Родительское собрание

Сергеева Вероника Григорьевна

Первое родительское собрание в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx24 КБ

Предварительный просмотр:


1этап. Организационный момент
«Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства». В.А. Сухомлинского
- Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать, и благодарна за то, что вы нашли время для нашей встречи. Эпиграфом сегодняшней нашей встречи будут слова французского писателя Э. Базена «У ребёнка одна модель мужчины и женщины – его отец и мать. В течении всей жизни сыновьи глаза взирают на наши души». (слайд №2) Как Вы понимаете, мы собрались сегодня здесь, чтобы обсудить вопросы семейного воспитания. Уважаемые родители, я хотела бы начать наше собрание с рассказа притчи о Путнике Вечности.
Притча.
Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!
- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.
Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.
- Не он.… И этот не он.… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.
Но вот взошла Утренняя Звезда.
Люди уставились на дорогу – где Путник?
Где-то запел жаворонок.
Где-то заржал жеребенок.
Где-то заплакал ребенок.
А Путника Вечности на дороге люди не увидели.
Пришли к мудрецу с жалобой:
- Где же обещанный Путник Вечности?

- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.
- Но это плачь новорожденного! – ответили люди.
- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
Так люди увидели ребёнка – свою надежду (Слайд №3)
Беседа с родителями
- Ребенок – это и есть Путник Вечности!
Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?
- Ведь именно ему жить в будущем.
-Хотелось бы привести в пример слова Г.М. Коджаспирова «Стиль семейного воспитания – это установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение взрослых к детям вообще» (Слайд №4)
- Так вот, чтобы избежать этих конфликтных ситуаций, мы сегодня с вами поговорим о стилях воспитания, которые существуют в педагогике и психологии, попытаемся определить свой стиль воспитания и найти ту золотую середину, так необходимую для правильного взаимодействия с детьми.
- Тема нашего сегодняшнего родительского собрания «Стили семейного воспитания». В ходе нашего родительского собрания Вы попробуете проверить себя на знание этих стилей, проведем анкетирование, в результате которого, узнаете, какой же из стилей превосходствует в вашей семье.
2этап. Основной этап собрания. Характеристики стилей семейного воспитания. Мини - лекция.
- Существует древняя педагогическая мудрость: “Все хорошее и плохое ребенок черпает в семье”. И с этим трудно не согласиться. Семья - это мир, где ребенок живет с самого рождения, с этим миром он связан всю жизнь. Тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья самостоятельно решает, как воспитывать своего ребенка. Однозначного мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть большую роль в жизни ребенка – как созидательную, так и разрушительную. Детство – это самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Именно в этот период закладываются основы, создаются предпосылки гармоничной личности. Одной из самых главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей. Именно от них зависит, каким станет их ребёнок: злой или добрый, нетерпимый или терпеливый, любящий или равнодушный. С помощью родителей формируются все те качества, которые позволяют ему на протяжении всей жизни быть Личностью.
- А сейчас мы с вами узнаем, какие вы родители. (Приложение №1). Я попрошу Вас анонимно ответить на несколько вопросов теста «Какие мы родители?». На обратной стороне листа, Вы можете найти ключи к этому тесту, и, подсчитав свои баллы, каждый прочитает результат. (Родителям дается несколько минут, чтобы заполнить анкету и ознакомиться с результатами)
- Спасибо большое! И мы продолжаем нашу беседу о воспитании! А именно семейное воспитание — это целенаправленные, воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений, знаний и навык.
- Такие воздействия осуществляются на основе закладывания в сознание ребенка определенных систем норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Ребенок начинает подражать родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же.
- При рассмотрении воспитательной деятельности родителей выделяют следующие стили воспитания:
-авторитарный
-демократический
-либеральный
-хаотический
-попустительский (индифферентный)
- Хочу обратить ваше внимание на экран и выполнить следующие задачи:
1. Узнать героев на иллюстрации, назвав сказку
2. Какой стиль воспитания, на ваш взгляд, соответствует иллюстрации.
Слайд №5 - Сказка «Морозко».
Авторитарный стиль воспитания.
Слайд №6 - Сказка «Малыш и Карлсон».
Демократический стиль воспитания.
Слайд №7 - Сказка «Домовёнок по имени Кузя».
Либеральный стиль воспитания.
Слайд №8 - Сказка «Три поросенка».
Хаотический стиль воспитания.
Слайд №9 – Сказка «Варежка».
Попустительский (индифферентный) стиль воспитания.

- Каждый из нас задаёт себе следующий вопрос «Что важнее воспитание, обучение или развитие ребёнка?» Ответ очевиден « Важно всё!» Это процессы, которые связаны друг с другом, дополняют друг друга, происходят одновременно.
- Давайте разберёмся! Кто в большей степени - школа или семья, ответственны в осуществлении этих процессов? В большей степени ответственность за обучение возлагается на школу, развитие ребёнка – на школу и семью, за воспитание ребёнка ответственность несёт семья.
- В настоящее время, учёными выдвинуто 5 стилей воспитания. (Слайд №10)

Авторитарный стиль
(в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Демократический стиль (Слайд №11)
(в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Либеральный стиль (Слайд №12)
Предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируется поведение ребенка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессии, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.
Хаотический стиль (Слайд №13)
(непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
Если безразличие сочетается с враждебностью, ребёнок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.
Попустительский стиль (Слайд №14)
(в терминологии других авторов – «либеральный», «снисходительный») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
3. Заключительный этап. Рефлексия
- Итак, за время родительского собрания мы разобрали функции родителей. -Невольно приходят на ум слова Л. Н. Толстого:
«Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!». (Слайд №15)
- На сегодняшний день понятно одно
- семейное воспитание является важнейшим этапом жизни каждого человека;
- родители играют первостепенную роль в становлении человека как личности;
- именно в семье формируется и развивается личность ребенка, закладываются основы нравственности, воспитываются привычки поведения;
- связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни.


Приложение №1
Тест "Какие мы родители?”
o Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему воспитания?
o Читаете ли книги на эту тему?
o Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
o Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы её, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
o Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
o Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
o Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
o Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
o Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
o Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка?
o Неприятно ли вам «отделываться» от ребенка фразой типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу»?
Родители выполнили тест. Подсчитали набранное количество баллов. После этого дается ключ теста.
Ключ теста
За каждый положительный ответ припишите себе 2 очка,
за ответ «иногда» и за отрицательный -0 очков. Сосчитайте сумму.
o Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И, хотя говорят, что начинать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.
o От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас за это вознаградят.
o Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?
Приложение №2
Памятка "Законы родительской истины”
- Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
- Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.
- Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.
- Не налагайте запретов. В природе ребенка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
- Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
- Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
- Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем над ним будут смеяться другие.
- Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он просто их не слышит!
- Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих "да” и "нет”.
- Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и во взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители!
- Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благородных детей!
Приложение №3
Правила общения детей и взрослых
- Не пытаться никого перевоспитывать, особенно если человек не осознает необходимости самосовершенствования
- Как можно меньше ворчать друг на друга по поводу и без повода.
- Не увлекаться критикой: маленькому и большому человеку гораздо приятнее узнавать о себе хорошее, чем плохое, особенно в присутствии других людей.
- Искренне восхищаться достоинствами членов своей семьи, заранее демонстрируя и предвосхищая их будущие, еще не проявившиеся возможности.
- Постоянно проявлять внимание к своим родным и близким людям. Только в таком случае можно рассчитывать на ответное внимание.
- Быть вежливым и предупредительным с родными и близкими, несмотря ни на какие трудности, возникающие при общении.

Презентация на тему: Стили воспитания детей в семье