ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ. (АООП ООО, вариант 2.2)

Дебель Мария Александровна

Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым структурным компонентом адаптированной основной образовательной программы основного общего образования (АООП ООО) обучающихся с нарушениями слуха, учитывающей их особые образовательные потребности.

ПКР вариативна по форме и по содержанию в зависимости от состава обучающихся с нарушениями слуха, региональной специфики и возможностей образовательной организации.

При проектировании ПКР учитывается, что контингент обучающихся с нарушениями слуха, получающий образование в соответствии с рекомендациями ПМПК на основе АООП ООО (вариант 2.2) неоднороден, включает:

  • слабослышащих и позднооглохших обучающихся, получивших начальное общее образование на основе АООП НОО (вариант 2.2) и достигших планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов;
  • глухих обучающихся, которым на начало школьного обучения ПМПК было рекомендовано получение начального общего образования на основе АООП НОО (вариант 2.2) и которые успешно достигли личностных, метапредметных и предметных результатов, предусмотренных данным вариантом АООП НОО;
  • обучающихся с КИ[1], получивших начальное общее образование на основе АООП НОО (вариант 2.2) и достигших планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов;
  • обучающихся с КИ, операция кохлеарной имплантации которым проведена в школьном возрасте на этапе, близком к переходу на уровень основного общего образования, обучавшихся до операции (при сенсоневральной глухоте и протезировании индивидуальными слуховыми аппаратами) по рекомендации ПМПК основе АООП НОО (вариант 2.2), достигших планируемых результатов образования и планируемых результатов первоначального этапа реабилитации после кохлеарной имплантации;
  • обучающихся с КИ, операция кохлеарной имплантации которым проведена в школьном возрасте на этапе, близком к переходу на уровень основного общего образования, обучавшихся до операции (при сенсоневральной глухоте и протезировании индивидуальными слуховыми аппаратами) на основе АООП НОО (вариант 1.2), достигших планируемых результатов АООП НОО (вариант 1.2) и успешно достигших планируемых результатов первоначального этапа реабилитации после кохлеарной имплантации;
  • обучающихся с нарушениями слуха, получивших начальное общее образование на основе АООП НОО (варианты 1.1 или 2.1) или ООП НОО (основная образовательная программа начального общего образования для нормативно развивающихся обучающихся), но испытывавших значительные трудности в процессе овладения содержанием учебных предметов, жизненными компетенциями, а также при межличностном взаимодействии со сверстниками и взрослыми: этим обучающимся (с учетом их особых образовательных потребностей) при переходе на уровень основного общего образования ПМПК рекомендована АООП ООО (вариант 2.2);
  • глухих обучающихся, получивших начальное общее образование на основе АООП НОО (вариант 1.2) и достигших значительных успехов в общем и речевом развитии, уровня личностных, метапредметных и предметных результатов, позволяющий продолжить обучение на основе АООП ООО (вариант 2.2), которым ПМПК с учетом их особых образовательных потребностей рекомендована АООП ООО (вариант 2.2).


[1]  Здесь и далее: обучающиеся с КИ – обучающиеся, перенесшие операцию/ операции кохлеарной имплантации; могут пользоваться (с учетом медицинских показаний) двумя кохлеарными имплантами или кохлеарным имплантом и индивидуальным слуховым аппаратом, а также только кохлеарным имплантом. (с учетом медицинских показаний или по собственному желанию).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrektsionnoy_raboty_dfhbfyn_22.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.

(АООП ООО, вариант 2.2)

Пояснительная записка

         Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым структурным компонентом адаптированной основной образовательной программы основного общего образования (АООП ООО) обучающихся с нарушениями слуха, учитывающей их особые образовательные потребности.

ПКР вариативна по форме и по содержанию в зависимости от состава обучающихся с нарушениями слуха, региональной специфики и возможностей образовательной организации.

