Психофизиологическая организация процесса чтения

Никулина Анна Сергеевна

В данной статье раскрывается взаимосвязь всех зон головного мозга для процесса чтения ,каждая из них вносит свой вклад и осуществляет сложный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihofiziologicheskaya_organizatsiya_protsessa_chteniya.docx14.86 КБ

Предварительный просмотр:

Психофизиологическая организация процесса чтения

Современные представления о высших психических функция базируются на учении А.Р. Лурии (1975,  1998),  П.К. Анохина (1979),  Л.С. Выготского (1999,  2000),  создавших основу для системного изучения механизмов психики. Авторами была разработана теория о психических процессах человека- это сложная функциональная система ,  которая не локализуется в отдельных участках мозга,  а представляет собой консолидацию различных участков мозга,  каждый из которых вносит свой вклад.

А.Р. Лурия (1950,  1963,  1967,  1973,  1975,  1998) впервые в отечественной психологии описал мозговую организацию письма и чтения. Им было выделено три функциональных блока мозга взаимодействие которых было необходимым для реализации какого-либо вида психической деятельности. Каждый блок имеет сложное строение из надсроенных друг над другом корковых зон трёх типов – первичных,  вторичных,  тертичных полей.

Первый блок – обеспечивает регуляцию тонуса и отвечает за бодрствование мозга,  второй блок- отвечает за получение,  переработку и хранение полученной информации и третий блок –это зоны мозга которые обеспечивают регуляцию,  контроль и программирование психической деятельности.

Для нормального протекания всех психических процессов необходим оптимальный тонус мозговой коры,  за это отвечает первый блок,  отделы которого расположены в средней линии,  он длительно сохраняет бодрствующее состояние и тормозит те процессы , которые не нужны для решения задачи поставленной субъектом. При поражении этих отделов коры головного мозга,  нарушается протекание психических процессов,  снижается работоспособность,   и образуется широкий комплекс расстройств , среди которых встречается нарушения чтения (Симерницкая Э.Г.,  1985).

Основной функцией второго блока является приём,  переработка и хранение информации. Во время чтения он обеспечивает следующие компоненты: переработку зрительной,  пространственной , слухоречевой и кинестетической информации.

В течение длительного времени существовало представление о том,  что правое полушарие не принимает участия в речевых процессах,  и даже обширные его поражения не приводят к возникновению речевых расстройств.

Результаты нейропсихологических исследований позволили существенно расширить феноменологию речевых расстройств,  возникающих при поражениях правого полушария мозга. Проведённые исследования показали,  что правое полушарие вносит вклад в речевую и имеет отношение к процессам слухо-речевой памяти. В отличие от левого полушария,  которое обеспечивает организацию вербально - мнестических процессов,  правое полушарие отвечает за непроизвольное запоминание.

Таким образом,  правое полушарие у детей,  так же как и у взрослых,   принимает непосредственное участие в осуществлении речевых процессов.

Третий блок обеспечивает организацию движений их программирование,  регуляцию и контроль чтения. При поражении этого блока (лобные отделы),  не затрагивая другие блоки,  существенно нарушается все вышеперечисленные процессы.

Таким образом для процесса чтения важна функциональная взаимосвязь всех зон головного мозга. Каждая из них вносит свой вклад и осуществляет сложный процесс,  поэтому если хотя бы одно звено выпадет из строя ,  это приведёт к сбою в системе , что приведёт к нарушению  чтения.