отношение личности к явлению или предмету окружающего его мира, переходящее в её направленность, называется познавательным интересом, по мнению Н.Г. Морозовой.

По результатам исследования развития познавательного интереса у  младших школьников, М.С. Якимова смогла выделить три основных стадии (см. рис. 1).

Рисунок 1 – Стадии познавательного интереса по М.С. Якимова [16]

Таким образом, данные стадии способствуют формированию познавательного интереса от созерцательного отношения объекта исследования к активному деятельностному участию.

По результатам анализа психолого-педагогической литературы, можно сделать вывод, что познавательный интерес младших школьников считается свойством  личности, которое включает в себя мотивационные, содержательно-деятельностные и эмоционально-оценочные компоненты, возникающие при их участие в значимой для них работе.

На рисунке 2 представлены основные уровни интереса младших школьников к образовательному процессу.

Рисунок 2 – Уровни интереса младших школьников к обучению [11]

Как мы видим, все начинается с простого любопытства. Объект интереса привлекает внимания своими внешними особенностями. Так у ученика появляется желание осмотреть, потрогать, изучить. Что является причиной формирования любознательности к данному объекту. Ученик желает получить более глубокие знания. Активность идет именно от самого человека, ему привлекательна сама деятельность. Так ученик становится субъектом деятельности.

На третьей ступени ученик самостоятельно ищет информацию, анализирует ее. После возникает творческий интерес, т.е. стремление к самостоятельной творческой и поисковой работе.

Однако часто бывает так, что у учеников начальной школы из-за индивидуальных особенностей, нарушается порядок формирования интереса к объекту. Таким образом, уровни познавательного интереса не имеют четкой последовательности, так как для каждого возраста характерно свое соотношение.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательного интереса к обучению. Именно познавательная активность, по мнению психологов, считается здоровой особенностью психики ребенка. В данном возрасте показатель любознательности к явлениям окружающего мира наиболее высок. Для младшего школьника процесс обучения носит ярко выраженный эмоциональный характер. Он уже активно занимается самостоятельным поиском необходимой информации, стремится к познанию в определенном вопросе.

Также в психолого-педагогической литературе выделяют несколько основных показателей формирования познавательного интереса:

1. конкретные знания, навыки, умения, их степень обобщенности и качество;

2. развитие внимания, памяти и воображения;

3. умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, конкретизировать.

Познавательная активность является важным фактором развития познавательного интереса. Так выделено 3 уровня познавательной активности: репродуктивно-подражательная (накопление опыта); поисково-исполнительная (самостоятельность, постановка задач и поиск решений); творческая активность  (поиск новых оригинальных путей решения).

1.2 Условия развития познавательного интереса

Для успешного формирования познавательного интереса педагогу необходимо создать специальные условия. Эти условия выступают в качестве внешних обстоятельств, оказывающие немалое воздействие на процесс обучения, которые организуется преподавателем для достижений конкретных результатов.

«Педагогические условия – это совокупность факторов единства и взаимодействия субъектов образовательного процесса» [19, с.47].

Г.И. Щукина сформировала несколько общих педагогических условий:

1. знания должны поддаваться осмыслению;

2. применение методов и средств для лучшего закрепления материала в памяти;

3. познавательная деятельность всегда характеризуется системой умственных действий;

4. учебный процесс, в котором ученик выступает в качестве исследователя;

5. применение самостоятельных работ;

6. побуждение к творческой деятельности;

7. развитие умения активно оперировать новыми знаниями [27, с.211].

Кроме всего вышеперечисленного важным фактором в формирование познавательных интересов является отношения внутри класса, отношения с педагогом. В своей работе педагог должен быть внимателен и аккуратен, прислушиваться к ученикам, следить за их работой и успехами, целенаправлено развивать познавательные интересы.

Работа с младшими школьниками требует активной мыслительной деятельности, формирования благоприятной эмоциональной атмосферы и оптимального уровня развития в учебном процессе.

«Интеллектуальная активность – это личностное свойство, единство познавательных и мотивационных факторов» [5, c.63].

Если рассматривать интеллектуальную активность в обобщенном виде, то её можно понимать в качестве деятельности, не обусловленной внешними или отрицательными оценками. Выделяют три  основных уровня данной активности:

1.  стимульно-продуктивный (ребенок, при выполнении задания, продолжает оставаться в рамках заданного способа);

2. эвристический (имея проверенный метод, ребенок, активно анализирует свою работу, тем самым открывает что-то новое);

3. креативный (ученик отказывается от предложенных методов, начинает искать иные, мотивированные изнутри).

