МЕТОДИКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 14-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ ВОЛЕЙБОЛА

Андреева Оксана Александровна
Вид спортивной деятельности в форме игры в волейбол представлен в теории и методике спорта как командный вид спорта, и может характеризоваться в процессе двигательной работы проявлением координационных, скоростных и силовых способностей, ловкости, реализация которых происходит в рамках ограниченного пространства игровой площадки. При решении игровых задач на игровой площадке глобальное значение имеет целенаправленность двигательной работы с требуемыми высокими показателями точности выполнения (П.Н. Ориенбаум, 2016; В.О. Глаголев, 2018). Как вид спортивной игры, волейбол относится к виду высоко-динамичной сфере деятельности, где технические и тактические действия регламентированы правилами, когда необходимо в ограниченной форме производить касание мяча. Именно это направление характеризует уровень подготовленности конкретного игрока, когда необходимо в качественной форме производить подачу или передачу мяча, блокирование, прием и нападающие действия. Реализация двигательной работы в виде технических и тактических действий в рассматриваемом виде спортивной деятельности содержит в себе значительное количество стартовых бросков, прыжковых и ударных упражнений с проявлением скоростно-силовых способностей (А.Г. Тимофеев, 2019; А.Е. Парфенов, 2020; К.В. Рыков, 2021).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vkr_zarayskiy.docx129.88 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего  образования

«ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Ф. КАТАНОВА»

ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И МАТЕМАТИКИ

Кафедра  физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности

44.03.01 Педагогическое образование,  

направление подготовки «Физическая культура»

       

МЕТОДИКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

14-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ ВОЛЕЙБОЛА

                                                       

                                                             

                                                             

                                                              ВЫПУСКНАЯ

                                                              КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

                                                              РАБОТА

                                                             Студента гр.  ФК-51 ЗФО

                                                             Зарайского Н.А.

                                                             Научный руководитель: Шалгинова

                                                             Вера Ивановна, канд. пед. наук, доцент                                                                  

                                                                 

Абакан, 2022

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Ф. КАТАНОВА»

ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И МАТЕМАТИКИ

Кафедра физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности

Направление подготовки 44.03.01. Педагогическое образование,

 профиль  «Физическая культура»

МЕТОДИКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

14-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ ВОЛЕЙБОЛА

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Студент - дипломник

___________________

(подпись)

Зарайский Н.А.

 (ФИО)

Научный руководитель

___________________

(подпись)

Шалгинова В.И.

 (ФИО)

                                                                                 «ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ»

                                                       Зав. кафедрой:

____________Фоминых А.В.

«___» _____________2022 г.

Абакан, 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………4

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 14-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ ВОЛЕЙБОЛА………………..……………..8

1.1. Характеристика понятия термина «техническая подготовка» и значение направления в спортивных играх………..…….....................................................8

1.2. Особенности психологического развития и педагогическая характеристика  подростков 14 – 15 лет………………………………………..13

1.3. Анатомно-физиологические особенности развития организма подростков

14 – 15 лет……………………………………………………………………..….17

1.4. Методика технической подготовки волейболистов………………………21

РЕЗЮМЕ…………………………………………………………………………26

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………………27

2.1. Методы исследования ……………………...…………………....................27

2.2.Организация исследования ………………………..………..…....................30

ГЛАВА III. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 14-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ ВОЛЕЙБОЛА…………………………………………………………………….32

3.1. Теоретическое обоснование методики технической подготовки учащихся 14-15 лет, занимающихся в секции волейбола………………………………...32

3.2. Экспериментальное обоснование методики технической подготовки учащихся 14-15 лет, занимающихся в секции волейбола…………………….35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...40

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………...41

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..42

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Вид спортивной деятельности в форме игры в волейбол представлен в теории и методике спорта как командный вид спорта, и может характеризоваться в процессе двигательной работы проявлением координационных, скоростных и силовых способностей, ловкости, реализация которых происходит в рамках ограниченного пространства игровой площадки. При решении игровых задач на игровой площадке глобальное значение имеет целенаправленность двигательной работы с требуемыми высокими показателями точности выполнения (П.Н. Ориенбаум, 2016; В.О. Глаголев, 2018).

Как вид спортивной игры, волейбол относится к виду высоко-динамичной сфере деятельности, где технические и тактические действия регламентированы правилами, когда необходимо в ограниченной форме производить касание мяча. Именно это направление характеризует уровень подготовленности конкретного игрока, когда необходимо в качественной форме производить подачу или передачу мяча, блокирование, прием и нападающие действия. Реализация двигательной работы в виде технических и тактических действий в рассматриваемом виде спортивной деятельности содержит в себе значительное количество стартовых бросков, прыжковых и ударных упражнений с проявлением скоростно-силовых способностей (А.Г. Тимофеев, 2019; А.Е. Парфенов, 2020; К.В. Рыков, 2021).

Специфика игровой деятельности в волейболе в период соревновательной деятельности, содержит по отношению к себе высокий уровень требований не только к общей и специальной физической подготовке игроков, что должно соответствовать интенсивности игры на площадке, но и с одновременным решением главного направления – выполнением технических и тактических задач. Техническая подготовка волейболиста на этапе начальной подготовки и на любительском уровне включена в структуру общей физической подготовки, это направление относится к наиболее значимому показателю, который рассматривается в оценке качества подготовки всех членов команды. Поэтому показатель качества и успешности подготовки начинающих и профессиональных игроков может заключаться в обоснованности с научной точки зрения к организации тренировочного процесса и самой его системы.

Научные исследования, проведенные учеными с последующим опубликованием в области технической подготовки волейболистов, в основном посвящены квалифицированным игрокам и командам, однако в отношении подготовки игроков школьного уровня, занимающихся в рамках секционных занятий, исследования являются фрагментарными, а это рассматривается как недостаточность разработанности рассматриваемого направления.

Учитывая изложенное, следует сформулировать возникшие противоречие, между наличием проблемы в недостаточном уровне методической оснащенности в области технической подготовки школьных команд к периоду соревновательной деятельности, и необходимостью разработки методики, включающей в себя подбор оптимальных средств, методов и нагрузочных показателей, для устранения существующего пробела.

Проблема исследования: каковы возможности разработки методики технической подготовки школьников, занимающихся в рамках секционной деятельности волейболом, и с последующей практической апробации в условиях общеобразовательной организации.

Цель исследования: теоретически разработать методику технической подготовки школьников 14-15 лет, занимающихся в секции волейбола и рамках практического апробирования произвести проверку эффективности её применения.

Объект исследования: процесс секционной деятельности, направленный на техническую подготовку школьников 14-15 лет, занимающихся волейболом.

Предмет исследования: Методика технической подготовки школьников 14-15 лет, занимающихся в секции волейбола.

Гипотеза исследования: предполагается, что предложенная методика может позитивно воздействовать на двигательную сферу школьников 14-15 лет, занимающихся волейболом в школьной секции, в виде повышения уровня технической подготовки. Последующее внедрение в тренировочный процесс позволит повысить комплексный уровень игровой деятельности.

Задачи исследования:

1. Теоретически произвести анализ особенностей физического развития и дать психолого-педагогическую характеристику изучаемому контингенту школьников. Выявить эффективные методики ведущих ученых, направленные на техническую подготовку волейболистов.

2. Разработать методику технической подготовки школьников 14-15 лет, занимающихся волейболом в рамках секционной работы в условиях  общеобразовательной организации.

3. В процессе экспериментального апробирования обосновать эффективность применения методики технической подготовки школьников 14-15 лет, занимающихся волейболом в рамках секционной работы в условиях  общеобразовательной организации.

Научная новизна исследования:

1. В рамках педагогического тестирования выявлены показатели уровня технической подготовки школьников на констатирующем этапе исследования.

2. Разработана методика на основе адаптации общепринятых методов и средств, направленная на  техническую подготовку школьников 14-15 лет, занимающихся волейболом в школьной секции.

3. В процессе апробирования выявлен высокий уровень эффективности применения предложенной методики, и произведено внедрение в тренировочный процесс секционной работы по волейболу.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что основные положения выпускной квалификационной работы могут существенно дополнить раздел «внеурочная деятельность», основной образовательной программы по физическому воспитанию, которая реализуется в общеобразовательных организациях.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная нами экспериментальная методика технической подготовки  школьников 14-15 лет, занимающихся в секции волейбола в условиях общеобразовательной организации, может использоваться в практической работе педагогов общеобразовательных организаций на внеурочных занятиях.

