Статья " Роль устной речи в обучении английскому языку"

Устная речь как цель обучения выступает средством общения, с помощью которого происходит получение информации при аудировании, передача информации в  высказывании, обмен информацией в беседе, когда устная речь связана с методом применения в обучении иностранному языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_ustnoy_rechi_v_angliyskom_yazyke.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

 Роль устной речи в обучении английскому языку

        

В современной методике обучения иностранным языкам в школе, как в отечественной, так и в зарубежной, устная речь широко используется как средство обучения, что позволяет учителю приобщать учащихся к речевой коммуникации с самого начала изучения ими иностранного языка. Школьникам обеспечивается возможность слышать и видеть, как, в каких ситуациях употребляются вводимые слова или грамматические структуры посредством включения в активную работу анализаторов; мобилизуется внимание обучаемых, стимулируется познавательный интерес (Гойхман 2008: 22).

Устная речь как цель обучения выступает средством общения, с помощью которого происходит получение информации при аудировании, передача информации в  высказывании, обмен информацией в беседе, когда устная речь связана с методом применения в обучении иностранному языку. Применение устной речи – это то, для чего изучается иностранный язык, что может вызвать у учащихся подлинный интерес к данному учебному предмету в школе и желание им заниматься. Задания в этом случае направляют внимание учащегося на смысловое содержание высказывания при его восприятии на слух или в процессе говорения, когда самому нужно высказаться в данной ситуации. Устная речь используется и как средство обучения, с помощью которого осуществляется выработка автоматизма в воспроизведении и трансформации усваиваемых лексических единиц и грамматических структур.

При устной основе обучения, когда проводится устный вводный курс и в дальнейшем соблюдается довольно большой разрыв между устной и письменной речью в отношении усваиваемого материала, роль устной речи чрезвычайно велика. При работе с изучаемым материалом учитель использует все методы: ознакомление, тренировку и применение без зрительного подкрепления в виде печатного текста, т.е. без обращения к чтению и письму.

При устном опережении так же, как при устной основе обучения, учащиеся усваивают грамматический материал следующими способами.

1. Учащиеся наблюдают за новым явлением в устной речи, слушают с тем, чтобы понять значение вводимого материала. Внимание учащихся направлено на содержание высказывания, в котором подается новое грамматическое явление. В их задачу входит понять, осмыслить, осознать вводимый материал, а задача учителя – проконтролировать понимание. Учитель либо сам создает ситуации, либо использует наглядные пособия, сопровождая показ высказываниями и некоторыми пояснениями, наблюдая за реакцией учащихся.

2. Учащиеся аудируют и правильно воспроизводят грамматическую форму, как в изолированном виде, так и главным образом в типовом предложении, ориентируясь на образец. Учитель контролирует правильность воспроизведения каждым учащимся, при этом используется индивидуальное и хоровое проговаривание.

3, Учащиеся аудируют и многократно повторяют речевые образцы (типовые предложения) с разным лексическим наполнением. Употребление нужного слова или словосочетания обеспечивается «подсказкой», либо наглядными средствами, либо словом, словосочетанием на родном языке.

Устное выполнение тренировочных упражнений обеспечивает учащимся возможность применения усваиваемого материала в речи и облегчает чтение и письмо (Пассов 2002: 40).

Если новым для учащихся является лексика, они усваивают форму (звуковую, грамматическую), значение и употребление слова такими способами:

1. Они наблюдают при аудировании за словом в устной речи. Они слушают, стараясь понять значение слова и, проследить за тем, как оно сочетается с другими словами.

2. Учащиеся аудируют и многократно повторяют слова в различных сочетаниях и составляют словосочетания. Употребление нужного слова учитель «подсказывает» им, в противном случае сами учащиеся могут составлять сочетания, невозможные для изучаемого языка, например: strong rain (сильный дождь) вместо heavy rain.

3. Учащиеся аудируют, повторяя различные речевые образцы, грамматические структуры. Повторение обеспечивается созданием определенных ситуаций.

4. Учащиеся используют слова в ситуациях, создаваемых учителем.

Устное выполнение вышеназванных упражнений готовит учащихся к применению усваиваемой лексики в речи и создает благоприятные условия для обучения чтению и письму.

Используемая как средство обучения устная речь позволяет:

1. Сосредоточить внимание на обучении произношению, так как учащиеся имеют дело только со звуковым языком со звучащей речью.

2. Больше времени уделять слушанию, повторению, воспроизведению с некоторыми изменениями усваиваемого материала, поскольку вся работа ведется устно.

3. Развивать у учащихся способность воспринимать учебный материал по слуховому каналу, что является немаловажным фактором для овладении иностранным языком.

4. Обеспечивать естественную последовательность при каждом небольшом шаге в овладении изучаемым языком от слушания к говорению, а затем чтению и письму.

5. Развивать у учащихся интерес к предмету иностранного языка (Заир-Бек 2004: 137).

Использование устной речи в качестве средства обучения иностранному языку осуществляется успешно при следующих условиях:

  1. учитель свободно владеет преподаваемым языком и может адаптировать речь к конкретным условиям класса, не нарушая при этом аутентичность речи;
  2. учитель знает возможности всего класса, что необходимо для выбора методических приемов, использования реальных ситуаций;
  3. учитель располагает всеми компонентами учебного комплекса, умеет работать с каждым компонентом, а также имеет дополнительные наглядные пособия для ознакомления с учебным материалом;
  4. учителю удается обеспечивать высокий темп урока, позволяющий много сделать за счет дифференцированного подхода к учащимся;
  5. учителю нужно владеть технологией обучения (Зимняя 2010: 209).

В методике преподавания иностранных языков 21 века выделяют следующие основные методы контроля языковых навыков и речевых умений:

  • метод визуально – текстовый: обучающимся предлагается прочитать текст (на это отводиться 3 – 5 минут); далее учитель уточняет, все ли было понятно; после чего преподаватель собирает тексты обратно и предлагает обучающимся попытаться передать его основную суть.
  • метод «спонтанности»: подразумевает под собой мини – игру, в которую ученики вовлекаются с самого начала урока (обучающиеся не догадываются о контроле).
  • метод «вопрос – ответ»: подразумевает не просто ответы на вопросы, а развитие дискуссии (каждый ученик заранее готовит свои реплики, по заданным заранее ситуациям и манерами поведения)
  • метод «тестового контроля»
  • метод «аудирования»: обучающимся предлагается текст для аудирования, после прослушивания, которого они должны будут постараться понять и сформулировать его основную мысль.