Эффективное развитие познавательного интереса происходит на основе постоянно совершенствующихся умений и навыков. В современной педагогике выделяют два вида умений: общие и предметные.

«Общие умения – это умения, которыми ученик руководствуется вне зависимости от содержания обучения, например умение анализировать и обобщать. Систематизировать учебный материал, выделять основное, а также логически строить ответ и приводить доказательства» [3, c. 152].

Предметными же называют умения, которыми учащийся овладевает на каждой учебной дисциплине. На уроке математики ученик получает умения, которые связаны с точностью вычислений, пространственное представление. Важной особенностью является тот факт, ученику тяжело усваивать предметные умения, если он плохо владеет общими.

Для развития познавательного интереса необходимо постоянное развитие операционной стороны обучения. Сутью развивающего обучения является постоянное усложнение учебной деятельности. Обладая более совершенными знания, ученику легче воспринимать и усваивать материал.

Познавательный интерес к учению не способен развиваться при однотипной подаче материала. Для младших школьников важно ощущать радость от успеха, связанной с преодолением трудностей. Поэтой причине педагогу важно развить у каждого ученика веру в себя и в свои силы, не ослабляя интерес недоверием, негативом и плохими оценками, развивать чувство собственного достоинства, умение работать в паре и в группе, развивать творческие умения.

Итак, рассмотрев основные педагогические условия для формирования познавательного интереса у младших школьников, можно выделить три основных уровня:

1. начальный: открытый, непосредственный интерес к новым знаниям, любопытство;

2. средний: механизм действия, т.е. интерес к изучению существенных свойств, явлений, что требует проявления активности в поиске, оперирования усвоенной базой знаний;

3. высокий: исследования, т.е. интерес к причинно-следственным связям, закономерностям [21, с.94].

Педагогу, для развития познавательного интереса, для поиска средств и методов развития, важно постоянно следить и анализировать работу каждого ученика, для понимания, на каком уровне он находится.

Для младших школьников игра считается основным средством эффективного формирования познавательного интереса. Именно в ходе игровой деятельности ученик максимально заинтересован, расслаблен, активен. Игра помогает научится концентрации внимания, разрядиться и усвоить материал урока.

Для эффективного усвоения математики в начальной школе важно усиливать практическую направленность. Она помогает увидеть роль математики в разных сферах деятельности. Для реализации прикладной направленности важно применение задач практического характера. Изучением задач такого плана занимались С.С. Варданян, Г.И. Малышева и др.

Таким образом, познавательный интерес характеризуется познавательной и интеллектуальной активностями, в том числе познавательной самостоятельностью. Именно данные показатели отражают когнитивные, мотивационные и деятельностные критерии формирования познавательного интереса у младших школьников.

Выводы по 1 главе:

1. Познавательный интерес рассматривается с разных точек зрения: удовлетворение потребностей в знаниях, фактор успешность в овладении материала, отношение личности к окружающему миру, к предметам, к явлениям, к людям;

2. Основными педагогическими условиями развития познавательной деятельности являются: активная мыслительная деятельность, учебный процесс на оптимальном уровне развития; благоприятная эмоциональная атмосфера на занятиях.

3. Существует три основных уровня развития познавательного интереса: начальный: открытый;  средний: механизм действия; высокий: исследования.

4. Важными показателями развития познавательного интереса являются интеллектуальная и познавательная активности, познавательная самостоятельность;

5. Для младших школьников игра считается основным средством эффективного формирования познавательного интереса. Именно в ходе игровой деятельности ученик максимально заинтересован, расслаблен, активен. Игра помогает научится концентрации внимания, разрядиться и усвоить материал урока.


ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса

Базой опытно-экспериментальной работы послужила ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа №464» г. Павловск. Для эксперимента было выбрано два класса: 3В и 3Д. В каждом классе обучается 16 человек. Исследование проводилось в несколько этапов. Мы старались захватить каждого ученика, изучить его способности, особенности и выслушать все мнения.

Основной целью данного исследования является выявить уровень развития познавательного интереса у младших школьников.

Для проведения опытно-экспериментальной работы мы использовали три методики:

1. Познавательная самостоятельность (по методике А.А. Горчинской);

2. Нерешаемая задача (по методике Н.Н. Александровой и Т.И. Шульги);

3. Конверты (по методике Г.И. Щукиной).

