Экспериментирование

Ставицкая Марина Владимировна

Выступление на педагогическом совете: "Особенности организации экспериментальной деятельности дошкольников"

20 января 2019

 

Slajd1.JPG

Особенности организации экспериментальной деятельности  дошкольников

 

Цель:

 

Повышение педагогической компетентности в организации и проведении опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками.

Задачи:

 

Познакомить с особенностями организации исследовательской деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС;

Закрепить и расширить знание педагогов об особенностях содержания центра «Познавательного развития», правилах работы в нем;

Предложить педагогам систему организации опытно – экспериментальной деятельности посредством разработанных картотек (для воспитанников и педагогов);

 (1 слайд)

 

Ребенок в детском саду является исследователем, проявляя интерес к различным видам деятельности.

 

 (2 слайд)

 

Slajd2.JPG

 

Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. Интерес и внимание привлекает детей, когда педагог показывает опыты и проводит экспериментирование. Чем полезно детское экспериментирование в детском саду? Во первых у детей происходит соприкосновение с предметами, что позволяет понять их качества, свойства. Во вторых, экспериментальная деятельность пробуждает еще большую любознательность, открывает для ребенка новый мир, полный чудес и загадок. В третьих,  у детей углубляются знания о природе живой и не живой, они расширяют свой кругозор, учатся расширять, наблюдать за явлениями, анализировать и делать выводы. И, конечно, детское экспериментирование в детском саду позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое – то явление, что естественно влияет на их самооценку. В работах многих отечественных педагогов (Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько) говорится, что “детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития”, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

 

 Slajd3.JPG

 

Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать  требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, которые побуждают интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

 

1.jpg

 

 Основной целью экспериментальной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка. Важно помнить, что нельзя ребенка мыслить шаблонно, как того желаете мы. Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы. Задачи экспериментальной деятельности равнозначны задачам развития ребенка, это:

 

Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей

Развитие творческого воображения и мышления

Развитие коммуникативных навыков

Развитие познавательных способностей

 Slajd5.JPG

 

В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей

 

Также эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

 

Slajd6.JPG

 

По характеру объектов, используемых в эксперименте, это м.б :

экспериментальные наблюдения и взаимодействия с растениями и животными;

опыты с объектами неживой природы;

и эксперименты, объектом которых является человек.( функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства).

По месту проведения опытов:

в групповой комнате;

на участке и  в лесу т. п.

По количеству детей:

индивидуальные (1—4 ребенка);

групповые (5—10 детей);

коллективные (вся группа) .

Slajd7.JPG

 

По причине их проведения:

случайные, которые специальной подготовки не требуют.

запланированные.

поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.

По характеру включения в педагогический процесс:

эпизодические (проводимые от случая к случаю);

систематические.

По продолжительности:

кратковременные (от 5 до 15 минут);

длительные (свыше 15 минут).

Slajd8.JPG

 

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

однократные;

многократные, или циклические.

По характеру мыслительных операций:

констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По месту в цикле:

первичные;

повторные;

заключительные и итоговые.

Slajd9.JPG

 

По характеру познавательной деятельности детей:

иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

По способу применения в аудитории:

демонстрационные;

фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

 

 Slajd10.JPG

 

экспериментальная деятельность закладывается уже в раннем возрасте ребенка и имеет свои формы. Каждая форма соответствует возрастным особенностям:

 

В раннем возрасте такая форма будет характеризоваться, как «Манипулирование с предметами»;

В младшем возрасте наступает период вопросов или форма «Что такое»;

В старшем дошкольном возрасте приобретенные формы совершенствуются и приобретают новую форму «Любопытство»;

И наконец к подготовительной к школе группе достигается совершенная форма опытно-экспериментальной деятельности – «Любознательность».

Slajd11.JPG

 

Особенность руководства экспериментальной деятельностью дошкольника заключается в том, что роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

 

В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

 

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

 

Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

 

Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

 

Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред – ни объекту наблюдений, ни ребенку).

 

В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой то причине отстает и теряет основную мысль.

 

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.

 

После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и убрать на место оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

 

Slajd12.JPG

 

Таким образом структура детского экспериментирования выглядит следующим образом:

 

постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

формулирование выводов.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

 

Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходимо отнести три основных компонента: содержание, предметно-развивающая среда и психологический комфорт. Рассмотрим подробнее.