Структура и объем выпускной квалификационной работы.   Выпускная квалификационная работа изложена на 46 страницах компьютерного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы. Список литературы включает 50  источников. Работа  иллюстрирована 2 таблицами и 1 рисунком.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 14-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ ВОЛЕЙБОЛА

1.1. Характеристика понятия термина «техническая подготовка» и значение направления в спортивных играх

Ученый А.Г. Фурманов [48] рассматривает в своей работе термин «техническая подготовка» спортсмена-волейболиста как освоение главным и основным видам техники отдельного вида спортивной деятельности, которые проходят свою реализацию в процессе соревновательной или тренировочной деятельности. Рассматривая указанное направление с точки зрения обучения, техническая подготовка волейболиста заключается в приобретении качественных знаний, формировании умений и навыков. Процесс комплексного обучения и освоения происходит на основе дидактических принципов, адаптированных в отношении теории и методики спорта.

Другой автор Р.Ф. Проходовская [37] рассматривает указанное направление с точки зрения под термином «техника спортсмена», которая реализуется в виде отдельной соревновательной формы, основанной на опыте, приобретенном в течение практики и изучения теории. Техника спортсмена с точки зрения автора представляется в виде отдельного способа в совокупности с приобретением спортивной тактики, в комплексном варианте происходит их объединение с целью достижения высоких показателей в соревновательной деятельности. Кода реализуется игровая соревновательная деятельность, показатели освоения технического направления должны соответствовать уровню освоения тактики игры. У автора присутствует точка зрения, которая заключается в том, что уровень технического мастерства волейболиста имеет прямую связь с идеализацией освоения технических действий, присущих конкретному игровому виду спортивной деятельности.

Критериями оценки освоения спортивного мастерства, с точки зрения Е.А. Митина [30], является разница в показателях результативности игровой работы и специальными индивидуальными расчетами на каждого спортсмена, имеющего возможность проявить максимальные показатели в игре. Автор считает, что довольно затруднительно определить уровень освоения технического мастерства в видах спортивной деятельности, где отсутствует количественный показатель выполняемой работы, эта оценка, как правило, выставляется в баллах. Однако в игровых видах спортивной деятельности процент результативности игры определяется на основе выполненных попыток с целью достижения планируемого результата.

Ученый C.B. Легоньков [25] термин «техническая подготовка волейболиста» трактует в форме реализации процесса, имеющего свою направленность на качественные изменения поведенческих показателей игрока, которые должны соответствовать поставленным задачам, связанным с двигательной деятельностью. Теоретической основой спортивной подготовки волейболиста являются соответствующие программы, содержащие в себе реализацию двигательной деятельности в рамках целеуказания мозгового центра. Оценочные показатели указанной двигательной работы, в виде освоения игровой техники, происходят в процессе реализации двигательной деятельности. Представленное в программе двигательное действие, при освоении техники выполнения должна нести в себе функцию осознания спортсменом требований к его реализации.

Вариативность технических действий при их освоении, с точки зрения автора Ю.Н. Клещева [20], должна быть основана на отдельных дидактических аспектах:

- первый аспект заключается в словосочетании «количество входов, должно соответствовать количеству выходов»;

- второй аспект заключается в словосочетании «если существует один вход, значит, следует находить множество выходов»;

- третий аспект заключается в словосочетании «один вход, должен соответствовать одному выходу»;

- четвертый аспект заключается в словосочетании «один случайный вход, должен соответствовать множеству выходов».

Другой автор И.А. Гуревич [12], рамках исследования, проведенного в теоретической форме, произвел формулировку специфических принципов технической подготовки волейболистов, которые заключаются в применении индивидуального. Множество разработанных принципов, которые заключаются в технической подготовке волейболистов, могут трактоваться как совокупность направлений, реализуемых в единой системе реализации. Основной принцип тренировочного процесса, с точки зрения автора, заключается в освоении технических действий волейболиста, с условием постепенного повышения уровня мастерства. Одной из важных задач при освоении техники игры в волейбол, является развитие сложной двигательной реакции, когда происходит молниеносное реагирование на полет мяча с решением последующей задачи – его приема.

Однако, ученый М.С. Бриль [7] к указанному материалу, добавил следующую информацию, которая заключается в том, что одну из главных направлений в двигательной работе является проявление быстроты, силовых и скоростных показателей в разнообразных вариантах и сочетаниях. Пространственные характеристики, аналогично, могут играть важную роль в реализации игровой деятельности. Характеризуя наличие необходимых двигательных качеств, которые должны присутствовать у волейболиста, можно констатировать, что техническое мастерство волейболиста содержит в себе арсенал приемов и способов владения мячом, поэтому техническая часть игровой деятельности подлежит классификации.

Ученый В.К. Бальсевич [2], рассматривает техническую подготовку волейболистов в виде реализации педагогического процесса, имеющего свои задачи обучения занимающихся техническими приемами, входящими в игровую деятельность, качественное освоение, с точки зрения автора, подразумевается как надежность в соревновательной деятельности. Сложным процессом в рассматриваемом случае. является овладение техникой игры в совершенном виде, хотя продолжительность указанной деятельности может происходить неопределенное время, и может рассматриваться как многолетний процесс.

На начальном этапе освоения техники игровой деятельности в волейболе следует рассматривать овладение рациональными приемами на площадке. Поэтому основным критерием для этого является профессиональный отбор будущих волейболистов, которым доступна техника овладения игрой уже с 9-10 лет. В указанный период. основной задачей является специальная и общая физическая подготовка, направленная на развитие необходимых для конкретной деятельности физических способностей, и только потом следует приступать к обучению техники овладения игрой [23,44].

При обучении технике игры в волейбол, с точки зрения автора Ю.В. Верхошанского [8], основную роль играют специальные подводящие упражнения, которые необходимо профессионально варьировать на тренировочном занятии. Применение указанных упражнений помогают качественному освоению техники игры в более доступной форме. Кроме этого, рассматриваемые нами подводящие упражнения могут быть использованы далее для корректировки игровых элементов и исправления в них допускаемых ошибок. После освоения техники игровой деятельности в волейболе, на основе индивидуальных показателей следует ориентировать игрока на конкретную игровую работу.

Ученый E.H. Дмитриенко [13] в опубликованной работе отмечает перечень основных факторов, играющих главную роль в совершенствовании уже освоенного ранее технического показателя, указанные факторы следует учитывать при реализации тренировочного процесса:

- высокие показатели в развитии необходимых для игры двигательных качеств, которые необходимы с целью качественной реализации технических приемов;

- овладение в совершенстве комплексом игровых приемов и вариантами их реализации;

- проявление индивидуальности в техническом мастерстве при решении задач в процессе игровой деятельности. Достигнув игроками указанный уровень можно в полной мете достигнуть высокого мастерства в рамках сыгранности команды при выполнении защитных и атакующих действий.

При овладении приемами техники игры тренировочный процесс следует планировать с точки зрения автора  Ю.Д., Железняк [16], следующим образом, при этом соблюдая логическую последовательность:

- повышение уровня развития двигательных способностей, необходимых для реализации игровой деятельности;

- освоение отдельных компонентов игровой деятельности в виде подач, блокирования, передач и т.д.

- логическая последовательность комплексного соединения отдельных компонентов в целостную систему игры в волейбол;

- полное освоение вариантами технической реализации игровой ситуации с умением применения и проявления на максимальном уровне двигательных качеств;

- полное освоение с целесообразностью решения технических задач в процессе игры в условиях создавшейся игровой ситуации.

Автор Ю.Н. Клещев [21] считает, что глобальной задачей в овладении техническими элементами волейбола, является качественное освоение рационального компонента техники игры, при этом существенное значение имеет последующая работа по совершенствованию техники игры и отдельные функции каждого спортсмена. Арсенал средств и методов для овладения техническими элементами игры имеет полную вариативность в отношении спортсменов разной квалификации, однако совершенствование указанного направления происходит на основе применения индивидуального подхода. Главной задачей при качественной игровой деятельности, является высокий уровень надежности при реализации технических приемов в простом и сложном формате.

1.2. Особенности психологического развития и педагогическая характеристика  подростков 14 – 15 лет

Психологическая наука не имеет точных данных о существовании порогов между детством и юношеством, ученые имеют индивидуальную трактовку указанному состоянию. Поэтому автор М.Е.  Амалин [1] в своей работе утверждает, что порог между подростковым и юношеским возрастом имеет предположительный характер в обосновании.