Кроме вышеперечисленных методик, был применен метод анкетирования:

1. Выявление интереса у младших школьников к урокам математики;

2. Выявление уровня мотивации познавательного интереса.

В качестве основы анализа, мы используем трехуровневую шкалу формирования познавательного интереса (см. рис. 3).

Рисунок 3 – Уровни оценки познавательного интереса у младших школьников

В результате применения в исследование методики А.А. Горчинской «Познавательная самостоятельность, мы смогли проанализировать степень выраженности познавательной самостоятельности у учеников 3-х классов. Мы предложили ученикам ответить на вопросы анкеты. Анкета состояла из 6 вопросов, которые были сформированы на интересах к творческим заданиям, творческой деятельности, о показателях самостоятельности при решение заданий на уроках, в том числе при решение домашней работы, о уверенности в своих силах и способности самостоятельно справится с той или иной проблемой. Таким образом, в исследовательской группе детей, т.е 32 ребенка, высоким уровнем познавательной самостоятельности обладает 15% учеников (3 «Д»: 3 ученика, 3 «В»: 2 учеников), средним – 50% (3 «Д»: 9 ученика, 3 «В»: 7 учеников), низким – 35% (3 «Д»: 5 ученика, 3 «В»: 6 ученика). На рисунке 4 представлена диаграмма результатов.

Рисунок 4 – Диаграмма результатов развития у учеников познавательной самостоятельности

Кроме, количественного анализа по данной методики, проводилось постоянное наблюдение за работой учеников на уроке. Все вышепредставленные результаты были подтверждены.

Вторым показателем исследования было выявления уровня интеллектуальной активности младших школьников. Для решения данной цели была применена методика «Нерешаемая задача», которая проходила в два этапа: решить легкую задачу, решить «нерешаемую» задачу.  В применение данного метода важно наблюдать за работой каждого ребенка, как долго он пытается самостоятельно решить задачу, или как быстро бросает решение зайдя в тупик.  Таким образом, высокий уровень развития показало 19% учеников (3 «Д»: 3 ученика, 3 «В»: 3 учеников), средним – 53% (3 «Д»: 8 ученика, 3 «В»: 9 учеников), низким – 28% (3 «Д»: 5 ученика, 3 «В»:  4 ученика). На рисунке 5 представлена диаграмма результатов.

Рисунок 5 – Диаграмма результатов развития у учеников интеллектуальной активности

Ученики с высоким показателем интеллектуальной активности пытались выполнить полученное задание собственными силами в течение 10 минут, после приходили к выводы, что данная задача «нерешаема». Ученики со средним уровнем, первые 5 минут пытались выполнить задание сами, после просили помощи у педагога. После консультации у педагога, кто-то пытался продолжить решение, а кто-то останавливал свою деятельность. Ученики с низким уровнем ознакомились с условием задачи, и даже не пытались ее решить.

После интеллектуальной активности, мы провели исследование уровня мотивации к познавательному интересу. Основной методикой данного исследование было анкетирование Н.Г. Лукиной «Выявление уровня мотивации познавательного интереса» . Анкета состоит из 10 вопросов, таких как: С радостью ли ты идешь на урок математики? Увлекает ли тебя выполнение творческих заданий? Хотел бы ты улучшить свои результаты по математике? Для чего нужны знания по математике?

По результатам анкетирования выявлено, что высокий уровень мотивации к изучению математики у 18% учеников (6 человек), средний – 38%  (12 человек), низкий – 44% (14 человека). У учеников с высоким показателем мотивации наблюдалась заинтересованность и оживленность при ответах на вопросы анкеты. Ученикам нравятся уроки математики, решение вычислительных задач и творческих заданий, рассказывают интересные моменты родителям. Для тех, кто обладает средним показателем, также с интересом отвечали на вопросы анкеты, но они не всегда удовлетворены занятиями математике. В ходе изучения математики, они сталкиваются с трудностями, что им не нравится. Творческая деятельность также их не особо радует и увлекает.  

Для учеников с низким уровнем мотивации заполнение анкеты было скучным и лишенным удовольствия. Ребята старались быстрее ее закончить и заняться своими делами. На урок математики они ходят, как обязательство перед родителями.