 

Slajd13.JPG

 

Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей, целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов. Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат. Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей, тематики и программного содержания. Причем, система разработанных форм экспериментальной деятельности не противоречит, а, наоборот, является составной частью комплексно-тематического планирования всего воспитательно-образовательного процесса.

 

Вторым из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Поэтому оборудуя и организуя пространство для опытно – экспериментальной деятельности дошкольников необходимо обдуманно и продуктивно прозонировать её.

 

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория) должны быть выделены:

 

Slajd14.JPG

 

Место для постоянной выставки, где размещают мини музей, в котором могут находиться различные коллекции. *Экспонаты, редкие предметы* (раковины, камни*, кристаллы, перья и т.п.)

Д.Б. Место для приборов. Основным оборудованием в уголке являются приборы-помощники, такие как: микроскопы, лупы, компас, *весы, песочные часы, магниты. *Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики. *Красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски. *Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл)*, мерные ложки, резиновые груши и прочие материалы.

Место для хранения природного и "бросового " (камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; материалов проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки)

Место для проведения опытов, которое д.б. достаточным и не загроможденным, т.ч. за ним могли поместиться 2 человека как минимум. Лучше, чтобы данное место могло быть* мобильным, для обеспечения обозра со всех сторон при демонстрации проведения эксперимента.

Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям :«Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

 

 

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

 

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя.

 

Slajd15.JPG

 

При оборудовании уголка, а также при организации и проведении экспериментальной деятельности необходимо учитывать следующие требования

 

учет возрастных особенностей;

безопасность для жизни и здоровья детей

достаточность;

доступность расположения

Slajd16.JPG

 

 И последнее, известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

 

Slajd17.JPG

 

Так, к примеру можно изготовить папку – передвижку с советами “Как помочь маленькому исследователю”, создать картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, “Цветные льдинки” (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).

 

На родительском собрании можно предложить игры, в которых используются результаты экспериментирования, например “Секретное донесение” (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода).

 

Slajd18.JPG

 

 

 

Для продуктивной работы с детьми по опытно – экспериментальной деятельности и повышения педагогической  компетентности воспитателей разработано огромное количество методической и научной литературы.

 

Slajd19.JPG

 

В завершении выступления хотелось бы процитировать известного ученого педагога Василия Александровича Сухомлинского: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”.

 

Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

 

Slajd20.JPG

 

 Спасибо за внимание!

 

 buklet_eksperementirovanie_(1).jpg

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экспериментирование20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете: "Особенности организации экспериментальной деятельности дошкольников"

20 января 2019

Slajd1.JPG

Особенности организации экспериментальной деятельности  дошкольников

Цель:

Повышение педагогической компетентности в организации и проведении опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками.

Задачи:

Познакомить с особенностями организации исследовательской деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС;

Закрепить и расширить знание педагогов об особенностях содержания центра «Познавательного развития», правилах работы в нем;

Предложить педагогам систему организации опытно – экспериментальной деятельности посредством разработанных картотек (для воспитанников и педагогов);

 (1 слайд)

Ребенок в детском саду является исследователем, проявляя интерес к различным видам деятельности.

 (2 слайд)

Slajd2.JPG

Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. Интерес и внимание привлекает детей, когда педагог показывает опыты и проводит экспериментирование. Чем полезно детское экспериментирование в детском саду? Во первых у детей происходит соприкосновение с предметами, что позволяет понять их качества, свойства. Во вторых, экспериментальная деятельность пробуждает еще большую любознательность, открывает для ребенка новый мир, полный чудес и загадок. В третьих,  у детей углубляются знания о природе живой и не живой, они расширяют свой кругозор, учатся расширять, наблюдать за явлениями, анализировать и делать выводы. И, конечно, детское экспериментирование в детском саду позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое – то явление, что естественно влияет на их самооценку. В работах многих отечественных педагогов (Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько) говорится, что “детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития”, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

 Slajd3.JPG

Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать  требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, которые побуждают интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

1.jpg

 Основной целью экспериментальной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка. Важно помнить, что нельзя ребенка мыслить шаблонно, как того желаете мы. Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы. Задачи экспериментальной деятельности равнозначны задачам развития ребенка, это:

Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей

Развитие творческого воображения и мышления

Развитие коммуникативных навыков

Развитие познавательных способностей

 Slajd5.JPG

В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей

Также эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

Slajd6.JPG

По характеру объектов, используемых в эксперименте, это м.б :

экспериментальные наблюдения и взаимодействия с растениями и животными;

опыты с объектами неживой природы;

и эксперименты, объектом которых является человек.( функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства).