         Другой автор, В.Н.  Ирхин [18] определяет в своей работе возрастные параметры юности как определенный период переходного возраста во взрослую жизнь, это является своеобразным миром между двумя существованиями. Указанный процесс следует определять как завершение созревания на физическом уровне, к этому относится окончательное формирование скелета, значительный ростовой скачек. Рассматриваемый автором возрастной период характеризуется наступающими размышлениями о перспективах будущей жизнедеятельности и скорейшего достижения окончательного показателя. Рассматривается этот возрастной период, как самоопределение в духовном отношении, когда происходит процесс избирания перспективы дальнейшей взрослой деятельности в социальном и профессиональном направлениях.

Ученые-психологи В.В. Кузнецов  [23] и Л.П. Матвеев [28] предполагают, что в условиях современного мира существует сложная задача по решению произвести ориентировку в профессиональной сфере. Это может происходить по причине неправильных советов со стороны родителей и педагогов, имеющих ошибочные мнения по отношению к воспитанию и определению сущности конкретной личности. Указанные психологи утверждают, что специфической характеристикой возрастного периода «юность» может являться процесс самостоятельного сталкивания с изменяющейся обстановкой, это объясняется встречей с незнакомой формой следующего возрастного периода.

         Однако И.П.  Ратов [38] и В.П.  Филин [47] имеют точку зрения о том, что школьник, обучающийся в старших классах, является уже взрослым индивидом и на основании этого, взаимоотношения и общение с ним необходимо строить на уровне зрелого человека. Авторы выделяют следующие изменения в психическом состоянии юношей:

- придирчивость к своей внешности, проявляется потребность находить в этом несуществующие физические отклонения, а это может провоцировать психические нарушения или неврозы;

- в рассматриваемый возрастной период эмоциональный фон становится ровным, это подтверждается отсутствием эмоциональных приступов;

- происходит формирование личностного внутреннего мира, создается общее представление об индивидуальности в виде собственного «я», некоторой исключительности. Появляются рассуждения о внешних мировых переменах,

указанные мысли им кажутся особенными и неведомыми для других.

           Изучаемый нами возраст автор М.М. Шестаков [49] характеризует присутствием неуверенности и иногда самонадеянности, уверенность в своих мыслях и суждениях, определенной сдержанностью. Школьники старших классов способны впитывать в себя инновационные идеи, однако отклоняться от собственных интересов им довольно трудно. Школьники изучаемого нами возраста воспринимают внутренний мир как событие важного уровня, поэтому в некоторых случаях у них наблюдается волнение или нескрываемая радость, иногда возникает чувство одиночества. Указанные автором противоречия, вызывают у детей срочную потребность войти в контакт для общения

Детям, обучающимся в старших классах, автор A.B. Беляев [5] рекомендует применять следующие методы по оказанию помощи в формировании самосознания:

1) подтверждать словесно точку зрения школьников о личностной уникальности, однако отвергать мысли о личностном превосходстве над сверстниками и окружающими, по причине того, что каждый из них имеет аналогичные рассуждения и мысли;

2) направлять внимание детей на ошибки взрослых и их опыт, исторические ценности жизнедеятельности;

3) выявлять мысли о планах на будущее и предлагать им свои варианты, это следует предпринять по причине присутствия переживаний занимающих основное время;

4) существенным новообразованием в рассматриваемом возрасте может находиться мысль о самоопределении, которое представляется в форме личного и профессионального.

           Обучаясь в общеобразовательной организации учебный процесс школьников старших классов, направлена на профильную основу, которая в некоторой степени может направить на реализацию личностных планов, связанных с самоопределением. Сам процесс избирательного обучения приобретает понятие сознательности, указанные мысли принадлежат автору  В.А. Каширин [19]. Учащиеся старших классов способны выделять проблемные направления с последующим самостоятельным её решением, на основе возникающих спорах о вещах абстрактной направленности. Автор предполагает, что дети в рассматриваемом нами возрасте не способны представить свое будущее через 5-7 лет, иначе указывается на невозможность ими создавать временные параметры перспективных планов. Указанному возрасту характерно откладывать насущные проблемы на определенный срок, это объясняется автором то, что у них нет присутствия желания относиться внимательно к существенным проблемам.

          Ученые A.B. Беляев [6] и A.A. Гераськин [11] не рекомендуют создавать  ситуацию нервного напряжения, когда происходят собеседования о будущих перспективах ребенка, однако, несмотря на это у детей рассматриваемого контингента начинает проявляться доверительное отношение к педагогам и родителям, что следует отнести к сформированности самостоятельного сознания. У подростков самосознание основано на понимании того, что он является взрослым индивидом но имеет зависимость от родителей, поэтому взаимоотношения могут быть противоречивыми. Родителям представляется условие принимать в практику воспитания демократическую форму, являясь при этом друзьями и подругами, в некоторых случаях партнерами, это гарантирует правильные взаимоотношения между подростками и взрослыми.

Другой ученый В.В. Кузнецов [24] указывает на то, что подростки мужского и женского пола не могут понимать друг друга, суть общения заключается в личностном и интимном русле. Характерной чертой для этого возраста, является высокий уровень представления о сущности мужской дружбы, и на основании этого окружение подростка сокращается. Эмоциональный фон дружеских отношений имеет ограниченный уровень, когда начинают проявляться любовные чувства или возникновение настоящей влюбленности.

Учитывая изложенный материал, формулирующий психологические особенности подростков 14-15 лет, необходимо выполнить заключение о том, что при организации тренировочных занятий методические приемы должны строиться так, чтобы упражнения, нагрузка и сами методы соответствовали индивидуальности занимающихся.

1.3. Анатомно-физиологические особенности развития организма подростков 14 – 15 лет

В современном отечественном и зарубежном спорте выставлен высокий уровень требований к достижениям занимающихся, основные виды характеризуются острыми схватками и проявлением значительных усилий человеческого организма, высказывается в своей работе  И.П.  Ратов [39]. Именно поэтому такой уровень достижений в спортивной деятельности, вынужден предъявлять специфические требования к качественной подготовке спортсменов. Глобальным направлением для достижения эффективного тренировочного процесса спортсменов, является учет возрастных показателей и личностных анатомических и физиологических, которые являются характеристикой изучаемого контингента школьников.

          Некоторые авторы [25,29,47] утверждают в своих работах, что биологический возраст наступает в период, когда происходит сформированность скелета человека, иначе говоря, наступление костной зрелости. У изучаемого контингента детей наблюдается скоростной уровень роста позвоночного столба и продолжается до максимального созревания половой системы. Школьники 14-15 лет в анатомическом направлении характеризуются высоким уровнем роста поясничного отдела позвоночника, однако в медленной форме происходит рост шейного отдела. Заключительной длины позвоночный столб достигает примерно к 25-27 годам. Однако этот рост отстает от роста туловища, по причине того, что верхние и нижние конечности растут в более, ускоренной форме. Авторы констатируют о том, что процесс окостенения верхних и нижних частей позвоночного столба, наступает в 15-16 лет, это объясняется тем, что позвоночник принимает твердую основу, а грудная клетка ещё в медленной форме имеет тенденцию постепенного развития. Костная система у подростка в изучаемом возрасте находится в жестком состоянии и может иметь способность переносить существенные физические нагрузки.

         A.B. Беляев [3] констатирует о существовании отдельных особенностей в грудине, а конкретно в этом возрасте происходит срастание нижних сегментальных отделов тела, но необходимо учитывать о замедленном росте грудной клетки и увеличенной её подвижности. Аналогичные особенности присутствуют у подростков мужского и женского пола при окостенении костей предплюсны, у вторых этот процесс проявляется несколько раньше, чем у вторых. Костная система в подростковом возрасте становится более прочной, кости увеличиваются в толщине, при этом процесс окостенения продолжается.

            А.Н. Воробьев [10] в своих исследованиях выявил, что в подростковом возрасте в значительной форме происходит рост мышечной массы, увеличивается на основе этого, масса тела. Следует отметить, что уровень повышения массы мышц происходит в неравномерной форме, даже прирост мышечной массы у верхних и нижних конечностей не является одинаковым, он полностью различен. В это время происходит ускоренный прирост мышечной массы нижних конечностей в сравнении с верхними. Отмечено, что у подростков женского пола рост мышц нижних конечностей происходит в интенсивной форме, чем у мальчиков, однако рост силовых качеств наоборот, происходит быстрей у вторых, координационные способности же у первых развиваются быстрее, чем у первых.