При проектировании ПКР учитывается, что контингент обучающихся с нарушениями слуха, получающий образование в соответствии с рекомендациями ПМПК на основе АООП ООО (вариант 2.2) неоднороден, включает:

  • слабослышащих и позднооглохших обучающихся, получивших начальное общее образование на основе АООП НОО (вариант 2.2) и достигших планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов;
  • глухих обучающихся, которым на начало школьного обучения ПМПК было рекомендовано получение начального общего образования на основе АООП НОО (вариант 2.2) и которые успешно достигли личностных, метапредметных и предметных результатов, предусмотренных данным вариантом АООП НОО;
  • обучающихся с КИ[1], получивших начальное общее образование на основе АООП НОО (вариант 2.2) и достигших планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов;
  • обучающихся с КИ, операция кохлеарной имплантации которым проведена в школьном возрасте на этапе, близком к переходу на уровень основного общего образования, обучавшихся до операции (при сенсоневральной глухоте и протезировании индивидуальными слуховыми аппаратами) по рекомендации ПМПК основе АООП НОО (вариант 2.2), достигших планируемых результатов образования и планируемых результатов первоначального этапа реабилитации после кохлеарной имплантации;
  • обучающихся с КИ, операция кохлеарной имплантации которым проведена в школьном возрасте на этапе, близком к переходу на уровень основного общего образования, обучавшихся до операции (при сенсоневральной глухоте и протезировании индивидуальными слуховыми аппаратами) на основе АООП НОО (вариант 1.2), достигших планируемых результатов АООП НОО (вариант 1.2) и успешно достигших планируемых результатов первоначального этапа реабилитации после кохлеарной имплантации;
  • обучающихся с нарушениями слуха, получивших начальное общее образование на основе АООП НОО (варианты 1.1 или 2.1) или ООП НОО (основная образовательная программа начального общего образования для нормативно развивающихся обучающихся), но испытывавших значительные трудности в процессе овладения содержанием учебных предметов, жизненными компетенциями, а также при межличностном взаимодействии со сверстниками и взрослыми: этим обучающимся (с учетом их особых образовательных потребностей) при переходе на уровень основного общего образования ПМПК рекомендована АООП ООО (вариант 2.2);
  • глухих обучающихся, получивших начальное общее образование на основе АООП НОО (вариант 1.2) и достигших значительных успехов в общем и речевом развитии, уровня личностных, метапредметных и предметных результатов, позволяющий продолжить обучение на основе АООП ООО (вариант 2.2), которым ПМПК с учетом их особых образовательных потребностей рекомендована АООП ООО (вариант 2.2).

При проектировании ПКР учитывается неоднородность контингента обучающихся с нарушениями слуха, которым психолого – медико - педагогической комиссией (далее - ПМПК) рекомендована АООП ООО (вариант 2.2) с учетом уровня общего и речевого развития, достигнутых личностных, метапредметных и предметных результатов начального общего образования, особых образовательных потребностей.

АООП ООО (вариант 2.2) предполагает обязательную реализацию ПКР в системе учебной и внеурочной деятельности при создании специальных условий, учитывающих особые образовательные потребности разных (перечисленных выше) категорий обучающихся с нарушениями слуха и определяющих логику построения образовательного процесса, его организацию, структуру и содержание на основе личностно ориентированного и индивидуально – дифференцированного подходов.

ПКР уровня основного общего образования непрерывна и преемственна с другими уровнями образования, учитывает региональную специфику и возможности образовательной организации.

Программа коррекционной работы разрабатывается на период получения основного общего образования и включает целевой, содержательный и организационный разделы: 

  • в целевом разделе определяются цель и задачи реализации ПКР, принципы ее реализации и планируемые результаты;
  • в содержательном разделе представлены направления коррекционно – развивающей работы и содержание работы по каждому направлению;
  • организационный раздел содержит описание системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки глухих обучающихся.

Целевой раздел.

Цель Программы коррекционной работы[2] - определение комплексной системы педагогической, психолого - педагогической и социально - педагогической помощи обучающимся с нарушениями слуха для успешного освоения адаптированной основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, учете фактического уровня общего и слухоречевого развития, достигнутых результатов начального общего образования, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности обучающегося.