Суть методики «Конверты» заключается в выявление интереса к самому предмету математики. Ученикам дается на выбор три конверта с разными дисциплинами, в том числе с математикой. В каждом конверте прописано два задания. Более 60% (20 человек) учеников выбрали конверт с уроком литературы, только 15% (5 человек) сразу выбрали математику. Некоторые ребята долго выбирали конверт, но после решения своих заданий, были заинтересованы другими конвертами.

Результаты анкетирования «Выявление интереса у младших школьников к урокам математики» представлены на рисунке 6.

Рисунок 6 – Диаграмма результатов уровня заинтересованности в изучение математики

Таким образом, около 59% заинтересованы в изучение математике на среднем уровне. В основном они изучают и решают математику, только ради хороших отметок. Домашнее задание делают нехотя, но если поняли тему, то быстро.  Они часто подходят к педагогу для консультации и получения разъяснений. Привлекает их в математике решение интересных задач.

В качестве результата опытно-эксперементальной работы были суммированы все полученные результаты и найдет средний балл по каждому классу детей. Таким образом, в 3 «В» классе высокий уровень познавательного был выявлен у 4 учеников (25%), средний уровень у 9 учеников (56%), низкий уровень у 3 учеников (19%). В 3 «Д» классе высокий уровень формирования познавательного интереса показали 3 учеников (19%), средний у 8 учеников (50%), низкий у 5 учеников (31%). Общий результат исследования представлен на рисунке 7.

Рисунок 7 – Диаграмма формирования познавательного интереса

Таким образом, у большинства учеников 3 класса сформирован средний уровень познавательного интереса. У учеников данной группы плохо развита самостоятельность к решению поставленных задач, зачастую они решают их, следуя поставленному «шаблону».  Ученики открыто и с интересом обсуждают задания с одноклассниками, педагогами, родителями. В учебном процессе их важно заинтересовать в работе, тогда они будут усваивать материал быстрее.

2.2 Реализация педагогических условий по формированию познавательного интереса

По результатам диагностики на начальном этапе исследования, было выяснено, что большенство учеников недостаточно заинтересованы в изучение математики.  Для развития познавательного интереса мы предлагаем внедрение в учебный процесс некоторые новые методы, средства и формы подачи нового материала. Для этого используем внедрение педагогических условий, прописанных в теоретической части курсового проекта:

1. максимальная опора на активную мыслительную деятельность;

2. учебный процесс на оптимальном уровне развития учеников;

3.формирования благоприятной эмоциональной атмосферы.

Для реализации первого педагогического условия мы решили использовать карточки с заданиями трех соответствующих уровней. Для учеников с низким показателем развития познавательного интереса быыли предложены несколько простых математических действий. Для учеников со средним показателем задания с одними или несколькими простыми действиями, запись одним выражением, пара терминов, которые требовали корректировки. Для учеников с высоким показателем предлагалось решение сложных задач из нескольких действий, задания на сравнение, дать определение понятию.

Ученики в начале выбирали карточки, которые точно смогут решить. То есть, для них на первом месте стояло получение хорошей отметки. Однако, после внесение в учебный процесс игровой деятельности метода соревнования, ученики с низкими показателями выбирали карточки для учеников со средним, а средние – карточки с высоким. Ученики, столкнувшись с трудностями, обращались за консультацией к учебнику, к педагогу или к одноклассникам. Однако, уже на третий день эксперимента, ребята старались решить задачу самостоятельно.  Ученики выбирали разные карточки, чередуя высокий, средний и низкий уровень.  Ученики с высоким уровнем познавательного интереса активно помогали более слабым одноклассникам в решение заданий.

Данный метод изучения понравился ученикам. Причиной тому был тот факт, что каждый самостоятельно выбирал задание. Каждый ученик в начале эксперимента брали трудные карточки с опасением, позже стали более уверены в своих силах.

В качестве игровой деятельности применялись следующие методы: аукцион, помоги другу, лучший счет. В ходе аукциона ученикам было необходимо описать ряд заданных понятий в течение 2 минут. После каждый ученик зачитывает свой ответ, а одноклассники дополняют его ответ. Выигрывает тот, кто дал больше правильных определений. В качестве выйгрыша ученик покупает данное понятие.