Ю.Д. Железняк [15] характеризует в своей работе опорно-двигательный аппарат подростков 14-15 лет и констатирует, что он может выдерживать значительные нагрузки статического характера продолжительные временные отрезки. Указанное качество основано на регуляции нервных процессов, особенностями сократительной способности мышц и их химическим составом. В указанном возрастном периоде происходит развитие отдельных функций мышц и параллельно происходит изменение показателя тонуса. Присутствующая способность мышечной системы к производству расслабления, является причиной скованных двигательных действий, пластичность наступает только после 15-16 лет.

          Однако другой автор A.B.  Лотоненко [27] утверждает о том, что в рассматриваемом нами возрасте, происходит завершение развития комплекса отделов двигательного анализатора. При развитии всех свойств опорно-двигательного аппарата происходят изменения в развитии двигательных способностей на основе позитивного формирования мышц, однако сам процесс развития двигательных способностей протекает в неравномерной форме, это поясняется присутствием благоприятных периодов. Координационные способности же развиваются несколько в раннем периоде к 13-14 годам, однако на основе регулярных занятий физическими упражнениями направленного характера можно воздействовать на эту способность в несколько старшем возрасте.

Н.Г. Озолин [33] в своей работе отмечает, что качество гибкости в существенной форме выражено в возрасте 13-14 лет, в этом двигательном действии принимают участие наиболее крупные части тела подростка. В несколько позднее время указанные показатели оказываются в стабилизационной форме, с условием того, когда не задействовать мышцы в выполнении упражнений на гибкость, этот показатель снижается в юношеском возрасте. Рассматривая сенситивные периоды развития силовых способностей, педагогам следует учитывать, что значительный прирост происходит с 10 до 15 лет. Двигательная способность, сенситивный период которой наступает в наиболее поздние сроки, чем остальные качества – общая выносливость, наиболее высокий уровень прироста выявлен в возрасте 11-12 лет. В указанном возрасте уровень выносливости повышается в упражнениях динамического и статического характера, наибольший прирост происходит к 25-30 годам. Автор поясняет, что регулярные физические нагрузки позитивно оказывают влияние на формирование телосложения человека, работе отдельных систем и органов, особенно это рекомендуется применять в период формирования.

Кровеносная система организма подростка аналогично подвержена возрастным изменениям, указывает ученый C.B. Начинская  [31], у детей изучаемого контингента после физической нагрузки выявлены изменения в наличии красных телец, это поясняется, что мышечная двигательная деятельность имеет свойство повышать в организме уровень эритроцитов и гемоглобина. Однако существуют моменты, когда высокий уровень физической нагрузки, выполняемый продолжительное время приводит к понижению указанных составов, это обязывает производить контроль, за состоянием занимающихся в процессе занятий.

           Автор В.В.  Рыцарев [42], изучающий половое созревание школьников подросткового возраста утверждает, что указанный процесс в значительном объеме увеличивает функциональное состояние желез внутренней секреции. Подростки в указанный период подвержены усиленному росту длины тела, а этот процесс сказывается на развитии внутренних органов, они отстают в этом направлении. Физические нагрузки в умеренной форме не могут оказывать влияние в негативной форме на развитие на сам процесс полового созревания, однако двигательная работа, производимая на уровне предельных нагрузок, может играть функцию задержки темпов в развитии всего организма подростка. По мнению автора, после воздействия на организм силовых тренировок с высоким уровнем нагрузки, у занимающихся с мочой может произойти увеличение гормонов коркового слоя надпочечника.

           В.Н.  Шустин [50] на основании своих работ констатирует результаты по изучению дыхательной системы подростков и как происходят эти изменения в процессе взросления. Примерный минутный объем производства дыхательных актов в указанном возрасте соответствует 110 мл/кг. Максимальный уровень объема вентиляции легких в подростковом возрастном периоде увеличивается до 1,8 литров в минуту на 1 кг. массы тела и регулярные тренировки имеют тенденцию способствовать этому приросту. Установлено, что возрастные особенности по повышению уровня жизненной емкости легких у подростков, занимающихся физическими упражнениями, существенно выше, чем у не занимающихся. Возрастной период, рассматриваемый нами характерен увеличением дефицита кислородного голодания в крови, скоростной режим восстановительного периода при этом существенно сокращается.

        Другой автор, A.B. Беляев [4], утверждает о том, когда уровень максимального потребления кислорода увеличивается, то этот показатель информирует нас о состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Автор в процессе проведенного исследования производил наблюдение за абсолютными и относительными размерами сердечной мышцы. Основным показателем работоспособности сердечной мышцы является частота сердечных сокращений, которая должна постепенно иметь тенденцию к понижению по мере тренированности организма.

1.4. Методика технической подготовки волейболистов

Ученые Ю.Д. Железняк [17] и О.М. Мирзоев [29], реализующие свою научную деятельность в области спортивных игр поясняет, что при практическом обучении игры в волейбол следует в первую очередь акцентировать организацию занятий на определении используемых методов, имеющих свое назначение для обучения,  развития, совершенствования и воспитания. Определение соответствующего метода происходит в соответствии с решением плановых педагогических задач и наличия учебного материала. Автор указывает, что в спортивных играх применяется перечень специфических методов, с помощью которых, происходит решение поставленных задач, это словесный, наглядный и личного показа. Указанные методы проходят свою реализацию в комплексном варианте:

- словесный метод используется для доведения информации для занимающихся о технических приемах, предлагаемых к овладению. При применении метода главной целью является сообщение о разучивании конкретного технического приема;

- наглядный метод несет в себе функции в виде показа двигательного действия в виде применения технического средства, однако в этом случае происходит словесное сопровождение демонстрации упражнения. Сама демонстрация упражнения рассматривается в теории спорта в виде вспомогательного средства;

- метод практического показа и многократного повторения конкретного технического действия, имеющего свою направленность обучения техники игровой деятельности. При реализации практического метода следует использовать специальные приемы и методы, применяемые для освоения техники игры, это целостно-конструктивный и расчлененно-конструктивный методы, в некоторых случаях используется метод сопряженного педагогического воздействия.

Автор  В.Н. Платонов [35] предлагает в наиболее частой форме применять расчлененно-конструктивный метод, когда расчленение происходит для поэтапного освоения игрового элемента на основе изучения отдельных его фазовых частей. Указанное расчленение игрового упражнения на отдельные элементы является эффективной формой овладения основным элементом, например, при разучивании нападающего удара первая фаза состоит из выпригивания и ловли в прыжке летящего мяча и т.д. Когда на основе подводящих упражнений упражнение уже изучено, рекомендуется приступать к его выполнению в целостном варианте и закрепление осуществлять с применением других педагогических методов.

Автор JI.A. Рапопорт [40] утверждает, что на начальном этапе освоения техники игровой деятельности в волейболе следует рассматривать овладение рациональными приемами на площадке. Поэтому основным критерием для этого является профессиональный отбор будущих волейболистов, которым доступна техника овладения игрой уже с 9-10 лет. В указанный период. основной задачей является специальная и общая физическая подготовка, направленная на развитие необходимых для конкретной деятельности физических способностей, и только потом следует приступать к обучению техники овладения игрой.

При обучении технике игры в волейбол, с точки зрения автора В.А. Ускова [46], основную роль играют специальные подводящие упражнения, которые необходимо профессионально варьировать на тренировочном занятии. Применение указанных упражнений помогают качественному освоению техники игры в более доступной форме. Кроме этого, рассматриваемые нами подводящие упражнения могут быть использованы далее для корректировки игровых элементов и исправления в них допускаемых ошибок. После освоения техники игровой деятельности в волейболе, на основе индивидуальных показателей следует ориентировать игрока на конкретную игровую работу.

Другой ученый О.Ю. Розин [41] рекомендует по окончанию освоения технических элементов игры в волейбол, использовать игровой метод, однако в некоторых случаях его следует применять в совокупности с соревновательным методом. Указанный прием рассматривается как эффективный способ, направленный на повышение эмоционального фона и качественному закреплению освоенного ранее упражнения. Автор акцентирует внимание на том, что в спортивных играх, в том числе в волейболе, отсутствуют определенные ограничения в применении игровых приемов при совершенствовании технического мастерства.