Задачи Программы коррекционной работы[3]:

  • выявление особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся в ходе комплексного психолого – педагогического обследования;
  • определение оптимальных специальных условий для получения основного общего образования на основе адаптированной основной образовательной программы в соответствии с особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями обучающихся (с учетом рекомендаций ПМПК, ИПР, психолого – педагогического консилиума образовательной организации);
  • разработка и реализация Индивидуального плана коррекционно –развивающей работы каждого обучающегося с учетом рекомендаций ПМПК и ИПР, а также психолого – педагогического консилиума образовательной организации по результатам комплексного психолого – педагогического обследования;
  • разработка и проведение специальных коррекционно – развивающих занятий в соответствии с Индивидуальным планом коррекционно –развивающей работы каждого обучающегося, реализуемых в процессе внеурочной деятельности;
  • оказание специализированной индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи в процессе развития личностных качеств обучающихся, их жизненных компетенций, расширения социальной практики, в том числе, при взаимодействии со слышащими людьми, включая, в том числе, взрослых и сверстников;
  • оказание специализированной индивидуально ориентированной психолого – педагогической помощи в развитии у обучающихся словесной речи - устной (в том числе, ее восприятия и воспроизведения) и письменной;
  • оказание специализированной индивидуально ориентированной психолого – педагогической помощи в развитии учебно - познавательной деятельности обучащихся в контексте достижения ими планируемых результатов образования;
  • своевременное выявление трудностей обучающихся в достижении планируемых результатов образования и оказание им специализированной индивидуально ориентированной психолого – педагогической помощи;
  • выявление у обучающихся особых способностей (одаренности) в определенных видах учебной и внеурочной деятельности; создание условий, способствующих наиболее полноценному их развитию;
  • оказание специализированной индивидуально ориентированной психолого – педагогической помощи обучающимся в профессиональной ориентации и социальной адаптации;
  • обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в процессе комплексного психолого - медико - педагогического сопровождения обучающихся;
  • осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с обучающимися, их родителями (законными представителями), а также со специалистами разного профиля, работниками общественных организаций, участвующими в процессе образования и социальной адаптации обучающихся.

        Принципы проектирования и реализации Программы коррекционно – развивающей работы включают:

  • принцип системности, базирующийся на единстве процессов диагностики, обучения и коррекции нарушений развития у обучающихся с нарушениями слуха;
  • создание в образовательной организации условий, учитывающих особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями слуха;
  • соблюдение интересов обучающихся с нарушениями слуха в качественном образовании с учетом их особых образовательных потребностей;
  • реализация Программы коррекционно -развивающей работы в ходе всего образовательно - коррекционного процесса в учебной и внеурочной деятельности, в том числе, при включении во внеурочную деятельность специальных коррекционно – развивающих занятий в соответствии с Индивидуальным планом коррекционно -развивающей работы каждого обучающегося;
  • комплексное сопровождение каждого обучающегося при систематическом взаимодействии всех участников образовательных отношений;
  • создание комфортной психологической и социальной ситуации развития, обучения и воспитания с учетом психологических и социальных факторов в формировании личности, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  • применение специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания, способствующих качественному освоению образовательной программы;
  • обеспечение овладения обучающимися с нарушениями слуха словесной речью (устной и письменной) при максимальном обогащении речевой практики в условиях педагогически созданной слухоречевой среды (при постоянном пользовании обучающимися индивидуальными средствами слухопротезирования - индивидуальными слуховыми аппаратами / кохлеарными имплантами, а также звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования с учетом медицинских и сурдопедагогических рекомендаций);
  • активизация развития учебно - познавательной деятельности, самостоятельности обучающихся при решении учебных и жизненных задач; расширение их познавательных интересов;
  • обеспечение социальной адаптации обучающихся на основе овладения ими социокультурными нормами и правилами;
  • развитие жизненных компетенций при активизации межличностного взаимодействия обучающихся с детьми разного возраста, включая сверстников, и взрослыми, в том числе, с лицами с нарушениями слуха и слышащими людьми, в разных видах внеурочной социокультурной деятельности (при использовании средств коммуникации – словесной или жестовой речи, по согласованию с собеседниками);
  • при согласованном решении участников образовательных отношений включение во внеурочную деятельность занятий, направленных на совершенствование владения обучающимися жестовой речью;
  • содействие приобщению обучающихся к здоровому образу жизни;
  • обеспечение профессиональной ориентации обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Планируемые результаты реализации

Программы коррекционной работы.