В ходе игры «Лучший счет» класс делили на 2 группы, по 8 человек в каждой. Ученики должны самостоятельно выбрать капитана команды. Капитану задают примеры члены другой команды до тех пор, пока он не собьется. После, тот кто сумел сбить капитана, отвечает за счет своей команды, отвечая на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Игра «Помоги другу» применялась при изучение нового материала. Так один ученик просил помощи в решение задания, а одноклассники ему помогали. Ученики активно изучали материал, чтобы показать лучший результат в конце урока. Они задавали больше вопросов педагогу при изучение материала. Задачу решали в тетради или у доски. Одним из основных минусов данной игры являлось то, что ученики с высоким уровнем развития нуждались не в «шаблонных» задачах, а более сложных.

Для оптимизации учебного процесса предлагалось  и формирования благоприятной эмоциональной обстановки познавательной дечтельности применялись игровые ситуации: «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Где логика?». Принцип игры заключался в реализации известного телешоу в классе. Детям нравилось участвовать в знаменитых играх. При деление на команды, важно было разнообразить уровень развития, высокий, средний и низкий. Таким образом, команды были равны перед собой.

Для проведения игры «Что? Где? Когда?» класс делили на три равные команды. В каждой ученики самостоятельно назначали капитана. Командам задается вопрос, дается время для обсуждения, кто первый поднимет руку, тот произносит ответ. Вопросы были на математические понятия, термины, интересные факты, логические задачи и решение примеров. Ученикам понравилась игра, кто-то проявлял себя с неожиданной стороны, кто-то старался быстро решить пример, кто-то пытался правильно сплотить команду и сформировать верный ответ.  Во втором туре игры детям задавались вопрос для самостоятельного решения. Каждый ученик старался привести свою команду к победе.  

«Своя игра» делила класс на три равные группы. На доске формировалась таблица из 18 категорий. Игра проходила в три этапа. По результатам каждого этапа уходила самая слабая команда, с меньшим количеством баллов.  Главным условием в игре было не торопится, так как из-за скорости и неразборчивости можно было потерять баллы. Иногда ученики забывались и отвечали неточно, теряя очки. Иногда у них получалось нагнать соперников и выйти в следующий тур. В качестве заданий выступали простые и сложные математические действия, таблица умножение, задачи на логику, термины, правила и др.

Игра «Где логика?» состояла из 2 раундов. В первом игрокам нужно было отыскать пропущенное при решении действие. Выигрывали ученики, которые сумели сосредоточится и внимательно изучить задачу. Во втором раунде необходимо было решить задачу разными способами. В данной игре развивается внимательность, умение прислушиваться к другим, правильное формирование ответа.

Все три игры понравились и вдохновили ребят. Они активно участвовали в них, изучали и осваивали новый материал. По результатам эксперимента многие пользовались материалами из игр при решение заданий. Таким образом, усвоение изученногоматериала прошло успешно.

2.3 Анализ результатов эксперимента

После внедрения педагогических условий развития познавательного интереса в учебный процесс исследуемых классов была проведена повторная диагностика уровня развития.

При проверке уровня развития познавательной самостоятельности по методике А.А. Горчинской было выявлено повышения количества учеников с высоким уровнем с 5 учеников (3 «В» - 3 чел.; 3 «Д» - 2 чел.) до 11 учеников (3 «В» - 6 чел.; 3 «Д» - 5 чел.), а средний уровень был выявлен у 18 учеников (3 «В» - 9 чел.; 3 «Д» - 9 чел.). Диаграмма результатов представлена на рисунке 8.

Рисунок 8 – Диаграмма результатов уровня развития познавательной самостоятельности

Как мы видем, показатель развития познавательной самостоятельности стал значительно лучше. Таким образом, в исследуемых классах увеличилось число учеников с высоким  и средним уровнем, которые стремятся самостоятельно находить дополнительный материал по теме, самостоятельно выполнять домашние задания, высказывать свою точку зрения и отстаивать свое мнение.  

Следующая диагностика была проведения на показатель интеллектуальной активности учеников. Результаты показали, что после проведенного эксперимента высокий показатель показали 32% учеников (10 чел.), средний -  56% (18 чел.), низкий – 12% (4 ученика).

По результатам анкетирования у учеников было обнаружено:

1. уровень мотивации познавательного интереса: высокий уровень у 37%, средний у 44%, низкий у 7%;

2. показатель интереса к математике: высокий уровень у 32%, средний у 50%.

Таким образом, благодаря проведенной опытно-эксперементальной работе показатель развития познавательного интереса был увеличен:

- высокий уровень развития имеют 41% , в начале 22%;

- средний уровень развития имеют 53%, в начале 50%;

- низкий уровень развития имеют 6%, в начале 28%.