В отдельной форме реализации автор C.B. Легонысов [26] рассматривает соревновательный метод, который является специфическим при реализации игровой техники. Так на первом этапе освоения элементов игры, занимающиеся соревнуются в качественном овладении отдельных технических элементов, и только после этого в практических играх по упрощенным правилам и далее в соревновательной деятельности. Рассматриваемый метод является основным при приобретении практического опыта в игровых встречах. Кроме этого, соревновательный метод помогает достигнуть значительного показателя в совершенствовании техники игры в виде приобретения мастерства.

В работе ученого С.А. Полиевского [36], представлены варианты разучивания отдельных игровых приемов волейбола, когда следует его разделять на четыре последовательных этапа, построенных в логическом порядке:

-  дать общее представление выполнению техники конкретного двигательного действия волейбола;

- создание простейших условий для освоения игрового приема;

- освоение игрового приема в вариативной форме с повышенной сложностью;

- совершенствование технического мастерства в игровой практике.

Первый прием в виде общего представления, заключается в многократном практическом показе и словесном сопровождении, и только после этого приступать к реализации обучения.  Освоение приемов при простейших вариантах выполнения происходит для овладения структурной частью упражнения, однако более сложные элементы игры разучиваются на основе расчлененного метода.

К главным и основным средствам обучения элементам игры в волейбол, автор  В.В. Костюков [22] относит специальные упражнения, состоящие из вспомогательных и основных. Первые двигательные действия состоят из общеразвивающих, специальных и перенесенных из других видов спортивной деятельности.  Вторые состоят из упражнений, отнесенных к технической части освоения игры в волейбол. Упражнения общеразвивающего характера служат для решения поставленных задач, направленных на повышение уровня двигательной подготовленности игроков, к этому ряду упражнений относятся легкоатлетические и гимнастические направления, конкретной двигательной направленности в отношении определенной мышечной группы.

Другой автор В.А. Сальников [43] к подготовительным упражнениям относит двигательную работу, направленную на развитие к развитию необходимых для волейбола двигательных качеств – скоростно-силовых, координационных, скоростных и т.д. Характеризуя основные упражнения, автор относит это направление к изучению техники игры, когда последовательность обучения реализуется в определенном порядке:

- двигательная работа без использования мяча;

- двигательная работа, выполняемая с применением мяча и других приспособлений;

- упражнения. выполняемые на месте с дальнейшим переходом к передвижениям;

- реализация двигательной работы в вариативных исполнениях с сочетанием с другими элементами. Освоенные упражнения технического характера совершенствуются в процессе игровой деятельности в командной игре.

РЕЗЮМЕ

По окончанию изучения литературных источников и последующего анализа было выявлено, что критериями оценки освоения спортивного мастерства, является разница в показателях результативности игровой работы и специальными индивидуальными расчетами на каждого спортсмена, имеющего возможность проявить максимальные показатели в игре. Довольно затруднительно определить уровень освоения технического мастерства в видах спортивной деятельности, где отсутствует количественный показатель выполняемой работы, эта оценка, как правило, выставляется в баллах. Однако в игровых видах спортивной деятельности процент результативности игры определяется на основе выполненных попыток с целью достижения планируемого результата.

Изучаемый нами возраст характеризуется присутствием неуверенности и иногда самонадеянности, уверенность в своих мыслях и суждениях, определенной сдержанностью. Школьники старших классов способны впитывать в себя инновационные идеи, однако отклоняться от собственных интересов им довольно трудно.

Школьники 14-15 лет в анатомическом направлении характеризуются высоким уровнем роста поясничного отдела позвоночника, однако в медленной форме происходит рост шейного отдела. Однако этот рост отстает от роста туловища, по причине того, что верхние и нижние конечности растут в более, ускоренной форме.

Авторы предлагают в наиболее частой форме применять расчлененно-конструктивный метод, когда расчленение происходит для поэтапного освоения игрового элемента на основе изучения отдельных его фазовых частей. Указанное расчленение игрового упражнения на отдельные элементы является эффективной формой овладения основным элементом,

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования

         На основе решения задач, поставленных при организации исследования, в процессе педагогического эксперимента применялись следующие методы:

1. Анализ литературных источников по проблеме исследования.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Педагогический эксперимент.

4. Тестирование силовых способностей

5. Методы математической статистики.

Анализ научно-методической литературы позволил выявить существующие перспективные методики, направленные на обучение техники игры в волейбол школьников подросткового возраста, занимающихся в школьной секции. Установлены главные факторы, которые могут оказывать влияние на повышение эффективности тренировочного процесса и его организацию, определены наиболее приемлемые средства и методы для достижения поставленной цели.

           Педагогическое наблюдение применялось для изучения типологических особенностей и индивидуальности характера школьников, принимающих участие в педагогическом эксперименте, Кроме этого, выявлялись характеристики нервной системы по определению активности и инертности к двигательной работе.

Педагогический эксперимент имел функции основного метода исследования, в процессе которого производилась проверка поставленных задач и получения предполагаемых результатов, эффективности предложенной методики. В процессе исследовательской деятельности производились измерения параметров технической подготовки, достигнутых на основе применяемых средств.

Тестирование технической подготовки производилось для определения уровня воздействия экспериментальной методики на организм занимающихся и мониторинга динамики прироста, качества освоения отдельных технических элементов игры. Подбор общепринятых, а базовых тестов из волейбола происходил по причине наличия навыков у испытуемых на момент констатирующего тестирования. Для фиксирования констатирующих и контрольных показателей нами применялись следующие тесты:

а) Тест «Передача мяча через сетку в прыжке» применялся для определения качественного выполнения элемента на точность. Подготовка места тестирования: на противоположной стороне волейбольной площадки, обозначить мелом участки зон, в которые необходимо отправить мяч: в зонах  4, 1 и 6 размером 3х3 м. Задача испытуемого: с зоны 4 на противоположную сторону волейбольной площадки с передачи партнера, поочередно, выполнить качественно передачи с падением мяча в установленные зоны. Из трех попыток учитывается качественный и количественный показатель выполнения упражнения.

б) Тест «Верхняя передача с помощью стены» применялся с целью определения уровня развития точности и быстроты выполнения элемента из положений стоя и сидя в поочередной форме.  Подготовка места тестирования: определить с обозначением расстояние от стены 2,5 м, на стене обозначить границу на высоте 3 м в виде контрольной линии. Выполнение теста: выполнить подброс мяча над собой, и верхней передачей отправить мяч в стену, после отскока выполнить передачу над собой и принять положение «сед на полу», затем выполнить передачу над собой, встать, и отправить мяч передачей в стену из положения «стоя». Задача испытуемого: не нарушать установленных расстояний – высоты и длины. Фиксируется количество целостно выполненных серий из трех попыток.

в) Тест «Выполнение подач» применялся для определения точности и качества выполненных элементов. Задача испытуемого: необходимо выполнить верхнюю подачу мяча с попаданием в требуемую  тестируемым, зону противоположной площадки, (1,6,5). Фиксируется, и заносится в протокол количество и качество выполненных подач из трех попыток.

г) Тест «Выполнение нападающего удара», применялся с целью определения уровня качественного освоения технического элемента.  Правила выполнения элемента: испытуемый из зоны 4 отправляет передачей мяч партнеру в зону 3, из которой выполняется передача в зону 4 для выполнения нападающего удара, испытуемый выполняет нападающий удар с задачей попадания в границы противоположной площадки. Тоже задание  выполняется из 2 зоны. Задача испытуемого: из каждой указанной зоны необходимо качественно выполнить требуемый элемент, из 6 нападающих ударов учитывается их количество. Предоставляется 3 попытки, фиксируется лучший показатель.

д) Тест «Прием мяча с точной передачей» применялся с целью определения уровня качественного освоения технического элемента.  Правила выполнения элемента: из противоположной волейбольной площадки поочередно выполняются подачи мяча в зоны 5,6,1, испытуемый, находясь в зонах, производит прием мяча с отправкой его в зону 3, которая размечена мелом размером 3х3. Задача испытуемого: в качественно выполнить подряд 3 приема-передачи в установленную зону, предоставляется 3 попытки с последующей фиксацией лучшего показателя.

ж) Тест «Блокирование мяча»  применялся с целью определения уровня качественного освоения технического элемента направленного на защитные действия.  Правила выполнения элемента: испытуемый, находясь в зоне 3 в процессе передачи мяча на противоположной площадке, должен оказаться в соответствующей зоне и выполнить блокирование в процессе нападающего удара. Заранее обозначено, в какую зону выходить на постановку блока и примерную высоту полета мяча. Предоставляется по 3 попытки блокирования в зонах 2,3,4, фиксируется лучший показатель.  

