Ранняя помощь детям с нарушением ОДА

РАННЯЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЕМ ОДА Предотвращение роста детской инвалидности и организация системы помощи детям с нарушенными функциями опорно-двигательного аппарата всегда являлись одними из приоритетных задач различных областей медицины в нашей стране. Нарушение данных функций имеет различные причины – врожденная или приобретенная вследствие травм или заболеваний патология опорно-двигательного аппарата (порядка 5-7% детей) либо заболевания центральной нервной системы (около 90%). Большинство детей с данным недугом имеет диагноз «детский церебральный паралич». В данном случае ребенок, помимо двигательных расстройств сталкивается с речевыми и психическими нарушениями (Филатова М. В., 2010, С. 3-6)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannyaya_pomoshch_detyam_oda.pptx80.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

РАННЯЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЕМ ОДА Предотвращение роста детской инвалидности и организация системы помощи детям с нарушенными функциями опорно-двигательного аппарата всегда являлись одними из приоритетных задач различных областей медицины в нашей стране. Нарушение данных функций имеет различные причины – врожденная или приобретенная вследствие травм или заболеваний патология опорно-двигательного аппарата (порядка 5-7% детей) либо заболевания центральной нервной системы (около 90%). Большинство детей с данным недугом имеет диагноз «детский церебральный паралич». В данном случае ребенок, помимо двигательных расстройств сталкивается с речевыми и психическими нарушениями (Филатова М. В., 2010, С. 3-6). Независимо от причин, вызвавших указанные дефекты в развитии и жизнедеятельности, имеет место ранняя диагностика заболевания (еще в родильных домах и детских поликлиниках) и оказание ребенку необходимой специальной помощи. Система здравоохранения и социальной защиты Российской Федерации предполагает оказание помощи детям с выявленными нарушениями в специализированных учреждениях – детских садах, яслях, школах-интернатах, санаториях, домах ребенка и различных реабилитационных учреждениях (Андреева Т. И., 2004, С. 38-42).

Слайд 3

Помимо оказания помощи в специализированных учреждениях проводится амбулаторное лечение врачами детской поликлиники, к которой прикреплен ребенок. Как правило, комплексное лечение в поликлинике проводится при наиболее легких формах нарушений, в противном случае программа реабилитации включает нахождение ребенка в стационаре. Помещение ребенка под государственную временную или постоянную опеку (направление в дом ребенка и, в дальнейшем, в интернат) осуществляется при неэффективности лечения в случае наиболее тяжелых форм нарушений, либо при невозможности обеспечения по тем или иным причинам родителями (опекунами) получения ребенком полноценной медицинской помощи.

Слайд 4

Помимо непосредственно медицинской помощи ребенку оказывается психологическая, социальная, педагогическая и, при необходимости, логопедическая помощь. Важнейшими направлениями поддержки детей с нарушениями подобного типа является развитие положительного отношения к окружающему миру, приучение к физическому и интеллектуальному труду в рамках имеющихся возможностей. Эффективность комплексной помощи ребенку зависит от своевременности выявления нарушений, а также от взаимосвязанности лечения различными специалистами. Немаловажным направлением является оказание психологической и практической помощи родителям или опекунам ребенка. Большинство специалистов по работе с детьми с нарушениями подобного типа сходятся во мнении, что огромный вклад в развитие и оказание полноценной помощи ребенку оказывает окружающая среда, настрой и отношение ближайшего окружения и формирующееся в данных условиях психологическое состояние ребенка.Так или иначе, программа комплексного лечения и реабилитации включает в себя следующие моменты (Мирзаева Н.А., Шойимова Ш.С., 2014, С. 32-37).

Слайд 5

Во-первых, медицинская помощь, которая включает в себя различные направления по устранению или минимизации физических нарушений опорно-двигательного аппарата. В данный блок входят медикаментозное лечение, физиотерапия, ортопедическая коррекция, гомеопатическое лечение, работа узких специалистов (невропатолога, логопеда, офтальмолога и других) по коррекции и профилактике нарушений функционирования организма. Во-вторых, психологическая поддержка ребенка: коррекция и профилактика психических отклонений и нарушений, подготовка к школе, социальная адаптация, работа психолога с членами семьи. В-третьих, педагогический подход –проведение занятий, в том числе, коррекционных, в соответствии с умственным развитием ребенка, а также обеспечение прохождения обучения в специализированных учреждениях, оборудованных для передвижения и занятий детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Воспитателями, учителями и дефектологами при этом распределяются задачи по организации коррекционных занятий по следующим направлениям: развитие навыков по самообслуживанию, трудовых, познавательных навыков, формирование элементарных математическо-логических представлений, развитие речи и взаимодействия с окружающими и другим направлениям. При этом, ввиду неоднородности групп детей по нарушениям опорно-двигательного аппарата, психическим и умственным отклонениям, сочетаются индивидуальные и групповые занятия (Зарецкий В.К., 2005, С. 83-95).Построение коррекционной работы строится педагогами вне зависимости от возраста ребенка, но относительно его физического (с точки зрения нарушений опорно-двигательного аппарата), а также умственного, психо-речевого развития ( Вяхякуопус Е. Кантор В.З., 2009.С. 215-241)..