Таким образом, по результатам опытно-экспериментальной работы мы видим, что благодаря внедрению в учебный процесс педагогических условий и игровой деятельности, мы смогли увеличить уровень развития познавательного интереса на уроках математики. Ученики стали проявлять инициативу и самостоятельность при решении познавательных задач. Если ребенок сталкивается с трудностью, то он не отказывается решать задачу, а ищет новые методы ее решения самостоятельно, или просит консультации у педагога. При выборе ответа они стали меньше колебаться. Также решают некоторые задачи благодаря применению творческого подхода. К тому же дети научились доказывать свою точку зрения и обсуждать ее с одноклассниками.

Выводы по главе 2:

1. На констатирующем и контрольном этапе эксперементальной работы при помощи методик «Нерешаемая задача», «Конверты», «Выявление интереса к изучению математики», «Выявление мотивации к познавательному интересу», мы смогли провести анализ уровня развития познавательной самостоятельности, интеллектуального развития, уровня интереса к изучению математики и признаков мотивации познавательного интереса.

2. Благодаря внедрению в учебный процесс педагогических условий и игровой деятельности, мы смогли увеличить уровень развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики: высокий уровень развития имеют 41% , в начале эксперимента 22%;  низкий уровень развития имеют 6%, в начале эксперимента 28%;

3. Благодаря формирования благоприятной эмоциональной обстановки на уроке, мы смогли развить у детей умение слушать, высказывать свою точку зрения, обсуждать её с одноклассниками, работе в паре и в группе.

4. Срок проведения опытно-экспериментольной работы: 16 уроков математики.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование познавательного интереса на сегодняшний день является актуальной проблемой образовательного процесса. Каждая дисциплина в общеобразовательном учреждении раскрывает определенный ряд возможностей формирования познавательного интереса. Развитие познавательного интереса у младших школьников является главной задачей каждого педагога, так как именно интерес к учебе является основой для усвоения знаний.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы смогли раскрыть такие понятия, как «познавательный интерес», «особенности познавательного интереса у младших школьников», «педагогические условия развития познавательного интереса». При изучении множества разных точек исследователей на понятие «познавательный интерес», мы пришли к выводу, что познавательным интересом называется процесс образования личности, формирующий в ходе жизнедеятельности человека.

Мы смогли выделить ряд основных критериев развития познавательного интереса у младших школьников:

1. когнитивный – уровень интеллектуальной активности;

2.  мотивационный – уровень познавательной активности;

3. деятельностный – уровень познавательной самостоятельности.

Именно данные критерии были использованы для выявления действительного уровня развития познавательного интереса у учеников 3 «В» и 3 «Д» класса Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №464» Пушкинского района Санкт-Петербурга в городе Павловск. Для практического применения данных критериев были выбраны три методики и две анкеты: «Познавательная самостоятельность младших школьников», «Нерешаемая задача», «Конверты», «Выявления мотивации познавательного интереса», «Выявление познавательного интереса к изучению математики».

В качестве результата диагностики уровня развития познавательного интереса на констатирующем этапе были суммированы все полученные результаты по каждой методике и найдет средний балл. Таким образом, в 3 «В» классе высокий уровень познавательного был выявлен у 4 учеников (25%), средний уровень у 9 учеников (56%), низкий уровень у 3 учеников (19%). В 3 «Д» классе высокий уровень формирования познавательного интереса показали 3 учеников (19%), средний у 8 учеников (50%), низкий у 5 учеников (31%). Общий результат исследования представлен на рисунке 7.

Для повышения уровня развития познавательного интереса у младших школьников был сформирован план опытно-экспериментальной работы:

1 внедрение следующих педагогических условий:

- максимальная опора на активную мыслительную деятельность: игровые ситуации «Аукцион», «Помоги другу», «Лучший счет»;

- оптимальный уровень развития и благоприятная эмоциональная обстановка в ходе обучения: игры «Что? Где? Когда?», «Своя игра?», «Где логика?».

2. анализ критериев развития познавательного интереса у младших школьников.