Для обработки результатов исследования были использованы общепринятые методы математической статистики. Математические расчеты производились в программе Mikrosoft Excel 2007:  

1.Средний арифметичеϲкий  ()

2.Распределение  используемое в  для  оценивания,  доверительных  и тестирования  касающихся  среднего  выборки из  распределения:

\frac{\bar{X} - \mu}{S / \sqrt{n}} \sim \mathrm{t}(n-1)

3.Среднее квадратичное :

4.Вычисление  прироста  по формуле

                  V2 – V1

        W =                         х 100%,

                0,5 (V2+V1)

где V1 и V2 –  и конечный  контрольных

2.2.Организация исследования

Реализация педагогического эксперимента производилась на базе МБОУ «СОШ №9» г. Минусинска и МБОУ «СОШ №4» г. Абакана, Республики Хакасия. В педагогическом исследовании принимали участие 27  школьников (юношей), обучающихся в 8-9 классах учебных организаций в возрасте 14-15 лет, со стажем занятий волейболом 1,5 года. Для проверки гипотезы были сформированы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группа. Экспериментальная группа состояла из 14 детей, контрольная группа из 13 школьников. Контрольная группа занималась по стандартной программе подготовки волейболистов школьного уровня. Экспериментальная группа занималась по предложенной нами методике состоящей из вариативных комплексов специальных упражнений повышенной координационной сложности, направленных на качественное освоение и совершенствование элементов игры в рамках соревновательной деятельности среди школ города. Недельный цикл состоял из 3 тренировочных занятий, по два академических часа и дополнительно одного часа учебной игры.

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2020 февраль-апрель) нами произведен процесс подбора, систематизации и анализа литературных источников по проблеме исследования, с целью выявления наиболее перспективных методик, направленных на техническое обучение и совершенствование технического мастерства волейболистов.

Второй этап исследования включал в себя непосредственно реализацию педагогического эксперимента (2020 сентябрь –  2021 апрель). На указанном этапе исследования нами произведены: констатирующее тестирование показателей овладения техническими элементами волейбола исследуемого контингента детей, с учетом полученных данных сформированы контрольная и экспериментальная группы. Включена в процесс экспериментальная методика. По окончанию исследования нами произведено контрольное тестирование для определения эффективности применяемой нами методики.

На третьем этапе исследования (2021 апрель – 2022 май) производилась математическая обработка полученных показателей, описание и оформление выпускной квалификационной работы.

ГЛАВА III. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 14-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ ВОЛЕЙБОЛА

3.1. Теоретическое обоснование методики технической подготовки учащихся 14-15 лет, занимающихся в секции волейбола

        С учетом того, что научная сфера в области спортивных игр, в нашем случае – волейбола подразумевает методические приемы при разучивании простых и усложненных приемов игры специфическую структурную часть реализации, нами производился упор на отдельные этапные диапазоны:

- общее представление и анализ техники выполнения игрового элемента;

- освоение сложного элемента в искусственно созданных условиях с вариантами упрощения на основе подводящих упражнений;

- освоение элемента игры в условиях повышенной координационной сложности;

- совершенствование освоенных элементов игры в учебной игре.

        В процессе тренировочной деятельности на занятиях применялись стандартные методы, включенные в теорию спорта и физической культуры: повторный, игровой, соревновательный и интегральный.

        Этап общего представления и анализа техники выполнения игрового элемента заключался в правильной и акцентированной форме реализации двигательного действия. Игровой элемент показывался в многократной форме - на первом этапе с высоким темпом в соответствии с игровой ситуацией, далее в замедленной форме с кратким методическим сопровождением и анализом. Следующий этап заключался в практическом выполнении задания, с реализацией попыток и методическим сопровождением при допущении ошибок в фазах элемента.

        Этап освоения усложненного элемента в искусственно созданных условиях с вариантами упрощения на основе подводящих упражнений, проходил свою реализацию с задачей освоения структурной части изучаемого элемента на основе расчлененно-конструктивного метода. Если изучался нападающий удар, выполняемый в усложненных условиях, то на первой фазе освоения осваивалось напрыгивание с последующей ловлей мяча в максимальной точке фазы полета, вторая фаза включала в себя сам нападающий удар. Методические указания производились для устранения грубых ошибок в выполнении, затем работа происходила над более мелкими неправильными движениями.

        

Рис. Структурно-логическая схема методики технической подготовки школьников 14-15 лет. занимающихся в секции волейбола

Этап освоения элементов игры в условиях повышенной координационной сложности, проходил свою реализацию с целью доведения изучаемого элемента до совершенства с использованием высокого темпа исполнения, быстроты и ловкости. Усложненные условия создавались искусственно, применительно к стандартной и нестандартной игровой ситуации, особенно при взаимодействии с партнером и понимания друг друга. Само усложнение заключалось в увеличении скоростных и амплитудных характеристик, расстояния между игроками, изменениями направлений в движении мяча и только потом, в совокупности с другими игровыми элементами или на более малой площади с повышенным уровнем точности двигательного действия.

        Этап совершенствования освоенных элементов игры в учебной игре проходил свою реализацию с целью выполнения элемента игры в качественной форме при неожиданном изменении игровой ситуации в уже конкретной игре. В процессе учебной игры учителем выстраивались специфические игровые установки для последующей реализации с творческой инициативой и быстротой мыслительной деятельности.

        В качестве специальных средств. в процессе занятий, применялись упражнения, которые рассматривались как вспомогательные и основные, в первые включались двигательные действия из других видов спортивной и физкультурной деятельности и общеразвивающие, во вторые включались двигательные действия, включенные непосредственно в волейбол, и выполнялись в совокупности с другими элементами, происходящими в игровой ситуации.

Упражнения вспомогательного характера решали комплексно задачу разностороннего характера в подготовке занимающихся, в основном в направлении развития двигательных способностей, которые необходимы для эффективной реализации технических приемов игры. Применялись упражнения для отдельных мышечных групп, применяющих непосредственное участие в реализации игровых элементов, это скоростно-силового характера, скоростные, координационные, эстафеты с элементами игры в волейбол и т.д.

Включенные в тренировочную работу основные упражнения, решали задачу освоения игрового элемента в целостном исполнении или подводящие упражнения, выполняемые на основе применения расчлененно-конструктивного метода. Упражнения подводящего характера применялись при использовании расчлененно-конструктивного метода для освоения сложнокоординационных приемов техники игры, так как они являются сходными по своим признакам с реализацией разучиваемого элемента, это имитационные двигательные действия, выполнение упражнений со страховкой.

Освоенные технические приемы игры в процессе тренировочной работы совершенствовались в рамках реализации командной учебной игры или в период соревновательной деятельности.

3.2. Экспериментальное обоснование методики технической подготовки учащихся 14-15 лет, занимающихся в секции волейбола

Для выявления эффективности и качества разработанной и предложенной для апробирования экспериментальной методики, направленной на повышение показателей технической подготовки подростков 14-15 лет, занимающихся волейболом в рамках секционной деятельности в условиях средней общеобразовательной организации, был проведен педагогический эксперимент. На констатирующем этапе исследования было проведено тестирование с целью определения уровня освоения техники игровой деятельности, приобретенной за 1,5 года стажа занятий, с целью фиксирования показателей для дальнейшего мониторинга по воздействию на организм занимающихся экспериментальной методики. Второй задачей данного этапа исследования явилось формирование контрольной и экспериментальной групп, и сравнения в дальнейшем полученных показателей.  

До начала применения экспериментальной методики, уровень освоения игровых элементов волейбола в исследуемых группах, находился примерно на одинаковом уровне. Группы были сформированы по принципу - с одинаковым количеством подростков высокого, среднего и ниже среднего уровней по физической и двигательной подготовленности.

          Экспериментальная группа занималась по предложенной нами методике, контрольная группа по стандартной  схеме организации тренировочных занятий направленных. Контрольное тестирование, проведенное по окончанию педагогического  эксперимента, выявило, что произошли позитивные изменения в показателях в обеих исследуемых группах в сравнении с исходными данными, однако темпы прироста технической подготовленности школьников, отнесенным к экспериментальной группе, оказались на более высоком уровне в сравнении с подростками контрольной группы. Однако достоверность различий между констатирующими и контрольными результатами в обеих исследуемых группах p<0,05 (таблица 1,2).

