ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Артеменко Ирина Николаевна

Тест (от англ. test – испытание, исследование, проверка) – общенаучный эмпирический метод исследования, состоящий в применении системы специально отобранных процедур (формализации, алгоритмизации, инструктирования, фиксации, измерения, анализа и интерпретации) для измерения качеств и свойств личности, учебных достижений, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testirovanie_kak_metod_pedagogicheskogo_issledovaniya.pptx1.33 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 2

Понятие тест а как метода исследования Тест (от англ. t est – испытание, исследование, проверка) – общенаучный эмпирический метод исследования, состоящий в применении системы специально отобранных процедур (формализации, алгоритмизации, инструктирования, фиксации, измерения, анализа и интерпретации) для измерения качеств и свойств личности, учебных достижений, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.

Слайд 3

Понятие тестирования как метода педагогического исследования Педагогическое тестирование – форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов. Педагогический тест – инструмент оценивания обученности учащихся, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.

Слайд 4

Функции педагогического тестирования Диагностическая – выявление уровня знаний, умений, навыков учащегося. Обучающая – мотивирование учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Воспитательная – заключается в периодичности и неизбежности тестового контроля.

Слайд 5

Структура теста Инструкция Содержание теста (задания) Шкала оценки Методические указания по обработке и интерпретации получаемых данных

Слайд 6

Классификация педагогических тестов По целям использования в педагогическом процессе: Предварительные – перед изучением нового материала; Текущие – в процессе освоения учебного материала; Рубежные – по теме, разделу; Диагностические – выявление трудностей в обучении и их источников; Итоговые (суммирующие).

Слайд 7

Классификация педагогических тестов (продолжение) 2. По способу интерпретации результатов: Критериально – ориентированные, направленные на выявление учебных достижений тестируемых; Нормативно – ориентированные, направленные на сравнение учебных достижений тестируемых.

Слайд 8

Классификация педагогических тестов (продолжение) 3. По процедуре создания: Формальные – профессионально разработанные тесты; Неформальные – созданные педагогами. 4. По содержанию: Гомогенные – основываются на содержании какой-либо одной дисциплины; Гетерогенные – основываются на содержании нескольких дисциплин; Интегративные – решение заданий требует интегративного знания.

Слайд 9

Классификация педагогических тестов (продолжение) 5. По форме предъявления: Бумажные (письменные);

Слайд 10

Классификация педагогических тестов ( по форме предъявления) Предметные, аппаратурные («детектор лжи»)

Слайд 11

Классификация педагогических тестов (по форме предъявления) С использованием КТ

Слайд 12

Классификация педагогических тестов (продолжение) 6. По направленности: Тесты интеллекта; Личностные тесты; Тесты достижений. 7. По характеру действий: Вербальные; Невербальные.

Слайд 13

Классификация педагогических тестов (продолжение) 8. По ведущей ориентации: Тесты на результативность; Тесты на скорость; Смешанные тесты.

Слайд 14

Формы тестовых заданий Закрытого типа – предполагает выбор правильного ответа из предложенных вариантов. Оптимальное количество альтернативных ответов 4-5. Сюда относятся: задания альтернативных ответов; задания множественного выбора; з адания на восстановление соответствия; Задания на восстановление последовательности. Открытого типа – испытуемый сам записывает правильный ответ. К ним относятся: Задания дополнения; Задания свободного изложения.

Слайд 15

Формы тестовых заданий закрытого типа: Задания альтернативных ответов (пример) Инструкция : Обведи ответ «да», если ты согласен с утверждением, обведи ответ «нет», если не согласен с утверждением. Биосфера – это часть… -… геологическая оболочка Земли (да/нет); -…биологическая оболочка Земли (да/нет); -… гидрологическая оболочка Земли (да/нет); -… населенная организмами (да/нет); - … где возможна жизнь (да/нет); -… где присутствует воздух (да/нет).

Слайд 16

Формы тестовых заданий закрытого типа: Задания множественного выбора (пример) Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному ответу. Вопрос: Кто автор памятника А.С. Пушкину на п лощади Искусств? Варианты ответа: 1) Аникушин ; 2) Козловский; 3) Орловский; 4) Трубецкой; 5) Опекушин .

