Методическая разработка классного часа на тему "Раздельный сбор отходов".

Методическая разработка классного часа на тему "Раздельный сбор отходов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glushkova_klassnyy_chas.docx117.78 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час.

Тема: Раздельный сбор отходов.

Цели:

Воспитание экологического мышления и бережного отношения к природе.

Сформировать знания о способах переработки и вторичном использовании бытовых отходов.

Ознакомить с правилами раздельного сбора отходов.

Сформировать навыки раздельного сбора бытовых отходов.

Материалы и оборудование: проектор, экран, фломастеры, карандаши, бумага.

Организационный этап. Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя.

Мотивационный этап.

Преподаватель предлагает обучающимся расшифровать аббревиатуру ТБО.

Если обучающиеся быстро не отвечают, процесс идет в виде игры. Обучающиеся спрашивают живое или неживое и тому подобное, преподаватель может отвечать только да или нет. При необходимости преподаватель дает подсказку. В итоге определяемся, что ТБО это твердые бытовые отходы.

Дается определение: ТБО-не утилизируемые в быту твердые вещества, образующиеся в результате жизнедеятельности людей и износа предметов быта.

Преподаватель спрашивает у обучающихся как они думают, что происходит с мусором, который выбрасывается в мусорный контейнер? Обучающиеся высказывают свои предположения.

Преподаватель спрашивает возможно ли с пользой использовать мусор и как? Обучающиеся выдвигают свои предложения.

Познавательный этап.

Преподаватель объясняет, что в реальности происходит с мусором, который мы выбрасываем, чем опасны свалки, какие опасности есть в сжигании несортированных отходов, какие существуют способы переработки мусора. Что такое раздельный сбор ТБО, его правила, преимущества раздельного сбора ТБО. Рассказ сопровождается иллюстрациями в виде слайдов презентации.

На каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год. Проблема утилизации бытовых отходов стоит очень остро в современном мире. На данный момент существует три основных способа переработки твердых бытовых отходов (ТБО): захоронение, сжигание, сортировка и переработка. Захоронение – самый антиэкологичный способ. Сконцентрированные на свалках отходы – опасные источники загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв и растений. Сложившаяся ситуация представляет реальную угрозу здоровью людей. Попадая на свалку, мусор начинает разлагаться. У разных материалов свой срок полного разложения:

бумаги - от 2 до 10 лет,

консервной банки - 90 лет,

полиэтиленового пакета - 200 лет,

пластмассы - 500 лет,

стекла - 1000 лет

Сжигание мусора может приносить пользу человеку – давать энергию для дальнейшего использования. Одна тонна мусора может дать 400 КВт-час. Однако даже при самой совершенной технологии сжигания мусоросжигательные заводы загрязняют атмосферу. Третий способ – это сортировка и переработка мусора. Перерабатывать ТБО выгодно, на вторичное сырьё - бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы и др. - всегда есть спрос. Приводятся примеры того, что получают из вторичного сырья. Из вторсырья производится целый ряд бумажной продукции, в первую очередь картон, туалетная бумага, а также отдельные виды стройматериалов. ПЭТ (полиэтиленовые) бутылки очищаются от постороннего мусора (крышки, этикетки), после чего моются от грязи и остатков содержимого, сортируются по цвету, и дробятся на пэт-хлопья. ПЭТ-хлопья используются как сырье для целого ряда продуктов, которые иначе были бы сделаны из полиэстера. Например полиэфирные волокна (основной материал для производства одежды, подушек, ковров и т. д.), полиэфирные листы, обвязки (бандажная лента), или снова ПЭТ-бутылки и др. Собранные банки и бутылки превращают в стеклянный бой – так в производстве называют размельченное упаковочное стекло. Стеклянный бой пропускают через магнит, чтобы отделить оставшиеся металлические крышки от бутылок. Для производства стекла используют кварцевый песок, соду и известняк, но 30-40% от общей массы можно заменить стеклянным боем, что экономит природное сырье и энергию на производство. То, что не проходит вторичную переработку отправляется на утилизацию, в основном утилизируется мусор двумя способами: захоронение, сжигание. А еще бывает, что не утилизируется вовсе, а лежит на свалке.
 

Весь наш мусор можно разделить на несколько групп: бумага, пластик, стекло и смешанный мусор. И выбрасывать в соответствующие контейнеры.

Контейнеры для бумаги. Выбрасывать в них можно: журналы, газеты, раздаточные материалы, бумажные упаковки, картонные коробки, рекламные листовки, календари, упаковку из картона.

Контейнеры для пластика. Полиэтиленовые бутылки, канистры, полиэтиленовую пленку и пакеты, пластиковую упаковку от шампуней, гелей для душа и другой косметики, бутылки из-под бытовой химии, пластиковые бутылки из-под питьевых йогуртов, молока, кефира и т.д., пищевую пленку, ручки без стержней, линейки.

Контейнер для стекла.

Но не весь мусор можно рассортировать по этим контейнерам. Весь остальной мусор мы выбрасываем в контейнеры для смешанного мусора.

Деятельностный этап.

Задание: объединиться в группы по 4 человека. Каждая группа на большом листе бумаги (ватмане) рисует цветные контуры контейнеров по образцу на слайде и подписывает их. Каждый участник группы вспоминает, что за последние три месяца выбрасывал в мусорную корзину находясь в колледже и рисует эти предметы внутри соответствующего контейнера (если предмет сложно нарисовать пишет название). На листе каждая группа также пишет почему считает важным раздельный сбор отходов.

По окончании выполнения задания группы демонстрируют свои плакаты.

Рефлексия.

Преподаватель говорит, что скоро на территории будут установлены контейнеры для раздельного сбора мусора. Спрашивает будут ли обучающиеся ответственно подходить к их использованию? Почему?