Благодаря внедрению в учебный процесс педагогических условий и игровой деятельности (дидактические и интеллектуальные игры, игровые ситуации), мы смогли увеличить уровень развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики: высокий уровень увеличелся на 19%;  низкий уровень снизился на 21%;

В ходе опытно-экспериментальной работы мы смогли доказать, что формирование познавательного интереса у младших школьников наиболее эффективно при внедрение в процесс обучения дифференцированных и творческих заданий, игровых методов, соревнований и решений логических задач. Итак, поставленные задачи в начале исследования были решены, сформированная гипотеза доказана.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе: учебное пособие / Ю.К. Бабанский - М.: Просвещение, 2018 - с. 56-62.  

2. Баринова О.В. Дифференцированное обучение решению математических задач // Начальная школа. – М.: 2017 - №2. - с.32-38.  

3. Беляев М.Ф. Психология интереса: учебное пособие / М.Ф, Беляев - М.: Просвещение, 2016. – с. 152-158

4. Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. – М.: 2017. -  № 6.  - с. 45-49.

5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества: учебное пособие / Д.Б. Богоявленская - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2016.  - с. 63-67.  

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учебное пособие / Л.И. Божович - М.: Педагогика, 2019. - c. 15-21.

7. Букреева И.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций // Молодой ученый. – СПб.: 2017. - № 10 – с. 264-269.

8. Варданян С.С. Роль интерактивных игр в развитии познавательного интереса у младших школьников // Прикладная информатика. – М.: 2017 - №6 – с. 32-38

9. Васильева М. В. Формирование универсальных учебных действий ученика средствами открытого тематического зачета по математике в старших классах. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – М.: 2019 - №13. – с. 25-29.

10. Гаврильева Н.Н., Неустроев Н.Д. Организация групповой формы работы на уроках в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – М.: 2017. - Т. 32.  - С. 64–71.

11. Годин Г.Н. Самостоятельность младших школьников и ее влияние на развитие детских взаимоотношений: учебное пособие / Г.Н. Годин - М.: Педагогика, 2019. – с. 18-23.

12. Гоноболин Ф.Н. Внимание и воспитание: учебное пособие /Ф.Н. Гоноболин - М.: Психология и педагогика, 2018. - с. 64-68.

13. Горнобатова Н. А. Мыслительная деятельность учащихся на уроках математики. // Эксперимент и инновации в школе. – М.:2019 -  № 15. - с. 52-57.

14. Десницкая В. В. Формирование исследовательской компетентности учащихся на уроках математики в общеобразовательной школе // Инновационные проекты и программы в образовании. – СПб.: 2019 - № 13. - с.81-82.

15. Добрынин Н.Ф. Младший школьник как субъект учебной деятельности: учебное пособие / Н.Ф. Добрынин - М.: Вопросы психологии, 2016. - с. 78-82.

16. Заварина М.С Формирование познавательного интереса младших школьников как педагогическая проблема // Ярославский педагогический вестник. – М.:2019. - №11. - с. 15-17.

17. Измайлова И.Н. Понятие познавательный интерес. Развитие познавательного интереса на уроках физики в школах с углубленным изучением английского языка // Образование и наука в России и за рубежом. – Самара: 2018. - №6. - с.23-26.

18. Клепиков В. Н. Создание развивающей среды по формированию математической культуры школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – М.: 2018 - №14. – с.49-55.

19. Кузнецов В.Н. Применение дидактических игр на уроках математики для развития внимания. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент – М.: 2019, № 9. - с.44-51.

20. Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности : учебное пособие / В.И. Лозовая - М.: Просвещение, 2017. - с. 118.

21. Маклаева Э. В., Дмитриева Е. К. Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в процессе обучения решению текстовых задач // Молодой ученый. – Нижний Новгород: 2017 - №14. – с. 93-97.

22. Окунев А.А. Формирование у подростков интереса к учению через игру: учебное пособие / А.А. Окунев – Минск: 2015. - с. 69-72.

23. Рассказова Ж. В. Исследовательская деятельность младших школьников как компонент процесса обучения в условиях общеобразовательной организации // Молодой ученый. – Самара: 2019. - № 14. – с.108-112.

24. Сапронов И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника // Знание. Понимание. Умение. – СПб.: 2016 - №13. - с.185-189.

25. Сафиуллина А.В. Использование интерактивных игр в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста. Опыт работы // Начальная школа. – М.:2019 - №15. – с.17-22.

26. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин - М.: Издательский центр «Академия», 2019. - с. 134-138.

27. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии: учебное пособие / Г.И. Щукина - М.: Просвещение, 20116. - с. 211-221.