Слайд 17

Формы тестовых заданий закрытого типа: Задания на восстановление соответствия (пример) Инструкция: Соотнеси написанное в столбцах 1 и 2. Запиши в таблицу ответов цифры из столбца 2, которые соответствуют утверждениям из столбца 1. Вопрос: Кто написал? Ответ: Произведение Автор А. «Обломов» 1. Л.Н. Толстой Б. «Капитанская дочка» 2. А.Н. Островский В. «Севастопольские рассказы» 3. А.С. Пушкин Г. «Лес» 4. А.П. Чехов Д. «Крыжовник» 5. И.А. Гончаров А Б В Г Д

Слайд 18

Формы тестовых заданий закрытого типа: Задания на восстановление последовательности (пример) Инструкция: расположи в правильной последовательности. В столбце ответов поставь соответствующие буквы. Вопрос: Этапы зародышевого развития позвоночных животных происходят в следующем порядке: А. Дробление; Б. Зигота; В. Бластула; Г. закладка органов; Д. гаструла. Ответ : БАВДГ

Слайд 19

Преимущества заданий закрытого типа: Высокая надежность задания, ввиду отсутствия субъективной оценки задания; В задании не учитывается умение испытуемого хорошо формулировать ответы; Легкость в обработке заданий, тестирование проводится быстро; Охват большой области знаний испытуемого; Возможна машинная обработка ответов; Низкая вероятность угадывания правильных ответов; Возможность получения точной оценки содержательности теста, что важно для определения соответствия теста целям исследования.

Слайд 20

Формы тестовых заданий открытого типа: Дополнения (задачи с ограничением на ответы) Инструкция: Впиши пропущенное слово, ответ вписывается в отведенное место. Одному пропуску соответствует только одно слово. Вопрос: пунктуация – раздел русского языка, в котором изучают … Варианты ответа: _________________________________

Слайд 21

Формы тестовых заданий открытого типа: Свободного изложения (пример) Инструкция: закончите предложение (фразу) или впишите вместо многоточия правильный ответ. Задание: Дайте ответ чем словосочетание отличается от предложения. Ответ: __________________________________________

Слайд 22

Преимущества заданий открытого типа: Краткость и однозначность ответов; Необходимость воспроизведения ответов по памяти; Отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа; Простота формулировки вопросов; Простота проверки; Невозможность угадать ответ.

Слайд 23

Основные показатели качества теста Надежность – характеристика теста, отражающая точность педагогического измерения, а также устойчивость результатов тестирования к воздействию посторонних (случайных) факторов. Тест, проведенный в стандартных условиях для одной и той же группы лиц, дающий один и тот же результат имеет высокую надежность. Пути повышения надежности тестов: увеличение длинны теста; проверка объективной оценочной схемы; снижение вероятности угадывания правильных ответов; ужесточение инструкций для испытуемых, инструкций по проверки результатов; повышение качества инструктажа и подготовки тестировщика .

Слайд 24

Основные показатели качества теста (продолжение) Валидность (от англ. Validity – значимость, обоснованность, пригодность) – это характеристика способности теста служить поставленной цели измерения, то есть способность теста измерять то, для чего он предназначен. Выражается степенью – высокая, средняя, низкая. Валидность особенно важна для тестов, ориентированных на критерий.

Слайд 25

Основные показатели качества теста (продолжение) Объективность – заданное процентное соотношение степени трудности-легкости для большинства испытуемых. Условиями повышения объективности тестирования является повышение уровня обоснованности как самих тестов, так и методов их разработки, использование современной техники хранения и передачи тестового материала, последовательная работа по устранению возможностей намеренного искажения результатов.

Слайд 26

Этапы создания тестового инструмента: Определение целей тестирования. Определение ресурсных возможностей разработчиков. Отбор содержания учебного материала. Конструирование технологической матрицы и ее экспертиза. Составление тестовых заданий и их экспертиза. Построение выборки для апробации заданий и тестов. Компоновка заданий для апробации. Апробация тестовых заданий.

Слайд 27

Этапы создания тестового инструмента (продолжение): Определение и расчет показателей качества тестовых заданий. Отбраковка заданий и составление теста. Апробация теста. Определение и расчет показателей качества теста. Составление окончательного варианта теста. Стандартизация теста. Нормирование теста. Оснащение теста.

Слайд 28

Психологические аспекты тестирования. Требования к педагогу, проводящему тестирование. Отсутствие влияния экспериментатора (педагога) на результаты тестирования. Соблюдение для всех одинаковых условий тестирования. Объяснение результатов тестирования испытуемым. Соблюдение этических требований.

Слайд 29

Достоинства и недостатки тестирования Достоинства тестирования: Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания. Тестирование более справедливый метод, предполагает равные для всех условия. Тесты это более объемный инструмент, способный затрагивать все темы курса предмета. Тест это более точный инструмент, шкала оценки теста как правило превышает 5-ти бальную шкалу оценки знаний. Тестирование более эффективно с экономической точки зрения.

Слайд 30

Достоинства и недостатки тестирования (продолжение) Недостатки тестирования: Разработка качественного тестового инструментария – длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Данные, получаемые педагогом в результате тестирования, выявляют пробелы в знаниях, но не позволяют судить об их причинах. Тест не позволяет выявить уровни знаний, связанных с творчеством (вероятностные, абстрактные, методологические знания). Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. В тестировании присутствует элемент случайности.

Слайд 31

Тестирование должно обязательно сочетаться с другими формами и методами проверки!

Слайд 32

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!