Лингвистические проблемы специальной педагогики и психологии взгляд логопеда
Эссе на тему "Лингвистические проблемы специальной педагогики и психологии: взгляд логопеда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskie_problemy_spetsialnoy_pedagogiki_i_psihologii_vzglyad_logopeda.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Д. Ю. Торопова
Лингвистические проблемы специальной педагогики и психологии: взгляд логопеда
Систему лингвистических знаний, логопеду необходимо использовать в своей работе для решения ряда задач диагностики, коррекции и предупреждение речевых нарушений. Человек принимает и передает основную часть информации через речь, но при нарушении речи передача, а в некоторых случая и прием информации затруднено. Поэтому очень важно, как можно раньше выявить имеющиеся нарушения, для их предотвращения и устранения.
Чтобы понимать, в чем разница меду речью и языком, уточним. Речь - это процесс, это коммуникация, а язык - это те самые правила (какие там есть падежи, какая последовательность в их формировании, какой за каким звуком возникает, отличие относительных прилагательных от притяжательных) и нормы которые происходят у ребенка в ходе возрастной периодизации.
Лингвистика выступает неотъемлемой частью специальной педагогики и психологии, так как изучает не только язык, его структуру, функции, но пути развитие. Основные закономерности развития языка можно выявить лишь при анализе развития речевой деятельности и позже обнаружить причины нарушений речевого и психического развития детей, разработать методику логопедической коррекции этих нарушений. Развитие языковой способности тесно связано с процессом социальной адаптации ребенка в обществе. Любое нарушение психического развития негативно воздействует на формирование речи ребенка и на процесс его социализации в обществе.
Лингвистические проблемы специальной педагогики и психологи:
- соотношение лингвистических и психолингвистических языковых единиц: лингвистические единицы соотносятся с языковыми стандартами, психолингвистические единицы соотносятся с речевой деятельностью (психолингвистика);
- развитие детской речи в процессе познания языка, в то время, когда ребенок проходит фонетический, грамматический и семантический периоды развития речи (психолингвистика и когнитивная лингвистика);
- развитие символической функции в онтогенезе (психолингвистика и прагматическая лингвистика);
- анализ своеобразия языка как общественного явления (социолингвистика).
Рассмотрим эти проблемы в логопедической практике.
В первой проблеме рассматривается соотношение языка и его взаимодействием с мышлением и сознанием. Язык представляется как сложное многоуровневое образование, где один уровень - это одна языковая единица. Причем высший уровень состоит из элементов низшего уровня, то есть от звуков к слогам, затем к словам, фразам и к предложениям. Языковые единицы соотнесены с языком или языковым стандартом. Языковой стандарт закладывает социальная группа, которая окружает ребенка.
Вторая проблема с точки зрения логопедической практики, особое внимание уделяется проблемам речевого онтогенеза. Онтогенез языковой способности - это сложное взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослого и ребенка, с другой - процесса развития предметной и познавательной деятельности ребенка. Развитие речи, есть прежде всего развитие способа общения. То есть ребенку необходимо самостоятельно развивать свои коммуникативные навыки, опираясь на полученный ранее опыт и словарный запас, а также правила построения языковых единиц. Для него речь взрослого выступает, как пример подражания. Но ребенок не всегда правильно может перерабатывать речевую продукцию окружающих и ему приходится изучать новые для себя правила и законы построения речи. Затем полученные знания приводят к формированию более сложных механизмов речи.
Следующей, не менее важной, проблемой является развитие символической функции в онтогенезе. Эта проблема связана со становлением языковой способности и предпосылками развития мышления и речи. Если рассматривать генетические корни мышления и речи, то можно прийти к выводу, что их развитие совершается непараллельно и неравномерно можно обнаружить как доречевую стадию развития интеллекта, так и до интеллектуальную стадию развития речи. То есть развитие речи и мышления ребенка в первые годы жизни мало зависимы друг от друга, и только в возрасте около двух лет ребенок начинает осознавать символическую структуру речи и его речь становиться интеллектуальной.
Наконец, проблемой, имеющей главное значение для логопеда, является психолингвистический анализ отклонений от нормального развития речи. Дефект речи рассматривается, как нарушение речевой деятельности. Для специальной педагогики особо важным является наличие связи перехода личности в социальное общество и социальных аспектов речевого общения. При этом в систему социальных терминов речевой деятельности должны быть включены такие, которые будут отражать отношения, связывающие общающихся людей с более широкими языковыми системами. Такое определение позволяет противопоставить речевую патологию отступлениям от норм речевого поведения. При патологии речи мы имеем дело с нарушениями как навыков, так и умений, при этом ребенок нуждается в логопедической помощи. В случаях патологии речи возникает вопрос о возможности или невозможности общения.
Таким образом, изучение лингвистических проблем специальной педагогики и психологи, помогает вооружить логопедов знаниями и навыками, необходимыми для изучения особенностей речевой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и коррекции патологических процессов развития речи в аспекте лингвистики.