Слайд 6

Поступление детей в специализированное дошкольное учреждение происходит в возрасте 3-9 лет. При этом не принимаются дети с глубоким нарушением умственного развития. При достижении школьного возраста ребенок либо остается в дошкольном учреждении либо, при наличии готовности, поступает на обучение в школу. С детьми проводятся занятия по развитию двигательной активности, игровой деятельности, проводится медикаментозное лечение и оказывается психологическая помощь. Обучение в школе-интернате характеризуется индивидуальным подходом со стороны педагогического коллектива к личности и особенностям физического и психического состояния ребенка. Дети, проживающие в небольших населенных пунктах, вынуждены обучаться в средних общеобразовательных школах, что, как правило, сказывается на успеваемости и общем развитии. Между тем, школа-интернат предусматривает развитие трудовых навыков в том числе посредством специальных занятий, формирующих знания и умения ребенка в той или иной профессиональной отрасли. В дальнейшем ребенок (подросток) имеет возможность применения полученных знаний и навыков в средних и высших образовательных учреждениях, получить профессию.

Слайд 7

Важнейшим этапом в системе помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата и возможных сопутствующих отклонениях является комплексный подход к реабилитации ребенка – а именно, сочетание медикаментозного лечения и создания положительного эмоционального фона. Основной целью работы педагогов (а также родителей или опекунов) является формирование осознания ребенком своей полноценности как члена общества. Получение трудовых навыков, и даже профессии и соответствующего трудового опыта не гарантирует становления ребенка как стабильной психически и эмоционально личности. Задачей педагогов и ближайшего окружения ребенка, таким образом, становится выявление его способностей и талантов, областей, в которых потенциально ребенок может самореализоваться, чувствуя себя при этом самодостаточным и нужным в обществе.

Слайд 8

Отношение семьи и общества в целом определяет то, как будет ощущать себя ребенок –либо как человек с ограниченными возможностями , или же как человек, имеющий право на полноценную жизнь и умеющего достигать цели, учиться и трудиться, быть счастливым. Именно поэтому для особенного ребенка важны не только специальные курсы и коррекционные методики. Любому ребенку, независимо от социального статуса и состояния здоровья, необходимо понимание его желаний и стремлений, а не только обеспечение необходимыми технологиями или медикаментами Несмотря на существующую в нашей стране систему помощи детям с ограниченными возможностями, общество далеко не всегда готово принять таких детей . Изменить данную ситуацию можно посредством предоставления ребенку возможности неограниченного общения и социального признания на всех этапах детства и взросления. Поэтому система помощи детям с ограниченными возможностями зависит, прежде всего, от того, насколько все мы готовы участвовать в их жизни и принять и понять такого ребенка без условий.

Слайд 9

Используемая литература 1. Андреева Т. И. Комплексная реабилитация инвалидов на базе отделений центра социального обслуживания // Социальная работа. №1, 2004. С. 38-42. 2. Бронников В.А. и др. Справочник по комплексной реабилитации инвалидов. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Пермь: Перм . гос. ун-т, 2010. С. 446-503. 3. Вяхякуопус Е. Кантор В.З. Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями сенсорной, двигательной и интеллектуальной сферы. Учебно-методический комплекс – М.: Издательство «Папирус», 2009. С. 215-241. 4. Зарецкий В.К. «Десять конференций по проблемам развития особенных детей - десять шагов от инновации к норме» / В.К. Зарецкий // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 1. - С. 83-95. 5. Левченко И. Ю. ,Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Метод.пособие . - М.: Просвещение, 2008. С. 152-183. 6. Мирзаева Н.А., Шойимова Ш.С. Деятельность как один из факторов развития способностей // Современная педагогика – 2014 – № 1 (14). С. 32-37. 7. Мишина Г.А. Коррекционная и специальная педагогика / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева . - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – с. 42-63. 8. Селюкова Е. А. Система воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар . науч. конф . (г. Чита, декабрь 2011 г.) – Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 167-169. 9. Филатова М. В. Воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб.-метод. пособие – Тула: Изд-во Тул . гос. пед . ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010. С. 3-6. 10. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И.Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб.пособие для студ. высш . учеб. заведений. – М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2004. С. 240-274.