Раздел «Планируемые результаты реализации Программы коррекционной работы» включает:

  • описание достижения каждым обучающимся сформированности конкретных качеств личности с учетом социокультурных норм и правил, жизненных компетенций, способности к социальной адаптации в обществе; овладения универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными);  достижения планируемых предметных результатов образования и результатов обязательных специальных коррекционно – развивающих занятий по Программе коррекционной работы «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» и «Развитие учебно -познавательной деятельности», а также других видов коррекционно – развивающих занятий, рекомендованных обучающемуся ПМПК, ИПР, психолого - педагогическим консилиумом образовательной организации с учетом его индивидуальных особенностей[4];
  • анализ достигнутых результатов, выводы и рекомендации.

Планируемые результаты коррекционной работы носят индивидуально  ориентированный характер. Достижения каждого обучающегося рассматриваются с учетом фактических данных о результатах образовательно - коррекционной работы на предшествующем этапе, а не в сравнении с достижениями других обучающихся класса.

Промежуточная аттестация достижения обучающимися планируемых результатов Программы коррекционной работы предполагает:

  • проведение специализированного комплексного психолого – педагогического обследования каждого обучающегося при переходе на ступень основного общего образования (стартовая диагностика в начале обучения в пятом классе), а также не реже одного раза в полугодие;
  • систематическое осуществление педагогических наблюдений в учебной и внеурочной деятельности;
  • проведение мониторинга социальной ситуации и условий семейного воспитания (проводится в начале обучения в пятом классе, а также не реже одного раза в полугодие;
  • изучение мнения о социокультурном развитии обучающихся педагогических работников и родителей (их законных представителей), а также при взаимодействии с общественными организациями, их представителей (проводится при переходе на ступень основного общего образования, а также не реже одного раза в полугодие).

Изучение достижения каждым обучающимся планируемых результатов Программы коррекционной работы проводится следующими педагогическими работниками: педагогом - психологом, социальным педагогом, учителями - дефектологами (сурдопедагогами), учителями – предметниками, классными руководителями, воспитателями и др.

В процессе изучения результатов ПКР используются диагностические методики и материалы мониторинга, разрабатываемые каждым педагогическим работником образовательной организации в соответствии с его функциональными обязанностями, а также портфолио достижений обучающегося.

При оценивании результатов коррекционной работы используется накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, оценка на основе его портфолио достижений, а также оценка в соответствии с критериями, определенными в каждой методике психолого –педагогического обследования.

Решение о достижении обучающимися планируемых результатов Программы коррекционной работы принимает психолого – педагогического консилиума образовательной организации на основе анализа материалов комплексного изучения каждого обучающегося, разрабатывает рекомендации для дальнейшего обучения.


[1]  Здесь и далее: обучающиеся с КИ – обучающиеся, перенесшие операцию/ операции кохлеарной имплантации; могут пользоваться (с учетом медицинских показаний) двумя кохлеарными имплантами или кохлеарным имплантом и индивидуальным слуховым аппаратом, а также только кохлеарным имплантом. (с учетом медицинских показаний или по собственному желанию).

[2] Цель определяет (указывает) результат работы, ее не рекомендуется подменять направлениями работы или процессом ее реализации.

[3] Задачи отражают разработку и реализацию содержания основных направлений коррекционной работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское и др.).

[4] Рекомендации к содержанияю организации и методике мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов образования в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому году обучения представлены в примерных рабочих программах, документации педагога – психолога, социального педагога и др.