Обоснование необходимости использования лексических упражнений в работе по формированию связной речи

Торопова Дарья Юрьевна

Обоснование необходимости использования лексических упражнений в работе по формированию связной речи

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обоснование необходимости использования лексических упражнений в работе по формированию связной речи

Лексические упражнения- это упражнения, направленные на осознание сущности лексикологических понятий и на формирование лексических умений.

вид упражнений, целью которых является формирование лексических навыков.

Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в

  • ограниченности словарного запаса
  • резком расхождении объема активного и пассивного словаря;
  • неточном употреблении слов;
  • многочисленных вербальных парафазиях;
  • несформированности семантических полей;
  • трудностях актуализации словаря.

У детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас.

Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря.

Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники с ОНР даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод (клюква, земляника,), рыб, цветов (незабудка, фиалка, астра), диких животных (кабан, леопард), птиц (аист, филин) и др.

В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться и др.).

Значительно труднее усваиваются слова обобщенного отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.

Нарушение формирования лексики у этих детей выражается в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.

Характерной особенностью словаря детей с ОНР является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафпзиях.

Среди многочисленной вербальной парафазии у этих детей наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю.

Замены существительных (лось — олень, тигр — лев, лимон — апельсин, и др.).

Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов.

В заменах глаголов (ползет – идет, воркует – поет, чирикает – поет и т.д. )

Вербальные парафазии обусловлены также недостаточной сформиронанностыо семантических полей, структурации одного семантического поля, выделения его ядра и периферии. Нарушения актуализации словаря у дошкольников с ОНР проявляются также в искажениях звуковой структуры слова (тракторист — тракторичист, мяукает- мяучает, кудахчет — кудакает).

Нарушения развития лексики у детей с ОНР проявляются и в более позднем формировании лексической системности, организации семантических полей, качественном своеобразии этих процессов.

Лексические упражнения расширение словарного запаса

Для активизации глаголов используется упражнение на подбор действий к предметам: «Для чего нужен утюг? Что можно делать веником? Для чего нужна лейка?». В упражнении «Кто что делает?» ребёнок должен назвать как можно больше действий: «Что делает кошка?» - «Мяукает, мурлычет, играет, лакает молоко».

Подбор синонимов к словосочетаниям.

например, «Река бежит», «Мальчик бежит».

Воспитатель спрашивает: «Какое слово повторяется? Давайте попробуем его заменить. «Река бежит» - как сказать по – другому?» (Течёт, журчит, льётся.) Ко второму словосочетанию такие ответы: «Несётся, торопится, летит».  

Подбор антонимов вначале следует производить, используя наглядный материал (Высокий-низкий, Широкий – узкий).

В формировании умения подбирать синонимы и антонимы очень эффективны специальные речевые ситуации, когда детям ставятся в условия, требующие точного словесного обозначения.

Например, «Если часто идёт дождь, небо затянулось тучами, дует холодный ветер, то какими словами можно сказать про осень, какая она?» (Пасмурная, дождливая, холодная.)

Для активизации словаря эффективным является составление загадок самими детьми. Очень важно, чтобы ребёнок мог не только назвать предмет, но и правильно обозначить его качества, действия с ним. Вначале загадывает предмет педагог, а затем дети. «Нос пятачком, она хрюкает» и др.