Таблица 1

Показатели технической подготовки школьников 14-15 лет, занимающихся волейболом до и после экϲперимента (Х±ς)

Тесты

До

После

Доϲтоверность

Передача мяча через сетку в прыжке (кол-во)

ЭГ

1,6±0,2

2,6±0,3

p < 0,05

КГ

1,5±0,3

1,9±0,2

p < 0,05

Верхняя передача с помощью стены (кол-во)

ЭГ

3,1±0,4

7,1±0,6

p < 0,05

КГ

3,1±0,5

4,2±0,3

p < 0,05

Выполнение подач (кол-во)

ЭГ

1,1±0,2

2,3±0,1

p < 0,05

КГ

1,3±0,2

1,8±0,3

p < 0,05

Выполнение нападающего удара (кол-во)

ЭГ

3,1±0,6

5,4±0,6

p < 0,05

КГ

3,3±0,4

4,2±0,9

p < 0,05

Прием мяча с точной передачей (кол-во)

ЭГ

1,5±0,2

2,8±0,1

p < 0,05

КГ

1,6±0,1

2,0±0,2

p < 0,05

Блокирование мяча

(кол-во)

ЭГ

1,2±0,1

2,7±0,1

p < 0,05

КГ

1,3±0,1

1,9±0,1

p < 0,05

В тесте «Передача мяча через сетку в прыжке», который применялся для определения качественного выполнения элемента на точность. После контрольного прохождения, в обеих исследуемых группах подростков выявлены положительные изменения с достоверностью различий p < 0,05, однако в экспериментальной группе результат повысился в существенной форме – на 48,5%. В контрольной группе показатель можно считать высоким, прирост произошел на 21,1%.

В тесте «Верхняя передача с помощью стены», который применялся с целью определения точности и быстроты выполнения элемента из положений стоя и сидя в поочередной форме, аналогично, произошли значительные изменения в обеих исследуемых группах, так в экспериментальной группе прирост составил 56,4%, в контрольной группе – 26,2%.     

Таблица 1

Показатели прироста технической подготовки школьников 14-15 лет, занимающихся волейболом, после экϲперимента (%)

Тесты

ЭГ

КГ

Передача мяча через сетку в прыжке (кол-во)

48,5

21,1

Верхняя передача с помощью стены (кол-во)

56,4

26,2

Выполнение подач (кол-во)

52,2

27,8

Выполнение нападающего удара (кол-во)

42,6

21,5

Прием мяча с точной передачей (кол-во)

46,5

20,0

Блокирование мяча (кол-во)

55,6

31,6

В тесте «Выполнение подач», который применялся для определения точности и качества выполненных элементов, после применения предложенной методики, в экспериментальной группе произошел прирост на 52,2%, контрольной группе на 27,8%.

В тесте «Выполнение нападающего удара», который применялся с целью определения уровня качественного освоения технического элемента, выявлены значительные изменения, так в экспериментальной группе произошел прирост на 42,6%, в контрольной группе на 21,5%.

В тесте «Прием мяча с точной передачей»,  который применялся с целью определения уровня качественного освоения технического элемента, в экспериментальной группе произошел прирост на  46,5%, в контрольной группе на 20,0%.

В тесте «Блокирование мяча», который применялся с целью определения уровня качественного освоения технического элемента направленного на защитные действия, выявлен пророст показателя в экспериментальной группе на 55,6%, в контрольной группе на 31,6%.              

 На основании изложенных фактов и представленных результатов следует констатировать, что применение экспериментальной методики, направленной на повышение уровня технического мастерства у школьников 14-15 лет, занимающихся волейбольной секции в условиях общеобразовательной организации, является эффективным средством воздействия на двигательную сферу занимающихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Теоретически выполнен анализ научно-методической литературы, в процессе которого, выявлены особенности физического развития и психолого-педагогическая характеристика изучаемого контингента школьников. Выявлены эффективные методики ведущих ученых, направленные на техническую подготовку волейболистов.

2. В теоретической форме разработана экспериментальная методика, направленная на техническую подготовку школьников 14-15 лет, занимающихся волейболом в рамках секционной работы в условиях  общеобразовательной организации. В экспериментальную методику включены средства повышенной координационной сложности, которые были реализованы на основе повторного, игрового и соревновательного метода.

3. В процессе экспериментального апробирования выполнено обоснование, эффективности применения методики технической подготовки школьников 14-15 лет, занимающихся волейболом в рамках секционной работы в условиях  общеобразовательной организации. Получены положительные показатели в обеих исследуемых группах, однако в экспериментальной группе прирост оказался более существенным. Достоверность различий между констатирующими и контрольными результатами в обеих исследуемых группах  p < 0,05.

ВЫВОДЫ

Для выявления эффективности и качества разработанной и предложенной для апробирования экспериментальной методики, направленной на повышение показателей технической подготовки подростков 14-15 лет, занимающихся волейболом в рамках секционной деятельности в условиях средней общеобразовательной организации, был проведен педагогический эксперимент. Контрольное тестирование выявило, что произошли позитивные изменения в показателях в обеих исследуемых группах в сравнении с исходными данными, однако темпы прироста технической подготовленности школьников, отнесенным к экспериментальной группе, оказались на более высоком уровне в сравнении с подростками контрольной группы:  

- в тесте «Передача мяча через сетку в прыжке» в экспериментальной группе результат повысился на 48,5%, в контрольной группе прирост произошел на 21,1%;

- в тесте «Верхняя передача с помощью стены», в экспериментальной группе прирост составил 56,4%, в контрольной группе – 26,2%;

 - в тесте «Выполнение подач», в экспериментальной группе произошел прирост на 52,2%, контрольной группе на 27,8%.

- в тесте «Выполнение нападающего удара», в экспериментальной группе произошел прирост на 42,6%, в контрольной группе на 21,5%.

- в тесте «Прием мяча с точной передачей»,  в экспериментальной группе произошел прирост на  46,5%, в контрольной группе на 20,0%.

- в тесте «Блокирование мяча»,  выявлен пророст показателя в экспериментальной группе на 55,6%, в контрольной группе на 31,6%.

 На основании представленных результатов следует констатировать, что применение экспериментальной методики, направленной на повышение уровня технического мастерства у школьников 14-15 лет, является эффективным средством воздействия на двигательную сферу занимающихся.

             ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При реализации предложенной нами методики рекомендуется при разучивании простых и усложненных приемов игры использовать специфическую структурную часть реализации, с упором на отдельные этапные диапазоны:

- общее представление и анализ техники выполнения игрового элемента;

- освоение сложного элемента в искусственно созданных условиях с вариантами упрощения на основе подводящих упражнений;

- освоение элемента игры в условиях повышенной координационной сложности;

- совершенствование освоенных элементов игры в учебной игре.

        В процессе тренировочной деятельности на занятиях рекомендуется применять стандартные методы, включенные в теорию спорта и физической культуры: повторный, игровой, соревновательный и интегральный.

В качестве специальных средств. рекомендуется применять вспомогательные и основные упражнения, в первые должны включать в себя  двигательные действия из других видов спортивной и физкультурной деятельности, во вторые, двигательные действия, включенные непосредственно в волейбол.

Упражнения вспомогательного характера рекомендуется включать для решения комплексной задачи разностороннего характера в подготовке занимающихся, в основном в направлении развития двигательных способностей, которые необходимы для эффективной реализации технических приемов игры.

Основные упражнения, рекомендуется применять для решения задачи по освоению игровых элементов в целостном исполнении или подводящие упражнения, на основе применения расчлененно-конструктивного метода.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Амалин, М.Е. Методика оценки соревновательной деятельности в спортивных играх Текст. / М.Е. Амалин, О.С. Шилов // Теория и практика физической культуры. 2016. - № 4. - С. 19-21.

2. Бальсевич, В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания/В.К.  Бальсевич// Теория и практика физической культуры. 2019. - № 4. - С. 21.

3. Беляев, A.B. Методика воспитания физических качеств волейболистов: Метод, разработка для слушателей повышения квалификации и студентов ГЦОЛИФКа/ A.B.   Беляев. М., 2013. - 36 с.

4. Беляев, A.B. Волейбол: теория и методика тренировки/ A.B.Беляев, Л.В. Булыкина.-М.: Физкультура и спорт, 2007. 184 с

5. Беляев, A.B. Прыжковая подготовка волейболистов в подготовительном периоде на основе анализа их соревновательной деятельности/ A.B.Беляев, Л.В. Булыкина // Теория и практика физической культуры. 2004. - № 3. -С. 37 - 38.