По месту проведения опытов:

в групповой комнате;

на участке и  в лесу т. п.

По количеству детей:

индивидуальные (1—4 ребенка);

групповые (5—10 детей);

коллективные (вся группа) .

Slajd7.JPG

По причине их проведения:

случайные, которые специальной подготовки не требуют.

запланированные.

поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.

По характеру включения в педагогический процесс:

эпизодические (проводимые от случая к случаю);

систематические.

По продолжительности:

кратковременные (от 5 до 15 минут);

длительные (свыше 15 минут).

Slajd8.JPG

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

однократные;

многократные, или циклические.

По характеру мыслительных операций:

констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По месту в цикле:

первичные;

повторные;

заключительные и итоговые.

Slajd9.JPG

По характеру познавательной деятельности детей:

иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

По способу применения в аудитории:

демонстрационные;

фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

 Slajd10.JPG

экспериментальная деятельность закладывается уже в раннем возрасте ребенка и имеет свои формы. Каждая форма соответствует возрастным особенностям:

В раннем возрасте такая форма будет характеризоваться, как «Манипулирование с предметами»;

В младшем возрасте наступает период вопросов или форма «Что такое»;

В старшем дошкольном возрасте приобретенные формы совершенствуются и приобретают новую форму «Любопытство»;

И наконец к подготовительной к школе группе достигается совершенная форма опытно-экспериментальной деятельности – «Любознательность».

Slajd11.JPG

Особенность руководства экспериментальной деятельностью дошкольника заключается в том, что роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред – ни объекту наблюдений, ни ребенку).

В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.

После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и убрать на место оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

Slajd12.JPG

Таким образом структура детского экспериментирования выглядит следующим образом:

постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

формулирование выводов.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходимо отнести три основных компонента: содержание, предметно-развивающая среда и психологический комфорт. Рассмотрим подробнее.

Slajd13.JPG

Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей, целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов. Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат. Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей, тематики и программного содержания. Причем, система разработанных форм экспериментальной деятельности не противоречит, а, наоборот, является составной частью комплексно-тематического планирования всего воспитательно-образовательного процесса.

Вторым из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Поэтому оборудуя и организуя пространство для опытно – экспериментальной деятельности дошкольников необходимо обдуманно и продуктивно прозонировать её.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория) должны быть выделены:

Slajd14.JPG

Место для постоянной выставки, где размещают мини музей, в котором могут находиться различные коллекции. *Экспонаты, редкие предметы* (раковины, камни*, кристаллы, перья и т.п.)

Д.Б. Место для приборов. Основным оборудованием в уголке являются приборы-помощники, такие как: микроскопы, лупы, компас, *весы, песочные часы, магниты. *Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики. *Красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски. *Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл)*, мерные ложки, резиновые груши и прочие материалы.

Место для хранения природного и "бросового " (камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; материалов проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки)

Место для проведения опытов, которое д.б. достаточным и не загроможденным, т.ч. за ним могли поместиться 2 человека как минимум. Лучше, чтобы данное место могло быть* мобильным, для обеспечения обозра со всех сторон при демонстрации проведения эксперимента.

Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям :«Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

 

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя.

Slajd15.JPG

При оборудовании уголка, а также при организации и проведении экспериментальной деятельности необходимо учитывать следующие требования

учет возрастных особенностей;

безопасность для жизни и здоровья детей

достаточность;

доступность расположения

Slajd16.JPG

 И последнее, известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Slajd17.JPG

Так, к примеру можно изготовить папку – передвижку с советами “Как помочь маленькому исследователю”, создать картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, “Цветные льдинки” (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).

На родительском собрании можно предложить игры, в которых используются результаты экспериментирования, например “Секретное донесение” (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода).

Slajd18.JPG

 

Для продуктивной работы с детьми по опытно – экспериментальной деятельности и повышения педагогической  компетентности воспитателей разработано огромное количество методической и научной литературы.

Slajd19.JPG

В завершении выступления хотелось бы процитировать известного ученого педагога Василия Александровича Сухомлинского: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”.

Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

Slajd20.JPG

 Спасибо за внимание!

 buklet_eksperementirovanie_(1).jpg