6. Беляев, A.B. Методика развития физических качеств волейболиста: Метод, разработка для слушателей ВИУ и студентов специализации волейбол РГУФК/ A.B. Беляев, О.С. Булыкин, JI.B. Булыкина.М., 2004. - 32 с.

7. Бриль, М.С. Индивидуализация в спортивных играх: трудности, опыт, перспективы/ М.С.  Бриль// Теория и практика физической культуры. 2001. - № 5. -С. 32-33.

8. Верхошанский, Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки/Ю.В.  Верхошанский// Теория и практика физической культуры. 2013. - № 8. - С. 21 - 28.

9. Волейбол: Сб. статей / Сост. Ю.Н. Клещев. М.: Физкультура и спорт, 2013. - 93 с.

10. Воробьев, А.Н. Принцип индивидуализации — фикция или закономерность в современном тренировочном процессе/А.Н. Воробьев// Теория и практика физической культуры, 2016. № 6. - С. 29 - 31.

11. Гераськин A.A. Методология создания тренажерных средств в спортивных играх // Теория и практика физической культуры. -2005. -№ 10.-С. 33 35.

12. Гуревич, И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / И.А. Гуревич . Мн.: Высшая школа, 1985. - 256 с.

13. Дмитриенко, E.H. Опыт применения электростимуляции мышц в процессе тренировки пловцов / E.H. Дмитриенко, A.A. Немченко. -В кн.: Проблемы спортивной тренировки. Минск, 2014. - С. 237- 239.

14. Железняк, Ю.Д., Кунянский, В.А. Волейбол: У истоков мастерства / Под.ред. Ю.В. Питерцева Текст. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. - 336 с.

15. Железняк, Ю.Д., Кунянский, В.А., Чачин, A.B. Волейбол: Методическое пособие по обучению игре. М.: Издательский дом «Грааль», 2002. - 192 с.

16. Железняк, Ю.Д., Петров, П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте/ Ю.Д. Железняк, П.К. ПетровМ.: Изд. центр «Академия», 2001. - 264 с.

17. Железняк, Ю.Д., Шипулин, Г.Я., Сердюков, О.Э. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе // Теория и практика физической культуры. 2004. - № 4. - С. 30 - 33.

18. Ирхин, В.Н. Медико-биологические проблемы физической культуры и спорта в современных условиях / В.Н. Ирхин, Ф.И. Собянин, В.К. Климова, A.B. Посохов, В.В. Сокорев // Теория и практика физической культуры. -№ 2. 2004. - С. 62 - 63.

19. Каширин, В.А., Демиденко, О.В. Моделирование процесса формирования ловкости у волейболистов массовых разрядов (17-19 лет) // Теория и практика физической культуры. 2007. - № 4. - С. 37 - 38.

20. Клещев, Ю.Н. Волейбол (Школа тренера). М.: Физкультура и спорт, 2005.-400 с.

21. Клещев, Ю.Н. Подготовка команды к соревнованиям: Учеб. пособие Текст. -М.: СпортАкадемПресс, 2002. 192 с.

22. Костюков, В.В. Олимпийские перспективы мужской сборной команды России по пляжному волейболу // Теория и практика физической культуры. 2004. - № 8. - С. 37-38.

23. Кузнецов, В.В., Новиков, A.A., Шустин, Б.Н. Научные основы создания «моделей сильнейших спортсменов» // Проблемы современнойсистемы подготовки высококвалифицированных спортсменов. М.: ВНИИФК, 2015. - Вып. 2. - С. 24 - 26.

24. Кузнецов, В.В., Шустин, Б.Н. Методология построения модельных характеристик сильнейших спортсменов // Совершенствование управления системой подготовки квалифицированных спортсменов (теоретические аспекты). М.: ВНИИФК, 2011. - С. 68 - 80.

25. Легоньков, C.B. Динамика адаптивных процессов детей различных соматических типов и вариантов развития, занимающихся волейболом // В сб. науч. тр.: Адаптация, физическая культура и спорт.- Смоленск, 2017.-С. 37 -39.

26. Легонысов, C.B., Ермаков, В.В., Родин, A.B. Оптимизация факторов, определяющих структуру отталкивания при обучении нападающему удару волейболистов разной квалификации // Теория и практика физической культуры. 2005. - № 7. - С. 31 - 32.

27. Лотоненко A.B., Стеблецов Е.А. Физическая культура и ее виды в реальных потребностях студенческой молодежи // Теория и практика физической культуры. 2017. - № 6. - С. 26, 39-41.

28. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П.  Матвеев.М.: Физкультура и спорт, 2017. - 280 с.

29. Мирзоев, О.М. Применение восстановительных средств в спорте / О.М. Мирзоев/ О.М. Мирзоев. СпортАкадемПресс, 2000. - 204 с.

30. Митин Е.А. Оптимизация двигательных действий при блокировании в волейболе с учетом биомеханических характеристик // Актуальные вопросы оптимизации тренировочного процесса в видах спорта, Смоленск, 2001. - С. 66 - 70.

31. Начинская, C.B. Спортивная метрология: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. М.: Издательский центр «Академия», 2005.-240 с.

32. Никитушкин, В.Г., Квашук, П.В., Бауэр, В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва/В.Г. Никитушкин, П.В.Квашук, В.Г. Бауэр : монография. -М.: Советский спорт, 2005. 232 с.

33. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать/Н.Г. Озолин. М.: ООО Астрель, 2003. - 863 с.

34. Основы управления подготовкой юных спортсменов /Под ред. М.Я. Набатниковой. М.: Физкультура и спорт, 2012. - 280 с.

35. Платонов, В.Н. Теоретико-методологические аспекты построения тренировочного процесса в течение года и макроцикла // Научно-спортивный вестник. — 2013. №5. - С. 32-35.

36. Полиевский, С.А. Стимуляция двигательной активности: монография Текст. /С.А. Полиевский. М.: Физическая культура, 2006. -256 с.

37. Проходовская, Р.Ф. Интенсификация двигательных действий под влиянием электростимуляции в видах спорта с преимущественным проявлением выносливости Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2002. 24 с.

38. Ратов, И.П. Двигательные возможности человека (нетрадиционные методы их развития и восстановления) / И.П. Ратов. — Минск, 2014. 116 с.

39. Ратов, И.П. К методологии использования искусственно созданных условий при изучении движений: Сб. научн. тр. «Принципиальные вопросы биомеханического анализа спортивных двигательных действий». Малаховка: МОГИФК, 2007. - С. 31-37.

40. Рапопорт, JI.A. Спорт в вузе: проблемы организации/JI.A. Рапопорт// Теория и практика физической культуры, 2001. № 8. - С. 16 - 18.

41. Розин, О.Ю. Некоторые теоретико-методологические аспекты этапного педагогического контроля физического состояния и подготовленности спортсмена // Теория и практика физической культуры. -2017.-№ 11.-С. 41-43.

42. Рыцарев, В.В. Волейбол: попытка причинного истолкования приемов игры и процесса подготовки волейболистов/В.В. Рыцарев.М.: 2005.-384 с.

43. Сальников, В.А. Индивидуальные различия как основа оптимизации спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2003.-№ 7. - С. 2 - 9.

44. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Порт-нов, В.П. Савин и др. Текст. М.: Академия, 2004. - 400 с.

45. Теория и методика спорта: Учеб. пособие для училищ олимпийского резерва / Под ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова Текст. М., 2007.-416 с.

46. Усков, В. А. Педагогическая технология программированной тактико-технической подготовки спортсменов в игровых видах спорта // Теория и практика физической культуры. 2003. - № 11. — С. 6- 7.

47. Филин, В.П. Спортивная подготовка как многолетний процесс //Современная система спортивной тренировки / Под ред. Ф.П. Суслова многолетний процесс, B.JI. Сыча, Б.Н. Шустина Текст. М.: изд-во СААМ, 1995.-С. 351 - 389.

48. Фурманов, А.Г. К вопросу о развитии скоростных и скоростно-силовых качеств у студентов (на примере волейбола). В сб.: Материалы научно-исследовательской конференции по физической культуре и спорту. - Красноярск, 2014. - С.46-48.

49. Шестаков, М.М. Методические основы индивидуализации подготовки в командных, спортивных играх // Теория и практика физической культуры. 2019. - № 3. - С. 12-15.

50. Шустин, В.Н. Проблема разработки модельных характеристик соревновательной деятельности спортсменов // Теория и практика физической культуры.2013. - № 11. - С. 25 - 28.